Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема № 13 МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО



Международное воздушное право (МВП) - отрасль современного международного права, регулирующая международные полеты воз­душных аппаратов (судов) той или иной национальной (государствен­ной) принадлежности.

Таковым, как представляется, должно быть определение понятия «международное воздушное право» при условии выяснения значения используемых терминов, о чем будет говориться ниже. Конечно, любое определение существа отрасли международного права должно основы­ваться на анализе соответствующих международно-правовых предпи­саний.

Между тем в отечественной доктрине международного права пред­ложено значительное число определений МВП, существенно отлича­ющихся друг от друга. Приведем два таких определения.

Так, в двухтомнике «Международное воздушное право» говорится, что МВП, являющееся отраслью международного права, «представляет собой систему норм, регулирующих отношения между государствами в связи с использованием воздушного пространства в целях осущест­вления международных воздушных сообщений и обеспечения их без­опасности». *

В «Курсе международного права» содержится следующее опреде­ление: «Международное воздушное право (МВП) - часть междуна­родного права, представляющая собой систему норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с исполь­зованием воздушного пространства гражданской авиацией». *

Вместе с тем, подчеркивается далее, большая группа норм МВП связана с регулированием международных полетов как таковых, неза­висимо от того, с какими целями они осуществляются. Это привело к формированию в МВП особого института «международных полетов», следовательно, указание в определении МВП на регламентацию отно­шений в связи с использованием воздушного пространства граждан­ской авиацией более четко характеризует предмет и сущность этой отрасли международного права.

Однако гражданская авиация государства использует воздушное пространство этого государства для перевозки пассажиров и грузов прежде всего в пределах его территории, что, естественно, не является и не может являться предметом международно-правового регулирова­ния. Лишь международные полеты порождают потребность в таком регулировании.

Вернемся теперь к определению МВП, предложенному в начале этой главы, к тому, что из него следует.

Прежде всего, само наименование «международное воздушное право» предрешает вопрос о пространственной сфере его применения. Речь идет о пространстве, имеющем юридический статус воздушного пространства. Напомним при этом еще раз, что точной границы между воздушным и космическим пространствами не установлено. Трудности такого установления объясняются, в частности, тем, что аппараты типа «Шаттл» или «Буран» совершают полет как в космическом простран­стве, так и (особенно при приземлении) в воздушном пространстве. Иначе говоря, вступают в действие как космическое, так и междуна­родное воздушное право.

Далее, воздушное пространство юридически не однородно. Часть его, расположенная над сухопутной и водной территорией государства, включая его территориальное море, является неотъемлемой частью территории, находящейся под суверенитетом государства, где ему при­надлежит исключительная юрисдикция в отношении всех находящих­ся в пределах его территории физических и юридических лиц и иных объединений с должным учетом его соответствующих международных обязательств.

Другая часть воздушного пространства, расположенная над откры­тым морем и Антарктикой, является негосударственной, международ­ной территорией со всеми вытекающими отсюда юридическими пос­ледствиями, изложенными, в частности, в гл. XII.

Поэтому в основе регулирования международных полетов лежат два основополагающих принципа: принцип полного и исключительно­го суверенитета государства над воздушным пространством над его территорией и принцип нераспространения суверенитета государства на воздушное пространство, расположенное над негосударственной, международной территорией.

Соответственно правовой режим воздушного пространства госу­дарства устанавливается его внутренним правом с учетом международ­ных обязательств государства в соответствии с общими (универсаль­ными), многосторонними или двусторонними соглашениями, участни­ком которых оно является, а иногда в соответствии с односторонними юридическими актами государства, признанными другими государст­вами, которых они касаются (см. гл. I).

Правовой режим негосударственного, международного воздушно­го пространства устанавливается исключительно международным пра­вом. В его основе свобода полетов над такими пространствами, под­твержденная, в частности, Конвенцией ООН по морскому праву и осу­ществляемая в соответствии с условиями этой Конвенции и других норм международного права.

Вышеизложенные принципиальные начала имеют в виду между­народно-правовое регулирование международных полетов в соответ­ствии с предложенным определением МВП. Поэтому следующим под­лежащим определению термином является термин «международный полет».

Основной источник современного воздушного права - Конвенция о международной гражданской авиации 1944г. (Чикагская конвенция) содержит определение термина «международное воздушное сообще­ние» как означающего воздушное сообщение, осуществляемое через воздушное пространство над территорией более чем одного государст­ва (ст. 96).

Соответственно более короткий и более предпочтительный термин «международный полет» - это полет через воздушное пространство над территорией более чем одного государства. Иначе говоря, это полет с территории одного государства на территорию другого или других государств. Именно такие международные полеты и требуют регули­рования и регулируются МВП.

Наконец, поскольку МВП регулирует взаимоотношения между го­сударствами по поводу осуществления их национальными воздушны­ми аппаратами (судами) международных полетов, существенное зна­чение приобретает определение национальности воздушных судов, чему посвящена гл. III (ст. 17-21) Чикагской конвенции. Согласно основным

* Международное воздушное право: В 2 кн. М., 1980. Кн. 1. С. 35.

* Курс международного права: В 7 т. М. 1992. Т. 5. С. 124.

положениям этой главы, воздушные суда имеют националь­ность того государства, в котором они зарегистрированы. Каждое воз­душное судно, занятое в международной аэронавигации, имеет соот­ветствующие национальные и регистрационные знаки.

Таково существо современного МВП в соответствии с предложен­ным его определением.

Поскольку основным источником современного МВП является Чикагская конвенция, необходим соответствующий ее анализ.

Конвенция, в соответствии с ее заглавием, посвящается деятель­ности международной гражданской авиации, но фактически ее поло­жения существенно шире, касаются осуществления любых междуна­родных полетов, а также любой деятельности государств за пределами их национальной юрисдикции. Ее участниками являются за немноги­ми исключениями все государства мира.

Конвенция, согласно ее ст. 3, «применяется только к гражданским воздушным судам и не применяется к государственным воздушным судам», каковыми являются воздушные суда, используемые на воен­ной, таможенной и полицейской службах.

Но в то же время никакое государственное воздушное судно не производит полета над территорией другого государства и не совершает на ней посадки, кроме как с разрешения, предоставляемого специальным соглашением или иным образом, и в соответствии с его условиями.

Регулярные международные воздушные сообщения (международ­ные полеты), регулируемые Чикагской конвенцией, не могут осущест­вляться над территорией или на территорию государства-участника иначе чем по специальному разрешению или с иной санкции этого государства. Чаще всего такое разрешение дается путем заключения соответствующих международных соглашений.

Однако государства - участники Конвенции согласились, что все воздушные суда других государств, не занятые в регулярных воздуш­ных сообщениях, имеют право при соблюдении положений Конвенции осуществлять полеты на их территорию или транзитные беспосадоч­ные полеты через их территорию без получения предварительного раз­решения.

Конвенция также учредила Международную организацию граж­данской авиации (ИКАО), подробно определив ее цели и задачи (ст. 44). В их числе: обеспечивать безопасное и упорядоченное разви­тие международной гражданской авиации во всем мире; способство­вать безопасности полетов в международной аэронавигации.

Обеспечение безопасности международных полетов - одна из главнейших целей МВП. Эта цель достигается путем разработки мер, касающихся технической надежности авиационной техники, аэропор­тов и других средств, используемых в международной аэронавигации, что входит в задачу ИКАО и составляет содержание принимаемых ею регламентов, а также путем установления правил и регламентов, каса­ющихся полетов и маневрирования воздушных судов. Она также до­стигается путем заключения международных конвенций по инициати­ве ИКАО о незаконных актах, направленных против безопасности воз­душного судна и находящихся на его борту лиц или имущества.

Этому служат: Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токийская конвенция 1963 г.); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаагская конвенция 1970 г.) и Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреальская конвенция 1971 г.).

Цель обеспечения безопасности международной воздушной аэро­навигации достигается также организацией движения воздушных судов и управления их полетами путем, в частности, установления воздушных трасс и коридоров, управления полетами с помощью средств воздушной аэронавигации. Над открытым морем эта задача осуществляется органами ИКАО, а в пределах государственной терри­тории соответствующими национальными службами.

Все это является воплощением обязательства государств по Чикаг­ской конвенции сотрудничать в обеспечении максимально достижимо­го единообразия правил, стандартов, процедур в отношении воздуш­ных судов, персонала, воздушных трасс и вспомогательных служб, по всем вопросам, в которых такое единообразие будет содействовать аэронавигации и совершенствовать ее (ст. 37).

Чикагская конвенция, а также заключаемые на ее основе государст­вами двусторонние и многосторонние соглашения регулируют главным образом регулярные международные полеты гражданской авиации, осу­ществляемые должным образом управомоченным на то государством его национальными авиапредприятиями для перевозки пассажиров, ба­гажа, грузов и почты за установленную плату, т.е. в коммерческих целях. При этом в соответствии с действующими соглашениями они наделены следующими основными правами, именуемыми также «свободами воз­духа»: правом транзитного полета без посадки на территории государст­ва, предоставившего такое право; правом перевозки в другое государство пассажиров, груза и почты, взятых на борт в государстве регистрации воздушного судна; правом перевозки пассажиров, груза и почты с терри­тории другого государства в государство регистрации (национальности) воздушного судна; правом принимать на борт на территории другого государства пассажиров, груз и почту для перевозки на территорию третьего государства, а также правом высаживать пассажиров и выгру­жать грузы и почту на территории этого другого государства, следующие на территорию третьего государства; правом посадки в ходе транзитного полета над территорией другого государства на его территории в неком­мерческих целях (для заправки топливом, исправления возникших по­вреждений и т.п.). Все это подробно регламентируется соответствующи­ми межгосударственными соглашениями.

Чикагская конвенция содержит специальную главу «Споры и не­выполнение обязательств». В ней предусматривается, в частности, что разногласия между государствами-участниками, касающиеся толкова­ния или применения Конвенции и ее Приложений, неурегулированные путем переговоров, по просьбе любого государства в споре подлежат разрешению Советом ИКАО. Такие решения Совета могут быть обжа­лованы путем обращения к третейскому суду (арбитражу), образован­ному в соответствии с положениями Конвенции.

В этой главе предусмотрены также санкции в отношении авиапред­приятия, не выполняющего соответствующие решения, и санкции в отношении государства, не выполняющего обязательств, предусмот­ренных в данной главе Конвенции.

Таковы некоторые основные положения современного междуна­родного воздушного права в соответствии с действующими междуна­родными соглашениями, регулирующими осуществление международ­ной аэронавигации.

Центральное такое соглашение, участниками которого являются практически все заинтересованные государства (более 160 госу­дарств) - Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., учредившая ИКАО. Интегральной частью Конвенции являются при­ложения к ней, конкретизирующие и развивающие соответствующие ее положения. Ныне число таких Приложений достигло 17.

Помимо ИКАО существенную роль в деле становления и развития МВП играют международные региональные авиационные организа­ции и органы, которых насчитывается ныне около четырех десятков. К наиболее важным таким организациям относятся, в частности: Ев­ропейская конференция гражданской авиации, созданная в 1954 г.; Ев­ропейская организация по обеспечению безопасности навигации - Евроконтроль, образованная в 1960 г.; Африканская комиссия граждан­ской авиации, возникшая в 1969 г.; Агентство по обеспечению безопас­ности аэронавигации в Африке и Мадагаскаре, учрежденное в 1959 г.; Центральноамериканская организация по обслуживанию аэронавига­ции, учрежденная в 1960 г.; Латиноамериканская комиссия граждан­ской авиации, образованная в 1973 г.; Совет гражданской авиации арабских государств, учрежденный в 1967 г.

Существует, кроме того, значительное число международных не­правительственных организаций, призванных оказывать содействие сотрудничеству государств, в деле обеспечения эффективной и безопас­ной международной аэронавигации. В числе научных таких организа­ций международного характера - Ассоциация международного права и Институт международного права, не однажды рассматривавшие со­ответствующие международно-правовые проблемы на своих регуляр­ных сессиях.

Очевидно, что социально-экономическая сфера взаимоотношений между государствами, регулируемая современным международным правом, так или иначе, сводится к принятию государствами междуна­родных обязательств о соблюдении ими определенных прав человека в своем внутреннем порядке или правопорядке.

Некоторые конкретные обязательства по общему международному праву в сфере социально-экономического права стали общепризнан­ными. Речь идет, в частности, об общепризнанных международно-пра­вовых положениях, запрещающих апартеид, расизм, колониализм, аг­рессию и другие нарушения международного мира и безопасности.

Что касается соблюдения других социально-экономических прав человека, то международно-правовое развитие пошло в этом плане по пути разработки под эгидой ООН и некоторых ее специализированных учреждений международных конвенций универсального характера, т.е. открытых для участия всех государства.

Заключаются, разумеется, и соответствующие двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры, но решающая роль, очевидно, должна принадлежать универсальным конвенциям.

Такие конвенции, как правило, устанавливают механизм контроля за,их соблюдением государствами-участниками. Такой механизм пред­усматривает обычно представление государствами периодических до­кладов о выполнении ими своих международных обязательств.

Центральное место в системе международных договоров о правах человека принадлежит Международному пакту о гражданских и поли­тических правах и Международному пакту об экономических, социаль­ных и культурных правах, принятым и открытым для подписания, ра­тификации и присоединения 16 декабря 1966 г.

Многие действующие международные конвенции посвящены мерам искоренения конкретных действий государств, умаляющих честь и достоинство человеческой личности.

Так, делу предупреждения дискриминации человека и преступле­ний против человека служат, в частности, Международная конвенция о ликвидации всех видов расовой дискриминации 1965 г., Междуна­родная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Конвенция о дискриминации в области труда и занятий 1958 г., Конвенция о борьбе с дискриминацией в об­ласти образования 1950 г., Конвенция о равном вознаграждении 1951 г.

Делу предупреждения и пресечения преступлений против челове­ческой личности служат также Конвенция о рабстве 1926 г. с последу­ющими ее изменениями и дополнениями, Конвенция о принудитель­ном труде 1930 г. и Конвенция об упразднении принудительного труда 1957 г., Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г., Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности 1968 г. и др.

Ряд конвенций касаются юридического статуса индивида. В их числе, Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г., Конвен­ция о сокращении безгражданства 1961 г., Конвенция о статусе апат­ридов 1954 г., Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Конвенция о по­литических правах женщин 1952 г., Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 г., Конвенция о представителях трудящихся 1971 г.

Выше приведены лишь отдельные примеры международных согла­шений универсального характера в сфере социально-экономического права. И это право непрерывно развивается, составляет основную сферу межгосударственного сотрудничества в интересах человеческой личности и человечества в целом, коль скоро его усилиями поддержи­вается международный мир и безопасность на нашей планете.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.