Здавалка
Главная | Обратная связь

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА ИСТОРИИ



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Л.Р. ХУТ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТЫ БАКАЛАВРА ИСТОРИИ

Методические рекомендации

МАЙКОП

УДК 378:94 (075.8)

ББК 74.480.28я73

Х 98

 

Печатается по решению Научно-методического совета Адыгейского государственного университета

 

Рецензенты:

доктор исторических наук, профессор А.К. Чеучева;

кандидат исторических наук, профессор С.П. Маркова

 

Хут, Людмила Рашидовна

Выпускная квалификационная работы бакалавра истории: методические рекомендации / Л.Р. Хут. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2013. – 24 с.

Данные методические рекомендации адресованы студентам исторического факультета, обучающимся по направлению подготовки 030600.62 «История» (квалификация (степень) «бакалавр») в рамках двухуровневой системы высшего профессионального образования. Они включают рекомендации по написанию выпускной квалификационной работы бакалавра истории, а также приложения, дающие наглядное представление о том, как следует оформлять подобного рода тексты.

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение……………………………………………………………………..4

Выпускная квалификационная работа бакалавра истории……………..5

Приложение 1 Задание на подготовку выпускной квалификационной работы……………………………………………………..13

Приложение 2 График выполнения выпускной квалификационной работы……………………………………………………14

Приложение 3 Отзыв руководителя о выпускной квалификационной работе……………………………………………………15

Приложение 4 Рецензия на выпускную квалификационную работу….16

Приложение 5 Титульный лист выпускной квалификационной

работы (образец)…………………………………………17

Приложение 6 Требования к оформлению выпускных

квалификационных работ с примерами

библиографических описаний…………………………...18

 

В В Е Д Е Н И Е

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030600.62 История (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный 16 декабря 2009 г., не содержит каких-либо специально зафиксированных требований по выпускным квалификационным работам будущих бакалавров истории. В нем сказано, что «требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы определяются высшим учебным заведением»[1]. Документы, регулирующие процесс подготовки и защиты выпускных квалификационных работ, разрабатываются внутривузовскими службами.

При разработке данных методических рекомендаций мы руководствовались, прежде всего, прописанными в ФГОС ВПО общекультурными и профессиональными компетенциями[2], которыми должен обладать бакалавр истории. Помимо ФГОС ВПО по бакалавриату, была привлечена серия документов, регламентирующих переход на двухуровневую систему подготовки выпускников, разработанных учебным управлением и научно-методическим советом Адыгейского государственного университета (АГУ)[3], а также рабочий учебный план факультета истории по профилю «Историческое краеведение»[4]. Отдельно следует сказать о том, что чрезвычайно полезным оказался опыт ряда вузов страны, уже перешедших на двухуровневую систему образования.

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА ИСТОРИИ

Выпускная квалификационная работа бакалавра (далее – ВКР) по направлению подготовки 030600.62 История является одним из итоговых аттестационных испытаний выпускников исторического факультета, завершающих обучение по основной образовательной программе. С учетом результатов её выполнения и защиты Государственная аттестационная комиссия (ГАК) решает вопрос о присвоении выпускникам квалификации бакалавра по направлению подготовки 030600.62 История и о выдаче диплома о высшем профессиональном образовании.

ВКР бакалавра истории должна отвечать следующим основным требованиям:

ü разрабатывать проблему, являющуюся актуальной для развития научных и практических аспектов профессиональной деятельности;

ü предлагать пути решения разрабатываемой проблемы;

ü являться творческим самостоятельным исследованием с глубокой разработкой теоретических вопросов, обобщением и анализом практического опыта, использованием актуальных аналитических, статистических данных и действующих нормативных документов;

ü отличаться четкой логикой, последовательностью и завершенностью изложения материала, достоверностью и убедительностью приводимых фактов, аргументированностью выводов и обобщений;

ü демонстрировать умение студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способность работать с библиографическими источниками и с ресурсами сети Интернет;

ü иметь оформление согласно установленным правилам (четкую структуру, строгий научно-справочный аппарат и т.д.).

ВКР оформляется в виде текста с приложением графиков, таблиц, диаграмм и других материалов, иллюстрирующих содержание работы.

Объем ВКР бакалавра должен составлять порядка 45 стр. машинописного текста без учета приложений. Библиографический аппарат – не менее 30-40 наименований, включая источники, монографии и статьи, энциклопедические и иные справочники, словари, Интернет-ресурсы и т.д.

Задание по подготовке ВКР[5] студенту выдает научный руководитель. Он также оказывает помощь студенту в составлении плана-графика подготовки ВКР[6], регулярно проводит консультации, осуществляет контроль выполнения студентом плана-графика, составляет письменный отчет о работе студента по подготовке ВКР[7]. Научный руководитель несет ответственность за качество представленной студентом ВКР, включая оформление.

Выполненная студентом ВКР сдается научному руководителю не позднее, чем за 3 недели до начала итоговой государственной аттестации. Научный руководитель в 10-дневный срок проверяет выполненную работу и вместе с письменным отзывом представляет ее заведующему выпускающей кафедры, который решает вопрос о допуске работы к защите. В случае положительного решения заведующий делает на титульном листе работы запись «Допускается к защите». Допущенная к защите ВКР направляется заведующим кафедрой на рецензию. Рецензент в недельный срок знакомится с работой и дает письменную рецензию[8]. Не позднее, чем за 1-3 дня до защиты, выпускник должен быть ознакомлен с отзывом научного руководителя и заключением рецензента, а ВКР с отзывом и рецензией должна быть представлена на выпускающую кафедру. Квалификационная работа представляется в одном экземпляре.

Выполнение ВКР бакалавра включает в себя несколько этапов:

ü выбор темы, получение задания на подготовку ВКР, консультация с научным руководителем;

ü составление плана-графика выполнения работы;

ü подбор источников и литературы;

ü изучение источников и литературы, сбор и систематизация фактического материала;

ü составление окончательного плана работы;

ü написание текста;

ü оформление работы;

ü представление работы на проверку научному руководителю, получение отзыва и устранение отмеченных в работе недостатков.

Предзащита квалификационной работы осуществляется на кафедре за 2-3 недели до защиты работы в ГАК. По решению кафедры предзащита может заменяться успешным выступлением выпускника по теме исследования на научной конференции.

Структура и содержание выпускной квалификационной работы

Структура ВКР бакалавра истории должна включать:

ü титульный лист;

ü содержание;

ü введение;

ü главы (разделы) и параграфы, раскрывающие содержание заявленной темы;

ü заключение;

ü список использованных источников и литературы;

ü приложения (если они имеются).

На титульном листе указываются наименование вуза, кафедры, тема ВКР, сведения о выполнившем работу студенте, его научном руководителе, рецензенте, месте и годе написания работы, допуске к защите[9].

План (Содержание) работы может быть простым или сложным. Простой план содержит перечень основных глав или разделов. Сложный план предусматривает наличие параграфов, но число их не должно быть велико. Главы (разделы) и параграфы должны иметь заголовки, отражающие их содержание. При этом они не должны повторять названия работы.

Введение должно состоять из следующих частей:

ü актуальность темы исследования;

ü объект и предмет исследования;

ü степень разработанности проблемы (историографический обзор);

ü цель и задачи исследования;

ü источниковая база исследования (источниковедческий обзор);

ü методологическая база исследования;

ü научная новизна;

ü теоретическая и практическая значимость исследования;

ü положения, выносимые на защиту.

Любое научное исследование начинается с обоснования актуальности его темы. Под актуальностью темы исследования понимается степень его важности в данный момент в конкретной социокультурной ситуации.

Важно корректно определить объект и предмет исследования. Объектами могут быть процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Объект исследования – это поле научных поисков, а предмет – точка в этом поле. Объект и предмет как категории научного исследования соотносятся между собой как общее и частное. Предмет ýже, чем объект, и по отношению к объекту исследования предметом может стать его определенная часть (элемент, сторона, свойство). Объект исследования – это тот аспект, который уже известен в науке, в литературе, а предмет, по сути, – это то новое, что предлагает исследователь.

Цель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в конечном итоге исследования, а его задачи – это, условно говоря, «ступеньки» на пути к конечному результату. Формулировку цели и задач исследования рекомендуется обычно начинать словами: разработать (модель, методику, критерии, основы и т.д.), обосновать, выявить и т.д.

Любое научное исследование предполагает раскрытие его методологических основ - подходов, принципов и методов исследования. Их совокупность определяет магистральные пути, исходные моменты исследования. Она во многом зависит от философской позиции исследователя. Подход– это направленность исследования. Принцип это основное исходное положение какой-либо теории, науки, мировоззрения и т.д. Методы исследования– процедуры, операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Система методов определяется исходной концепцией исследователя – представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентацией, целью и задачами конкретного исследования[10].

Одним из наиболее важных компонентов Введения считается новизна исследования. В этом разделе указывается, насколько решены поставленные задачи исследования. К примеру, если одна их задач сформулирована: «выявить…», то в новизне указывается: «выявлены…» и т.д.

В качестве новизны могут быть указаны:

ü наличие теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы;

ü уточнение определений понятий, или новое определение понятия;

ü разработанность теоретических, методических рекомендаций, внедренных в практику и оказавших существенное влияние на достижение новых технических, социально-экономических, педагогических и т.д. результатов;

ü новыми могут быть те положения, которые способствуют дальнейшему развитию науки в целом или отдельных ее направлений.

Формулировки новизны исследования рекомендуется обычно начинать словами: разработаны, раскрыты, обоснованы, выполнены и т.д.

После новизны исследования описывается его теоретическая значимость. Одной из методологических ошибок в описании аппарата исследования является тот факт, что студенты, соединяя новизну и теоретическую значимость исследования в одном разделе или в одной рубрике, фактически ограничиваются указанием лишь новизны, а теоретическая значимость остается так и не сформулированной. Это объясняется тем, что новизну сформулировать легче, ибо она вытекает из сформулированных задач. Формулирование теоретической значимости требует от исследователя более высокого уровня абстракции, что не всегда просто. Теоретическая значимость включает тот вклад, который вносит данное исследование в разработку проблемы либо на основе преемственности, либо на полемической основе.

Практическая значимость связана с возможностью использования авторских разработок в производственной, в учебной и иных видах деятельности, в наличии научно-обоснованной и апробированной системы методов, средств, форм, которая может быть использована работниками той или иной сферы деятельности и т.д.

Положения, выносимые на защиту формулируются на основе обобщения основных результатов исследования. Для квалификационной работы достаточно формулировки трех основных положений, отражающих суть исследования.

В конце Введения необходимо привести краткое содержание последующих глав квалификационной работы.

В главах (разделах) работы необходимо достаточно полно и логически последовательно раскрыть содержание темы, дать определения основных понятий, сформулировать свою точку зрения на исследуемую проблему, сделать аргументированные выводы. Изложение должно быть литературно выдержанным, точным и лаконичным, без усложненных грамматических конструкций и стилистических штампов. Не следует допускать механического копирования информации из Интернета, переписывания текста из учебной и научной литературы, увлекаться чрезмерным теоретизированием либо чистой фактологией. Следует продемонстрировать общекультурные, профессиональные, поисковые, проективные и иные компетенции, указанные в ФГОС ВПО, способность и готовность к аргументированному решению профессионально значимых задач, умение анализировать, сопоставлять и обобщать имеющийся материал. Все главы (разделы) и параграфы должны быть соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему. Изложение материала в содержательной части ВКР должно быть последовательным и логичным, носить аналитический, а не реферативный характер. Все главы должны быть связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу. Каждая новая глава (раздел) начинается с новой страницы.

В Заключении подводятся итоги выполненной работы, формулируются важнейшие выводы. Заключение дает ответ на задачи, поставленные в работе. В нем формулируются общие положения на основе выводов к главам. Пункты Заключения соотносятся с целью и задачами работы, сформулированными во Введении.

Список источников и литературы должен включать те тексты, которые упоминаются в ВКР как в форме цитирования, так и в форме отсылки к существующим научным концепциям и т.д.

Приложения к ВКР могут содержать необходимые иллюстративные и иные материалы: таблицы, схемы, диаграммы, фотоснимки, анкеты, копии документов и т.д. Они помещаются после списка источников и литературы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.