Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема № 11 Международно-правовое регулирование экономического сотрудничества.



Название настоящей главы повторяет название гл. IX Устава ООН. Применительно к современному международному праву речь, следо­вательно, должна идти о международно-правовом регулировании со­трудничества государств и иных субъектов международного права в широкой сфере их социально - экономических взаимоотношений.

В научном и практическом плане можно поэтому выделить отрасль международного права, именуемую социально-экономическим правом.

Соответственно, социально-экономическое право - это совокуп­ность и система международно-правовых норм, регулирующих взаи­моотношения государств и иных субъектов международного права в сфере их социально-экономических взаимоотношений.

Необходимо при этом иметь в виду, что, во-первых, это отрасль современного общего международного права и, во-вторых, что эта от­расль сложилась и развивается после Второй мировой войны и приня­тия Устава ООН. Ранее социально-экономические отношения между субъектами международного права на уровне общего международного права не регулировались, хотя многочисленные международные дого­воры между государствами в различных сферах их социально-эконо­мических взаимоотношений заключались.

Однако в современных условиях такие договоры должны соответ­ствовать требованиям непротиворечия основным принципам общего международного права, имеющим императивный характер, соответст­вовать целям и принципам международного экономического и соци­ального сотрудничества государств и иных субъектов международного права, изложенным в гл. IX Устава ООН.

Между тем в последние десять-пятнадцать лет в отечественной международно-правововой доктрине и в учебниках по международно­му праву традиционным стало выделение в качестве специальной от­расли, именуемой «международное экономическое право».

Так, в учебнике «Международное право»* говорится, что междуна­родное экономическое право принято характеризовать как совокуп­ность принципов и норм, регулирующих отношения между государст­вами и иными субъектами в области экономического сотрудничества.

Существенная специфическая черта международных экономичес­ких отношений, по мнению авторов учебника, это участие в них различных по своей природе субъектов. В зависимости от субъектного состава можно выделить следующие разновидности таких отношений: 1) межгосударственные - универсального или локального, в том числе двустороннего характера; 2) между государствами и международными организациями (органами); 3) между государствами и юридическими и физическими лицами, принадлежащими к иностранным государст­вам, и между - народными (транснациональными) хозяйственными объ­единениями; 5) между юридическими и физическими лицами различ­ных государств.

Неоднородность отношений и их участников, говорится в учебни­ке, порождает специфику применяемых методов и средств, правового регулирования, свидетельствующую о переплетении в этой отрасли международного публичного и международного частного права.

* См.: Международное право: Учебник / Под ред. Г.В. Игнатенко. М., 1995. С. 388.

Однако такое широкое, всеобъемлющее понимание международно­го экономического права вряд ли целесообразно, ибо не позволяет четко отделить ту область экономического сотрудничества между го­сударствами и иными субъектами международного права, которая ре­гулируется исключительно международным правом, от области эконо­мических отношений между субъектами гражданского права, которая регулируется внутренним правом того или иного государства, а в не­обходимых случаях также нормами международного частного права этого государства.

При этом следует также иметь в виду, что международное частное право данного государства должно учитывать соответствующие меж­дународные обязательства этого государства, касающиеся обращения с иностранными физическими и юридическими лицами, что, в частнос­ти, и составляет существо международного частного права данного го­сударства его коллизионные (отсылочные) нормы.

В свою очередь, в «Курсе международного права» говорится, что международное экономическое право как отрасль международного публичного права представляет собой совокупность принципов и иных норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с их деятельностью в области международных экономи­ческих отношений. *

В то же время здесь подчеркивается, что отношения имуществен­ного характера, складывающиеся между физическими и юридически­ми лицами, регулируются не международным правом, а национально-правовыми нормами, устанавливаемыми или санкционируемыми го­сударствами автономно или в силу принятых ими международных обя­зательств. Участниками гражданских имущественных отношений могут быть также государства и иные субъекты международного права, выступающие в таких случаях в качестве субъектов гражданского права особого рода. Международные имущественные отношения граж­данско-правового характера и способы их правового регулирования (коллизионный и материально-правовой) изучаются наукой междуна­родного частного права.

Все это, безусловно, справедливо. Однако возникает вопрос: поче­му в данном и в других подобных случаях в отечественной литературе и в учебных курсах международного права специально и последова­тельно речь идет только о «международном экономическом праве» как отрасли международного публичного права? Иными словами, почему речь идет только о межгосударственных экономических отношениях, а также об экономических отношениях между государствами и между­народными (межгосударственными) организациями или между пос­ледними?

Нам представляется, что это не вполне корректно. Межгосударст­венные экономические отношения, например, что бы ни вкладывалось в это понятие, есть лишь часть сферы социально-экономического со­трудничества государств в соответствии с Уставом ООН и современ­ным общим международным правом.

Именно поэтому в начале настоящей главы социально-экономичес­кое право, которому она посвящена, определено как совокупность и система международно-правовых норм, регулирующих взаимоотноше­ния государств и иных субъектов международного права в сфере их социально-экономических взаимоотношений.

Конечно, в конкретном случае, для целей конкретного исследова­ния из общей сферы социально-экономического права можно выде­лить, например, область торгово-экономических взаимоотношений или кредитно-финансовых взаимоотношений между государствами или любую иную интересующую государства и исследователя такую область, что часто и наблюдается. Однако все это при условии ясного понимания того, что общими условиями такого международно-право­вого регулирования являются соответствующие положения социаль­но-экономического права в целом.

Далее, очевидно, что участниками международного социально-эко­номического оборота являются также физические и юридические лица. Но их правовое положение в рамках

 

* См.: Курс международного права: В 7 т. М., 1990. Т. 4. С. 213.

национально-правовых систем государств во многом определяется обязательствами государств в их пользу в соответствии с положениями общего международного права, а также в соответствии с двусторонними или локальными международ­ными соглашениями, их уточняющими или развивающими.

Кроме того, международное экономическое право, рассматривае­мое и изучаемое в контексте сложного конгломерата соответствующих межгосударственных взаимоотношений, имеет явно социальную на­правленность - обеспечить населению заинтересованных государств наилучшие экономические условия его бытия.

Как уже говорилось, экономическое право как часть об­щего международного права приобрело такое свое значение после Вто­рой мировой войны и создания Организации Объединенных Наций. Именно Устав ООН установил необходимость тесного сотрудничества государств в такой широчайшей сфере их взаимоотношений, как соци­ально-экономическое сотрудничество, определил его цели и принци­пы. За пределами этой сферы взаимоотношений государств фактичес­ки находится лишь область их сотрудничества в деле поддержания и укрепления международного мира и безопасности. Более того, Устав ООН подчеркивает теснейшую взаимосвязь между этими двумя сфе­рами межгосударственного сотрудничества. И это вполне естественно с учетом того, что нормы международного права тесно между собой взаимосвязаны и могут применяться только с учетом всех других меж­дународно-правовых норм или, по крайней мере, с должным учетом некоторых из них.

В связь с Организацией Объединенных Наций в качестве ее спе­циализированных учреждений был поставлен ряд других универсаль­ных международных организаций, в задачи которых входит организа­ция международного сотрудничества в ряде конкретных сфер социаль­но-экономических взаимоотношений между народами и государства­ми. Кратко об этих специализированных учреждениях ООН будет го­вориться в отдельном параграфе этой главы.

Здесь же рассмотрим основные положения социально-экономичес­кого права, как они изложены в Уставе ООН - главном его источнике.

Преамбула Устава ООН провозгласила, в частности, решимость народов Объединенных Наций вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равно­правие мужчин и женщин и в равенство больших и малых наций (го­сударств) и в этих целях использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

В развернутом виде эта цель изложена в гл. IX Устава ООН, по­священной экономическому и социальному сотрудничеству.

Статья 55 Устава предусматривает, что с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружест­венных отношений между нациями, основанных на уважении принци­па равноправия и самоопределения народов, Организация Объединен­ных Наций содействует:

a) повышению уровня жизни, полной занятости населения и усло­виям экономического и социального прогресса и развития;

b)разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования;

c) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Согласно же ст. 56 Устава, все члены ООН обязались предприни­мать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с ООН для достижения целей, указанных в ст. 55.

Таким образом, Устав ООН самым широким образом определяет сферу социально-экономического сотрудничества государств, между­народные обязательства государств содействовать в сотрудничестве с ООН экономическому и социальному прогрессу всех народов, т.е. самым широким образом определяет существо международного соци­ально-экономического права, сферу его действия и применения.

Ответственность за выполнение функций ООН, определенных в гл. IX Устава, посвященной международному социально-экономичес­кому сотрудничеству, возлагается, согласно ст. 60, на Генеральную Ас­самблею и, под руководством Генеральной Ассамблеи, на Экономичес­кий и Социальный Совет, которому для этой цели предоставляются полномочия, указанные в гл. Х Устава.

Функции и полномочия Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) определены в ст. 62 - 66 гл. Х Устава. Они касаются, в част­ности, его взаимоотношений со специализированными учреждениями ООН, о которых речь будет идти ниже. Что же касается собственных функций и полномочий ЭКОСОС, то они в основном сводятся к сле­дующим.

ЭКОСОС, согласно ст. 62 уполномочен предпринимать исследо­вания и составлять доклады по международным вопросам - в области экономической, социальной, культуры, образования и т.д. или побуж­дать к этому других, а также делать по любому из этих вопросов реко­мендации Генеральной Ассамблее, членам ООН и заинтересованным специализированным учреждениям. Он уполномочен подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций по во­просам, входящим в его компетенцию, а также созывать международ­ные конференции по этим вопросам.

Обратим внимание на то, что разработанные ЭКОСОС проекты международных конвенций по социально-экономическим вопросам, направленные им Генеральной Ассамблее, по решению последней могут стать предметом рассмотрения международной конференции в целях разработки и принятия текста соответствующей международной конвенции, что и имеет место в практике ООН.

Также ЭКОСОС полномочен согласно ст. 64 Устава, заключать соглаше­ния с членами ООН и со специализированными учреждениями с целью получения от них докладов о мерах, предпринятых ими во ис­полнение его рекомендаций и рекомендаций Генеральной Ассамблеи по вопросам, входящим в его компетенцию, а также сообщать Генераль­ной Ассамблее свои замечания по этим докладам. ЭКОСОС управомочен представлять Совету Безопасности информацию и по предложе­нию Совета обязан ему помогать (ст. 65). Он должен выполнять также иные функции, перечисленные в других частях Устава ООН или воз­ложенные на него Генеральной Ассамблеей (ст. 66).

ЭКОСОС создает комиссии в экономической и социальной облас­ти и по поощрению прав человека, а также такие другие комиссии, которые могут потребоваться для выполнения его функций (ст. 68).

Под руководством ЭКОСОС работают пять региональных комис­сий, в задачи которых входит содействовать социально-экономическо­му развитию стран соответствующих регионов. Такими комиссиями являются: Европейская экономическая комиссия (ЕЭК); Экономичес­кая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО); Экономическая комиссия для Африки (ЭКА); Экономическая комис­сия для Западной Азии (ЭКЗА) и Экономическая комиссия для Ла­тинской Америки и Карибского района (ЭКЛАГ).

ЭКОСОС по мере необходимости создает также функциональные, состоящие из представителей государств - членов ООН органы, при­званные содействовать ему в выполнении его социально-экономичес­ких функций. В их числе, в частности, Статистическая комиссия, Ко­миссия по народонаселению, Комиссия по социальному развитию, Комиссия по правам человека с Подкомиссией по предупреждению дис­криминации и защите меньшинств, Комиссия по положению женщин (в социально-экономической сфере), Комиссия по наркотическим средствам.

Таким образом, Устав ООН возложил на Генеральную Ассамблею и Экономический и Социальный Совет обязанности по развитию пло­дотворного сотрудничества государств, в социально-экономической сфере их взаимоотношений в целях содействия экономическому и со­циальному прогрессу всех народов. Для выполнения этих целей в рам­ках ООН создана разветвленная система международных органов, на­деленных соответствующими функциями и правомочиями, в том числе, по контролю за, выполнением универсальных или локальных между­народных договоров в сфере международного социально-экономичес­кого права.

Конечно, Генеральная Ассамблея и ЭКОСОС не правомочны при­нимать обязательные для членов ООН решения. Но их рекомендации государствам и иным субъектам международного права, особенно при­нятые на основе консенсуса, имеют важное морально-политическое значение, служат ориентиром деятельности государств в сфере их со­циально-экономических взаимоотношений. Наконец, особое значение имеют разрабатываемые в рамках или под эгидой ООН проекты меж­дународных конвенций, положения которых приобретают силу между­народных обязательств для участвующих в них государств или стано­вятся универсально обязательными в силу сложившейся соответст­вующей обычноправовой нормы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.