Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность, биоэтика.
Физиология(от греческого physis - природа ) наука о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей - клеток, органов, функциональных систем. Физиология изучает механизмы различных функций живого организма (рост, размножение, дыхание и др.), их связь между собой, регуляцию и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе эволюции и индивидуального развития особи. Для физиологии человека одна из основных задач - изучение регулирующей и интегрирующей роли в организме. В решении этой проблемы участвовали крупнейшие физиологи (И.М.Сеченов, Н.Е.Введенский, И.П.Павлов, А.А.Ухтомский, Г.Гельмгольц и др.). Эмоции(французское e motio - волнение), реакции человека и животных на воздествие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувственности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека называются чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными. Здоровье человека. Наследственные болезни. По подсчетам некоторых ученых до 4 % населения земного шара страдает от наследственных болезней. Человечество выиграло битву со многими микроорганизмами - возбудителями инфекционных болезней, вплотную подбирается к вирусам. Но борьба с наследственными болезнями только начинается. Более того, создается впечатление, что круг наследственных болезней расширяется. Объясняется это многими причинами: 1) Наследственные болезни стали просто заметнее, когда мы стали успешно справляться с туберкулезом, пневмонией и т.д. 2) Наблюдается закономерный рост полностью или отчасти наследственных болезней, проявляющихся в пожилом возрасте (гипертония, глаукома и др.) Это связано с увеличением продолжительности жизни в развитых странах, обусловленным успехами медицины. 3) В связи с развитием промышленности появилось большое количество мутагенов, вызывающих так называемые наследственные мутации. Это различные ионизирующие излучения, отходы производств, некоторые инсектициды и др. Замечено, что многие наследственные болезни локализованы в определенных, часто изолированных местах - в селениях, долинах, на островах. В небольших изолированных селениях часто люди, вступающие в брак, имеют общее происхождение, что увеличивает вероятность встречи двух мутагенных генов, вызывающих одно и то же заболевание. Именно поэтому запрещены во многих странах близкородственные браки. Борется с наследственными болезнями новая отрасль медицины - медицинская генетика. Ее задача как можно глубже исследовать наследственные болезни и разработать мероприятия по их предупреждению и лечению. Созданы специальные консультации, куда могут обратиться за советом больные или их родственники, в семьях которых наблюдаются наследственные болезни. Правда, пока точные ответы можно дать не во всех случаях. Но наследование некоторых заболеваний изучено достаточно полно. Так, наследственной кровоточивостью (гемофилией) заболевают только мужчины, а передается она через дочерей внукам (сыновья больных не заболевают).Поэтому брат или сын больного могут быть спокойны за своих детей, а у дочери (50 %) или сестры ( 25 %) больного сыновья могут оказаться больными. Дело консультанта предупредить родителей о возможном заболевании детей, вопрос же о рождении ребенка решают сами родители. Творчество Творчество - это социально обусловленная деятельность человека. Общая характеристика творчества Творчество является прежде всего трудом, упорным, кропотливым, вдохновенным, требующим оптимального напряжения всех физических и духовных сил человека. Существенные моменты творчества - увлеченность и устремленность. Состояние вдохновения - другая типичная для творчества черта. Вдохновение характеризуется с одной стороны высокой продуктивностью, с другой стороны, огромным подъемом и напряжением сил человека. Человек всегда контролирует, оценивает творческое решение. Научное творчество представляет собой создание новых научных понятий, новых научных теорий. Их реализация обеспечивает технический прогресс, открывает пути к усовершенствованию того или иного вида или области, практической деятельности людей. Важным условием научного творчества является умение по новому представлять себе картину протекания изучаемых явлений. Поступательное движение науки и техники все чаще требует комплексного исследования встающих проблем, в решениях которых принимают участие ученые различных областей. Работоспособность Определение способностей. Когда говорят о способностях человека, то имеют ввиду его возможности в той или иной деятельности. При прочих равных условиях(уровень подготовленности, знания, навыки, умения, умственные и физические усилия), способный человек получает максимальный результат по сравнению с менее способными людьми. Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности и обеспечивающих высокие достижения в ней. Работоспособность связана со страстной увлеченностью и силой воли личности. Вполне естественно, что увлеченный человек отдает все силы своему любимому делу. Не случайно поэтому многие даровитые люди, оценивая свои достижения, отдавали первенство работоспособности и трудолюбию. Эдисон , оценивая роль дарования и труда говорил, что в них лишь 1 % гения, зато 99 % потения. Трудолюбие и работоспособность переживаются всегда субъективно, но им легко дать объективную оценку (по количеству времени, затраченому на работу, и по продукту труда). Упорный труд и трудоспособность важное условие продуктивной деятельности, т.е. выявление и развитие способностей. Большая работоспособность появляется как следствие увлеченности самим процессом труда и идеально представляемым ее результатам, она есть также следствие устойчивых привычек трудиться. На работоспособности сказываются и природные особенности, например типологические (выносливость личности). 3.6.6 Биоэтика или биомедицинская этика За всеми философскими и медицинскими вопросами, обсуждавшимися в связи с проблемами биоэтики, стоит один практический и политический вопрос: кто должен решить, чего нельзя делать при проведении биомедицинских исследований. В США широкое распространение получила практика включения философов и специалистов в области этики в состав комиссий, призванных наблюдать за проведением научных исследований. Вопросы биоэтики довольно часто поднимаются на страницах печати. Спор о том, в каком смысле можно говорить, что люди это биологические существа, или можно ли социальное сводить к биологическому. В последнее время научно--технический прогресс позволил осуществить пересадку многих органов человека, использование многих искусственных аппаратов в целях поддержания жизни человека, осуществлять манипуляции с генотипом человека, что в свою очередь породило много дискуссий среди философов, политиков, этиков, естествоиспытателей юристов по поводу тех ограничений, которые должны существовать в области использования этих новых возможностей, открывающихся перед человеком. Дискуссии по этим вопросам имеют как собственно научный, так и политический аспекты. Споры вокруг понятия “смерть”. Поскольку врачи во многих странах владеют методикой реанимации, восстановления функций сердца, то на сегодняшний день представления о смерти как о моменте остановки сердца можно охарактеризовать как устаревшее. Сегодня понятие смерти связывают не со смертью сердца, а со смертью мозга. Специфика отечественных ученых связана с теми представлениями о личности, которые характеризуются тем, что человек качественно отличается от животного не тем, что обладает душой, а тем, что является социальным существом, чья сущность определена производственными отношениями. Таким образом, в конечном итоге статус личности определяется обществом, а не теми врожденными свойствами и особенностями, которыми обладает тот или иной человек. В рамках такого понимания вопрос о сохранении жизни не получает такого звучания как на Западе. Украинский ученый Н.Амосов утверждает, что пересадка, например сердца возможна, если оно извлекается у человека, чья смерть констатируется в результате прекращения мозговой деятельности. Другие ученые резко выступают против этого. Еще более остро этические вопросы встают в связи с возможностями использования методов генетической инженерии. Возникает вопрос об ограничении этих исследований по этическим соображениям. Допустим, ученый хочет узнать, возможно ли дальнейшее развитие эмбриона обезьяны, в который с помощью методов генетической инженерии была “внедрена” молекула ДНК человека, в организме самой обезьяны. Американский ученый Дж.Фитчер попытался в свое время обосновать необходимость создания “человеко-животных” гибридов нужных в получении “банков органов”, необходимых для трансплантации. Российские ученые высказываются против таких “негуманных” предложений. Р.С.Карпинская писала: “Общественная опасность нерегулярной генно-инженерной эволюции столь высока, что знание должно направляться научным и гуманистическим мировоззрением”. Фролов И.Г. не исключает возможности сознательного использования методов генетической инженерии применительно к человеку в будущем. Фролов считает, что решение трудных проблем биоэтики - дело будущего, однако уже сегодня врачам и ученым в разных странах мира приходится решать проблемы, связанные с использованием метода лечения смертельно больных людей или новорожденных уродов, эмбриональных исследований и исследование в области генной терапию. В 1992 г. был принят закон “О трансплантации органов и (или) тканей”, который определяет условия и порядок получения донорских органов. Подобрать пару реципиент-донор для пересадки печени проще, чем для других органов. Но необходимо в этих случаях создавать комиссии по биоэтике.
УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ Согласно учению выдающегося ученого академика В.И.Вернадского (1863-1945 г.г.) биосфера представляет собой оболочку Земли, включающую как область распространения живого вещества, так и само это вещество. Биосфера возникла 3,4- 4,5 млрд. лет назад.
Границы биосферы Принято считать, что нижняя граница биосферы в среднем лежит на глубине 3 км от поверхности суши и 0,5 км ниже дна океана. Верхняя граница включает всю тропосферу и нижнюю часть стратосферы, в среднем до высоты 20 км над поверхностью Земли. Следовательно, в вертикальном разрезе биосфера включает три яруса: органическая жизнь сосредоточена в литосфере (верхняя часть твердой поверхности земной коры), в гидросфере (моря, реки, озера, океаны), а также в тропосфере (нижние слои газообразной оболочки земного шара - атмосферы). К биосфере относится и человеческое обшество с его производством. Жизнь сосредоточена в верхней части литосферы. Гидросфера занимает до 71 % поверхности Земли.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|