Здавалка
Главная | Обратная связь

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВЫХ



Министерство образования РФ

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса

 

 

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

(биологические основы)

Учебное пособие

Для студентов специальностей: 061100 «Менеджмент организации», 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет и аудит», 350500 «Социальная работа», 021100 «Юриспруденция», 230500 «Социально-культурный сервис и туризм», 061500 «Маркетинг», 351100 «Реклама», 350700 «Коммерция» дневной и заочной форм обучения.

Шахты 2003 г.

 

УДК 50(07.5.3)

ББК 20 я 73

Составитель:

Доцент, кафедры «Химия» ЮРГУЭС, к.т.н

Михалко И.К

Рецензенты:

Доцент кафедры“Биотехнология” РГУ,к.б.н

Полякова А.В.

Доцент кафедры ОД ШИНГТУ, к.х.н.

Луценко В.В.

 

 

Михалко И.К.

Концепции современного естествознания (биологические основы): Учеб. пособие для вузов/И.К. Михалко. – Шахты: ЮРГУЭС, 2003 – 51 с.

 

 

Учебное пособие к изучению отдельных разделов курса “Концепции современного естествознания” предназначено для студентов специальностей: 061100 «Менеджмент организации», 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет и аудит», 350500 «Социальная работа», 021100 «Юриспруденция», 230500 «Социально-культурный сервис и туризм», 061500 «Маркетинг», 351100 «Реклама», 350700 «Коммерция» дневной и заочной форм обучения по изучению ими теоретического материала.

 

 

УДК 50(075.3)

ББК 20 я 73

 

 

©Южно-Российский государственный

университет экономики и сервиса,

2003 ©И.К. Михалко


Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 4

1 Основные принципы организации живых систем ………………………….. 5

1.1 Уровни организации живой материи …………………………………...5

1.2 Концепция структурных уровней биологии ……………………………6

1.3 Основные свойства живых систем ………………………………………6

1.4 Клетка - элементарная биологическая система…………………………8

1.5 Строение и функции клетки …………………………………………….11

1.6 Химический состав клетки …………………………………………..….14

2 Закономерности эволюции органического мира …………………………….20

2.1 Биология в додарвиновский период …………………………………....20

2.2 Теория эволюции Ч.Дарвина и А.Уоллеса и ее основные

положения …………………………………………………………………....22

2.3 Вид и его критерии ……………………………………………………...22

2.4 Факторы эволюции ……………………………………………………...23

2.5 Искусственный отбор - механизм преобразования человеком

живой природы ………………………………………………………………..25

2.6 Приспособленность организмов - результат действия

естественного отбора ………………………………………………………….26

2.7 Микро и макроэволюция ……………………………………………….27

2.8 Главные направления биологической эволюции ……………………..28

2.9 Синтетическая теория эволюции ……………………………………….29

2.9 Происхождение жизни на Земле ………………………………………..30

3 Человек: организм и личность ..……………………………………………….34

3.1 Положение человека в системе животного мира …………………….34

3.2 Эволюция приматов …………………………………………………....34

3.3 Стадии эволюции человека …………………………………………....36

3.4 Современный этап эволюции человека ………………………………37

3.5 Развитие культуры. Путь к единой культуре …………………………39

3.6 Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество,

работоспособность, биоэтика ………………………………………...40

4 Учение о биосфере ………………………………………………………..……..45

4.1 Границы биосферы …………………………………………………….45

4.2 Биосфера и направления ее эволюции ……………………………….46

4.3 Ноосфера ……………………………………………………………….46

4.4 Экологические факторы и их действие ………………………………47

4.5 Понятие об экологической нише ……………………………………..48

4.6 Экосистемы и биогеоценозы, их сравнительная

характеристика …………………………………………………………48

4.7 Круговорот веществ в биосфере ………………………………………48

4.8 Многообразие живых организмов - основа организации

и устойчивости биосферы …………………………………………….50

4.9 Принципы охраны природы и рационального природопользования ..50

4.10 Биосфера и космические циклы ……………………………….……..51

Библиографический список ………………………………………………...53


 

ВВЕДЕНИЕ

Курс “Концепции современного естествознания “ предназначен для студентов специальностей: 061100 «Менеджмент организации», 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет и аудит», 350500 «Социальная работа», 021100 «Юриспруденция», 230500 «Социально-культурный сервис и туризм», 061500 «Маркетинг», 351100 «Реклама», 350700 «Коммерция» дневной и заочной форм обучения по изучению ими теоретического материала.

Среди дисциплин, составляющих базовую подготовку бухгалтеров-экономистов, менеджеров, конструкторов обувного и швейного производства важное место занимает естествознание - единая, целостная наука о природе. Специфические стороны этой науки - физика, химия, биология - являются уровнями единой иерархической системы знаний, стержневой линией развития естествознания стало обоснование целостности природы, общности живой и неживой природы, единства законов их развития. Курс “Концепции современного естествознания” призван показать, что естествознание является основой всякого знания и естественнонаучного и, технического, и гуманитарного. Поэтому он имеет особое значение для молодого человека, вступающего в третье тысячелетие, ибо ведущей тенденцией развития современной цивилизации в ближайшем будущем становятся интеграционные процессы.

Человеческое общество вступило в век господства микроэлектроники, информатики и биотехнологии, которые в корне преобразуют промышленное и сельскохозяйственное производство и, совершенно естественно, что новому, более высокому уровню техники и технологии производства должна соответствовать новая, более высокая ступень человека и общества в их взаимодействии с природой.

В настоящем учебном пособии содержится довольно обширный материал, относящийся к биологии в отдельности. Но тем не менее он включен в общую цепь развития естественнонаучных знаний и поэтому является не повторением того, что было в специальных учебниках по этому предмету, а дополнением, углублением и уточнением уже известного материала.

Среди достижений биологии - клеточная теория, законы наследственности, эволюционные теории, учение о биосфере.

Эти достижения выдвинули биологию на передовые рубежи естествознания.

В данном учебном пособии рассмотрены вопросы теории эволюции, развития эволюционных идей, раскрыта проблема происхождения человека, дан материал об эволюции экосистем, биоэтики.

Жизнь человека, его здоровье, условия его труда и быта почти целиком зависят от правильности решений, принимаемых очень многими другими людьми. В свою очередь, деятельность отдельного человека также влияет на судьбу многих. Именно поэтому очень важно, чтобы наука о жизни стала неотъемлемой составной частью мировоззрения каждого человека независимо от его специальности. Инженеру любой специальности знание биологии необходимо, также как врачу или агроному, ибо только в этом случае они будут представлять последствия своей производственной деятельности для природы и человека.

Цель данного учебного пособия - дать представление о структуре живой материи, наиболее общих ее законах, познакомить с многообразием жизни и историей ее развития на Земле.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВЫХ

СИСТЕМ

Уровни организации живой материи. Концепции структурных уровней биологии. Основные свойства живых систем. Клетка - элементарная билогическая система. Клеточная теория строения организмов. Строение функции и химический состав клетки.

Биология - наука о жизни. Ее название возникло из сочетания двух греческих слов: bios (жизнь) и logos (слово, учение). Биология изучает строение, проявление жизнедеятельности, среду обитания всех живых организмов: грибов, растений, бактерий и животных.

Живое на Земле представлено необычным разнообразием форм, множеством видов живых существ. В настоящее время уже известно около 500 тысяч видов растений, более 1,5 млн. видов животных, большое количество видов грибов и прокариот, населяющих нашу планету. Ученые постоянно обнаруживают и описывают новые виды как существующие в современных условиях, так и вымершие в минувшие геологические эпохи.

  Живые организмы  
                   
                   

 

 

неклеточные формы жизни (вирусы) могут жить в клетке других организмов прокариоты (сине-зеленые водоросли и бактерии) 7000 видов эукариоты (растительные и животные организмы) (2 млн. видов)

 

 






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.