Тема № 13 МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО
Международное воздушное право (МВП) - отрасль современного международного права, регулирующая международные полеты воздушных аппаратов (судов) той или иной национальной (государственной) принадлежности. Таковым, как представляется, должно быть определение понятия «международное воздушное право» при условии выяснения значения используемых терминов, о чем будет говориться ниже. Конечно, любое определение существа отрасли международного права должно основываться на анализе соответствующих международно-правовых предписаний. Между тем в отечественной доктрине международного права предложено значительное число определений МВП, существенно отличающихся друг от друга. Приведем два таких определения. Так, в двухтомнике «Международное воздушное право» говорится, что МВП, являющееся отраслью международного права, «представляет собой систему норм, регулирующих отношения между государствами в связи с использованием воздушного пространства в целях осуществления международных воздушных сообщений и обеспечения их безопасности». * В «Курсе международного права» содержится следующее определение: «Международное воздушное право (МВП) - часть международного права, представляющая собой систему норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием воздушного пространства гражданской авиацией». * Вместе с тем, подчеркивается далее, большая группа норм МВП связана с регулированием международных полетов как таковых, независимо от того, с какими целями они осуществляются. Это привело к формированию в МВП особого института «международных полетов», следовательно, указание в определении МВП на регламентацию отношений в связи с использованием воздушного пространства гражданской авиацией более четко характеризует предмет и сущность этой отрасли международного права. Однако гражданская авиация государства использует воздушное пространство этого государства для перевозки пассажиров и грузов прежде всего в пределах его территории, что, естественно, не является и не может являться предметом международно-правового регулирования. Лишь международные полеты порождают потребность в таком регулировании. Вернемся теперь к определению МВП, предложенному в начале этой главы, к тому, что из него следует. Прежде всего, само наименование «международное воздушное право» предрешает вопрос о пространственной сфере его применения. Речь идет о пространстве, имеющем юридический статус воздушного пространства. Напомним при этом еще раз, что точной границы между воздушным и космическим пространствами не установлено. Трудности такого установления объясняются, в частности, тем, что аппараты типа «Шаттл» или «Буран» совершают полет как в космическом пространстве, так и (особенно при приземлении) в воздушном пространстве. Иначе говоря, вступают в действие как космическое, так и международное воздушное право. Далее, воздушное пространство юридически не однородно. Часть его, расположенная над сухопутной и водной территорией государства, включая его территориальное море, является неотъемлемой частью территории, находящейся под суверенитетом государства, где ему принадлежит исключительная юрисдикция в отношении всех находящихся в пределах его территории физических и юридических лиц и иных объединений с должным учетом его соответствующих международных обязательств. Другая часть воздушного пространства, расположенная над открытым морем и Антарктикой, является негосударственной, международной территорией со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями, изложенными, в частности, в гл. XII. Поэтому в основе регулирования международных полетов лежат два основополагающих принципа: принцип полного и исключительного суверенитета государства над воздушным пространством над его территорией и принцип нераспространения суверенитета государства на воздушное пространство, расположенное над негосударственной, международной территорией. Соответственно правовой режим воздушного пространства государства устанавливается его внутренним правом с учетом международных обязательств государства в соответствии с общими (универсальными), многосторонними или двусторонними соглашениями, участником которых оно является, а иногда в соответствии с односторонними юридическими актами государства, признанными другими государствами, которых они касаются (см. гл. I). Правовой режим негосударственного, международного воздушного пространства устанавливается исключительно международным правом. В его основе свобода полетов над такими пространствами, подтвержденная, в частности, Конвенцией ООН по морскому праву и осуществляемая в соответствии с условиями этой Конвенции и других норм международного права. Вышеизложенные принципиальные начала имеют в виду международно-правовое регулирование международных полетов в соответствии с предложенным определением МВП. Поэтому следующим подлежащим определению термином является термин «международный полет». Основной источник современного воздушного права - Конвенция о международной гражданской авиации 1944г. (Чикагская конвенция) содержит определение термина «международное воздушное сообщение» как означающего воздушное сообщение, осуществляемое через воздушное пространство над территорией более чем одного государства (ст. 96). Соответственно более короткий и более предпочтительный термин «международный полет» - это полет через воздушное пространство над территорией более чем одного государства. Иначе говоря, это полет с территории одного государства на территорию другого или других государств. Именно такие международные полеты и требуют регулирования и регулируются МВП. Наконец, поскольку МВП регулирует взаимоотношения между государствами по поводу осуществления их национальными воздушными аппаратами (судами) международных полетов, существенное значение приобретает определение национальности воздушных судов, чему посвящена гл. III (ст. 17-21) Чикагской конвенции. Согласно основным
* Международное воздушное право: В 2 кн. М., 1980. Кн. 1. С. 35. * Курс международного права: В 7 т. М. 1992. Т. 5. С. 124. положениям этой главы, воздушные суда имеют национальность того государства, в котором они зарегистрированы. Каждое воздушное судно, занятое в международной аэронавигации, имеет соответствующие национальные и регистрационные знаки. Таково существо современного МВП в соответствии с предложенным его определением. Поскольку основным источником современного МВП является Чикагская конвенция, необходим соответствующий ее анализ. Конвенция, в соответствии с ее заглавием, посвящается деятельности международной гражданской авиации, но фактически ее положения существенно шире, касаются осуществления любых международных полетов, а также любой деятельности государств за пределами их национальной юрисдикции. Ее участниками являются за немногими исключениями все государства мира. Конвенция, согласно ее ст. 3, «применяется только к гражданским воздушным судам и не применяется к государственным воздушным судам», каковыми являются воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службах. Но в то же время никакое государственное воздушное судно не производит полета над территорией другого государства и не совершает на ней посадки, кроме как с разрешения, предоставляемого специальным соглашением или иным образом, и в соответствии с его условиями. Регулярные международные воздушные сообщения (международные полеты), регулируемые Чикагской конвенцией, не могут осуществляться над территорией или на территорию государства-участника иначе чем по специальному разрешению или с иной санкции этого государства. Чаще всего такое разрешение дается путем заключения соответствующих международных соглашений. Однако государства - участники Конвенции согласились, что все воздушные суда других государств, не занятые в регулярных воздушных сообщениях, имеют право при соблюдении положений Конвенции осуществлять полеты на их территорию или транзитные беспосадочные полеты через их территорию без получения предварительного разрешения. Конвенция также учредила Международную организацию гражданской авиации (ИКАО), подробно определив ее цели и задачи (ст. 44). В их числе: обеспечивать безопасное и упорядоченное развитие международной гражданской авиации во всем мире; способствовать безопасности полетов в международной аэронавигации. Обеспечение безопасности международных полетов - одна из главнейших целей МВП. Эта цель достигается путем разработки мер, касающихся технической надежности авиационной техники, аэропортов и других средств, используемых в международной аэронавигации, что входит в задачу ИКАО и составляет содержание принимаемых ею регламентов, а также путем установления правил и регламентов, касающихся полетов и маневрирования воздушных судов. Она также достигается путем заключения международных конвенций по инициативе ИКАО о незаконных актах, направленных против безопасности воздушного судна и находящихся на его борту лиц или имущества. Этому служат: Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токийская конвенция 1963 г.); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаагская конвенция 1970 г.) и Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреальская конвенция 1971 г.). Цель обеспечения безопасности международной воздушной аэронавигации достигается также организацией движения воздушных судов и управления их полетами путем, в частности, установления воздушных трасс и коридоров, управления полетами с помощью средств воздушной аэронавигации. Над открытым морем эта задача осуществляется органами ИКАО, а в пределах государственной территории соответствующими национальными службами. Все это является воплощением обязательства государств по Чикагской конвенции сотрудничать в обеспечении максимально достижимого единообразия правил, стандартов, процедур в отношении воздушных судов, персонала, воздушных трасс и вспомогательных служб, по всем вопросам, в которых такое единообразие будет содействовать аэронавигации и совершенствовать ее (ст. 37). Чикагская конвенция, а также заключаемые на ее основе государствами двусторонние и многосторонние соглашения регулируют главным образом регулярные международные полеты гражданской авиации, осуществляемые должным образом управомоченным на то государством его национальными авиапредприятиями для перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты за установленную плату, т.е. в коммерческих целях. При этом в соответствии с действующими соглашениями они наделены следующими основными правами, именуемыми также «свободами воздуха»: правом транзитного полета без посадки на территории государства, предоставившего такое право; правом перевозки в другое государство пассажиров, груза и почты, взятых на борт в государстве регистрации воздушного судна; правом перевозки пассажиров, груза и почты с территории другого государства в государство регистрации (национальности) воздушного судна; правом принимать на борт на территории другого государства пассажиров, груз и почту для перевозки на территорию третьего государства, а также правом высаживать пассажиров и выгружать грузы и почту на территории этого другого государства, следующие на территорию третьего государства; правом посадки в ходе транзитного полета над территорией другого государства на его территории в некоммерческих целях (для заправки топливом, исправления возникших повреждений и т.п.). Все это подробно регламентируется соответствующими межгосударственными соглашениями. Чикагская конвенция содержит специальную главу «Споры и невыполнение обязательств». В ней предусматривается, в частности, что разногласия между государствами-участниками, касающиеся толкования или применения Конвенции и ее Приложений, неурегулированные путем переговоров, по просьбе любого государства в споре подлежат разрешению Советом ИКАО. Такие решения Совета могут быть обжалованы путем обращения к третейскому суду (арбитражу), образованному в соответствии с положениями Конвенции. В этой главе предусмотрены также санкции в отношении авиапредприятия, не выполняющего соответствующие решения, и санкции в отношении государства, не выполняющего обязательств, предусмотренных в данной главе Конвенции. Таковы некоторые основные положения современного международного воздушного права в соответствии с действующими международными соглашениями, регулирующими осуществление международной аэронавигации. Центральное такое соглашение, участниками которого являются практически все заинтересованные государства (более 160 государств) - Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., учредившая ИКАО. Интегральной частью Конвенции являются приложения к ней, конкретизирующие и развивающие соответствующие ее положения. Ныне число таких Приложений достигло 17. Помимо ИКАО существенную роль в деле становления и развития МВП играют международные региональные авиационные организации и органы, которых насчитывается ныне около четырех десятков. К наиболее важным таким организациям относятся, в частности: Европейская конференция гражданской авиации, созданная в 1954 г.; Европейская организация по обеспечению безопасности навигации - Евроконтроль, образованная в 1960 г.; Африканская комиссия гражданской авиации, возникшая в 1969 г.; Агентство по обеспечению безопасности аэронавигации в Африке и Мадагаскаре, учрежденное в 1959 г.; Центральноамериканская организация по обслуживанию аэронавигации, учрежденная в 1960 г.; Латиноамериканская комиссия гражданской авиации, образованная в 1973 г.; Совет гражданской авиации арабских государств, учрежденный в 1967 г. Существует, кроме того, значительное число международных неправительственных организаций, призванных оказывать содействие сотрудничеству государств, в деле обеспечения эффективной и безопасной международной аэронавигации. В числе научных таких организаций международного характера - Ассоциация международного права и Институт международного права, не однажды рассматривавшие соответствующие международно-правовые проблемы на своих регулярных сессиях. Очевидно, что социально-экономическая сфера взаимоотношений между государствами, регулируемая современным международным правом, так или иначе, сводится к принятию государствами международных обязательств о соблюдении ими определенных прав человека в своем внутреннем порядке или правопорядке. Некоторые конкретные обязательства по общему международному праву в сфере социально-экономического права стали общепризнанными. Речь идет, в частности, об общепризнанных международно-правовых положениях, запрещающих апартеид, расизм, колониализм, агрессию и другие нарушения международного мира и безопасности. Что касается соблюдения других социально-экономических прав человека, то международно-правовое развитие пошло в этом плане по пути разработки под эгидой ООН и некоторых ее специализированных учреждений международных конвенций универсального характера, т.е. открытых для участия всех государства. Заключаются, разумеется, и соответствующие двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры, но решающая роль, очевидно, должна принадлежать универсальным конвенциям. Такие конвенции, как правило, устанавливают механизм контроля за,их соблюдением государствами-участниками. Такой механизм предусматривает обычно представление государствами периодических докладов о выполнении ими своих международных обязательств. Центральное место в системе международных договоров о правах человека принадлежит Международному пакту о гражданских и политических правах и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, принятым и открытым для подписания, ратификации и присоединения 16 декабря 1966 г. Многие действующие международные конвенции посвящены мерам искоренения конкретных действий государств, умаляющих честь и достоинство человеческой личности. Так, делу предупреждения дискриминации человека и преступлений против человека служат, в частности, Международная конвенция о ликвидации всех видов расовой дискриминации 1965 г., Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Конвенция о дискриминации в области труда и занятий 1958 г., Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1950 г., Конвенция о равном вознаграждении 1951 г. Делу предупреждения и пресечения преступлений против человеческой личности служат также Конвенция о рабстве 1926 г. с последующими ее изменениями и дополнениями, Конвенция о принудительном труде 1930 г. и Конвенция об упразднении принудительного труда 1957 г., Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г., Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности 1968 г. и др. Ряд конвенций касаются юридического статуса индивида. В их числе, Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Конвенция о политических правах женщин 1952 г., Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 г., Конвенция о представителях трудящихся 1971 г. Выше приведены лишь отдельные примеры международных соглашений универсального характера в сфере социально-экономического права. И это право непрерывно развивается, составляет основную сферу межгосударственного сотрудничества в интересах человеческой личности и человечества в целом, коль скоро его усилиями поддерживается международный мир и безопасность на нашей планете. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|