Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема № 8 Дипломатическое и консульское право



Международное право регулирует взаимоотношения между свои­ми субъектами -государствами, международными организациями, конфедерациями, международными органами и иными международ­ными институциями. В процессе международного общения они ведут переговоры и заключают международные соглашения. Для этого им необходимо быть должным образом представленными управомоченными на то органами или лицами, а

 

* Собакин В.К. Коллективная безопасность - гарантия мирного сосуществования. М., 1962. С.233.

также не быть подчиненными правопорядку государства, на территории которого они находятся и действуют, чтобы свободно и беспрепятственно осуществлять свои функции, т.е. пользоваться определенными иммунитетами и привиле­гиями.

Совокупность международно-правовых норм, регулирующих пред­ставительство субъектов международного права в международных от­ношениях, участниками которых они являются, и составляет то, что следует именовать собирательно правом внешних сношений.

Однако юридический статус и правовой режим (иммунитета и привилегии) иных, помимо государств, субъектов международного права, органы которых и должностные лица неизбежно находятся и действуют на территории какого-либо государства, регулируются спе­циальными договорами, заключаемыми с государством их пребывания, и, соответственно, общим международным правом не регулируются. В числе таких договоров -Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г. и Конвенция о привилегиях и иммуни­тетах специализированных учреждений 1947 г.

Общее же международное право регулирует лишь представитель­ство государств, применительно к их зарубежным органам внешних сношений. Предметом его регулирования является, в частности, дип­ломатическое и консульское право.

Заключены также многочисленные двусторонние и многосторон­ние договоры между заинтересованными государствами, касающиеся юридического статуса и режима зарубежных органов внешних сноше­ний государств.

В конечном счете, обычные нормы общего международного права, нормы универсальных и локальных международных договоров регули­руют широкий круг вопросов представительства государств в между­народном общении.

Дипломатическое право - это институт общего международного права, регулирующий представительство государства в его взаимоот­ношениях с другими государствами и некоторыми международными институциями, в частности международными организациями универ­сального характера.

Дипломатическое право возникло и развилось как обычное право в практике взаимоотношений между государствами, долгое время яв­лявшимися единственными субъектами международного права.Они иныне осуществляются специальными органами внешних сношений, направляемыми одним государством в другое, чтобы представлять по­сылающее государство в принимающем.

Такими органами внешних сношений являются постоянные дип­ломатические представительства, учреждаемые по взаимному согла­сию государств, и специальные (временные, ad hoc) миссии, направ­ляемые государством в другое государство также по их взаимному со­гласию для выполнения определенной задачи, согласованной посыла­ющим и принимающим государствами (главным образом для ведения переговоров).

Нормы, относящиеся к постоянным дипломатическим представи­тельствам и к специальным миссиям, кодифицированы ныне в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и Венской конвен­ции о специальных миссиях 1969 г.

Функции дипломатического представительства состоят, в частнос­ти: в представительстве посылающего государства в государстве пре­бывания; в защите в государстве пребывания интересов посылающего государства (в пределах, допускаемых международным правом); в ве­дении переговоров с правительством государства пребывания (в ши­роком смысле - с главой государства и правительства, с министерст­вом иностранных дел и другими компетентными органами); в выясне­нии всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них посылающему государству; в поощре­нии и развитии дружественных отношений между посылающим и при­нимающим государствами во всех сферах их взаимоотношений.

 

 

* Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970. С. 475-476.

Функции специальной миссии -представлять посылающее госу­дарство в государстве пребывания и осуществлять иные функции, оп­ределенные по взаимному согласию посылающим и принимающим го­сударствами с учетом задач специальной миссии.

Представлять посылающее государство в составе постоянного дип­ломатического представительства управомочивается его глава - лицо, на которое посылающее государство возложило обязанность действо­вать в этом качестве. Главы представительств подразделяются на три класса: класс послов или эквивалентных им лиц, именуемых иначе (нунции, верховные комиссары и т.п.); класс посланников (интернун­циев), аккредитуемых (назначенных представлять) посылающим госу­дарством при главе принимающего государства; класс поверенных в делах, аккредитуемых при министре иностранных дел.

На назначение главы дипломатического представительства запра­шивается агреман (согласие) принимающего государства, после чего он снабжается верительными грамотами, удостоверяющими его назна­чение. Они вручаются лицу, при котором глава представительства акк­редитован.

Представлять посылающее государство в составе специальной мис­сии назначается одно лицо или несколько лиц, именуемых представи­телями посылающего государства. Из их числа это государство может назначить главу специальной миссии.

В состав дипломатического представительства может входить дип­ломатический персонал - лица, имеющие дипломатический ранг (со­ветник-посланник, советник, первый, второй и третий секретарь, атта­ше, секретарь-архивариус), военный, военно-морской и военно-воз­душный атташе, а также административный и обслуживающий персонал.

В состав специальной миссии может также входить дипломатичес­кий, административно-технический и обслуживающий персонал.

Члены дипломатического персонала осуществляют по поручению главы дипломатического представительства или специальной миссии определенные функции по представлению посылающего государства во взаимоотношениях с принимающим.

Члены административно-технического и обслуживающего персонала выполняют функции по соответствующему обслуживанию дипломатического представительства или специальной миссии.

Порядок назначения членов дипломатического, административно- технического и обслуживающего персонала и их численный состав определяются по соглашению между посылающим и принимающим го­сударствами. Принимающее государство может в любой момент объ­явить члена дипломатического персонала persona non grata - лицом, не пользующимся его расположением, а члена иного персонала - лицом неприемлемым, т.е. требовать отзыва таких лиц посылающим государством из состава представительств или специальной миссии.

Поскольку дипломатическое представительство или специальная миссия осуществляют свою деятельность на территории принимающе­го государства, они с учетом их представительного характера и функ­ций должны пользоваться иммунитетом от его юрисдикции. То же касается и их персонала.

О существе иммунитета государства как принципе (общей норме) международного права (неимперативного характера) говорилось ранее (см. гл. V).

К числу иммунитетов дипломатических представительств и специ­альных миссий относятся, в частности:

неприкосновенность их помещений; иммунитет таких помещений и находящегося в них имущества, а также средств передвижения от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий;

неприкосновенность архивов и документов в любое время и неза­висимо от их местонахождения.

Иммунитетом от юрисдикции принимающего государства пользу­ется также имущество, права и интересы, которыми дипломатические представительства и специальные миссии владеют и пользуются на территории принимающего государства.

К числу иммунитетов дипломатических агентов (глава дипломати­ческого представительства и члены его дипломатического персонала), представителей посылающего государства в специальной миссии и членов ее дипломатического персонала относятся, в частности:

неприкосновенность их личности (не подлежат аресту или задер­жанию в какой бы то ни было форме);

неприкосновенность личного помещения, бумаг, корреспонденции и имущества;

иммунитет от уголовной и (с некоторыми исключениями) от граж­данской и административной юрисдикции государства пребывания.

Члены административно-технического персонала пользуются им­мунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания и им­мунитетом от гражданской и административной юрисдикции в отно­шении их действий, совершенных при исполнении ими своих обязан­ностей.

Указанные иммунитеты предоставляются также членам семей пользующихся иммунитетами лиц, живущим вместе с ними.

Кроме иммунитетов дипломатические представительства и специ­альные миссии (и члены их персонала) пользуются в соответствии с международным правом также определенными привилегиями.

Привилегии - это некие льготные условия деятельности иностран­ных представительных органов (и их персонала), которыми обычно не пользуются национальные юридические или физические лица и которые учитывают официальный международно-правовой статус таких органов и предоставляются им на взаимных началах в целях содейст­вия успешному осуществлению ими своих функций и правомочий.

Такими привилегиями являются, в частности:

право представительных органов иностранного государства сво­бодно поддерживать сношения для всех официальных целей с прави­тельством посылающего государства и с его другими зарубежными органами внешних сношений всеми подходящими средствами, вклю­чая дипломатических курьеров, закодированные или шифрованные де­пеши, а также с согласия государства пребывания пользоваться радиопередатчиком и другими электронными средствами связи;

освобождение представительных органов от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений, занимаемых этими органами, кроме платы за конкретные виды обслуживания;

право ввозить с освобождением от всех таможенных пошлин, на­логов и сборов (за некоторыми исключениями) предметы, предназначенные для использования представительством; право представительства и его главы вывешивать флаг и эмблему посылающего государства на помещениях представительства, включая резиденцию его главы, и на средствах передвижения, которыми поль­зуется глава представительства.

Дипломатические агенты, представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала поль­зуются, в частности, следующими привилегиями:

свободой передвижения по территории государства пребывания (с предусмотренными исключениями);

освобождением от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных (за неко­торыми исключениями);

освобождением от всех трудовых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от военных повинностей (таких, как реквизиции и военный постой);

правом ввоза с освобождением от таможенных пошлин, налогов и сборов предметов, предназначенных для личного пользования указан­ных лиц и членов их семей;

освобождением от досмотра личного следующего с ними багажа, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, запрещенные для ввоза или вывоза.

Принимающее государство должно, кроме того, предоставлять ор­гану иностранного государства все возможности для выполнения им функций представительства.

Возможности - это некие блага или преимущества, которые госу­дарство пребывания, если в том есть необходимость, может или должно помочь получить иностранному государству в лице его представитель­ных органов и их персонала.

В частности, речь идет о содействии в приобретении или в найме помещений представительства либо жилых помещений для сотрудни­ков, в предоставлении преимущественного права отправки различного рода официальных депеш и прочих отправлений, преимущественного права пользования общественным транспортом дальнего следования, приобретения предметов обихода и тому подобных преимуществах или услугах.

Консульское право - один из институтов международного права, регулирующий порядок консульских сношений между государствами. Его нормы кодифицированы ныне в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

Участниками этой Конвенции являются около 120 государств. Од­нако распространенная практика государств, включая участников Кон­венции, состоит в заключении двусторонних консульских конвенций, конкретизирующих или видоизменяющих соответствующие положе­ния общего международного права и, в частности, определяющих райо­ны деятельности консульских учреждений, именуемые консульскими округами.

Главы консульских учреждений делятся на четыре класса: гене­ральных консулов, консулов, вице-консулов и консульских агентов. Соответственно именуются и сами консульские учреждения - гене­ральное консульство, консульство, вице-консульство и консульское агентство.

Специфика консульских сношений состоит прежде всего в том, что они возможны и без наличия дипломатических отношений и разрыв дипломатических отношений не влечет за собой ipso facto разрыва от­ношений консульских.

Специфичны и консульские функции, подробно изложенные в Конвенции. Главная такая функция- защита в государстве пребыва­ния (обычно в пределах консульского округа) интересов отечественно­го государства, его граждан и юридических лиц на основе предписаний международного права.

Консульские учреждения (и их персонал) пользуются в соответст­вии с международным правом (в частности, с консульскими конвен­циями) определенными иммунитетами, привилегиями и возможнос­тями.

В целом иммунитеты консульских учреждений и их должностных лиц существенно уже дипломатических иммунитетов, а привилегии и возможности с учетом специфических консульских функций значительно шире.

Аккредитуя консульское должностное лицо, государство снабжает его документом, именуемым консульским патентом. На его основании государство пребывания выдает документ о праве заниматься консуль­ской деятельностью. Этот документ называется экзекватурой.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.