Учитель осуществляет руководство учебной деятельностью, объясняет новый материал, дает задания, контролирует их выполнение.
Формы организации учебного процесса
Понятие о формах организации обучения и их историческом развитии. 2. Урок как основная форма организации обучения в школе. Другие формы организации обучения в школе. Форму применительно к процессу обучения можно определить как способ, характер взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом. Организационные формы обучения: индивидуальная, коллективная (групповая, фронтальная). Классно-урочной системе присущи следующие характерные черты: Учащиеся разбиты на группы (классы) примерно одинаковые по возрасту и уровню подготовленности к обучению. Основной единицей обучения является урок – отрезок обучения в 40–45 минут, представляющий относительно законченную по содержанию и способу построения единицу учебного процесса. 3. Все содержание образования делится на отдельные предметы. 4. Весь период обучения разделен на учебные годы, четверти, учебные дни, каникулы, а занятия ведутся по единому плану и расписанию. Учитель осуществляет руководство учебной деятельностью, объясняет новый материал, дает задания, контролирует их выполнение. Достоинства классно-урочной системы: • четкая организованность и упорядоченность учебной работы, • организующая и воспитывающая роль педагога, • взаимодействие обучающихся и возможность коллективных способов работы, • экономичность обучения. Ограничения и недостатки классно-урочной системы: • ограниченные возможности индивидуального подхода, • ориентация на «среднего» ученика, • работа в едином для всех темпе, • преимущественно вербальный (словесный) характер деятельности, • определенная искусственность в делении всех занятий на 40–45 минутные отрезки. Урок – основная структурная единица учебного процесса в школе. Внутренние противоречия урока: • между коллективным способом организации обучения и индивидуальным характером восприятия, интеллектуальной деятельности, эмоционального реагирования, развития каждого учащегося, • между регулярностью прямой (от учителя к ученику) и нерегулярностью, эпизодичностью обратной (от ученика к учителю) связи, • между задачами развития разносторонней активности, в том числе практически-преобразующей, задачами включения школьников в реальную жизнь и подготовки их к завтрашней жизни, творческому труду и преимущественно вербальным характером обучения. • между реальным объемом конкретного учебного материала, времени, необходимом для его изучения, и стандартным «размером», временными рамками урока. Пути и факторы обновления классно-урочной системы обучения: • Углубленное понимание целей урока. • Совершенствование средств и способов организации деятельности учащихся на уроке на основе современного понимания сущности и характера обучения. • Поиски гибкой и вариативной структуры и расширение типологии урока. Другие формы организации обучения в школе: • экскурсия – форма обучения, сопряженная с выходом за пределы школы для изучения предметов и явлений в их естественном виде, • консультации – для выяснения неясных учащимся или трудных для них вопросов, • дополнительные занятия – для группы учащихся, нуждающихся в помощи или тренировке, • предметные кружки, • научные общества, • творческие объединения школьников, • конференции, • конкурсы, олимпиады, смотры, декады и т.д. • домашняя подготовка учащихся. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|