Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕМА 11. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ



Сущность, виды и функции цен

Цена формирует уровень дохода и прибыли предприятия, это то количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара. То есть цена – это денежное выражение стоимости товара.

Взаимосвязь понятий «цена» и «прибыль» очевидна. Чем больше цена, тем больше прибыль. С другой стороны, дешёвый товар или услугу легче продать, и за тот же промежуток времени они будут продаваться в большем объеме, чем дорогие аналоги. Таким образом, важно установить связь между ценой продукта и количеством продаваемых его единиц.

Функции цены

Функция цены — это ее роль в управлении национальным хо­зяйством в целом и каждым предприятием в отдельности. Выделяют пять основных функций цены

1. Учетная функция.Эта функция связана с сущностью цены как денежного эквивалента товара. В цене учитываются затраты тру­да, сырья, материалов и прочего на изготовление товара. Кроме того, цена определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара. В условиях рыночной экономики соотношение цены и издержек производства может существенно отличаться, так как окончательное признание ценности товара происходит на рын­ке. Потребители заинтересованы в снижении цены на товар и улуч­шении его качества, производители — в увеличении объемов сбыта и размера прибыли. Кроме того, в условиях конкуренции производи­тели должны постоянно контролировать издержки.

2. Стимулирующая функция.Эта функция заключается в воз­действии на производство и потребление товаров и услуг. Цены долж­ны стимулировать производство продукции, так как в них заложен определенный уровень прибыли. Посредством цен можно поощрять инвестиции, внедрение научно-технических нововведений, изменять структуру производства и потребления, улучшать качество продукции.

3. Распределительная функция.Эта функция связана с коле­баниями цены под воздействием рыночных факторов. Речь идет о рас­пределении и перераспределении национального дохода между от­раслями экономики, регионами, группами населения. В случае, когда требуется быстрое изменение приоритетов и пропорций в эконо­мике, допускается введение государственного регулирования цен, в крайних случаях — прямое установление цен государственными органами. Это предполагает систему налогообложения с взиманием НДС и акцизов, а также введение или отмену различных налоговых льгот.

4. Функция балансирования спроса и предложения.По­средством цен в экономике осуществляется взаимосвязь между спро­сом и предложением и, следовательно, между производством и по­треблением. В случае отклонения цены от ее реального рыночного уровня возникают диспропорции в производстве и потреблении, вы­ражающиеся в дефиците или избыточном предложении. Возврат к равновесию возможен за счет изменения цен или объемов произ­водства.

11.2 Процесс ценообразования. Внешние факторы ценообразования.

Ценообразование – процесс формирования цен, определения их уровней и соотношений.

Установление определённой цены необходимо для осуществления последующей продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой, поскольку именно цена предопределяет успехи предприятия – объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.

 

Процесс ценообразования складывается из ряда последователь­ных этапов.

1. выявление факторов внешней среды, влияющих на уровень цен

2. постановка целей ценообразования

3. выбор метода ценообразования

4. формирование ценовой стратегии предприятия

5. разработка тактики ценообразования

6. установление первоначальной цены на товар

7. рыночная корректировка цены

8. страхование цены от неблагоприятных внешних воздействий

Процесс ценообразования на предприятии не является неизменным. Необходимо учитывать, что на любом из этапов под сильным воздей­ствием определенных факторов цена может быть скорректирована. Так, трудно переоценить значение и влияние на установление цен факторов внешней среды, например конъюнктуры рынка, конкурен­ции, спроса. Под действием этих факторов изменяется стратегия це­нообразования, от которой зависит работа предприятия в долгосроч­ной перспективе.

Выбранный метод ценообразования может также модифици­роваться, поскольку на него будут оказывать влияние самые разные факторы: традиции ценообразования, принятые в данной отрасли, по­ведение конкурентов, изменение методологии учета затрат и налого­обложения и пр.

Существенным моментом является рыночная корректировка цены, проводимая тогда, когда товар уже находится в процессе сбыта. Производитель не способен изменить осуществленные издержки, объемы продукции, находящиеся на складе. Цена становится для него единственным средством приспособления к изменяющемуся спросу. На этом этапе особенно важно установление различного рода ски­док к цене в целях привлечения дополнительных потребителей.

Существует целый ряд факторов, которые значительно влияют на процесс ценообразования на предприятии, формируя определен­ные границы, в которых может действовать предприятие. Прежде все­го, эти факторы влияют на степень свободы действия предприятия в области формирования цен на свою продукцию

1. Потребители.Во многом деятельность предприятия в облас­ти ценообразования зависит от покупателей. Для того чтобы правиль­но оценивать предпочтения покупателей, необходимо обладать определенными знаниями об общих закономерностях и особенно­стях поведения покупателей на рынке. Прежде всего, речь идет о пси­хологических аспектах поведения покупателей: потребностях, моти­вации при выборе товара и услуги, способах потребления, отношении к товарам и услугам, а также новшествам, чувствительности потреби­теля к ценам и качеству товаров и услуг.

Помимо психологических существуют экономические аспекты поведения покупателей: покупательская способность, бюджетные ограничения и их связь с потребительскими предпочтениями. В связи с тем, что бюджет покупателя ограничен, а цены подвержены по­стоянным изменениям, покупатель постоянно находится перед вы­бором: как использовать свой бюджет самым рациональным образом, какой товар приобретать, а какой нет. Согласно теории предельной полезности и потребительского выбора покупатель предпочтет тот товар, который в наибольшей степени соответствует его личному представлению о полезности предстоящей покупки и отвечает его финансовым возможностям.

2. Рыночная среда.Рыночная среда формируется под влиянием большого коли­чества экономических, политических и других факторов. Обычно выделяют четыре основные модели рынка: чистая конкуренция, мо­нополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. С точ­ки зрения ценообразования основной отличительной чертой этих рынков является степень влияния предприятия на установление ры­ночной цены. Максимальное влияние может быть оказано в условиях монополии, минимальное — на рынке совершенной конкуренции. Цену на рынке могут контролировать отдельное предприятие, груп­па предприятий, государство и сам рынок.

3. Участники каналов товародвижения.Товародвижение — это процесс, в ходе которого обеспечивается доставка товаров конеч­ному потребителю. Существуют три основных вида каналов товаро­движения:

■ прямые каналы — товары и услуги доставляются конечному потребителю без участия посредников;

■ косвенные каналы — товары и услуги доставляются конечно­му потребителю с помощью одного или нескольких посредников;

■ смешанные каналы — имеют особенности первых двух видов каналов.

С точки зрения ценообразования интерес представляет влияние участников процесса товародвижения на рост цен. Чем большее чис­ло посредников находится между производителем товара и его ко­нечным потребителем, тем в большей степени розничная цена будет выше отпускной, первоначальной цены предприятия — изготовите­ля данной продукции. В итоге это приводит к ограничению спроса на товары и услуги, которое в свою очередь стимулирует снижение цен и тем самым способствует оптимизации товародвижения.

4. Государство.Различают методы прямого и косвенного регу­лирования цен государством.

При прямых методах регулирования цен государство непосред­ственно воздействует на цены путем регламентации их уровня, уста­новления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену или другими аналогичными методами.

К косвенным методам регулирования цен относятся регулиро­вание учетной ставки процента, налогов, уровня минималь­ной заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразо­вание, которые носят макроэкономический характер.

Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования цен государством.

Как правило, государство прямо регулирует цены на те виды про­дукции и услуг, которые образуют каркас системы цен. Это цены па энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают существенное влияние на всю эко­номику страны. Таким образом, устанавливая и регулируя цены па эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.

Действующие в экономике цены образуют единую систему и на­ходятся во взаимосвязи и взаимодействии. Взаимозависимость и взаимодействие цен обусловлены двумя фак­торами:

- формирование цен базируется на единых зако­нах — законах стоимости, предложения и спроса;

- хозяйственная деятельность всех предприятий взаимосвязана,они используют продукцию друг друга. Например, изменение та­рифов на грузовые перевозки, электроэнергию находит быстрое от­ражение в ценах практически на любую продукцию.

Основные блоки системы цен характеризуются следующим об­разом.

Оптовые цены— цены, по которым реализуется крупная партия продукции предприятий.

Оптовые цены предприятия цены производителей продук­ции, по которым они реализуют свою продукцию другим предприя­тиям, а также сбытовым и посредническим организациям. В состав оптовой цены предприятия включаются издержки производства продукции, прибыль, надбавки или скидки к цене, НДС.

Разновидностью оптовой цены предприятия является транс­фертная цена — цена, по которой реализуется продукция при ее пе­редаче от одного подразделения другому в рамках одного предприя­тия. Трансфертные цены обычно бывают заниженными, что дает предприятию, закупающему по ним продукцию, определенные допол­нительные конкурентные преимущества, позволяя уменьшать издерж­ки собственного производства.

Оптовые цены промышленности — цены, по которым пред­приятие и организации-потребители оплачивают продукцию сбыто­вым организациям, реализующим продукцию оптом. В состав опто­вой цены промышленности включаются оптовая цена предприятия, скидка (наценка), в которую входят издержки и прибыль снабженческо-сбытовой организации, акцизы, НДС.

Основную роль в системе цен играют цены базовых отраслей промышленности — электроэнергетики, угольной, газовой, нефтяной промышленности.

Разновидностью оптовой цены промышленности считается цена биржевых сделок, которая формируется на основе биржевых котиро­вок, надбавок и скидок к ним в зависимости от расстояния до места поставки и качества товара.

Закупочные цены— это оптовые цены, по которым происхо­дит реализация сельскохозяйственной продукции.

Розничные цены— цены, по которым товар реализуется в сети розничной торговли. В состав розничных цен включаются оптовая цена промышленности, торговая надбавка (скидка), в которую входят издержки обращения и прибыль торгового предприятия, акцизы, НДС. Разновидностями розничной цены считаются:

аукционная цена — цена товара, проданного на аукционе. От­личительная особенность аукционной цены заключается в том, что она может быть в несколько раз выше рыночной цены данного това­ра. Обычно аукционная цена отражает определенные уникальные свойства товара, что в значительной степени сказывается на размере его цены;

коммерческая цепа — цена, установленная на товар при его продаже на свободном рынке. Коммерческая цена может существен­но отличаться от цен, устанавливаемых на этот товар государством.

Цены на строительную продукциюбывают трех видов:

■ сметная стоимость строительства отражает уровень предель­ных затрат на строительство определенного объекта;

■ прейскурантная цена — средняя стоимость единицы продук­ции объекта строительства, например 1 кв. м. площади;

■ договорная цена — цена, которая устанавливается по соглаше­нию между заказчиком и подрядчиком строительства.

Тарифы на услуги транспорта— плата за перемещение гру­зов и пассажиров: тарифы авиационного, железнодорожного, мор­ского, речного, автомобильного и трубопроводного транспорта.

Тарифы на услуги, оказываемые населению— тарифы на услуги коммунального хозяйства, телефонной сети, на медицинское обслуживание и пр.

Приведенные цены различаются динамикой (изменением во времени), структурой (определенным соотношением элементов, выраженным в долях или процентах), уровнем (денежным).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.