ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВЫХСтр 1 из 15Следующая ⇒
Министерство образования РФ Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (биологические основы) Учебное пособие Для студентов специальностей: 061100 «Менеджмент организации», 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет и аудит», 350500 «Социальная работа», 021100 «Юриспруденция», 230500 «Социально-культурный сервис и туризм», 061500 «Маркетинг», 351100 «Реклама», 350700 «Коммерция» дневной и заочной форм обучения. Шахты 2003 г.
УДК 50(07.5.3) ББК 20 я 73 Составитель: Доцент, кафедры «Химия» ЮРГУЭС, к.т.н Михалко И.К Рецензенты: Доцент кафедры“Биотехнология” РГУ,к.б.н Полякова А.В. Доцент кафедры ОД ШИНГТУ, к.х.н. Луценко В.В.
Михалко И.К. Концепции современного естествознания (биологические основы): Учеб. пособие для вузов/И.К. Михалко. – Шахты: ЮРГУЭС, 2003 – 51 с.
Учебное пособие к изучению отдельных разделов курса “Концепции современного естествознания” предназначено для студентов специальностей: 061100 «Менеджмент организации», 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет и аудит», 350500 «Социальная работа», 021100 «Юриспруденция», 230500 «Социально-культурный сервис и туризм», 061500 «Маркетинг», 351100 «Реклама», 350700 «Коммерция» дневной и заочной форм обучения по изучению ими теоретического материала.
УДК 50(075.3) ББК 20 я 73
©Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, 2003 ©И.К. Михалко Оглавление Введение……………………………………………………………………… 4 1 Основные принципы организации живых систем ………………………….. 5 1.1 Уровни организации живой материи …………………………………...5 1.2 Концепция структурных уровней биологии ……………………………6 1.3 Основные свойства живых систем ………………………………………6 1.4 Клетка - элементарная биологическая система…………………………8 1.5 Строение и функции клетки …………………………………………….11 1.6 Химический состав клетки …………………………………………..….14 2 Закономерности эволюции органического мира …………………………….20 2.1 Биология в додарвиновский период …………………………………....20 2.2 Теория эволюции Ч.Дарвина и А.Уоллеса и ее основные положения …………………………………………………………………....22 2.3 Вид и его критерии ……………………………………………………...22 2.4 Факторы эволюции ……………………………………………………...23 2.5 Искусственный отбор - механизм преобразования человеком живой природы ………………………………………………………………..25 2.6 Приспособленность организмов - результат действия естественного отбора ………………………………………………………….26 2.7 Микро и макроэволюция ……………………………………………….27 2.8 Главные направления биологической эволюции ……………………..28 2.9 Синтетическая теория эволюции ……………………………………….29 2.9 Происхождение жизни на Земле ………………………………………..30 3 Человек: организм и личность ..……………………………………………….34 3.1 Положение человека в системе животного мира …………………….34 3.2 Эволюция приматов …………………………………………………....34 3.3 Стадии эволюции человека …………………………………………....36 3.4 Современный этап эволюции человека ………………………………37 3.5 Развитие культуры. Путь к единой культуре …………………………39 3.6 Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность, биоэтика ………………………………………...40 4 Учение о биосфере ………………………………………………………..……..45 4.1 Границы биосферы …………………………………………………….45 4.2 Биосфера и направления ее эволюции ……………………………….46 4.3 Ноосфера ……………………………………………………………….46 4.4 Экологические факторы и их действие ………………………………47 4.5 Понятие об экологической нише ……………………………………..48 4.6 Экосистемы и биогеоценозы, их сравнительная характеристика …………………………………………………………48 4.7 Круговорот веществ в биосфере ………………………………………48 4.8 Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы …………………………………………….50 4.9 Принципы охраны природы и рационального природопользования ..50 4.10 Биосфера и космические циклы ……………………………….……..51 Библиографический список ………………………………………………...53
ВВЕДЕНИЕ Курс “Концепции современного естествознания “ предназначен для студентов специальностей: 061100 «Менеджмент организации», 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет и аудит», 350500 «Социальная работа», 021100 «Юриспруденция», 230500 «Социально-культурный сервис и туризм», 061500 «Маркетинг», 351100 «Реклама», 350700 «Коммерция» дневной и заочной форм обучения по изучению ими теоретического материала. Среди дисциплин, составляющих базовую подготовку бухгалтеров-экономистов, менеджеров, конструкторов обувного и швейного производства важное место занимает естествознание - единая, целостная наука о природе. Специфические стороны этой науки - физика, химия, биология - являются уровнями единой иерархической системы знаний, стержневой линией развития естествознания стало обоснование целостности природы, общности живой и неживой природы, единства законов их развития. Курс “Концепции современного естествознания” призван показать, что естествознание является основой всякого знания и естественнонаучного и, технического, и гуманитарного. Поэтому он имеет особое значение для молодого человека, вступающего в третье тысячелетие, ибо ведущей тенденцией развития современной цивилизации в ближайшем будущем становятся интеграционные процессы. Человеческое общество вступило в век господства микроэлектроники, информатики и биотехнологии, которые в корне преобразуют промышленное и сельскохозяйственное производство и, совершенно естественно, что новому, более высокому уровню техники и технологии производства должна соответствовать новая, более высокая ступень человека и общества в их взаимодействии с природой. В настоящем учебном пособии содержится довольно обширный материал, относящийся к биологии в отдельности. Но тем не менее он включен в общую цепь развития естественнонаучных знаний и поэтому является не повторением того, что было в специальных учебниках по этому предмету, а дополнением, углублением и уточнением уже известного материала. Среди достижений биологии - клеточная теория, законы наследственности, эволюционные теории, учение о биосфере. Эти достижения выдвинули биологию на передовые рубежи естествознания. В данном учебном пособии рассмотрены вопросы теории эволюции, развития эволюционных идей, раскрыта проблема происхождения человека, дан материал об эволюции экосистем, биоэтики. Жизнь человека, его здоровье, условия его труда и быта почти целиком зависят от правильности решений, принимаемых очень многими другими людьми. В свою очередь, деятельность отдельного человека также влияет на судьбу многих. Именно поэтому очень важно, чтобы наука о жизни стала неотъемлемой составной частью мировоззрения каждого человека независимо от его специальности. Инженеру любой специальности знание биологии необходимо, также как врачу или агроному, ибо только в этом случае они будут представлять последствия своей производственной деятельности для природы и человека. Цель данного учебного пособия - дать представление о структуре живой материи, наиболее общих ее законах, познакомить с многообразием жизни и историей ее развития на Земле.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВЫХ СИСТЕМ Уровни организации живой материи. Концепции структурных уровней биологии. Основные свойства живых систем. Клетка - элементарная билогическая система. Клеточная теория строения организмов. Строение функции и химический состав клетки. Биология - наука о жизни. Ее название возникло из сочетания двух греческих слов: bios (жизнь) и logos (слово, учение). Биология изучает строение, проявление жизнедеятельности, среду обитания всех живых организмов: грибов, растений, бактерий и животных. Живое на Земле представлено необычным разнообразием форм, множеством видов живых существ. В настоящее время уже известно около 500 тысяч видов растений, более 1,5 млн. видов животных, большое количество видов грибов и прокариот, населяющих нашу планету. Ученые постоянно обнаруживают и описывают новые виды как существующие в современных условиях, так и вымершие в минувшие геологические эпохи.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|