Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема № 4 Международные организации и конференций и Организация объединенных наций



Рассматриваются объединения государств, ко­торые порождают новый субъект международного права, отличный по своему юридическому статусу от создавших их государств - основных субъектов международного права. Они являются, следовательно, производными субъектами международного права, международная правоспособность которых различна в соответствии с условиями их образования и деятельности, в частности в соответствии с их учредительными актами.

Такими межгосударственными объединениями являются между­народные организации и конфедерации (наднациональные организа­ции) государств.

В международном праве ныне четко установлено, что международ­ные организации обладают международной правосубъектностью и со­ответствующей правоспособностью, в частности правом вступать во взаимоотношения с другими субъектами международного права и за­ключать с ними международные договоры. Об этом убедительно сви­детельствует заключение Венской конвенции о праве международных договоров 1986 г.

Очевидно и бесспорно, что в международном общении наряду с государствами участвуют многочисленные (около 500) международ­ные организации, созданные государствами с целью сотрудничества между ними в той или иной сфере международных отношений, обес­печения и охраны их общих интересов. Развитие международных ор­ганизаций означало развитие новых методов решения международных проблем и повышение удельного веса этих методов по сравнению с традиционными методами.

Вопрос о правосубъектности международных организаций в общем виде сводится к тому, урегулированы ли отношения каждой из них в отдельности с другими субъектами международных отношений норма­ми международного права. Положительный ответ на этот вопрос не вызывает сомнений: каждая международная организация неизбежно вступает в международно-правовые отношения с государствами-чле­нами и эвентуально с другими государствами и другими международными организациями. Отношения международной организации с го­сударствами-членами регулируются главным образом учредительным актом этой организации, а в некоторых случаях и другими междуна­родными соглашениями.

Учредительный акт международной организации определяет ее цели и задачи, каковыми являются прежде всего цели и задачи во вза­имоотношениях с ее государствами-членами, ибо в этом цель создания любой международной организации. Учредительный акт определяет функции и компетенцию международной организации по отношению к ее членам и, возможно, к другим субъектам международных отноше­ний.

Однако общепризнанная ныне международная правосубъектность международных организаций исходит из достаточной ясности того, что именно является международной организацией. Одним словом, резюмируется наличие определенного понятия «международная организа­ция» или, по меньшей мере, наличие определенных признаков, доста­точно адекватно ее характеризующих.

В действительности полной ясности в этом вопросе нет. Удовле­творительной официальной дефиниции международной организации также не имеется, поскольку в универсальных международных конвен­циях (Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. и ряд последующих конвенций) говорится, что «международная органи­зация означает межправительственную организацию» (в русском текс­те точнее было бы сказать «межгосударственную организацию»). Од­нако такое определение лишь отграничивает международные органи­зации от международных неправительственных организаций, деятель­ность которых международным правом, естественно, не регулируется.

Выполнение задачи разработки понятия международной организа­ции падает, таким образом, на международно-правовую доктрину. Од­нако и в доктрине - отечественной и иностранной - однозначного понятия международной организации не выработано. Авторы занима­ются главным образом выявлением характерных признаков междуна­родной организации, что, безусловно, важно, но проблемы до конца не решает.

Поэтому автор, опираясь на труды других отечественных специа­листов международного права, в свою очередь, выделил такие признаки и сформулировал определение понятия «международная организа­ция», не претендуя, разумеется, на истину в последней инстанции.

Международная организация - это прежде всего объединение или ассоциация государств, точнее - государств-членов, что вытекает из ее официального определения как межправительственной организации. В ряде случаев в деятельности международной организации на правах ее членов или иным образом (наблюдатели) участвуют другие общест­венные образования (например, Организация освобождения Палести­ны) или другие международные организации. Но это не меняет суще­ства международной организации как межгосударственного в своей основе объединения.

Однако международная организация - это не просто объединение государств, а объединение, образующее определенное их организаци­онное единство, обеспечиваемое правилами его функционирования, т.е. правовыми средствами (нормами учредительного акта и нормами «внутреннего права» организации). Иначе говоря, речь идет об орга­низационно-правовом единстве государств-членов.

Такое единство может достигаться только на основе соглашения между государствами, -которое именуется обычно учредительным актом организации. За редкими исключениями, таким учредительным актом является международный договор в смысле, который придается этому понятию Венской конвенцией о праве международных догово­ров 1969 г.

Учредительный акт организации устанавливает ее цели, функции и правомочия, условия членства в организации, ее организационную структуру, компетенцию ее органов (главных и вспомогательных) и основные условия осуществления этой компетенции, в частности по­рядок принятия соответствующих юридических актов (решений, реко­мендаций, обращений, правил процедуры и т.д.). Все это и обеспечи­вает организационно-правовое единство межгосударственного объеди­нения, превращающее его в международную организацию. Разумеется, это предполагает наличие постоянных органов международной орга­низации, наделенных определенными функциями и полномочиями во взаимоотношениях с членами организации, с другими государствами и прочими субъектами. Иными словами, речь идет об органах, осущест­вляющих функции и полномочия организации в международном об­щении.

Поскольку международная организация является международно-правовой институцией - субъектом международного права, она должна быть учреждена и действовать в соответствии с нормами общего между­народного права, регулирующими взаимоотношения между всеми субъ­ектами международных правоотношений. Особая роль принадлежит в этом плане основным принципам международного права и другим его императивным нормам. Венская конвенция о праве международных до­говоров 1969 г. гласит, что она «применяется к любому договору, явля­ющемуся учредительным актом международной организации».

Вышеизложенное позволяет, как нам представляется, сформулиро­вать следующее определение международной организации.

Международная организация - это:

- учрежденное и действующее в соответствии с международным пра­вом объединение государств, обеспечивающее их организационно-пра­вовое единство;

- образованное в силу межгосударственного соглашения - учреди­тельного акта для достижения провозглашенных целей;

- осуществляющее в соответствии с правилами организации функ­ции и полномочия в международных отношениях через свои органы и выступающее во взаимоотношениях с государствами-членами, госу­дарствами - нечленами и другими субъектами международного обще­ния от своего имени.

Подчеркнем при этом, что в соответствии с первым абзацем этого достаточно громоздкого определения, международная организация как таковая может быть как правомерной, так и противоправной. Автор готов утверждать, что существовавшие в недалеком прошлом военно-политические блоки государств, особенно с участием постоянных чле­нов Совета Безопасности ООН, и ныне продолжающая действовать Организация Северо-атлантического договора (НАТО), противоправ­ны в соответствии с Уставом ООН и действующим международным правом. *

Завершающее положение определения о том, что международная организация выступает в международном общении исключительно от своего имени, т.е. в пределах своих правомочий, во-первых, отражает тот факт, что она проявляет тем самым свою волю, имеющую самосто­ятельное качество и значение, и, во-вторых, позволяет отличать меж­дународную организацию от конфедерации или наднациональной ор­ганизации, которой посвящен следующий параграф.

Международные организации подразделяются на универсальные, региональные в смысле гл. VIII Устава ООН и локальные, членами которых являются, видимо, не менее чем три государства.

Универсальные организации. Понятие универсальной международ­ной организации определено ныне с учетом положений ст. 57 и 63 Устава ООН в Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального ха­рактера 1975 г.

Согласно ст. 2 этой Конвенции, «международная организация уни­версального характера» означает Организацию Объединенных Наций, ее специализированные учреждения, Международное агентство по атомной энергии и любую иную аналогичную организацию, членский состав и ответственность которой носят широкий международный ха­рактер.

В настоящее время существует 16 специализированных учрежде­ний ООН. Каждое из них имеет свою историю развития. Некоторые из них существовали задолго до создания ООН (о специализирован­ных учреждениях ООН см. ниже).

Международное агентство по атомной энергии не является специ­ализированным учреждением ООН, но поставлено в связь с Органи­зацией Объединенных Наций особым соглашением, заключенным с Генеральной Ассамблеей ООН в 1957 г.

Вполне очевидно, что решающая роль в деле обеспечения и разви­тия международного сотрудничества государств во всех сферах межго­сударственных отношений принадлежит Организации Объединенных Наций. Координирующая роль в конкретных сферах межгосударствен­ного общения принадлежит другим универсальным международным организациям.

В связи с вышеизложенным применительно к универсальным меж­дународным организациям и по ряду иных причин встает вопрос о международно-правовом статусе международного сообщества госу­дарств, в том числе организованного сообщества государств в лице Организации Объединенных Наций, поскольку нормы международно­го права во многих случаях отсылают к мнению этого сообщества или устанавливают его соответствующую исключительную компетенцию.

Так, организованному международному сообществу государств в лице ООН и ее Совета Безопасности принадлежит исключительная компетенция определять существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делать рекомендации или решать, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Исключительная компетенция международного сообщества госу­дарств установлена также применительно к отнесению той или нормы общего международного права к нормам, имеющим императивный ха­рактер, а также применительно к отнесению того или иного

* См.: Ушаков Н.А. Правовое регулирование использования силы в международ­ных отношениях. М., 1997.

 

междуна­родно-противоправного деяния государства к категории международ­ных преступлений государств.

Международное сообщество государств, в лице ООН призвано ор­ганизовывать исследования и делать рекомендации, в частности в целях прогрессивного развития общего международного права и его кодификации.

Международно-правовая роль сообщества государств, в лице ООН приобретает особое значение при регулировании новых сфер между­народных отношений (например, в области космического пространства или охраны окружающей среды).

В доктрине - это обозначается иногда, как проблема универсализа­ции норм международного права. И в общем виде сводится к определе­нию того, может ли отдельное государство не признавать нормы, вы­работанные сообществом государств и изложенные во вступившем в силу общем международном договоре, регулирующем новую сферу межгосударственного общения, ссылаясь на неучастие в этом договоре и на правило о том, что договор не создает обязательств или прав для третьего государства без его на то согласия. Иными словами, когда речь не идет о кодификации действующих обычноправовых норм.

Однозначного ответа на этот вопрос пока, очевидно, нет. Он про­должает исследоваться применительно к различным ситуациям и с различных точек зрения.

Однако очевидно, что организованное сообщество государств в лице ООН так или иначе выступает носителем определенных между­народных правомочий в отношении отдельных государств, т.е. сторо­ной международно-правовых отношений.

Таким образом, международно-правовое развитие ведет к призна­нию международного сообщества государств субъектом современного международного права.

Региональные организации. Глава VIII Устава ООН предусматри­вает возможность существования «региональных органов», практичес­ки региональных организаций, наделенных полномочиями по мирному разрешению «местных споров», т.е. споров между государствами - участниками таких организаций.

Кроме того, согласно ст. 53 Устава ООН, Совет Безопасности ис­пользует, где это уместно, такие региональные органы (организации) для принудительных действий под его руководством.

В результате региональные организации призваны выступать в ка­честве как бы вспомогательных органов ООН и быть признанными соответствующим образом этой организацией.

Таковыми признаны три международные организации, а именно: Лига арабских государств (ЛАГ), возникшая в 1945 г. еще до вступле­ния в силу Устава ООН; Организация американских государств (ОАГ), образовавшаяся в 1948 г.; Организация африканского единства (ОАЕ), созданная в 1963 г.

Положения гл. VIII Устава ООН о региональных органах (органи­зациях) имеют смысл, по мнению автора, лишь в плане поддержания международного мира и безопасности путем мирного разрешения местных споров и ситуаций, т.е. споров и ситуаций между государст­вами-участниками. Создание Организации Объединенных Наций взамен обанкротив­шейся Лиги Нации, не сумевшей предотвратить развязывание Второй мировой войны, явилось знаменательнейшим событием в истории со­временных международных отношений.

Уже в начале войны перед народами и государствами антифашист­ской коалиции встала задача не только выиграть войну, но и обеспечить прочный мир и надежную безопасность в будущем.

14 августа 1941 г. Великобританией и США была принята совмест­ная Декларация (Атлантическая хартия), провозгласившая общие принципы политики этих держав, касающиеся будущего устройства мира.

Великобритания и США заявили, что они: 1) не стремятся к тер­риториальным или другим приобретениям; 2) не согласятся ни на какие территориальные приобретения без свободно выраженного со­гласия заинтересованных народов; 3) уважают право всех народов из­брать себе форму правления, при которой они хотят жить, и стремятся к восстановлению суверенных прав и самоопределения тех народов, которые были лишены этого насильственным путем; 4) будут стре­миться обеспечить всем странам доступ на равных основаниях к тор­говле и к мировым сырьевым источникам; 5) стремятся добиться пол­ного сотрудничества между странами в экономической области; 6) на­деются на установление мира, который даст всем странам жить в без­опасности на своей территории; 7) считают, что такой мир должен предоставить всем возможность свободно, без всяких препятствий пла­вать по морям и океанам; 8) считают, что все государства мира должны отказаться от применения силы.

Декларация провозглашала, таким образом, уважение и соблюде­ние важнейших, попранных фашистскими агрессорами принципов международного права, которые могли стать основой для объединения государств антигитлеровской коалиции.

СССР в своей Декларации, оглашенной 24 сентября 1941 г. на Межсоюзной конференции в Лондоне, выразил свое согласие с прин­ципами Атлантической хартии, подчеркнув их большое значение в международной обстановке того времени. Советское государство в свою очередь указало, что перед союзными странами стоит чрезвычайно важная задача определить пути и средства для организации международных отношений и послевоенного устройства мира и что в результате полной и окончательной победы над гитлеризмом будут заложены основы правильных и отвечающих желаниям и идеалам свободолюбивых народов отношения международного сотрудничест­ва и дружбы.

1 января 1942 г. в Вашингтоне 26 государств обнародовали Декла­рацию, получившую впоследствии название Декларации Объединен­ных Наций. Присоединившись к общей программе целей и принципов Атлантической хартии, эти государства заявили о том, что они обязу­ются употребить все свои ресурсы, военные и экономические, против тех членов тройственного пакта и присоединившихся к нему госу­дарств, с которыми они находятся в войне, и обязались не заключать сепаратного перемирия или мира с врагами.

В ходе Второй мировой войны союзные державы антигитлеровской коалиции стремились также определить основы создания новой меж­дународной организации по поддержанию международного мира и без­опасности.

В октябре 1943 г. в Москве состоялось совещание представителей трех союзных держав - Советского Союза, США и Великобритании, в ходе которого 30 октября 1943 г. была принята Декларация четырех государств по вопросу о всеобщей безопасности, подписанная от имени своих правительств участвовавшими в Московской конфе­ренции тремя министрами иностранных дел и послом Китая в Мос­кве.

Государства - участники Декларации заявили, что они признают «необходимость учреждения в возможно короткий срок» всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие госу­дарства - большие и малые.

На Тегеранской конференции руководителей СССР, США и Ве­ликобритании в Декларации трех держав, принятой 1 декабря 1943 г., СССР, США и Великобритания вновь подтвердили свою решимость работать совместно как во время войны, так и в последующее время. Что касается мирного времени, гласила Декларация, то мы уверены, что существующее между нами согласие обеспечит прочный мир. Мы полностью признаем высокую ответственность, лежащую на нас и на всех Объединенных Нациях, за осуществление такого мира, который получит одобрение подавляющей массы народов земного шара и кото­рый устранит бедствия и ужасы войны на многие поколения.

После Московской и Тегеранской конференций разработка устава будущей новой международной организации, призванной обеспечи­вать мирное и дружественное сотрудничество государств во всех сфе­рах их взаимоотношений, проводилась путем обмена мнениями между СССР, США и Великобританией по дипломатическим каналам и на неофициальной конференции этих держав в Думбартон - Оксе (США, с 21 августа по 28 сентября 1944 г.). Выработанные на этой конферен­ции «Предложения относительно создания Всеобщей Международной Организации безопасности» составили основу Устава ООН.

В п. 1 гл. II Предложений в качестве одного из важнейших прин­ципов Организации провозглашался принцип суверенного равенства ее государств-членов. Он был закреплен затем в п. 1 ст. 2 Устава ООН.

На конференции были детально разработаны вопросы о составе, функциях и полномочиях Совета Безопасности. Положения соответ­ствующего раздела Предложений (гл. VI) с небольшими, главным об­разом редакционными, поправками были затем закреплены в Уставе ООН.

Эти положения предусматривали, в частности, что на Совет Без­опасности будет возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет будет действовать в соот­ветствии с целями и принципами Организации от имени всех ее чле­нов. Он будет состоять из представителей 11 (ныне - 15) членов Ор­ганизации; СССР, США, Великобритания, Китай и Франция будут являться постоянными членами Совета.

Конференция также тщательно и всесторонне обсудила важней­ший вопрос о процедуре голосования в Совете Безопасности. В основе этого обсуждения лежал проект, разработанный США и предусматри­вавший обязательное единогласие постоянных членов Совета при при­нятии решений, касающихся поддержания международного мира и безопасности. Правительство США решительно настаивало на своем проекте. Оно соглашалось войти в Организацию лишь в том случае, если в Совете будет действовать правило единогласия постоянных его членов.

В гл. VI Предложений указывалось, что рассмотрение вопроса о процедуре голосования в Совете Безопасности продолжается.

Предстояло преодолеть расхождение точек зрения по вопросу об участии в голосовании постоянного члена Совета, если он является стороной в споре. При этом единодушно было согласовано, что Совет Безопасности будет выносить решения большинством голосов при на­личии, как правило, единогласия его постоянных членов.

После конференции в Думбартон-Оксе, где принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности был установлен в качестве основы деятельности организации по поддержанию международного мира и безопасности, правительство США взяло на себя инициативу составления окончательного проекта положений о процедуре голосования по указанным вопросам в Совете Безопасности. Этот проект был сообщен 15 декабря 1944 г. Советскому Союзу и Великобритании, рас­смотрен и одобрен тремя державами на Крымской конференции в Ялте в 1945 г. (известен, поэтому как «ялтинская формула»).

В заключительной части сообщения о результатах Крымской кон­ференции три державы заявили, что это совещание вновь подтвердило их «общую решимость сохранить и усилить в предстоящий мирный период то единство целей и действий, которое сделало в современной войне победу возможной и несомненной для Объединенных Наций…

Только при продолжающемся и растущем сотрудничестве и взаимопонимании между нашими тремя странами и между всеми миролю­бивыми народами может быть реализовано высшее стремление человечества - прочный и длительный мир...».

5 марта 1945 г. США от своего имени и от имени СССР, Великобритании и Китая направили сорока странам приглашение на конференцию в Сан-Франциско для подготовки Устава Всемирной Международной Организации для поддержания международного мира и безопасности, предложив при этом, чтобы конференция рассмотрела как базу для такого Устава вышеуказанные Предложения, а также вырабо­танные Крымской конференцией положения о порядке голосования в Совете Безопасности, вошедшие впоследствии в Устав ООН в качестве его ст. 27.

Вопрос о Совете Безопасности, в частности о порядке голосования в нем, вызвал самые оживленные прения и явился самым острым во­просом на Конференции в Сан-Франциско.

Некоторые делегации на конференции выступили за разъяснение приглашающими державами существа «ялтинской формулы» путем ответа на сформулированные соответствующим комитетом конференции вопросы. Эти вопросы (общее число их - 23) касались прежде всего возможности применения вето (требования единогласия) в слу­чаях принятия решений Советом Безопасности на основании разделов А и В гл. VI думбартон-окских Предложений (гл. VI и VII Устава ООН), т.е. при мирном разрешении международных споров и ситуаций и действиях в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрес­сии. Остальные вопросы касались применения вето при определении, является ли данный вопрос процедурным или нет, значения воздержания от голосования постоянного члена Совета при разрешении непро­цедурных вопросов, когда он является и не является стороной в споре, а также уяснения, может ли постоянный член Совета участвовать в голосовании по вопросу о том, является ли он стороной в споре.

Ответ на поставленныевопросы был дан 7 июня 1945 г. в Дек­ларации делегаций четырех приглашающих правительств о порядке голосования в Совете Безопасности, к которой присоединилась также Франция. Декларация имела весьма важное значение для самой кон­ференции и для последующей работы Совета Безопасности.

Декларация четырех держав касается двух аспектов вопроса о про­цедуре голосования в Совете Безопасности: 1) принципиальной осно­вы правила единогласия постоянных членов Совета и 2) его примене­ния в практической деятельности Совета.

В отношении принципиальной основы правила единогласия в Дек­ларации указывалось, что «ввиду основной ответственности постоян­ных членов, от них нельзя ожидать, при настоящих условиях, сущест­вующих в мире, принятия на себя обязательства действовать в таких серьезных делах, как поддержание международного мира и безопаснос­ти, в соответствии с решением, с которым они не согласились. Единст­венный практический метод принятия в этих условиях Советом Без­опасности решений по большинству голосов — предусмотреть в отно­шении непроцедурных решений единогласие постоянных членов плюс совпадающие голоса по крайней мере двух непостоянных членов. Че­тыре приглашающих правительства представили поэтому «ялтинскую формулу» конференции как необходимую для того, чтобы была созда­на Международная организация, через которую миролюбивые нации могут наиболее эффективно нести их общую ответственность за под­держание международного мира и безопасности».

В отношении пределов применения «ялтинской формулы» в прак­тической деятельности Совета Безопасности в Декларации указыва­лось, что, выполняя свои обязанности, Совет осуществляет две группы функций: выносит решения, которые включают принятие им прямых мер в связи с разрешением международных споров, урегулированием положений, которые могут привести к спорам, определение угроз миру, устранение угроз миру и подавление нарушений мира, и решения, ко­торые не предусматривают принятия таких мер. Первая группа реше­ний требует единогласия постоянных членов, вторая — принимается процедурным голосованием.

К числу процедурных, относятся, например, решения о принятии или изменении правил процедуры Совета Безопасности, методах из­брания его председателя, об обеспечении возможности постоянного функционирования Совета, о времени и месте регулярных и специальных заседаний, о создании органов или учреждений, необходимых для выполнения функций Совета, о приглашении других членов Организации или нечленов, когда последние являются сторонами в споре, участвовать в дискуссиях в Совете.

В итоге положения о процедуре Совета Безопасности были изложены в ст. 28-32 Устава ООН.

Объясняя необходимость единогласия в отношении других вопро­сов, Декларация указывала, что в иных случаях «решения и действия Совета Безопасности могут иметь крупные политические последствия и могут даже положить начало цепи событий, которые могут, в конце концов, потребовать, чтобы Совет, выполняя свои обязанности, пред­принимал меры принуждения... Эта цепь событий начинается тогда, когда Совет решает провести расследование или определяет, что при­шло время обратиться к государствам с призывом разрешить их раз­ногласия или сделать сторонам рекомендации». Такие решения и дей­ствия требуют единогласия постоянных членов с оговоркой о том, что сторона в споре воздерживается от участия в голосовании.

Декларация четырех держав положила конец попыткам произволь­ного толкования вопроса о процедуре голосования в Совете Безопас­ности, и Конференцией Объединенных Наций был принят текст ны­нешней ст. 27 Устава ООН, в основе которого лежала «ялтинская фор­мула».

Таким образом, в Уставе ООН было закреплено важнейшее прин­ципиальное положение - обязанность сотрудничества и единогласия пяти постоянных членов Совета Безопасности при принятии Советом важных решений в качестве необходимого условия эффективности действий Организации Объединенных Наций по обеспечению всеоб­щего мира и безопасности, а также в качестве непременного условия принятия мер для предупреждения или пресечения агрессии.

В Уставе ООН принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности выражен в ст. 27, которая гласит:

1. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос.

2. Решения Совета Безопасности по вопросам процедуры считают­ся принятыми, когда за них поданы голоса девяти (ранее - семи) чле­нов Совета.

3. Решения Совета Безопасности по всем другим вопросам счита­ются принятыми, когда за них поданы голоса десяти членов Совета включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения на основании главы VI и на основании п. 3 ст. 52».

Следовательно, в этой статье установлено правило голосования, действующее в Совете Безопасности.

Однако принцип единогласия постоянных членов Совета Безопас­ности отнюдь не сводится к этому правилу. Действительное его содер­жание определяется также ст. 23, 24, 25 и 26, а также ст. 108, 109 и 110 Устава ООН, взятыми и рассматриваемыми в их неразрывной связи с остальными положениями Устава.

Согласно ст. 24 Устава, для обеспечения быстрых и эффективных действий ООН ее члены возлагают на Совет Безопасности «главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекаю­щих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени».

Совет действует в соответствии с целями и принципами ООН. Соответствующие полномочия Совета по выполнению им своих обя­занностей изложены в гл. VI, VII, VIII и XII Устава.

Статья 25 Устава, уточняя положения ст. 24, устанавливает, что члены ООН «соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, под­чиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их».

Совет Безопасности в соответствии со ст. 26 несет ответственность за формулирование при помощи Военно-Штабного Комитета, указан­ного в ст. 47, планов создания системы регулирования вооружений для представления их членам Организации.

Функции ООН, относящиеся к стратегическим районам, осущест­вляются Советом Безопасности (ст. 83).

Генеральная Ассамблея, которая уполномочена обсуждать «любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и без­опасности», должна любой такой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передавать Совету Безопасности до или после его обсуждения (п. 2 ст. 11).

Таковы, кратко, исключительные полномочия и роль Совета Без­опасности в деле осуществления первейшей и важнейшей цели ООН - поддержания международного мира и безопасности. Естественно, что для плодотворного осуществления этой цели необходимо сотрудничество и единство великих держав - постоянных членов Совета Безопас­ности.

Именно наличие Совета Безопасности, его особые функции и пол­номочия, состав и порядок принятия решений определяют эффектив­ность деятельности международного сообщества государств в деле под­держания мира и безопасности на нашей планете.

Но требование сотрудничества и единогласия постоянных членов Совета Безопасности не только касается условий плодотворной дея­тельности этого важнейшего органа ООН, но и лежит в основе самого образования и продолжения существования этой Организации, опре­деляющей современный правопорядок в мире.

Статьи о ратификации и поправках к Уставу ООН также исходят из признания необходимости согласованных действий постоянных членов Совета Безопасности в качестве главного элемента Организа­ции, из признания их особого положения для достижения целей Орга­низации Объединенных Наций.

В соответствии с этим в ст. 110 Устава было определено, что он вступит в силу после ратификации и сдачи на хранение ратификаци­онных грамот СССР, США, Великобританией, Францией, Китаем и большинством других государств, подписавших Устав.

Поправки к Уставу вступают в силу для всех членов Организации, после того как они приняты двумя третями голосов Генеральной Ас­самблеи и ратифицированы двумя третями членов Организации, вклю­чая всех постоянных членов Совета Безопасности (ст. 108).

Любое изменение Устава, рекомендованное двумя третями голосов участников Конференции членов Организации по пересмотру Устава, вступит в силу по ратификации двумя третями членов Организации, включая всех постоянных членов Совета Безопасности (ст. 109).

Иначе говоря, единодушное одобрение государствами - постоян­ными членами Совета Безопасности является непременным условием вступления в силу любых поправок и изменений Устава ООН.

Совокупность вышеизложенных положений и составляет содержа­ние принципа единогласия держав — постоянных членов Совета Без­опасности как основы деятельности Организации Объединенных Наций по осуществлению ее целей и принципов.

На Совет Безопасности и его постоянных членов возложены осо­бые обязанности по обеспечению международного мира и безопаснос­ти - главнейшей цели Организации. Соответственно, постоянным членам Совета Безопасности предоставлены особые права в сфере при­нятия решений Совета.

Особое право постоянного члена Совета Безопасности состоит в том, что он может воспрепятствовать принятию в Совете любого реше­ния, кроме процедурного, за которое он не может или не хочет нести ответственность, считая его противоречащим целям и принципам Ор­ганизации или национальным интересам государства или государств, в отношении которых выносится данное решение.

Иными словами, наделяя постоянных членов Совета Безопасности вытекающим из правила единогласия правом вето, Устав ООН гаран­тирует, что решения, за которые постоянный член Совета должен нести специальную ответственность, будут приниматься и осуществляться только с его согласия.

Представители СССР в органах ООН неизменно подчеркивали, что право вето - это обязанность, долг, который вытекает из той сугу­бой и особой ответственности, которую несут пять великих держав за мир и безопасность народов.

Такой же точки зрения придерживались в 1945 г. и США. Государ­ственный секретарь США, выступая в сенате при обсуждении Устава в связи с его ратификацией, в частности, подчеркнул, что Устав делает лишь то, что налагает особую, специальную обязанность на великие нации, обязанность использовать власть, которая в их руках, вместе и в согласии для мира, а не порознь для войны. *

Однако право вето применимо в строго определенных и ограничен­ных пределах. Оно действует в Совете Безопасности при мирном уре­гулировании трений между государствами, споров или ситуаций, при осуществлении принудительных действий в случаях угрозы миру, на­рушения мира или актов агрессии, а также в области мер по укрепле­нию мира путем формулирования планов сокращения вооружений и вооруженных сил. Оно ограничено также областью непроцедурных во­просов, разрешаемых в Совете, и требованием воздержания от голосо­вания стороны в споре при принятии решений на основании гл. VI и п. 3 ст. 52 Устава и не распространяется на принятие Советом рекомен­даций на основании той же главы Устава.

Устав исходит, следовательно, из необходимости единогласия по­стоянных членов Совета Безопасности как метода их сотрудничества в Организации Объединенных Наций

только в той области, в которой совершенно невозможно не учитывать их особую роль и главную от­ветственность за поддержание мира.

Наделенные правом вето постоянные члены Совета Безопасности не обладают, однако, дискреционным правом принятия решений в Совете, ибо для действительности этих решений необходимо еще по­ддача за них голосов четырех (ранее двух) непостоянных членов Совета.

Устав ООН исходит также из того, что постоянные члены Совета Безопасности, приняв на себя ответственность за поддержание всеоб­щего мира, будут согласовывать свои усилия в интересах мира и воз­держиваться от всяких агрессивных действий.

Совет Безопасности по Уставу ООН уполномочен:

а) расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определе­ния того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 34);

б) определять существование любой угрозы миру, любого наруше­ния мира или акта агрессии и делать рекомендации или решать о том, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст. 39);

в) требовать от заинтересованных сторон выполнения тех времен­ных мер, которые Совет найдет необходимыми или желательными;

г) решать, какие меры, не связанные с использованием вооружен­ных сил, должны применяться для осуществления его решений (ст. 41);

д) предпринимать такие действия воздушными морскими или су­хопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст. 42).

Такими полномочиями обладает только Совет Безопасности, и на­личие правила единогласия постоянных членов Совета призвано га­рантировать правильность использования Советом этих важнейших полномочий в целях охраны международного мира.

Исключительные полномочия Совета Безопасности и действую­щее в нем правило единогласия определяют, следовательно, плодотвор­ность деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию международного мира, составляют ядро системы коллективной международной безопасности в соответствии с Уставом.

Современное международное право, сложившееся и развивающее­ся после Второй мировой войны, существенно отличается от междуна­родного права предшествующего периода. Оно, в частности, предус­матривает определенную систему поддержания международного мира усилиями международного сообщества государств, систему коллектив­ной международной безопасности. В основе этой системы лежит запрещение использования вооруженной силы в отношениях между госу­дарствами и ее применение лишь в общих интересах всех государств и народов по решению Организации Объединенных Наций в лице ее Совета Безопасности в целях поддержания или восстановления меж­дународного мира.

* См.: Правда. 1947. 26 нояб.

Однако в реальной международной действительности такой право­порядок существенно нарушался. Более того, на путь агрессии встали ряд государств - постоянных членов Совета Безопасности, что в корне подрывает устои современного международного правопорядка.

Иными словами, в реальной действительности тот миропорядок и правопорядок, который предусмотрен Уставом ООН и действующим международным правом, оказался нереализованным.

Между тем соблюдение и укрепление порядка поддержания меж­дународного мира и безопасности, установленного Уставом ООН, бес­примерно важно, ибо без этого практически невозможно решать все другие глобальные проблемы современности. Жизнь каждодневно под­тверждает, что альтернативы указанному правопорядку нет и в обозри­мом будущем не предвидится.

Статья 57 Устава ООН предусматривает, что специализированные учреждения, созданные межправительственными соглашениями и об­леченные широко международной, определенной в их учредительных актах, ответственностью в области экономической, социальной, куль­туры, образования, здравоохранения и других подобных областях, будут поставлены в связь с Организацией Объединенных Наций в со­ответствии с положениями ст. 63.

Статья 63, в свою очередь, устанавливает, что ЭКОСОС вступает с любым таким специализированным учреждением в соглашения, оп­ределяющие условия, на которых они будут поставлены в связь с ООН. Такие соглашения подлежат утверждению Генеральной Ассамблеи.

ЭКОСОС согласовывает деятельность специализированных уч­реждений посредством консультаций с ними и рекомендаций таким учреждениям, а также рекомендаций Генеральной Ассамблее и членам ООН.

Как уже говорилось, ЭКОСОС уполномочен получать от специа­лизированных учреждений регулярные доклады, заключать с членами ООН и со специализированными учреждениями соглашения с целью получения от них докладов о мерах, предпринятых ими во исполнение его собственных рекомендаций и рекомендаций Генеральной Ассам­блеи по вопросам, входящим в его компетенцию (т.е. по вопросам со­циально-экономического права).

Организация Объединенных Наций делает, согласно ст. 58, реко­мендации по согласованию политики и деятельности специализиро­ванных учреждений, что, разумеется, является функциями ЭКОСОС и Генеральной Ассамблеи.

Согласно ст. 70 Устава, ЭКОСОС может приглашать представите­лей специализированных учреждений для участия, без права голоса, в обсуждении вопросов в Совете или в созданных им комиссиях, а также направлять своих представителей для участия в обсуждении вопросов в специализированных учреждениях.

Генеральная Ассамблея, согласно ст. 17 Устава ООН, рассматрива­ет и утверждает любые финансовые и бюджетные соглашения со спе­циализированными учреждениями и проверяет их административные бюджеты с целью сделать рекомендации заинтересованным специали­зированным учреждениям.

Таким образом, специализированные учреждения ООН - это меж­дународные (межгосударственные) организации универсального ха­рактера, открытые для участия любого государства и поставленные в связь с Организацией Объединенных Наций специальными соглаше­ниями с ними, о которых говорилось выше, с целью координации их деятельности в сфере социально-экономических взаимоотношений между государствами.

При этом специализированные учреждения полностью сохраняют свой статус самостоятельных международных организаций, созданных и действующих на основе своего учредительного акта (межгосударст­венного договора), определяющего цели и задачи данной организации, ее организационную структуру, функции и полномочия ее органов.

В настоящее время действуют 16 специализированных учреждений ООН. Некоторые изних возникли и действовали еще до создания ООН. Ниже приводятся краткие данные о существующих специали­зированных учреждениях.

Международная организация труда (МОТ) - создана в 1919 г. по решению Парижской мирной конференции. Ее устав составил ч. XIII Версальского мирного договора 1919 г. В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением ООН. Основными целями МОТ являются поощрение социальной справедливости, улучшение условий труда, повышение жизненного уровня населения. В этих целях МОТ разрабатывает международные конвенции, касающиеся условий труда различных категорий трудящихся, их зарплаты, продолжительности рабочего дня, минимального возраста поступления на работу, специ­ального страхования, оплачиваемых отпусков и т.д. Они становятся обязательными для государств-членов по ратификации их государст­вами в соответствии с их конституционной процедурой. МОТ прини­мает также рекомендации государствам-членам.

Государства-члены представлены в МОТ особыми делегациями, в состав которых входят два представителя правительства и по одному представителю предпринимателей и профсоюзов.

Высший орган МОТ - ежегодно созываемая Генеральная конфе­ренция, исполнительный орган - Административный совет, состоя­щий из 56 членов: 28 из них представляют правительства, 14 - пред­принимателей и 14 - профсоюзы.

Всемирный почтовый союз (ВПС)- создан в 1874 г. в целях содей­ствия осуществлению почтовых связей между различными террито­риями (создавался в тех условиях в качестве так называемого админи­стративного союза). С 1947 г. специализированное учреждение ООН. Функционирует на основе своего устава, общего регламента ВПС и Всемирной почтовой конвенции, последняя редакция которой вступи­ла в силу в 1971 г. Членами ВПС являются практически все государ­ства мира. Их территории рассматриваются в качестве единой почто­вой территории. Цели ВПС - организация и совершенствование поч­товой службы, а также оказание технической помощи развивающимся странам в организации почтового обслуживанияих населения.

Высший орган ВПС - Всемирный почтовый конгресс, созываемый обычно один раз в пять лет; руководящий орган - Исполнительный совет, состоящий из представителей сорока или более членов органи­зации. В рамках ВПС действует также Консультативный совет по поч­товым исследованиям, разрабатывающий рекомендации по техничес­ким, эксплуатационным и экономическим основам почтового обслу­живания. Секретариатом ВПС является его орган, именуемый Между­народным бюро ВПС.

Международный союз электросвязи (МСЭ)- образован в 1932 г. на Всемирной конференции электросвязи на основе объединения в МСЭ Международного телеграфного союза (основанного в 1865 г.) и Меж­дународного радиотелеграфного союза (действовавшего с 1906 г.). МСЭ является специализированной организацией ООН с 1947 г. Он действует на основе Международной конвенции электросвязи и дополняющих ее регламентов. Цели МСЭ - координирование всех видов международной электросвязи, включая космическую, содействие ра­циональному использованию служб радиосвязи, распределение ее радиочасточного спектра. МСЭ осуществляет техническую помощь раз­витию региональных сетей радиосвязи и их включению во всемирную систему, оказывает техническую и иную помощь развивающимся стра­нам в организации их служб радиосвязи.

Высший орган МСЭ - Полномочная конференция его членов (практически все государства мира), созываемая обычно раз в пять лет. Для пересмотра регламентов электросвязи созываются по мере надоб­ности Всемирные административные конференции МСЭ.

Административные функции МСЭ осуществляются его Админи­стративным советом, члены которого избираются Полномочной кон­ференцией. Он проводит свои заседания ежегодно.

Постоянно действующими органами МСЭ являются: Генеральный секретариат, Международный комитет регистрации частот, Междуна­родный консультативный комитет по радио и Международный кон­сультативный комитет по телефонии и телеграфии.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)- создана в 1946 г. и с 1948 г. действует в качестве специализированного учреждения ООН, объединяет большинство государств мира. Целью ВОЗ в соот­ветствии с ее Уставом является достижение всеми народами более высокого уровня здоровья с помощью не только усилий здравоохране­ния, но и соответствующих мер социально-экономического характера. Деятельность ВОЗ осуществляется путем предоставления странам ме­дицинских услуг, оказания соответствующей помощи развивающимся странам и в организации и поощрении медицинских исследований. Последнее осуществляется, в частности, путем организации междуна­родной сети лабораторий, исследующих болезнетворные организмы, создающих необходимые вакцины, а также занимающихся подготов­кой необходимых научных работников.

Руководящий орган ВОЗ - Всемирная ассамблея здравоохране­ния, созываемая ежегодно; исполнительный орган - Исполнительный комитет, избираемый Всемирной ассамблеей; административный орган- Секретариат, возглавляемый Генеральным директором ВОЗ.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО) - создана в 1947 г. на основе существовавшей с 1873 г. соответствующей неправи­тельственной организации. С 1951 г. она функционирует в качестве специализированного учреждения ООН, объединяя практически все государства. Ее цели - всемирное сотрудничество в деле метеонаблю­дений, обеспечение оперативного обмена метеоинформацией и обеспечение единообразия метеонаблюдений и статистических данных, орга­низация метеорологических исследований и подготовки кадров метео­рологов.

Органы ВМО - Всемирный метеорологический конгресс, созывае­мый обычно каждые четыре года; Исполнительный комитет, ежегодно проводящий свои сессии; Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем.

ВМО руководствуется в своей деятельности разработанными ею Всемирной климатической программой и Глобальной программой ат­мосферных исследований.

Международная морская организация (ИМО) - действует с 1982 г. в качестве специализированного учреждения ООН. Она заменила собой существовавшую ранее (с 1959 г.) Межправительственную мор­скую консультативную организацию (ИМКО).

Руководящий орган ИМО - ее Ассамблея, заседающая каждые два года. Она избирает Совет, руководящий деятельностью ИМО в период между сессиями Ассамблеи, собирающимися на свои заседания обычно дважды в год. ИМО имеет также постоянно действующий Секретариат.

В рамках ИМО действуют пять специализированных комитетов: Комитет по безопасности на море, Юридический комитет, Комитет по защите морской среды, Комитет по техническому сотрудничеству и Комитет по упрощению формальностей. Они вырабатывают соответ­ствующие правила мореходства и охраны морской среды для представ­ления их руководящим органам ИМО.

Под эгидой ИМО были проведены многочисленные международ­ные конференции, в частности, по вопросам охраны человеческой жизни на море, грузовой марки судов, их обмера, предотвращения столкновений судов и загрязнения моря, безопасности рыболовных судов, поиска и спасения судов, потерпевших аварию. На таких конфе­ренциях разрабатывается и принимается текст международных кон­венций, т.е. ведется работа по кодификации современного морского права. Органы ИМО разрабатывают также рекомендации, кодексы, ру­ководства, наставления и т.п. для судоводителей, конструкторов и строителей морских судов. Все это обеспечивает высокую результатив­ность деятельности ИМО.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) - создана и действует с 1946 г. в качестве специализированного учреждения ООН, объединяющего практически все существующие государства.

Цели ЮНЕСКО - содействие достижению прочного мира, без­опасности и благосостояния народов путем развития международного сотрудничества в области образования, науки и культуры. Эта органи­зация призвана поощрять всеобщее соблюдение справедливости, пра­вопорядка, прав человека и основных свобод для всех народов мира, без различия расы, пола, языка и религии. Главной программой дея­тельности является, в частности, ликвидация неграмотности населе­ния, содействие обязательному образованию и повышению его уровня, подготовка и направление в заинтересованные страны экспертов в об­ласти науки и просвещения. ЮНЕСКО рассматривает в рамках своей компетенции такие глобальные проблемы современности, как предот­вращение опасности мировой термоядерной катастрофы, прекращение гонки вооружений, установление нового экономического порядка и нового информационного порядка, защита окружающей среды, освое­ние мирового океана и космоса на благо всего человечества.

Высший орган ЮНЕСКО - Генеральная конференция, заседаю­щая раз в два года; исполнительный орган - избираемый Генеральной конференцией Исполнительный совет, проводящий свои сессии обыч­но три раза в год и несущий ответственность за выполнение программ, принятых Генеральной конференцией; административный орган - Секретариат, возглавляемый Генеральным директором.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)- создана в 1967 во исполнение соответствующей резолю­ции Генеральной Ассамблеи ООН и с 1985 г. является специализиро­ванным учреждением ООН.

Цели ЮНИДО - содействовать промышленному развитию и ин­дустриализации развивающихся стран, финансированию соответству­ющих проектов, подготовке национальных кадров, а также способство­вать международному и региональному сотрудничеству государств и координировать их деятельность в этой области.

Главным органом ЮНИДО является Генеральная конференция, созываемая обычно раз в четыре года. Она избирает сроком на три года основной руководящий орган - Совет по промышленному развитию, проводящий свои сессии обычно раз в год. Совет разрабатывает и ут­верждает программу предстоящих работ, обсуждает вопросы коорди­нации деятельности учреждений системы ООН в сфере промышлен­ного развития и ежегодно представляет свои доклады ЭКОСОС и Ге­неральной Ассамблее ООН. В период между сессиями Совета обычно два раза в год заседает его Постоянный комитет в том же составе, что и Совет. Административным органом ЮНИДО является ее Секрета­риат, возглавляемый Исполнительным директором, которого назнача­ет Генеральный секретарь ООН и утверждает в этой должности Гене­ральная Ассамблея ООН.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) - создана в 1970 г. в соответствии с ее учредительным актом - Конвенцией, заключенной в 1967 г.

Основными целями этой весьма специфической международной организации - с 1974 г. специализированного учреждения ООН - яв­ляются: способствовать интеллектуальной творческой деятельности и охране интеллектуальной собственности во всем мире путем поощре­ния международного сотрудничества государств, состоящих или не со­стоящих членами ВОИС, в том числе во взаимодействии с любым другим международным объединением государств в этой сфере, а также способствовать передаче технологии развивающимся странам, имея в виду ускорение их экономического, социального и культурного развития.

Начало деятельности государств по охране интеллектуальной соб­ственности было положено в 1883 г., когда была заключена Парижская конвенция по охране промышленной собственности. В 1886 г. была заключена Бернская конвенция по охране литературных и художест­венных произведений. С тех пор появилась масса многосторонних меж­дународных договоров в данной сфере, требующих координации дея­тельности этих международных объединений, что и составляет одну из главных функций ВОИС.

Под интеллектуальной собственностью, согласно учредительному акту ВОИС, понимаются права, относящиеся к литературным, худо­жественным и научным произведениям, к исполнительной деятельнос­ти артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, изобре­тениям во всех областях человеческой деятельности, научным откры­тиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслужива­ния, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, за­щите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Органы ВОИС: Конференция государств - членов Организации, Генеральная ассамблея, состоящая из членов ВОИС, являющихся также членами Парижского или Бернского союзов, и Координацион­ный комитет. Административный орган - Международное бюро, воз­главляемое Генеральным директором ВОИС.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объеди­ненных Наций (ФАО)- создана и действует в качестве специализиро­ванного учреждения ООН с 1945 г.

Цели ФАО: содействие улучшению питания и поднятию жизнен­ного уровня населения, повышению производительности труда и улучшению распределения продовольствия, повышению продуктивности сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства, улучшению условий жизни сельского населения, развитию мировой экономики, а также организация и содействие научным исследованиям в сфере сельского хозяйства и питания населения.

Высший орган ФАО - Конференция государств-членов, заседаю­щая обычно раз в два года; исполнительный орган - Совет, избирае­мый Конференцией; административный орган - Секретариат во главе с Генеральным директором ФАО, избираемым Конференцией.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) - спе­циализированное учреждение ООН, занимающееся организацией и ко­ординацией международного сотрудничества, касающегося деятель­ности международной гражданской авиации.

Устав ИКАО составляет неотъемлемую часть заключенной в 1944 г. Чикагской конвенции о международной гражданской авиации.

Целями ИКАО являются: установление принципов и методов меж­дународной авианавигации, содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта, совершенствование летно-космических правил, обеспечение безопасности международных поле­тов. В ее функции входит, в частности, разработка и принятие с учетом требований практики международных стандартов и рекомендаций, имеющих своей задачей унификацию Правил международной аэрона­вигации, которые составляют приложение к вышеуказанной Конвен­ции и по мере надобности изменяются или дополняются.

ИКАО осуществляет свою деятельность с помощью разветвленной системы органов, располагающих обязательной юрисдикцией или осу­ществляющих вспомогательные функции.

Главным органом ИКАО является его Ассамблея, созываемая обычно раз в три года. Она определяет основные направления и задачи деятельности этой организации на ближайшую или длительную пер­спективу. Ассамблея избирает постоянно действующий Совет в составе представителей государств, имеющих наиболее развитый воздушный транспорт. Руководит Советом избираемый Ассамблеей его президент.

Совет образует Аэронавигационный комитет (АНК), в задачу ко­торого входит разработка изменений или выработка новых стандартов и рекомендаций в сфере международного воздушного транспорта, и учреждает Аэронавигационную комиссию. Совет образовал также Юридический комитет, который консультирует его по веем вопросам, касающимся деятельности ИКАО. Действуют также Комитет по неза­конному вмешательству в деятельность гражданской авиации и ряд других вспомогательных органов Совета.

Обеспечивает работу органов ИКАО его Секретариат, возглавляе­мый Генеральным секретарем и имеющий в своем составе несколько специализированных управлений.

Особая роль в сфере международных социально-экономических отношений принадлежит валютно-финансовым международным орга­низациям в силу характера их деятельности и условий принятия ими решений. Это следующие организации.

Международный валютный фонд (МВФ), созданный в 1945 г. на основе соглашения, достигнутого на Бреттон-Вудской валютно-финансовой конференции 1944 г. государствами, взносы которых в этот фонд составили 80% его общей суммы. Стал специализированным учрежде­нием ООН и преступил к осуществлению валютных операций в 1947 г.

Цели МВФ - содействие международному сотрудничеству в сфере финансовых расчетов по сделкам между государствами-членами и устранению препятствующих развитию мировой торговли ограниче­ний в деле обмена валют.

Однако в силу того, что решения фонда принимаются на условиях «взвешенного голосования» его членов с учетом их вкладов в сумму фонда и что подавляющим числом голосов при этом обладают 10 вы­сокоразвитых стран во главе с США, эти государства и определяют валютно-финансовую политику фонда и условия, на которых он предо­ставляет кредиты другим странам.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - создан в 1944 г. государствами - участниками Бреттон-Вудской конферен­ции. Специализированное учреждение ООН с 1945г.

Членами МБРР могут стать лишь государства - члены Междуна­родного валютного фонда.

Целью МБРР является содействие реконструкции экономики го­сударств-членов путем предоставления им для этого займов. Условия принятия соответствующих решений те же, что и в Международном валютном фонде.

Международная финансовая корпорация (МФК) - создана в 1956 г., специализированное учреждение ООН с 1957 г.

Цель МФК - содействие экономическому развитию государств-членов путем стимулирования деятельности их частных производст­венных предприятий.

МФК тесно взаимодействуете с МБРР, является его филиалом. Ру­ководят ее деятельностью Совет управляющих и Совет директоров, состоящие из лиц, управляющих делами МБРР и представляющих государства, которые одновременно являются его членами.

Международная ассоциация развития (MAP) - создана в 1960 г., с 1961 г. специализированное учреждение ООН. Ее членами являются государства - члены МБРР.

Цели MAP - содействие экономическому развитию, повышению производительности труда и жизненного уровня населения наименее развитых стран путем предоставления им льготных беспроцентных и долгосрочных займов. Ответственность за управление делами MAP возложена на МБРР, должностные лица и персонал которого безвоз­мездно выполняют также функции по управлению делами MAP. По­рядок принятия решений о предоставлении займов тот же, что и в МБРР.

Три вышеуказанные организации - Международный банк рекон­струкции и развития, Международная финансовая корпорация и Меж­дународная ассоциация развития - в совокупности образуют корпора­цию, именуемую Всемирным банком.

Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД) -образован и действует в качестве специализированного учреждения ООН с 1977 г.

Цели ИФАД - мобилизация дополнительных средств для разви­тия сельского хозяйства развивающихся стран путем разработки и осу­ществления проектов содействия беднейшим слоям их сельскохозяй­ственного населения.

Капитал фонда создается в основном за счет взносов развитых стран (более 50%) и развивающихся стран (более 40%). Его распреде­ление также зависит от согласования позиций основных стран-доно­ров.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.