Теоретические занятия (лекции) – 2 часа. (Тип лекции – проблемная лекция)
Вопросы к лекции: 1. Понятие, предмет, метод и история Уголовно-исполнительного права. 2. Правовой статус осуждённого. 3. Система учреждений и органов, исполняющих наказания.
В данном вопросе мы должны рассмотреть специфическую сторону деятельности государства, каковой является сфера исполнения уголовных наказаний. Именно в данной сфере в наибольшей мере проявляется карательная сущность государства, его политика в области борьбы с преступностью и обращения с правонарушителями. Политика – это надстроечная категория, и ее содержание определяется базисом. Место, которое, занимает политика, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности к праву. Политика занимает доминирующее положение по отношению к праву. Политика и право теоретически связаны, отсюда право также оказывает влияние на политику, которое выражается посредством реализации норм, закрепляющих принципы политики. Таким образом, в нормах права воплощается политика, осуществляемая высшим органом государственной власти и государственного управления, состоящая в выработке, закреплении и реализации направлений, форм, задач и содержания деятельности государства, а также степени участия членов общества в его делах. Политика подразделяется на внешнюю и внутреннюю, внутренняя – на экономическую и социальную. Одной из приоритетных задач социальной политики является обеспечение надежной защиты прав и свобод граждан, общественного порядка, конституционного строя, мира и безопасности человека от преступных посягательств. Поэтому в социальной политики выделяют политику в сфере борьбы с преступностью, которая в юридической литературе обычно называется "политика в сфере борьбы с преступностью". Политика в сфере борьбы с преступностью – это основанное на объективных законах развития общества направления деятельности государственных и общественных органов по охране интересов народа от преступных посягательств, исполнению меры государственного принуждения к лицам, их совершившим, а также мер по предупреждению преступления. Политика в сфере борьбы с преступностью подразделяется на уголовную политику, политику в сфере предупреждения преступности и уголовно-исполнительную политику. Такое структурное разделение единой по своей цели, принципам и стратегии политики контроля за преступностью условно. Отдельные ее направления могут объединятся между собой, например уголовная политика и уголовно-исполнительная политика, или, напротив, расчленяться. Нередко из профилактики преступлений выделяется постпенитенциарная политика (предупреждение рецидивной преступности). Однако основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой и не всегда имеют характер уголовно-правового воздействия. Переходя к анализу содержания уголовно-исполнительной политики, необходимо остановиться на терминологии. Традиционно она называлась "исправительно-трудовая политика", но с изменением уголовного законодательства, а в дальнейшем и уголовно-исполнительного, произошло изменение терминологии. Понятие исправительно-трудовой политики появилось в нашем государстве в 20-е годы. Ему придавалось широкое значение. Под исправительно-трудовой политикой понималось совокупность мероприятий по осуществлению исправления и перевоспитания осужденных подвергнутых наказанию в виде лишения свободы. В тот период понятие "исправительно-трудовая политика" фактически включало в себя понятие "исправительно-трудовое право", оно тогда еще не являлось отраслью права. Принципиальные положения, которые легли в основу уголовной и исправительно-трудовой политики, были сформулированы в разделе о наказаниях программы о суде. В программе предлагалось при осуществлении правосудия больше внимания оказать наказаниям в виде условного осуждения и общественного порицания, замена лишения свободы принудительным трудом с проживанием на дому, замена тюрьмы воспитательными учреждениями, введение товарищеских судов. В первом исправительно-трудовом кодексе принятым в 1924 году места заключения разделялись на учреждения: 1. Для применения мер социальной защиты исправительного характера, к которым относились: 1.1 Дома заключения. Предназначенные для содержания подследственных и лиц приговоренных к лишению свободы на срок до шести месяцев; 1.2 Изоляторы специального назначения. Для содержания лиц, не принадлежащих классу трудящихся, а также рецидивистов приговоренных к лишению свободы со строгой изоляцией; 1.3 Исправительно-трудовые дома. Для содержания лиц приговоренных к лишению свободы на срок свыше шести месяцев; 1.4 Переходные исправительно-трудовые дома. Для содержания лиц, обнаруживших способность к трудовой жизни и отбывших часть срока лишения свободы в других местах заключения (полусвободный режим); 1.5 Трудовые колонии (сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные) Для содержания лиц, принадлежащих к классу трудящихся, совершивших преступления по неосторожности, приговоренных к лишению свободы без строгой изоляции на срок не свыше пяти лет. 2. Учреждения медико-педагогического характера: 2.1 Трудовые дома. Для осужденных к лишению свободы несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 14 до 16 лет; 2.2 Трудовые дома. Для осужденных к лишению свободы правонарушителей из числа рабоче-крестьянской молодежи в возрасте от 16 до 20 лет. 3. Учреждения медицинского характера, которые делились на колонии для больных осужденных и институты психической экспертизы. Кроме вышеуказанных мест лишения свободы существовали еще тюрьмы-изоляторы специального назначения и лагеря принудительных работ, которые использовались как места лишения свободы для тяжких преступников и прежде всего контрреволюционеров. В качестве основных средств исправительно-трудового воздействия исправительно-трудовой кодекс 1924 года предусматривал режим, труд осужденных, культурно-просветительную работу. К началу 30-х годов произошло ряд изменений, в том числе принципиального характера, порожденных изменениями в экономике и общественно-политической обстановке в стране. 1 августа 1933 года постановлением ВЦИК и СНК РСФСР был принят второй исправительно-трудовой кодекс РСФСР. Который был проникнут принципами гуманизма, демократизма и законности, но данные нормы практически не применялись. Именно отсутствие должного уровня демократизма, злоупотребления властью сделали возможным культ личности, и нарушения законности, произвола и репрессии 30-х - 50-х годов. Массовым репрессиям подверглись многие тысячи людей. Исправительно-трудовые учреждения были использованы в качестве средств осуществления массовых незаконных репрессий. Для того чтобы скрыть это от народа, нормы исправительно-трудового кодекса 1933 года перестали применяться (без официальной их отмены), и деятельность исправительно-трудовых учреждений стала регулироваться ведомственными нормативными актами. Особенно существенные изменения в осуществлении исправительно-трудовой политики произошли в 60-е годы. Основным видом исправительно-трудовых учреждений вместо тюрем и исправительно-трудовых лагерей стали исправительно-трудовые и воспитательно-трудовые колонии, создана система колоний-поселений, существенно расширилось количество оснований освобождения от уголовной ответственности с заменой ее административной ответственностью или ответственностью перед общественностью, появились такие меры уголовно-правового воздействия, как отстрочка исполнения приговора, условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, углубляется процесс декриминализации и депенилизации деяний, усиливается воспитательная сторона наказаний исправительно-трудового характера, в том числе за счет привлечения общественности к процессу исполнения наказаний. Дальнейшая демократизация и гуманизация уголовно-исполнительного права является основным направлением политики и в настоящее время. Уголовно-исполнительная политика не является какой-то особой политикой, оторванной общей политической линии государства. Она представляет собой неотъемлемую часть единой политики государства, проводимой во всех сферах его общественной жизни. Правильно оценить реальное положение дел в данной сфере можно при анализе лишь всей совокупности данных, характеризующих политическую, правовую, экономическую, структурную и организационно-распорядительную деятельность и ее научное обеспечение. Политика государства в сфере исполнения уголовного наказания призвано в максимально возможной мере регламентировать и обеспечить реализацию той системы наказаний, которая устанавливается уголовным законодательством и в конкретном виде определяется судами, через уголовно-исполнительное законодательство. Таким образом, оно следует за уголовным законодательством, осуществляя политику государства в этой сфере. Политика в сфере борьбы с преступностью направляет деятельность органов власти и управления на профилактику преступлений, своевременное их пресечение и предупреждение, реализация ответственности лиц виновных в их совершении, исполнение наказания в отношении осужденных. Уголовно-исполнительная политика направляет законотворческую деятельность и практическую работу соответствующих органов государства и общественных объединений по применению наказания. Она дает направление деятельности государства, его органов в области исполнения наказания и исправления осужденных. Следует отметить, что политика государства в сфере исполнения уголовных наказаний предусматривает не только карательные меры, но и предусматривает развернутую систему гарантий обеспечения прав и свобод заключенных, интересов осужденных, а также определяет комплекс разнообразных мер контроля и надзора за их исполнением, что нет в других отраслях законодательства. Таким образом исходя из выше сказанного, можно дать определение: Уголовно-исполнительная политика - это направленная деятельность государства в области исполнения уголовного наказания и применения к осужденным государственно-принудительных мер уголовно-исполнительного воздействия. Уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправления осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Субъектами формирования уголовно-исполнительной политики являются Президент РФ, Федеральное собрание РФ и Правительство РФ, а реализация – соответствующие государственные органы – центральные и территориальные органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, департамента судебных приставов, органы управления военными уголовно-исполнительными учреждениями, а также непосредственно учреждения и органы, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания. Основной формой реализации политики государства является - закон. Уголовно-исполнительная политика государства на современном этапе реализуется в действующем законодательстве: ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|