Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема № 5 Международно-правовая регламентация положения населения и международно-правовой режим территорий



Термин «население» употребляется в праве - национальном и международном - в различных его значениях. В международном праве под населением понимается совокупность физических лиц, индивидов, населяющих территорию государства в данный момент, т.е. прожива­ющих на его территории. В силу того что на территории государства распространяется его полный и исключительный суверенитет, насе­ляющие ее лица находятся под полной и исключительной юрисдик­цией (совокупностью властных правомочий) этого государства, которое устанавливает в своем национальном праве их соответствующий юридический статус и правовой режим.

Государство осуществляет в отношении своего населения три вида юрисдикции -законодательную, исполнительную (административ­ную) и судебную. В силу законодательной юрисдикции государство устанавливает юридический статус лиц, составляющих его население, относя их к категориям своих граждан (подданных для государств с монархическим строем правления), иностранцев или лиц без граждан­ства.

Таким образом, регулирование правового положения физических лиц, находящихся на территории государства и составляющих его население, входит в исключительную компетенцию данного государства.

Международное право, как право в своей основе межгосударствен­ное, непосредственно не может регулировать внутригосударственные взаимоотношения, например вопросы, касающиеся юридического ста­туса лиц, составляющих население государств.

Однако полностью отвлекаться от этого международное право также не может. Его роль в данном случае выражается, в частности, в том, что государства, во-первых, в силу обычноправовых норм между­народного права взаимно признают исключительную юрисдикцию го­сударств в регулировании правового статуса лиц, составляющих их население; во-вторых, они взаимно согласились признавать право оте­чественного государства в установленных случаях оказывать содейст­вие своим гражданам, находящимся на иностранной территории, в осу­ществлении их прав, предусмотренных для иностранцев; в-третьих, обычно на взаимных договорных началах государства регулируют во­просы, касающиеся коллизии их внутригосударственных норм об определении статуса лиц, относящихся к категории их граждан (в част­ности, заключая соглашения об исключении двойного гражданства); в-четвертых, регулируют на уровне норм общего международного права правовое положение лиц, входящих в состав их зарубежных ор­ганов внешних сношений (см. гл. XV).

Иными словами, существуют международные обязательства госу­дарств, касающиеся их населения, подлежащие осуществлению в их национальном порядке или национальном правопорядке. В последнем случае требуется их отражение в нормах национального права госу­дарств. Такое отражение обозначается обычно термином «трансформа­ция».

Трансформация международных обязательств государств, касаю­щихся юридического статуса и правового режима лиц, составляющих их население, необходима потому, что они являются обязательствами во взаимоотношениях между государствами. И для того чтобы такие обязательства стали соответственно правами и обязанностями находя­щихся на их территории лиц, они должны найти адекватное отражение в положениях их внутригосударственного права. Трансформация оз­начает, таким образом, совокупность мер государства, направленных на претворение в своем национальном правопорядке соответствующих международных обязательств этого государства.

Речь в данном случае идет о международном обязательстве пове­дения или средства -принять соответствующий внутригосударствен­ный правовой (трансформационный) акт, в отличие от обязательства результата, достигаемого свободно избранным государством средст­вом, иным, чем принятие вышеуказанного акта (см. гл. IX).

Поэтому, например, Международные пакты об экономических, со­циальных и культурных правах и о гражданских и политических пра­вах предусматривают, что государства-участники обязуются принять такие законодательные или другие меры, которые могут оказаться не­обходимыми для осуществления прав находящихся на их территории индивидов, признаваемых в этих пактах.

Существует много определений термина «гражданство» или ана­логичных ему терминов. Однако представляется, что все предложен­ные в отечественной литературе определения недостаточно удовлетво­рительны.

Приведем определение, данное в «Курсе международного права»:

«Гражданство - это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей и означающая подчинение данного лица суверенной власти соответствующего государства независимо от своего местона­хождения... Гражданство- это юридическая принадлежность того или иного лица к государственно организованному обществу. Гражданст­во - устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае длительного пребывания гражданина за границей она не прерывается». *

Однако вызывает сомнение, что гражданин, независимо от своего местонахождения, подчинен суверенной власти государства своей граж­данской принадлежности, ибо, находясь в качестве иностранца на терри­тории другого государства, он, безусловно, подчинен юрисдикции пос­леднего. Кроме того, к государственно организованному обществу при­надлежат не только граждане данного государства, но и иные лица — иностранцы и лица без гражданства (апатриды), которые в данный мо­мент проживают на его территории, составляя его население. Речь, сле­довательно, идет о неточностях рассматриваемого определения.

Представляется, что более точное определение может быть таким: «гражданство» (подданство) - термин, означающий юридическую принадлежность к организованному в данное государство обществу индивида, наделенного определенными правомочиями по управлению делами этого общества.

Предложенная формула требует пояснений.

В современных условиях любое государство, независимо от формы правления, так или иначе провозглашает, что его власть исходит от населяющего государство народа и что управление делами государства осуществляется с согласия лиц, имеющих юридический статус его граждан (подданных).

Такое согласие выражается чаще всего путем участия граждан в выборах различных органов власти государства, независимо от того, например, что к участию в голосовании допускаются лишь граждане мужского пола или, наоборот, что к участию в голосовании допускают­ся также некоторые категории лиц, помимо граждан, постоянно про­живающие на территории данного государства, и т.п. Согласие может считаться даваемым молчаливо, если нет протеста со стороны граждан (подданных) в отношении деятельности того или иного органа госу­дарственной власти.

Именно та или иная степень участия индивида в управлении дела­ми организованного в государство общества составляет в современных условиях суть юридического статуса индивида как гражданина (под­данного) данного государства.

Естественно, что установление такого статуса - дело исключитель­ной компетенции данного государства. Однако это порождает в неко­торых случаях коллизию норм о гражданстве различных государств, которая может разрешаться только на уровне международного права, путем соответствующего соглашения между заинтересованными госу­дарствами.

Вопрос о том, каким образом такая коллизия возникает, будет рас­смотрен ниже. Но здесь следует отметить, что прежде всего это касается ситуации двойного гражданства в силу законодательства о гражданстве государств, каждое из которых признает данного индивида своим граж­данином.

В принципе оба таких государства обычно не признают принадлеж­ность данного индивида гражданству другого государства. Однако это лишь усложняет положение

* Курс международного права: В 7 т. М., 1990. Т. 3. С. 69.

соответствующего индивида, поскольку, находясь в пределах юрисдикции одного государства, он может быть привлечен к ответственности за некоторые деяния, которые он совер­шил в пределах территории другого государства в качестве его граж­данина.

Поэтому заинтересованные государства заключают иногда согла­шения о ситуации двойного гражданства, чтобы минимизировать пос­ледствия такой ситуации для индивида или вообще ее исключить.

В связи с ситуацией двойного гражданства следует, видимо, обра­тить внимание на положение, существовавшее ранее в Советском Союзе и ныне продолжающее существовать в Российской Федерации. Речь идет об употреблении термина «национальность» наряду с тер­мином «гражданство (подданство)» или вместо него в качестве совер­шенно равнозначных.

В законодательстве подавляющего большинства государств «наци­ональность» -nationality (по-английски), nationalitе (по-француз­ски) - это то же, что гражданство или подданство. В СССР же и ныне в России - это этническая принадлежность индивида. Для чего нужна такая категория в условиях национальной (этнической), расовой, ре­лигиозной и иной недискриминации граждан и индивидов вообще в соответствии с требованием современного международного права, объ­яснить невозможно.

В СССР было установлено также двойное, или одновременное, гражданство соответствующих лиц - статус гражданина СССР и одно­временно статус гражданина союзной республики, на территории ко­торой он постоянно проживал. При переезде в другую союзную республику на постоянное местожительство соответственно изменялось и республиканское гражданство.

Поскольку гражданство - это юридическая принадлежность инди­вида к организованному в данное государство обществу, а союзные республики СССР по своему существу государствами не являлись, то категория «гражданин союзной республики» являлась совершенно ис­кусственной, юридически бессмысленной. Практически имелось в виду главным образом регулирование вопросов об условиях голосова­ния при выборах органов власти союзной республики и обеспечении иных политических прав граждан СССР. Однако для этого достаточно было бы различать граждан СССР, постоянно проживающих на терри­тории данной союзной республики и находящихся на ней временно.

Похоже, что негативный, как представляется, опыт СССР в выше­указанном смысле не учитывается Россией, в частности Конституцией Российской Федерации. Так, ее ст. 26 гласит: «Каждый вправе опреде­лять и указывать свою национальную принадлежность», т.е. делать это, независимо от этнической принадлежности своих родителей, и далее: «никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности», исходя из того, видимо, что вдруг кому-то захочется к этому принуждать.

В свою очередь, ст. 62 Конституции РФ устанавливает, что «граж­данин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным за­коном или международным договором Российской Федерации». Од­нако наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не освобождает его «от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Иными словами, вместо обычной международной практики заклю­чения договоров о предотвращении негативных последствий для ин­дивида в случае наличия у него помимо его воли двойного гражданства Россия собирается заключать договоры об обратном.

Вернемся, однако, к вопросу о том, каким образом возникают кол­лизии национальных законов о гражданстве и как они регулируются с помощью международного права.

Согласно национальному праву государств, гражданство приобре­тается в основном двумя способами: в силу рождения и в силу натура­лизации (приема в гражданство).

В первом случае в основе законодательства лежит либо принцип права крови (jus sanginus) - новорожденный приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, либо принцип права почвы (jus soli), когда приобретается гражданство того государства, на терри­тории которого лицо родилось, независимо от гражданства родителей. Будучи основой законодательства, в чистом виде эти принципы не применяются, а так или иначе сочетаются.

Тем не менее такое принципиальное расхождение законодательст­ва государств о гражданстве, на территории одного из которых лицо родилось, может порождать либо ситуацию безгражданства, либо си­туацию двойного гражданства.

Натурализация - прием в гражданство данного государства по просьбе заинтересованного в том лица - также может породить ситуа­цию двойного гражданства, если такая просьба удовлетворяется в от­ношении лица, признаваемого гражданином другого государства.

Таковы основные условия возникновения ситуации безгражданст­ва или двойного гражданства в силу коллизии законов о гражданстве. Возможны и другие ситуации, порождающие безгражданство или двойное гражданство.

Ситуации безгражданства или двойного гражданства аномальны и ущербны не только применительно к соответствующим лицам, но и потому, что могут порождать и действительно порождают конфликты между государствами.

На уровне общего международного права их невозможно разре­шить, хотя в отдельных случаях некоторые меры к тому предпринима­ются. Так, согласно нормам международного права о внешних сноше­ниях государств (см. гл. XV), кодифицированным ныне в ряде универ­сальных конвенций, дети дипломатических агентов и других соответ­ствующих им лиц, родившиеся на территории государства их пребы­вания, не приобретают гражданства в силу исключительно законода­тельства этого государства.

Поэтому основной способ смягчения или недопущения ситуаций безгражданства или двойного гражданства - заключение договоров о гражданстве между заинтересованными государствами, что и делается на практике.

В принципе правовое положение иностранцев, как и правовое по­ложение собственных граждан и апатридов, устанавливается государ­ством, на территории которого они находятся, но с учетом соответст­вующих общепризнанных положений общего международного права, в частности касающихся возможности защиты их прав и интересов государством их национальной принадлежности.

Первый вопрос, касающийся правового положения иностранцев, заключается в определении данным государством понятия «иностра­нец». Некоторые государства относят к таковым лиц, имеющих граж­данство иностранного государства, и лиц без гражданства. Другие го­сударства считают таковыми лишь лиц, имеющих гражданство другого государства. Так, согласно законодательству СССР, иностранными гражданами в СССР признавались лица, не являвшиеся гражданами СССР и имевшие доказательство своей принадлежности к гражданст­ву иностранного государства. В отсутствие такого доказательства они рассматривались как лица без гражданства.

Проблема в плане дипломатической защиты иностранцев сущест­венно осложняется, когда налицо ситуация двойного (множественно­го) гражданства, порождающая существенные противоречия между за­интересованными государствами и не имеющая однозначного ре­шения.

Далее, в общем плане право на дипломатическую защиту государ­ством лиц его национальной принадлежности касается не только фи­зических, но и юридических лиц. Но ситуация с юридическими лицами в данном случае не рассматривается.

Наконец, применительно к индивидам право защиты их попранных прав возникает не только у государства их национальной принадлеж­ности, но и у всех других государств и у международного сообщества государств в целом, когда, в частности, речь идет о наличии их дискри­минации по любым признакам или в случаях тяжких нарушений меж­дународных обязательств, касающихся защиты человеческой личности как таковой, таких, как международные обязательства, запрещающие рабство, геноцид, апартеид и другие аналогичные бесчеловечные дей­ствия.

Вне таких условий право дипломатической защиты своих граждан, находящихся на территории другого государства, при определенных условиях приобретает лишь их отечественное государство.

Под дипломатической защитой понимается обычно заявление про­теста соответствующему государству, требования восстановить нару­шенные права данных иностранцев и компенсировать нанесенный им материальный и иной ущерб.

Условия возникновения права на дипломатическую защиту обо­значены ныне в ст. 22 разрабатываемого Комиссией международного права ООН Проекта статей об ответственности государств. Она гласит:

«Если поведение государства создало ситуацию, не соответствую­щую результату, предусмотренному международным обязательством о соответствующем обращении с иностранными физическими или юридическими лицами, но из указанного обязательства следует, что дан­ный или эквивалентный результат может, тем не менее, быть обеспечен последующим поведением государства, нарушение этого обязательства налицо лишь в том случае, если данные физические или юридические лица безуспешно исчерпали доступные им эффективные внутренние возможности в целях достижения предусмотренного этим обязатель­ством соответствующего обращения, или, если это было недостижимо, эквивалентного обращения».

Таким образом, обращение государства к дипломатической защите физических лиц его национальной принадлежности возможно лишь при условии исчерпания ими внутренних возможностей, предусмот­ренных законодательством государства, на территории которого они находятся, т.е. после безуспешного обращения к вышестоящим компе­тентным органам подлежащего государства.

Если же дипломатическая защита не привела к желаемому резуль­тату, то налицо правонарушение соответствующего государства и воз­никновение его международной ответственности со всеми вытекающи­ми из этого последствиями.

Устав ООН провозгласил (ст. 1), что одна из целей организован­ного сообщества государств состоит в осуществлении международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономическо­го, социального, культурного и гуманитарного характера и «в поощре­нии и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Организация Объеди­ненных Наций призвана быть центром для согласования действий го­сударств в достижении этих и других обозначенных в УставеООНобщих целей.

В дальнейшем усилия государств были направлены на выработку определенных общих стандартов в сфере прав человека и основных свобод с тем, чтобы государства могли ими руководствоваться в целях обеспечения их соблюдения в своем внутреннем порядке и правопо­рядке, поскольку это является одним из условий стабильности и бла­гополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между государствами (ст. 55 Устава ООН).

В результате такой деятельности в рамках ООН было разработано и принято значительное число актов универсального характера, имею­щих юридическое значение рекомендаций, либо проектов договоров, обязательных для исполнения их государствами-участниками.

Первым таким актом стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. 48 голоса­ми при 8 воздержавшихся (с тех пор в странах - членах ООН этот день отмечается как День прав человека).

Значение этого акта трудно переоценить, хотя по условиям Устава ООН он является рекомендацией. Декларация провозгласила ряд ос­новных прав и свобод человека, принимая во внимание, как гласит ее преамбула, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения обязательств госу­дарств по Уставу ООН содействовать всеобщему уважению прав че­ловека и основных свобод. Провозглашенные в Декларации основные права и свободы человека фактически лишь названы. Декларация не предусматривает возможные случаи их приостановления и механизм контроля за их соблюдением, как это обычно бывает в случаях юриди­чески обязательных актов (договоров), заключаемых государствами. Тем не менее Декларация положила начало такой работы и существен­но ее стимулировала.

Другим таким важнейшим актом-рекомендацией, приобретшим затем общепризнанную юридическую силу международного обяза­тельства, стала Декларация о предоставлении независимости колони­альным странам и народам, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 г. Исходя из убеждения, что дальнейшее существова­ние колониализма препятствует развитию международного сотрудни­чества и идет вразрез с идеалом Организации Объединенных Наций, заключающимся во всеобщем мире, Декларация торжественно провоз­гласила необходимость незамедлительно и безоговорочно положить конец колониализму во всех его формах и проявлениях.

В рамках ООН были разработаны и заключены государствами ряд конвенций, направленных на защиту личности человека от противоп­равных на нее посягательств. В их числе: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. (вступила в силу в 1951 г.); Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. (вступила в силу в 1969 г.); Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. (вступила в силу в 1976 г.); Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человеч­ности 1968 г. (вступила в силу в 1970 г.).

Наконец, в 1966 г. Генеральная Ассамблея приняла тексты двух важнейших международных соглашений о правах человека и основных свободах — Международный пакт о гражданских и политических пра­вах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (оба вступили в силу в 1976 г.). Эти Пакты охватывают широкий круг основных прав и свобод человека, устанавливают основ­ное их юридическое содержание, возможность приостановления осу­ществления при определенных условиях некоторых таких прав и сво­бод, предусматривают условия и способы контроля за соблюдением государствами-участниками своих международных обязательств.

В Пакте о гражданских и политических правах предусматриваются, в частности, права каждого человека на свободу мысли, совести и ре­лигии, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право мирных собраний, свободы ассоциаций, право участия в ведении госу­дарственных дел непосредственно или через свободно избранных пред­ставителей. Прокламируется право на жизнь, свободу и личную непри­косновенность, запрещаются пытки, жестокое, бесчеловечное или уни­жающее достоинство человека обращение или наказание, рабство и работорговля, долговое рабство.

Пакт об экономических, социальных и культурных правах провоз­глашает и регламентирует право каждого человека на труд и на спра­ведливые и благоприятные условия труда, право создавать професси­ональные союзы и вступать в таковые, право на социальное обеспече­ние, включая социальное страхование, право на наивысший достижи­мый уровень физического и психического здоровья, право на образо­вание, право участия в культурной жизни, пользования результатами научного прогресса и их практического применения, право на уважение свободы, безусловно необходимой для научных исследований и твор­ческой деятельности.

Пакт предусматривает обязательство государств-участников при­нять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы «обеспечить постепенное» полное осуществление признаваемых в нем прав.

Контроль за осуществлением положений этого Пакта осуществля­ется органами ООН и ее специализированными учреждениями, кото­рых это касается, путем рассмотрения периодических докладов госу­дарств-участников о принимаемых ими мерах и о прогрессе на пути к достижению соблюдения предусмотренных прав человека и соответст­вующих общих рекомендаций.

Контроль за осуществлением Пакта о гражданских и политических правах осуществляется государствами-участниками с помощью изби­раемого ими Комитета по правам человека. Комитет изучает представ­ляемые государствами-членами доклады о выполнении их обяза­тельств по пакту и составляет свой доклад государствам-членам, содер­жащий замечания общего порядка, которые он сочтет целесообразными. Государства-участники могут также заявить, что признают компе­тенцию Комитета получать и рассматривать сообщения какого-либо государства о том, что другое государство не выполняет своих обяза­тельств по пакту. В этом случае предусматривается специальная про­цедура рассмотрения таких заявлений в целях дружеского разрешения противоречий, возникших во взаимоотношениях двух государств, в том числе с помощью добрых услуг Комитета или с помощью назна­чаемой им Согласительной комиссии.

Таким образом, в соответствии с указанными пактами какие-либо огульные обвинения государств в нарушении ими основных прав и свобод человека и тем более какие-либо меры давления или принуж­дения другого государства к их соблюдению являются недопустимыми и противоправными.

К Международному пакту о гражданских и политических правах составлен Факультативный протокол, в соответствии с которым госу­дарства - участники Пакта и Протокола согласились с тем, что Коми­тет по правам человека управомочен при установленных условиях при­нимать и рассматривать сообщения от отдельных лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушений какого-либо из прав, изложен­ных в пакте.

Помимо Организации Объединенных Наций и ее специализиро­ванных учреждений вопросами содействия международному сотруд­ничеству в деле обеспечения основных прав и свобод человека занима­ются также региональные организации, в частности Лига арабских го­сударств, Организация американских государств, Организация афри­канского единства, Организация исламской конференции, Совет Евро­пы, которые принимают различные рекомендации и разрабатывают тексты многосторонних региональных конвенций о правах человека. Соответственно заключены, например, Европейская конвенция прав и основных свобод человека 1950 г., Американская конвенция прав че­ловека 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов 1981 г.

Такова общая картина международного сотрудничества государств и принимаемых ими международно-правовых актов в деле всеобщего соблюдения основных прав и свобод человека.

Однако представляется, что главная роль в этом должна принадле­жать универсальным международным соглашениям при условии все­общего или близкого к всеобщему участия в них государств, чего, к сожалению, пока не наблюдается.

Термин «территория» используется в международном праве для обозначения некоторого земного, а также внеземного пространства, от­граниченного от других пространств определенными поверхностями (границами) и имеющего тот или иной юридический статус (например, статус государственной территории) и соответствующий ему правовой режим.

В этом смысле понятие территории не имеет ничего общего с по­нятием территории в ее природном, естественном смысле, как среды обитания земной фауны и флоры, местонахождения естественных бо­гатств и ресурсов, среды обитания человека и материальной основы его существования, хотя последнее и учитывается в нормах международ­ного и национального права, касающихся природопользования.

Границей земного пространства, отделяющей его от космического пространства, является шаровидная поверхность, повторяющая кон­фигурацию Земли и расположенная на некотором расстоянии от ее поверхности (уровня моря). Точного высотного расположения этой шаровидной поверхности от уровня Земли не установлено, но, как пра­вило, исходят из того, что она должна располагаться на таком уровне, который позволяет спутникам Земли вращаться без существенного торможения и сгорания в земной атмосфере. Считается, что это при­мерно 110 км.

Космическое пространство можно условно подразделить на близ­лежащее, обнимающее Солнечную систему и находящиеся в ее преде­лах небесные тела, и космическое пространство за этими пределами. Фактически международно-правовое регулирование исследования и использования космического пространства касается главным образом пространства Солнечной системы, границы которого достаточно ус­ловны.

Собственно земное пространство с точки зрения его юридического статуса подразделяется на две крупные категории - пространство, со­ставляющее территорию государств и каждого из них в отдельности, и пространство, находящееся вне пределов государственной территории (территорий).

Такие пространства - государственная территория и негосударст­венная (международная) территория - отделены друг от друга границами. Границы представляют собой линии, обозначенные на картах, а также (когда это возможно) на местности и проходящие по этим лини­ям вертикальные поверхности до границы земного пространства с кос­мосом и теоретически - до центра Земли в глубь ее недр, а практичес­ки - на достигнутую для проникновения в недра глубину.

Указанные пространства охватывают сушу, воды, недра и воздуш­ное пространство над земной поверхностью в пределах государствен­ной и негосударственной территории, правовой режим которых и ус­ловия пользования которыми устанавливаются обычно раздельно, со­ставляя, в частности, предмет регулирования международного морско­го и воздушного права.

Государственная территория - это земное пространство, находящееся под суверенитетом данного государства, иными словами, про­странство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть и которым оно распоряжается, организуя его в административ­ном (для целей управления) отношении и устанавливая его правовой режим (в целом, а также отдельных его составляющих частей).

Одной из составляющих суверенитета государства является его территориальное верховенство, юридические признаки которого рас­сматривались ранее (см. гл. V).

Природа территориального верховенства государства и государст­венного суверенитета в целом не может следовать из каких-либо юри­дических категорий. Это объективно существующее свойство государ­ства как такового, коренящееся в конечном счете в материальных ус­ловиях жизни его общества.

Взаимоотношения между государствами по поводу их государст­венной территории обуславливаются присущим каждому государству территориальным верховенством, выраженным в международном праве, в частности в его основных императивных нормах-принципах взаимного уважения суверенитета, суверенного равенства государств, их независимости в международных отношениях, территориальной не­прикосновенности (целостности) каждого государства.

В пределах своей территории государство осуществляет свою ис­ключительную юрисдикцию в отношении всех находящихся на его тер­ритории физических лиц (граждан, иностранцев и апатридов) и их объединений (юридических лиц и общественных организаций).

Установление правового режима государственной территории - дело, относящееся к внутренней компетенции каждого государства, за исключением случаев, когда оно взяло на себя соответствующие меж­дународные обязательства по общему международному праву или в силу локальных соглашений об этом с другими государствами.

Внутригосударственное право предусматривает также, как прави­ло, необходимость сохранения входящей в состав государственной тер­ритории естественной среды обитания населения, содержа нормы о природопользовании, отражающие и соответствующие международ­ные обязательства государств.

Юрисдикция государства в силу его суверенитета в принципе тер­риториальная, т.е. действует в пределах его территории. Однако в от­ношении уголовных преступлений международного характера (см. гл. XXII) по соглашению между заинтересованными государствами может быть установлена их экстерриториальная юрисдикция, преду­сматривающая право государства - участника соглашения преследо­вать за такие преступления лиц по своему национальному праву или выдать их государству, на территории которого совершено преступле­ние, или государству гражданства преступного лица.

Национальное право устанавливает обычно также персональную юрисдикцию государства в отношении граждан, совершивших особо тяжкие преступления (например, государственная измена) вне терри­тории отечественного государства. Но осуществиться такая персональ­ная юрисдикция может лишь в том случае, когда подозреваемое в таком преступлении лицо окажется во власти отечественного государства, т.е. в пределах его территориальной юрисдикции.

Пределы государственной территории как части земного простран­ства определяются ее границами, разделяющими территории соседних государств или отделяющими государственную территорию от негосу­дарственной. Их прохождение должно быть соответствующим образом установлено и признано в международном плане.

Границы являются установленными, когда они делимитированы, т.е. когда линия их прохождения обозначена на картах (обычно доста­точно крупного масштаба), а также демаркированы, т.е. обозначены, когда это возможно, на местности и описаны в протоколах о демарка­ции границы. Международно признанными межгосударственными границами являются те, прохождение которых согласовано сопредель­ными государствами.

Международно признанными границами государства являются также границы, отделяющие его территорию от негосударственной тер­ритории (обычно это внешние границы территориального моря), когда они делимитированы данным государством и линия их прохождения явно или молчаливо признана другими государствами, поскольку она соответствует установленным международно-правовым предписа­ниям.

Когда границей между государствами является пограничная река, то, если она судоходна, линия границы устанавливается обычно по тальвегу — линии наибольших глубин или посередине главного фар­ватера. В ином случае - посередине реки. Возможны и другие согла­сованные сопредельными государствами решения. Правовой режим пограничных рек также устанавливается по соглашению между заин­тересованными государствами.

Территорию государства составляют сухопутное пространство, внутренние (национальные) воды, земные недра, воздушное про­странство и территориальное море для государства, имеющего выход к морю.

Сухопутное пространство может состоять из сухопутного массива (земного континента или его части), а также из ряда сухопутных мас­сивов, разделенных между собой территорией другого или других го­сударств. Неотъемлемую часть государственной территории составля­ют также принадлежащие данному государству и расположенные в открытом море острова.

В состав государственной территории ряда государств, в том числе России, входят, в частности, все земли и острова, находящиеся в пре­делах полярного сектора данного государства. Полярные секторы включают пространства в пределах установленных линий, проведен­ных от Северного полюса до северных сухопутных границ данного государства. Внутренние (национальные) воды государства составля­ют воды внутренних морей, озер, каналов, рек, воды морских портов и гаваней, некоторых заливов и бухт; пограничные воды - рек, озер, ка­налов и других водотоков, по которым проходит государственная гра­ница. Государство устанавливает правовой режим своих внутренних вод и условия пользования ими (судоходства, рыболовства или иного промысла), в том числе условия пользования ими, в частности для захода в открытые морские порты иностранных морских судов и воен­ных кораблей. Как правило, однако, условия судоходства, промысла и иной эксплуатации пограничных вод (рек, озер, каналов и т.д.), захода судов в воды сопредельного государства регулируются по соглашению между этими государствами.

В состав государственной территории стран, имеющих морское по­бережье, входит также пояс морских вод определенной ширины, име­нуемый территориальным морем. Соответствующий морской пояс ус­танавливается и вокруг островных владений государства. Территори­альное море, как и другие части территории государства, находятся под суверенитетом прибрежного государства со всеми вытекающими из этого последствиями.

Особую специфику территориального моря составляет то, что, согласно действующему международному праву, иностранные суда поль­зуются так называемым правом мирного прохода через эти воды.

Недра земли на технически доступную глубину в пределах сухо­путных и водных просторов государственной территории также находятся под суверенитетом данного государства. Оно регулирует условия разведки и эксплуатации естественных ресурсов и богатств этих недр.

Ныне общепризнано неотъемлемое право народов и государств свободно распоряжаться своими национальными естественными богатствами и ресурсами без какого бы то ни было вмешательства или давления извне.

Воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренни­ми водами и территориальным морем государства — неотъемлемая часть его государственной территории.

Правовой режим его воздушного пространства устанавливается данным государством. Однако государства на взаимных началах и по взаимному согласию берут на себя международные обязательства о полетах на их территорию и через их территорию иностранных воздушных аппаратов. Эти обязательства составляют предмет регулирования международного воздушного права.

По территории многих государств могут протекать реки, именуемые международными. Это, помимо пограничных водотоков, реки, пересекающие территорию двух или нескольких государств. В числе таких рек следует различать собственно международные реки, т.е. реки судоходные и имеющие непосредственно выход к морю, в использовании которых так или иначе заинтересованы все государства или, помимо прибрежных, многие неприбрежные государства, и реки многонациональные, в использовании которых заинтересованы исключительно прибрежные государства.

В принципе каждое прибрежное к международной реке государство может по своему усмотрению устанавливать правовой режим той части реки, которая находится в пределах его территории. В то же время в соответствии с общепризнанным постулатом международного права государство не может изменять естественные условия своей территории, если это наносит ущерб естественным условиям территории другого государства. Иначе говоря, права и законные интересы прибрежных государств в этом случае взаимосвязаны, что порождает необходимость международно-правового регулирования использования таких рек по соглашению между заинтересованными государствами.

К тому же не поддается определению и само понятие международ­ной реки, ибо нет в мире хотя бы двух соответствующих идентичных рек. Кроме того, можно рассматривать в качестве международной дан­ную реку как водоток от ее истоков до устья, можно включать в это понятие бассейн реки, охватывающий все ее притоки, можно, наконец, исходить из системы реки, включающей сверх того питающие ее под­земные и надземные воды, и т.д. Все зависит от конкретных условий и договоренности о том заинтересованных государств. Существенно раз­нятся также интересы государств (в частности, расположенных выше или ниже по течению реки), по территории которых протекает между­народная река.

В результате заключение заинтересованными государствами меж­дународного договора об использовании международной реки - дело более чем многотрудное, порождающее часто острые споры между ними.

На территории государства по договору с другими заинтересован­ными государствами могут учреждаться демилитаризованные и ней­трализованные зоны в целях предупреждения возникновения воен­ного конфликта между заключившими соответствующий договор го­сударствами и/или исключения использования таких зон в военных целях.

Обычные элементы полной делимилитаризации: уничтожение су­ществующих и запрещение сооружения новых военных укреплений и сооружений, запрет содержать в такой зоне вооруженные силы, кроме полицейских формирований. Возможен также запрет производства и ввоза в зону военных материалов, пролета военных самолетов и т.д. В целом все это сводится к запрету использования данной территории в военных целях.

Частичная демилитаризация обычно сводится к запрещению со­оружения новых военных укреплений, ограничению численности на­ходящихся в зоне вооруженных сил, ограничению мощности или видов вооружений и т.п.

Под нейтрализацией понимается запрещение ведения военных действий на данной части государственной территории или использо­вания ее для ведения военных действий. Нейтрализация определенной зоны государственной территории не обязывает государство оставать­ся нейтральным в случае военных действий, но из театра военных дей­ствий должен быть исключен нейтрализованный район.

Особое значение имеет, безусловно, одновременное установление демилитаризации и нейтрализации определенной территориальной зоны.

В практике международных отношений демилитаризации и нейтра­лизации подвергались, в частности, пограничные зоны, международные проливы и каналы, некоторые острова, а также отдельные города.

За пределами национальной юрисдикции государств, т.е. за предела­ми государственной территории данного государства, в частности за внешними пределами территориального моря, находятся обширные пространства морей и океанов, включая толщу морей и океанов,их недра и воздушное пространство над ними, а также космическое пространство, не находящиеся под суверенитетом какого-либо государства.

Сущностное содержание их юридического статуса обозначается в актах современного международного права и доктрине как территория общего пользования или общее наследие человечества.

Юридический статус таких пространств и их правовой режим оп­ределяются исключительно нормами международного права - обычноправовыми и конвенционными, иногда также дополнительно согла­шениями между сопредельными государствами.

Морские пространства. Установление их юридического статуса и правового режима составляет область регулирования международного морского права, кодифицированного и развитого ныне в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Эта общая кодификационная конвен­ция, текст которой был разработан на III Конференции по морскому праву, является своего рода уникальным примером успешной кодифи­кации и прогрессивного развития обширной области международно-правовых норм об исследовании и использовании морских про­странств, включая воздушное пространство над ними, в мирных целях и на благо человечества. Продолжают также действовать общие кон­венции, принятые на I и II Конференциях по морскому праву 1958 и 1960 гг., и многие другие международные соглашения (см. гл. XVII).

Конвенция ООН 1982 г. определила, в частности, порядок установ­ления внутренней и внешней границы территориального моря и их делимитации. Она определяет также значение терминов-понятий «архипелажное государство» и «архипелажные воды».

Правовой режим морских пространств за пределами национальной юрисдикции государств в принципе установлен в пользу всех их поль­зователей на началах суверенного равенства государств. Основную часть таких морских пространств составляет пространство «открытого моря», общий правовой режим которого определяется термином-поня­тием «свобода открытого моря».

Вместе с тем современное международное морское право учитыва­ет непосредственное прилегание к территории морских государств не­которых морских пространств, в пределах которых принимаются во внимание особые интересы таких государств и признаются их особые суверенные права.

Соответственно в составе морского пространства выделены приле­жащая (к территориальному морю) зона, исключительная экономичес­кая зона и континентальный шельф.

Воздушное пространство включает в себя пространство, являющее­ся интегральной частью государственной территории (национальное воздушное пространство), и пространство за пределами государствен­ной территории, т.е. воздушное пространство, правовой статус и режим которого определяются международным правом, — это часть негосу­дарственной (международной) территории; в принципе такое воздуш­ное пространство свободно для исследования и использования в мир­ных целях всеми государствами, но опять же с учетом соответствующих международных обязательств государств. Практически это простран­ство над открытым морем и Антарктикой. Поэтому международные обязательства государств, применительно к этому пространству ныне вытекают главным образом из соответствующих предписаний Конвен­ции ООН по морскому праву.

Однако интенсивное использование воздушного пространства в транспортных целях потребовало регламентации на национальном и международном уровне полетов воздушных аппаратов и технических требований к ним.

В этих целях была заключена Конвенция о международной граж­данской авиации и создана универсального характера Организация международной гражданской авиации (ИКАО).

Совокупность и система норм, регулирующих деятельность меж­дународной гражданской авиации, составляет ныне комплексную от­расль права, именуемую международным воздушным правом (см. гл. XVIII).

Космическое пространство, расположенное в юридическом и фи­зическом смысле за пределами воздушного пространства, не приспо­соблено для жизни и деятельности человека, кроме как внутри запус­каемых в космос специальных аппаратов или устройств. Поэтому с началом космической деятельности его юридический статус сложился как статус негосударственной (международной) территории.

Правовой режим космического пространства (практически в пре­делах Солнечной системы) так же типичен, как и режим любой иной международной территории. В его основе - принцип свободы исследования и использования космического пространства, включая расположенные в пределах Солнечной системы небесные тела, в мирных целях всеми государствами.

Антарктика представляет собой обширный район, расположенный южнее 60-й параллели южной широты и включающий материк Антарк­тику и шельфовые ледники. Особый ее режим не затрагивает прав любого государства в отношении вод открытого моря в пределах этого района.

Особое положение этого района объясняется, в частности, тем, что в начале XX в. ряд государств (Австралия, Аргентина, Великобрита­ния, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили) провозгласили на тех или иных основаниях свой суверенитет над отдельными районами этой территории, что привело к конфликтам и вооруженным столкно­вениям между государствами. Советский Союз, в свою очередь, заявил о непризнании территориальных притязаний в Антарктике и о сохра­нении за ним всех прав, основанных на открытиях и исследованиях русских мореплавателей.

Бесперспективность продолжения такой ситуации и интенсивное развитие международного сотрудничества по исследованию и исполь­зованию Антарктики в общих интересах человечества потребовали ус­тановления особого правового статуса и режима ее территории. В 1959 г. была созвана Международная конференция по Антарктике, в которой приняли участие 12 государств (Аргентина, Австралия, Бель­гия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, Южно-Аф­риканский Союз, СССР, Великобритания и США) и которая вырабо­тала Договор об Антарктике. Ныне участниками этого договора явля­ются более 40 государств. На основе этого договора в дальнейшем были заключены другие договоры, регулирующие, в частности, использова­ние ресурсов Антарктики.

Договор 1959 г. исходит из двух основных положений: во-первых, он не признает суверенитета какого-либо государства на ту или иную часть территории Антарктики, хотя и не отвергает существующие тер­риториальные притязания (он как бы «заморозил» их); во-вторых, он исходит из убеждения международного сообщества государств в том, что Антарктика должна использоваться исключительно в мирных целях.

Соответственно установлена полная демилитаризация и нейтрали­зация Антарктики. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие, как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов ору­жия. Запрещены также любые ядерные взрывы и захоронения в этом районе радиоактивных материалов.

Персонал станций и экспедиций, осуществляющих научную и иную исследовательскую деятельность в Антарктике, находится под юрисдикцией направившего их государства, в том числе и в случае обмена таким персоналом между станциями и экспедициями.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.