Здавалка
Главная | Обратная связь

Ученые внесших вклад в развитие исследование социально-экономических и политических процессов

Ме́ртон Ро́берт Ки́нг (1910-2003) — один из самых известных американских социологов двадцатого века. Большую часть своей карьеры преподавал в Колумбийском университете, где достиг звания профессора университета. Автор теории функционального анализа. Структурный функционализм рассматривал через категории «функция» и «дисфункция». Основное внимание уделял дисфункциональным явлениям.

Роберт Мертон, современный американский социолог, предпринял попытку усовершенствовать и развить теорию и методологию структурного функционализма. С его точки зрения социология пока не готова к созданию всеобъемлющей теоретической системы. Парсоновская теория, по существу, представляла собой философскую систему, которую трудно сочетать с эмпирическим анализом. В этой связи Мертоном была разработана и предложена альтернативная парадигма структурного функционализма, позволяющая анализировать ограниченный и конкретный круг социальных явлений, но с включением эмпирических данных. Мертоном была предложена теория среднего уровня, которая пригодна для анализа определенной, конкретной группы фактов, характерных для отдельных сфер общественной жизни. Её несомненным достоинством являлась легкость проверок гипотез с помощью эмпирических исследований.

Мертон сформулировал основную теорему функционального анализа, которая гласит: «Точно так же как одно и то же явление может иметь многочисленные функции, так и одна и та же функция может по-разному выполняться различными явлениями» . Из неё прежде всего следует:
– может существовать ряд структур, которые способны выполнять ту или иную функцию; – социолог должен иметь в виду наличие функциональных альтернатив или функциональных заменителей;
– необходимо учесть требование спецификации той социальной единицы (системы или её части), которая обслуживается конкретной социальной функцией. Для раскрытия смысла стратегия функционального анализа Мертону потребовалось ввести ряд понятий. Социолог, в частности, различает понятия «функции», «дисфункции» и «нефункциональность».

Мертоновская парадигма функционального анализа, была в концентрированной форме изложена самим автором в виде одиннадцати положений, получивших название одиннадцати заповедей.

Парсонс Толкотт (1902-1979) — американский социолог-теоретик, глава школы структурного функционализма, один из создателей современной теоретической социологии. Изучал структурный функционализм, анализ механизмов поддержания социального порядка, структуры социальной системы. По его мнению социальная система: организм, личность, общество, культура.

Толкотт Парсонс - выдающийся представитель структурного функционализма. В своих трудах Парсонс уделял значительное внимание проблеме социального порядка: «Приверженность общим ценностям обеспечивает основу порядка в обществе». Парсонс, рассматривая общество как систему, считает, что любая социальная система должна отвечать четырем основным функциональным требованиям:

1.Адаптация

2.Целедостижение

3.Интеграция

4. Удержание образца

Предметом социологии он считает систему (социального) действия, которая включает в себя подсистемы, выполняющие взаимосвязанные функции:

1) социальная подсистема (группа людей) — функцию интеграции людей;

2) культурная подсистема — воспроизводства образца поведения, используемого группой людей;

3) личностная подсистема — целедостижения;

4) поведенческий организм — функцию адаптации к внешней среде.

Парсонс рассматривает общество как тип социальной подсистемы, обладающей наивысшей степенью самодостаточности относительно среды — природной и общественной. Все общества проходят следующие стадии:

1) примитивную; 2) продвинутую примитивную; 3) промежуточную; 4) современную.

Данную структурно-функциональную сетку Парсонс применял при анализе любого социального явления.

Спе́нсер Ге́рберт (1820-1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии идеолог либерализма[1]. Разработал принципы функционального подхода.

Основные работы Спенсера: Теоретические взгляды формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, «Социальная статика» (1851), «Система синтетической философии» (System of Synthetic Philosophy, 1862-96) , «Человек и государство» (The Man versus the State, 1884), «Надлежащие границы государственной власти» (The Proper Sphere of Government, 1843) , «Основные начала» (First Principles, 1862).

Центральной идеей всего его творчества была идея эволюции. Считал, что человеческое общество, как и органический мир, развивается постепенно, эволюционно. Под эволюцией он понимал переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности. Спенсер показал, что эволюция есть неотъемлемая черта всего окружающего нас мира и наблюдается не только во всех областях природы. Выделял три вида эволюции: неорганическая, органическая и надорганическая. Организм, как и общество, эволюционирует от более простых форм к более сложным. Используя для исследования социального развития понятия биологической эволюции (это получило название социал-дарвинизма), Спенсер во многом способствовал популяризации идей "естественного отбора" в обществе и "борьбы за существование», в котором наиболее приспособленный имеет успех на выживание. Выделил два исторических типов общества - военного и промышленного (например Англия)
Для обществ военного типа, характерна борьба за существование в форме вооруженных столкновений. Постепенно общество растет и происходит переход от домашнего производства к фабричному. Так возникает новый тип общества - промышленное. Здесь тоже существует борьба за существование, но уже в форме конкуренции.

Большой заслугой Спенсера стало признание того, что процесс эволюции не прямолинеен.

Строение общества он сравнивал с биологическим организмом. Сходство заключалось в факторах:

1. Рост. Организм, общество имеют тенденцию к росту и развитию.

2. Общество состоит из индивидов как организм - из клеток.

3. Общество имеет строение, аналогичное организму - от индивида (клетки) к институтам (органам внутренним) и всему обществу в целом (организм).

4. Дифференциация. Разделение индивидов на классы и группы, их стремление к объединению с себе подобными схоже с разделением клеток на различные ткани.

5. Взаимодействие. Индивиды взаимодействуют друг с другом как клетки, которые обмениваются различными химическими веществами.

Однако существуют и различия:

1. В отличие от биологического организма, имеющего конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве, обладают значительной автономией (свободой передвижения как минимум, могут покинуть одно общество и включиться в другое).

2. В обществе нет единого органа, концентрирующего способность чувствовать и мыслить.

3.Важным отличием общества от организма является пространственная мобильность элементов структуры.

4. Организм состоит из частей и существует ради целого единства, а целое в обществе - ради частей.

Спенсер также выделил три системы органов (социальных институтов):

1. поддерживающую (производство);

2. распределительную (коммуникация);

3. регулятивную (управленческая). Любое общество, чтобы выжить, должно приспосабливаться к новым условиям окружающей среды - так происходит естественный отбор.

Сформулировал основные принципы функционального подхода, которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:

1. Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.

2. Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции.

3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство.

4. Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.

Спенсер придавал большое значение социальному контролю. Социальные системы сохраняют стабильность потому, что содержат в себе элементы социального контроля. Это полит. управление, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы

Дюркгейм Давид Эмиль (1858—1917) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа. Считается основоположником социологии как самостоятельной науки. Разработал концепцию социологизма и социальных факторов, ввел понятие социальная солидарность.

Дюркгейм — один из основоположников социологии. По образованию философ, последователь Огюста Конта. В 1887 г. получил приглашение преподавать социальные науки в Университете г. Бордо, с 1902 г. — профессор философии в Сорбонне. Основатель и издатель «Социологического ежегодника» (1897—1913), вокруг которого объединился ряд ученых, занимавшихся социологией.

Современная социология в значительной степени опирается на классическое наследие Э. Дюркгейма, который значительное внимание уделял вопросам развития методологии социологического знания, полагая вслед за О. Контом, что она должна ориентироваться на методы познания естественных наук. Главная цель социологии - открытие и формулировка причинных закономерностей, которые должны быть дополнены изучением функциональных связей. По мнению Э. Дюркгейма, предметом социологии должны выступать «социальные факты», которые следует «изучать как вещи».

К «социальным фактам» он относил, прежде всего, «коллективные представления», т.е. традиции, обряды, обычаи, правила поведения человека. Указанные явления существуют объективно и независимо от индивида, они принудительно воздействуют на него, заставляя вести его определенным образом.

Философской основой методологии Э. Дюркгейма явился так называемый социологизм, представляющий из себя разновидность социального реализма, исходящего из признания объективного существования духовной жизни. Э. Дюркгейм полагал, что общество есть реальность особого рода, не сводимая ни к своим природным, биологическим основам, ни к психике индивида.

Ядро социологической теории Э. Дюркгейма образует теория «социальной солидарности». Анализируя эволюцию общества, он выделял два основных типа социальных связей:

1. «механистическую солидарность»:

2. «органическую солидарность».

Прототипом первого является архаическое общество, в котором действия и поступки людей однородны, подобны поведению молекул в механическом агрегате. Такое общество стремится целиком подчинить себе индивида, полностью детерминировать его сознание и поведение.

В современном обществе социальная солидарность обеспечивается общественным разделением труда и экономическими взаимосвязями индивидов, индивид существует в значительной степени независимо от такого общества, что обеспечивает индивиду свободу и автономию от него.

Переход от одного состояния общества к другому сопровождается существованием определенного переходного периода - аномии. Для этого периода характерно ослабление моральной регуляции поведения, неэффективность деятельности основных социальных институтов. Противоречия, свойственные капитализму XIX века, будут преодолены на более зрелой ступени его развития, когда будут ликвидированы негативные последствия общественного разделения труда и социальная аномия, полагал Э. Дюркгейм.

Он разработал социологию самоубийств. Решающую причину самоубийств Э. Дюркгейм видел в характере социальной среды, т.е. степени и интенсивности коллективных связей и механизмов социальной интеграции. Чем выше уровень интеграции в обществе, тем ниже уровень самоубийств: у католиков он ниже, чем у протестантов, в городах выше, чем в сельской местности.

Э. Дюргейм считал, что источником веры является само общество, которое не может существовать без религии или ее современных разновидностей - идеологий, так как именно религия выражает абсолютные ценности общества, является объектом поклонения людей.

Ве́бер Макс (1864-1920) – немецкий социолог, философ, историк, политический экономист. Идеи Вебера оказали значительное влияние на развитие общественных наук, в особенности — социологии. Вебер вводит такие понятия как «понимающая социология» - социология, основанная на выявлении смысла действия людей, их поведения, который они сами в них вкладывают и «теория социального действия», в которой Вебер выделил 4 типа: целерациональный, ценностно-рациональный, традиционный и аффективный – позволяющих описывать все многообразные формы человеческого поведения. Важнейшим вкладом Вебера в социологию политики стала разработка концепции легитимного господства и выделение трех типов такого господства (лидерства): харизматический, основывающийся на аффективном действии и слепой вере в вождя; традиционный и легальный (бюрократический), которые в свою очередь соответствуют трем типам социального действия: аффективному, традиционному и целерациональному. Вебер впервые устанавливает связь между религией и экономикой. Он показывает, как воздействуют религиозно-этические установки на характер и способ осуществления экономической деятельности, на ее мотивацию и как те или иные типы ведения хозяйства изменяют религиозно-этические принципы. Он стремится доказать, что именно религиозные убеждения оказались основными стимулами развития капиталистической экономики и обеспечили формирование таких черт личности как трудолюбие, бережливость, честность, активность.

Веблен Торстейн Бунде (1857-1929) — американский экономист, социолог, публицист, футуролог. Основоположник институционального направления в политической экономии.

Ге́лбрейт Джон Ке́ннет (1908-2006) — американский экономист, представитель старого (Вебленского) институционального и кейнсианского течений, один из видных экономистов-теоретиков XX века. Гелбрейт вместе с Вебленом занимались исследованием институализации социально-экономичеких процессов.

Морено Джекоб (Якоб) Леви (1889-1974) — психиатр, психолог и социолог. Основатель психодрамы, социометрии малых групп и групповой психотерапии.

Берталанфи Карл Людвиг (1901-1972) — австрийский биолог, постоянно проживавший в Канаде и США с 1949 года. Первооснователь обобщённой системной концепции под названием «Общая теория систем». Постановщик системных задач — прежде всего, в сфере разработки математического аппарата описания типологически несходных систем. Исследователь изоморфизма законов в различных сегментах научного знания.

Берталанфи стоял у истоков возникновения важного научного движения. Оно зародилось в 1954г. В виде общения 4 ученых. Центральной темой этих бесед стали разработанные Л. Берталанфи теория открытых систем и общая теория систем. Л. Берталанфи был одним из тех немногих людей, которые сумели в значительной мере повлиять на то, как люди Западной цивилизации стали воспринимать свою взаимосвязь друг с другом (на работе и в остальных сферах жизни) и с окружающим их миром.

Очевидно, что влияние теории открытых систем Л. Берталанфи на теорию бизнеса и менеджмента оказалось огромным, поскольку именно она помогла сформулировать теории управления предприятием в 1950-1960-х гг. Кроме того, она незримо присутствует в используемых в 1990-х гг. практических методах менеджмента. Планирование и принятие решений нередко осуществляется с использованием понятий дифференциации, внешней среды, функций, роста, взаимной зависимости и телеологии (зависимости поведения организации от некоторых планируемых заранее событий в будущем).

Богда́нов Алекса́ндр Алекса́ндрович (1873-1928) -(настоящая фамилия — Малино́вский, другие псевдонимы — Ве́рнер, Макси́мов, Рядово́й) — врач, экономист, философ, политический деятель, учёный-естествоиспытатель. Предложил идею создания новой науки — тектологии, предвосхитил некоторые положения кибернетики. Богданов вместе с Берталанфи занимались разработкой институционального подхода к изучению социально-экономических процессов.

Выдвинул принципы всеобщей организационной науки – тектологии или всеобщей организационной науки об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем.

В своем труде под названием Всеобщая организационная наука (тектология), который Богданов издал 1911-1925 гг., в частности отмечается, что уровень организации тем выше, чем сильнее свойства целого отличаются от простой суммы свойств его частей. Последнее является одним из основных свойств любой системы. А. Богданову удалось заложить основы новой синтетической науки, хотя и не получавшей признание длительное время.

Основная идея тектологии состоит в том, что природные и общественные явления тождественны с точки зрения управления. Каждый элемент природы или общества необходимо рассматривать как систему, а законы, закономерности и принципы едины для любых объектов.

Управление по А. Богданову – сеть процессов производства ее составляющих, а структура – особый пространственно-временной образ произведенных составляющих. Организация не просто взаимодействует с внешней средой, но адаптируется к изменениям и эволюционирует вместе с ней.

Соро́кин Питири́м Алекса́ндрович (1889-1968)— русский, американский социолог и культуролог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

- Конт Огю́ст (1798-1857) — французский философ. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды — принесший ему наибольшую известность «Курс позитивной философии, «Система позитивной политики, или Трактат по социологии, устанавливающий религию Человечества». Ввел такие понятия, как «социальная статика» и «социальная динамика».

Социальная статика. Социальная динамика по Конту.

Любой объект, по Конту, может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Поэтому социология делится в его доктрине на две части: социальную статику и социальную динамику. Для социальной статики высшая цель - обнаружение законов социального порядка, для социальной динамики - законов прогресса. Социальная статика - то социальная анатомия, изучающая строение социального организма, социальная динамика - социальная физиология, изучающая его функционирование.

Объект первой из них - общества «в состоянии покоя», объект второй - общества «в состоянии движения». Сравнительная оценка важности этих двух разделов социологии у Конта менялась: если в «Курсе» он утверждал, что наиболее важная часть социологии – социальная динамика, то в «Системе» - что это социальная статика.

Социальная статика выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам, и соответствующие законы гармонии5. Эти условия касаются индивида, семьи, общества (человечества).

Индивид, по Конту, как уже отмечалось, естественным и необходимым образом предназначен жить в обществе; но и эгоистические склонности у него также носят естественный характер. «Подлинный социологический элемент» - не индивид, а семья. Семья - это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других. Будучи микросоциальной системой, семья предполагает иерархию и субординацию: женщина в ней должна повиноваться мужчине, а младшие - старшим. Семья - основной элемент, из которого и по образцу которого строится общество.

Общество образуется из совокупности семей; Семья, племя, нация, государство - все это фазы ассоциации в последовательном стремлении к человечеству.

Разделение труда, по Конту, не только экономический, но фундаментальный социальный факт, «самое главное условие нашей социальной жизни». Именно разделение труда лежит в основе социальной солидарности, а также увеличения размера и растущей сложности социального организма. Оно развивает социальный инстинкт, внушая каждой семье чувство зависимости от всех других и своей собственной значимости, так что каждая семья может считать себя выполняющей важную и неотделимую от всей системы общественную функцию. Правда, в отличие от экономистов, Конт считает, что кооперация, основанная на разделении труда, не создает общество, а предполагает его предшествующее существование.

Солидарность, присущая всем живым объектам, в обществе достигает наивысшей степени. Для обозначения этой степени и специфики социальной солидарности в человеческом обществе Конт со временем начинает использовать понятие социального консенсуса (согласия). Консенсус в его теории - «основная идея социальной статики».

Социальная динамика - это теория прогресса. Прогресс здесь возможен благодаря тому, что, в отличие от обществ животных, одни поколения могут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства. Социальный прогресс в конечном счете проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека «непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования», развивать «в целом свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь...».

Конт постоянно подчеркивает непрерывный и преемственный характер прогресса. Подобно тому, как социальная статика выявляет солидарность в пространстве, социальная динамика выявляет солидарность во времени6

Закон «трех стадий».

Главный закон социального прогресса у Конта - это закон трех стадий. Все общества раньше или позже проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии.

В теологическую эпоху люди верят сначала в фетиши (фетишистский период); затем - в богов (период политеизма); наконец - в единого Бога (период монотеизма). Основным мирским занятием являются завоевательные войны. Соответственно, духовная власть принадлежит священникам, мирская - военным.

В метафизическую эпоху люди обладают правом свободной дискуссии и основываются только на индивидуальных оценках. Духовная власть, принадлежащая метафизикам и литераторам, поглощена мирской, принадлежащей законодателям и адвокатам. Значение военной деятельности сохраняется, но она становится преимущественно оборонительной.

Наконец, в позитивную эпоху духовное управление осуществляется «учеными», мирское - «индустриалами». Основным видом деятельности становится индустрия, которая носит мирный характер.

Таким образом, от наблюдения реально существовавших и существующих этапов социальной эволюции Конт переходит к характеристике того, какой она необходимо будет и должна быть. Социальная динамика завершается пророчествами, практическими рекомендациями и утопическими проектами.

Бёрджесс Э́рнст Уо́тсон (1886-1966) — известный американский социолог, представитель Чикагской школы социологии. Главный редактор American Journal of Sociology (1936–1940).

Парк Роберт (1864-1944) — американский социолог, заложивший основы социологии города, глава чикагской школы Автор работ по экологии человека, социологии рас и этнических отношений, миграции населения, культурной ассимиляции, общественным движениям и социальной дезорганизации. Выделял 6 процессов: кооперация, конкуренция, приспособление, конфликт, ассимиляция и амальгамизация.

Парето Вильфредо (1848 — 1923) — итальянский инженер, экономист и социолог. Один из основоположников теории элит и закона о циркуляции элит («лисы» и «львы»). Основные концепции В. Парето, касающиеся его трактовки общества, понимания предмета социологии как науки, теории нелогического действия и элиты. Общество для Парето – это не просто социальная система, включающая соотносимые и взаимодействующие части - это прежде всего система взаимодействия людей, а для последних типичными и характерными являются нелогические действия, поскольку социология выступает наукой, прежде всего об этих действиях. Приоритет, отданный чувствам и иррациональной индивидуальной деятельности, — такова одна из основных особенностей социологии Парето.

Основным состоянием общества, итальянский социолог считал равновесие. Цтклы общественного развития: равновесие, стабилизация, дестабилизация, новое равновесие. Обеспечение равновесия – цель властвующей элиты, которая ради этого может и должна использовать любые средства. В. Парето определял элиту по её врожденным психологическим свойствам, а главная идея термина «элита» — превосходство. Элита разделяется на две части: «правящую» и «неправящую», первая непосредственно участвует в управлении, а вторая — далека от непосредственного принятия властных решений. Для Парето изучение элиты при всей важности этой проблематики все же не самоцель. Это часть более широкой задачи — исследования «устойчивости общества». Общественное социальное равновесие, в первую очередь зависит от элиты, от ее способности справляться со своими функциями. Критериями для типологии элит послужили методы осуществления властных функций. Среди них основополагающими являются два: сила и хитрость. Отсюда выделены и два типа элиты: львы и лисы. Стабильная политическая система характеризуется преобладанием элиты "львов". Напротив, неустойчивая политическая система требует элиты прагматически мыслящих энергичный деятелей, новаторов, комбинаторов. Постоянная смена одной элиты другой - результат того, что каждый тип элит обладает определенными преимуществами, которые, однако, с течением времени перестают соответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому сохранение равновесия социальной системы требует постоянного процесса замены одной элиты другой, по мере того как перед элитами возникают повторяющиеся социальные ситуации. Общество, в котором преобладает элита "львов - ретроградов", застойно. Напротив "элита" "лис" динамична. Механизм социального равновесия функционирует нормально, когда обеспечен пропорциональный приток в элиту людей первой и второй ориентаций. Кроме того, итальянский ученый говорит еще об элите типа - S (ее представителей он именует спекулянтами) и элите тип - R (рантье). От первых исходит инициатива к изменениям, к экономическому и социальному прогрессу. Тип R, наоборот, — «мощный элемент стабильности и во многих случаях противодействует опасности, проистекающей от склонных к авантюрам спекулянтов».

Общество, где доминируют рантье, становится неподвижным и как бы кристаллизуется. Общество, где преобладают спекулянты, живет в состоянии шаткого равновесия, которое может рухнуть от незначительной случайности внутри или вне его. Циркуляция элит — это едва ли не основное проявление жизнедеятельности общества. Но дело не только в смене лис львами, рантье спекулянтами или наоборот. Из рассуждений Парето вытекает, что главной движущей силой процесса циркуляции элит является воля к власти более молодой и энергичной элиты.

Кондра́тьев Никола́й Дми́триевич (1892-1938) — российский и советский экономист. Основоположник теории экономических циклов, известных как «Циклы Кондратьева». Теоретически обосновал «новую экономическую политику» в СССР. Рассматривал модели циклов коньюктуры «вызов-реакция», «инновации-инвестиции», «рост-упадок». Арестован ОГПУ 19 июня 1930 г. по ложному обвинению

История

В 1922 году Кондратьев опубликовал наблюдение, где он взял некоторые экономические индикаторы за долгосрочный период.

Он заметил, что наблюдалась определенная циклическая регулярность, в ходе которой на смену возрастающим фазам конкретных показателей приходят спадающие фазы с характерным периодом этих долгосрочных колебаний порядка 50 лет и в дальнейшем развил, охарактеризовал и обосновал обнаруженную закономерность. Исследования и выводы Кондратьева основывались на эмпирическом анализе большого числа экономических показателей различных стран на довольно длительных промежутках времени, охватывавших 100—150 лет, среди изученных показателей — индексы цен, государственные долговые бумаги, номинальная заработная плата, показатели внешнеторгового оборота, добыча угля, золота, производство свинца, чугуна.

Концепция

Характерный период кондратьевских волн —от 40 до 60 лет, циклы состоят из чередующихся фаз. Кондратьев отметил четыре эмпирические закономерности в развитии больших циклов.

Первая — перед началом повышательной волны каждого большого цикла, наблюдаются значительные изменения в условиях хозяйственной жизни общества. Изменения выражаются в технических изобретениях и открытиях, в изменении условий денежного обращения, в усилении роли новых стран в мировой хозяйственной жизни. Указанные изменения в той или иной степени происходят постоянно, но, по утверждению Кондратьева они протекают неравномерно и наиболее интенсивно выражены перед началом повышательных волн больших циклов и в их начале.

Вторая — периоды повышательных волн больших циклов, как правило, значительно богаче крупными социальными потрясениями и переворотами в жизни общества (революции, войны), чем периоды понижательных волн.

Третья — понижательные волны этих больших циклов сопровождаются длительной депрессией сельского хозяйства.

Четвёртая — большие циклы экономической конъюнктуры выявляются в том же едином процессе динамики экономического развития, в котором выявляются и средние циклы с их фазами.

Акофф Рассел Линкольн (1919-2009) — известный американский учёный в областях исследования операций и теории систем. В 1941 году он получил степень бакалавра в области архитектуры в Университете Пенсильвании и оставался там еще год в качестве младшего преподавателя философии, а с 1942 по 1946 год молодой ученый служил в армии США. После демобилизации он вернулся в университет и защитил докторскую степень по философии в 1947 году, став первым докторантом известного американского философа Чарльза Уэста Черчмена. Начиная с 1967 года, Акофф был удостоен целого ряда почетных докторских степеней от разных университетов, премий и других наград – особенно его работы ценились в Великобритании.

Основная работа «дерево целей» – это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). Название «дерево целей» связано с тем, что схематически представленная совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево. Концепция «дерева целей» впервые была предложена Ч. Черчменом и Р. Акоффом в 1957 году. Она позволяет человеку привести в порядок собственные планы, увидеть свои цели в группе. Независимо от того, являются ли они личными или профессиональными. В том числе, дерево целей позволяет выявить, какие возможные комбинации обеспечат наилучшую отдачу. Термин «дерево» предполагает использование иерархической структуры (от старшей к младшей), полученной путем разделения общей цели на подцели.

Дерево целей – понятие довольно распространенное среди менеджеров и владельцев своего дела. Это один из самых эффективных методов планирования. Он не представляет собой ничего сверхъестественного, и является отражением всех общих принципов планирования.

Дерево целей человека почти всегда имеет одну и ту же структуру – главная цель является стволом, из которого «растут» подцели, а на каждой «ветке» подцелей могут вырасти и задачи. Как правило, при планировании достижений с помощью этого графического метода, дерево целей в конечном результате имеет перевернутый вид, т.е. стволом вверх и кроной вниз.

Также составление дерева целей помогает выявить возможные комбинации в процессе целеполагания, чтобы получить от результата наибольшую отдачу. На сегодняшний день метод дерева целей используется в прогнозировании различных направлений науки и техники, а также для составления личных целей или при планировании будущей деятельности какой-либо организации или компании.

Правила построения дерева целей достаточно просты: главная, или как ее принято называть, генеральная цель должна являться вершиной дерева. Ветвями становятся локальные цели, которые помогают в достижении целей верхнего уровня. Главное правило – это полнота описанных целей. Каждая цель должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня. Таким образом, объединение всех целей должно полностью характеризовать главную, генеральную цель .

Черчмен Чарльз Уэст (1913-2004) - стал известен как один из главных популяризаторов метода использования системного мышления. Его принято считать и основоположником современного системного подхода. Так, исследование операций всегда носило для ученого системный характер. Со временем он разработал целую серию системных понятий, в которую входили такие понятия, как «охват» - выработка знания о всех релевантных условиях; «раскрытие» - придание структуры и дополнительного смысла человеческому опыту; «установка границ» - определение области действия для улучшения ситуации. Кроме того, широко известны его термины «мудрость» - мышление, объединенное с заботой об этике; «надежда» - духовная вера в нравственное будущее; и «сохранение» - долгосрочное сохранение улучшения.

Несмотря на то, что его работы зачастую упрекали в некоторой эзотеричности, его термины разошлись и прочно прижились в своей области. Глубина и значимость работ Черчмена в области социальных наук позволили в 1984 году выдвинуть их автора на получение Нобелевской премии.

Огромный интеллектуальный вклад Черчмена в исследование операций, научный менеджмент и системотехнику неоспоримы, однако не менее важным вкладом являются и его моральные обязательства по улучшению жизни людей. Он по-прежнему производит впечатление на умы многих ученых, а также просто людей, которые задаются вопросом: а могут ли они обосновать и оправдать свои действия и решения?

Так, Черчмен стал своего рода Совестью научного менеджмента и теории бизнеса и менеджмента в целом. Его глубокое изучение системного подхода и думы о моральном аспекте четче всего проявились в четырех ключевых работах – 'The Systems Approach' ('Системный подход', 1968), 'Challenge to Reason' ('Вызов разуму', 1968), 'The Design of Inquiring Systems' ('Дизайн исследовательских систем', 1971) и 'The Systems Approach and Its Enemies' ('Системный подход и его противники', 1979).

Он опубликовал более десятка книг, а, кроме того, выступил соавтором нескольких книг и публикаций. Являлся главным редактором журналов 'Management Science' (1954-1961) и 'Philosophy of Science' (1949-1959).

Бе́ккер Гэ́ри Стэ́нли (1930-2014) — американский экономист. Лауреат Нобелевской премии 1992 г. «за распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение». Разработал фундаментальные принципы человеческого поведения.

"Экономический подход к социальным вопросам» - так сам Беккер определяет суть своего научного поиска, плодотворность которого продемонстрировал на примере таких внерыночных форм деятельности, как дискриминация, образование, преступность, брак, планирование семьи, а также при объяснении иррационального и альтруистического поведения, казалось бы, вовсе уж чуждых "человеку экономическому".

Самой первой работой Беккера стала книга «Экономика дискриминации». Дискриминация, по Беккеру, порождается специфическими предпочтениями некоторых агентов, не желающих вступать в контакты с представителями другой расы, национальности, религии и т.д. Таким образом, предприниматели, работники и потребители могут проявлять озабоченность не только уровнем доходов, количеством и качеством товаров и услуг, достающихся им на рынке, но и личностными характеристиками тех, от кого или совместно с кем они их получают.

Для оценки экономического значения подобной предубежденности Беккером было введено понятие "рыночный коэффициент дискриминации". Это та часть неравенства в доходах между группами, которая не сводится к различиям в производительности и продолжительности их труда. Его величина помимо распределения и интенсивности самих антипатий будет также зависеть от степени конкурентности товарных рынков и рынка труда, доступности образования, политических механизмов и т.д. Существенно, что такие предубеждения могут налагать издержки не только на дискриминируемых, но и на дискриминаторов. Так, чтобы привлечь работников лишь своей расы, предприниматель будет вынужден предлагать им заработную плату выше рыночной, так как фактически он будет находиться на более узком рынке рабочей силы, чем предприниматель - недискриминатор. Это та цена, которую ему придется уплачивать за следование своим предпочтениям.

Одна из самых крупных работ Беккера "Человеческий капитал" стала классикой современной экономической мысли.

Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Отправным пунктом для Беккера служило представление, что при вкладывании своих средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Подобно обычным предпринимателям, они сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций.

Затем Беккер переключил свое внимание на преступность. Его заинтриговала готовность человека пойти на риск после взвешивания шансов быть пойманным за неуплату парковки. Он скептически отнесся к общепринятому тогда мнению, что преступление – это пример девиационного поведения или подтверждение умственной болезни. Личные моральные принципы могут помешать одним пойти на преступление и могут быть проигнорированы другими, если велика награда за нарушения закона или наказание не очень строгое. По мнению Беккера, подобную дилемму люди решают, совершая самые различные преступления, от нарушения правил дорожного движения до корпоративного мошенничества.

Беккер также по-новому взглянул и на поведение человека в семье, где, по его мнению, все решения принимаются исключительно из желания улучшить личное благополучие (включая женитьбу и развод). Исследования Беккера помогли объяснить причины низкой рождаемости в богатых странах. По мере того как растут зарплаты (особенно у женщин), увеличивается “цена выбора” воспитания детей и большая семья становится менее привлекательной.

Маркс Карл Генрих (1818-1883) — немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, в политике — теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм». Автор работ «Манифест коммунистической партии» (впервые опубликован в 1848 году), «Капитал» (впервые опубликована в 1867 году). Некоторые его работы написаны в соавторстве с единомышленником Фридрихом Энгельсом. Является основателем школы «неоинституционализма».

Ко́уз Ро́нальд Га́рри (1910-2013) — американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1991 г. «за открытие и прояснение точного смысла трансакционных издержек и прав собственности в институциональной структуре и функционировании экономики». Занимался изучением роли частной собственности.

Бьюкенен Джеймс Макгилл - младший (1919-2013)— американский экономист, лауреат Нобелевской премии (1986 года) «за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений». Является одним из основателей школы новой политической экономии. Занимался исследованием роли государства в современном обществе.

Норт Дуглас Сесил (1920-2015) — американский экономист. Лауреат Нобелевской премии по экономике 1993 года, совместно с Робертом Фогелем «за возрождение исследований в области экономической истории, благодаря приложению к ним экономической теории и количественных методов, позволяющих объяснять экономические и институциональные изменения». Представитель современного неоинституционализма.

Уи́льямсон О́ливер (1932-по настоящее время) — американский экономист, представитель неоинституционализма. «Корпоративный контроль и деловое поведение: исследование эффектов организационной формы предпринимательского выбора», «Рынки и иерархия: анализ и антитрестовские выводы», Экономические институты капитализма.

Оливер Уильямсон является одним из основных представителей неоинститутциональной теории фирмы - важного направления в неоинституционализме, которое ведет свое начало от известной статьи Р. Коуза "Природа фирмы".

Основными работами Уильямсона являются: "Рынки и иерархии" (1975), "Экономические институты капитализма" (1985). В этих работах Уильямсон решил сделать трансакцию главной единицей анализа (как призывал когда-то Дж.Р.Коммонс), и попытался применил забытый инструмент "трансакционные затраты" к объяснению главного вопроса: как будет организована конкретная трансакция - через фирму, долгосрочный контракт, краткосрочный контракт или разовые покупки.

Уильямсон называл свои исследования экономической теорией трансакционных затрат (transaction cost economics). Кроме трансакционных затрат, Уильямсон использовал в своих работах концепции появившегося в 1960-х годах нового направления в экономической мысли — поведенческой экономической теории (behavioral economics) — ограниченной рациональности (принятие решений без сбора всей доступной информации и осуществления всех возможных расчетов) и оппортунизма (тайное или явное следование собственным интересам в ущерб целям партнера). Поскольку существует вероятность оппортунизма, трансакция (сделка, операция) оказывается опасной и требует правового обеспечения в виде контракта.

Важное место в экономических воззрениях Уильямсона занимала характеристика трансакции, прежде всего, специфичность активов, участвующих в сделке. Специфичность актива означает, что актив имеет высокую ценность в конкретной сделке и более низкую ценность при альтернативном использовании. Поскольку люди склонны вести себя согласно своим корыстным интересам, а не ради соблюдения интересов партнера (оппортунизм), а все варианты развития событий в контракте прописать нельзя (ограниченная рациональность), возникает угроза деструктивных действий одного из партнеров. Чем более специфичный актив участвует в сделке, тем скорее угроза оппортунизма приведет к заключению долгосрочного контракта или потребует создания единой фирмы. Ситуацию усложняют изменения спроса или развитие технологий. Частота трансакций определяет ее важность для фирмы. Если трансакция должна совершаться часто, то появляются стимулы для инкорпорирования ее сторон.

 

 


[1] Либерализм провозглашает права и свободы каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка. При этом возможности государства и церкви влиять на жизнь общества ограничиваются конституцией.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.