Образовательные технологии
Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
Для решения первой задачи студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу работы классических и современных философов. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных историческим типам философии, другим разделам курса. Навыки критического отношения к философской аргументации вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» какого-либо философского тезиса, развития либо опровержения той или иной философской позиции. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной философской литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ. Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме. Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное самостоятельное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо значимой классической либо современной философской проблеме или философской работе. Творческая работа не является рефератом и не должна носит описательный характер, большее место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей. Примерная тематика эссе предлагается в следующем разделе РПД. Для решения данных задач следует шире применять эффективные образовательные технологии, так, например, интерактивные занятия по некоторым темам курса «Философии». В виде интерактивных занятий могут выступать специальные учебные занятия в следующих формах: 1) диспут; 2) конференция; 3) деловая игра; 4) круглый стол. Цель таких занятий заключается в развитии и совершенствовании способностей к диалогу, дискуссии, к формированию и аргументированному отстаиванию собственной позиции по тем или иным вопросам. Примерные интерактивные занятия по курсу “философия” 1. Раздел: Философия, ее предмет и место в культуре. Форма проведения занятия – круглый стол Тема: Философские вопросы в жизни современного человека. Вступительное слово. Поднимаемые вопросы: 1) Философия среди других форм общественного сознания. Краткое содержание: Студенты перечисляют и кратко характеризуют основные формы общественного сознания, как наука, религия, искусство, литература, миф, история, право, мораль, идеология (политика), СМИ. Как выглядит философия на этом фоне: обмен мнениями. 2) Что скрывается за внешней формой, за явлениями, или есть ли нечто относительно устойчивое в мире? Краткое содержание: Обмен мнениями по вопросу о видимом мире явлений и скрытом мире сущностей. Где искать глубинный смысл происходящих событий, каким закономерностям они подчиняются. 3) Какой должна быть философия, чего следует ожидать от философии? Краткое содержание: Студенты, заранее подготовившись, выступают со своими предложениями, критикой, сомнениями. Заключение. 2. Раздел: Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии. Форма проведения занятия – конференция. Тема занятия: Русская философия: традиции отечественной философии. Вступительное слово. Поднимаемые вопросы: 1) Русский космизм: что это было? Краткое содержание: Студенты выступают с сообщениями о русском космизме (Н.Ф. Фёдоров и другие), в том числе и по проблеме подозрения К.Э. Циолковского в приверженности фашистским взглядам. 2) Евразийство как оригинальное направление мысли в среде русской эмиграции. Краткое содержание: Студенты излагают основные положения евразийской школы о России как Срединной Евразии. Проблема наследия Чингисхана, или особая миссия России по отношению и к Азии, и к Европе. 3) Знаете ли Вы/слышали ли Вы… Персоналии русской философии (Коллективный стендовый доклад). Заключение. 3. Раздел: Философская онтология. Форма проведения занятия – диспут. Тема занятия: Бытие как проблема философии, или какое современное звучание может иметь средневековый спор об универсалиях. Вступительное слово. Поднимаемые вопросы: 1) Универсалии суть наименования единичных вещей, или либерализм прав, настаивая на приоритете прав и свобод индивида. Краткое содержание: Эту позицию отстаивает первая группа студентов от нападок несогласных. Острый момент: является ли общность, например, народ наименованием индивидов, осуществивших свой выбор – согласившихся быть этим народом? 2) Универсалии так же действительны, как и единичные вещи, или наряду с правами индивида существуют и права общности/народа. Краткое содержание: Эту позицию отстаивает вторая группа студентов от нападок несогласных. Острый момент: имеют ли народы свою судьбу, миссию, появились ли они с каким-либо предназначением? 3) Универсалии существуют через единичные вещи как их сущность, как их смысл. Эту позицию выражает третья группа студентов. Заключение. 6. Раздел: Социальная философия и философия истории. Форма проведения занятия – конференция. Тема занятия: Культура и цивилизация. Вступительное слово. Поднимаемые вопросы: 1) Феномен культуры: многообразие подходов. Краткое содержание: Студенты касаются проблемы определения культуры и излагают наиболее распространённые подходы в этой области. 2) Н.Я. Данилевский о культурно-исторических типах. Краткое содержание: Студенты излагают основные положения учения Н.Я. Данилевского о 10 – 12 мировых, оригинальных культурах (культурно-исторических типах) и этнографическом материале (всех остальных культурах). Особое внимание уделяется борьбе романо-германской (западной), двухосновной культуры с русско-славянской, трёхосновной культурой. 3) О. Шпенглер о культуре и цивилизации, или угасает ли фаустовская культура, идёт ли ей на смену скифо-сибирская культура. Краткое содержание: Студенты излагают основные положения учения О. Шпенглера о 8 мировых культурах – своеобразных организмах с тысячелетним циклом существования, превращающихся потом в цивилизации – агрегатное состояние. Особое внимание уделяется судьбам западной и русской культур. 4) А.Дж. Тойнби и его концепция Вызова и Ответа, типология цивилизаций. Краткое содержание: Студенты излагают типологию цивилизаций, данную А. Дж. Тойнби, показывают, как Вызов выступает стимулом, подталкивающим общества к Ответу, т.е. реакции. Цивилизации есть результат нахождения адекватного, творческого Ответа на Вызов со стороны природы или людей. Заключение.
6. Раздел: Социальная философия и философия истории. Форма проведения занятия – диспут. Тема занятия: Общественно-политические идеалы и их историческая судьба. Вступительное слово. Поднимаемые вопросы: 1) Учение Платона об идеальном обществе. Краткое содержание: Студенты излагают и защищают основные положения платоновского учения о государственном устройстве, основанном на делении людей на три группы – мудрецов-законодателей/правителей, воинов-стражников – помощников правителей, простой народ. Основная идея: каждому – своё. Разум, интеллект правит, сила, характер стоят на стороне власти, простая, ничем не выделяющаяся масса, подчиняется и трудится. Наследование и собственность не являются безусловными, личная жизнь регламентируется, всё подчинено целесообразности. 2) Мыслители эпохи Возрождения и их проекты идеального общества. Краткое содержание: Студенты излагают и защищают взгляды Т. Кампанеллы и Т. Мора об обществе без частной собственности, с жёсткой регламентацией жизни. Индивидуальная свобода не может быть выше общественной/коллективной пользы. Залог счастья всех – безусловное согласие индивида с волей большинства. 3) К. Маркс и Ф. Энгельс и их видение общества будущего. Краткое содержание: Студенты излагают и защищают основные положения марксизма о социалистическом обществе как первой фазе коммунизма. Установление диктатуры рабочей партии, ликвидация частной собственности, подавление враждебных классов, продвижение к бесклассовому обществу. Заключение. 7. Раздел: Философская антропология. Форма проведения занятия – деловая игра. Тема: Происхождение человека или загадка антропосоциогенеза. Вступительное слово. Поднимаемые вопросы: 1) Эволюционное учение Ч. Дарвина: как это было. Краткое содержание: Студенты, подготовившись, излагают основные положения эволюции по Ч. Дарвину. Другие участники деловой игры показывают свою поддержку, либо отрицание, аргументируя свою позицию. 2) Восточная Африка – прародина человечества? Произошёл ли человек от обезьяны? Краткое содержание: Одна группа студентов отстаивает доминирующую в науке точку зрения об африканском происхождении человека, другая группа отрицает её. Другие участники деловой игры поддерживают какую-либо из обеих сторон, устанавливается консенсус, либо простой численный перевес. 3) Религия и наука о происхождении человека. Краткое содержание: Происходит диспут двух точек зрения по вопросу о происхождении человека – научной/материалистической и религиозной/идеалистической. Заключение. 7. Раздел: Философская антропология. Форма проведения занятия – круглый стол. Тема: Вечный вопрос или смысл жизни в контексте смерти и бессмертия. Вступительное слово. Поднимаемые вопросы: 1) Феномен жизни вообще, или проблема живой материи. Краткое содержание: Студенты, заранее подготовившись, выступают по этому вопросу. Происходит обмен мнениями, спор. 2) Спор о жизни и смерти в науке и религии. Краткое содержание: Участники круглого стола обмениваются информацией по названному вопросу, высказывают своё мнение по нему. 3) Что есть жизнь, стоит ли её прожить: обмен мнениями. Заключение. Примечание: интерактивные занятия предлагаются по 5 разделам философии. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|