Здавалка
Главная | Обратная связь

Эконометрические методы определения цен



Эконометрические методы определения цен используются для формирования цен на товары-новинки, комплексную сложную продукцию, состоящую из множества компонентов. Цены формируются в зависимости от уровня потребительных свойств товаров с учетом нормативов затрат на их производство. Часто речь идет о так называ­емом параметрическом ряде продукции — предприятие выпускает такую продукцию, каждая последующая модификация которой не за­меняет и не отменяет предыдущую модель, а дополняет ее.

Параметрический ряд представляет собой совокупность конст­руктивно и (или) технологически однородных изделий, предназна­ченных для выполнения одних и тех же функций и различающихся значениями основных технико-экономических параметров в соот­ветствии с выполняемыми производственными операциями.

В результате разработки параметрического ряда продукции про­исходит изменение абсолютного значения и структуры затрат пред­приятия. Оценка и анализ этих показателей позволяют принимать их в расчет при формировании цены.

Основные эконометрические методы установления цен на но­вую продукцию:

- метод удельных показателей

- балловый метод

- агрегатный метод

- метод регрессионного анализа

Метод удельных показателей.

Этот метод используется для формирования цены на продукцию, характеризующуюся наличием одного основного параметра, величина которого во многом опреде­ляет цену продукции. Метод применим для небольших групп изделий. Его недостатком является отсутствие учета спроса и предложения, других не менее значимых свойств продукции, например его полез­ности, ценности в глазах потребителей, возможности альтернатив­ного использования, а также наличия товаров-аналогов и товаров-заменителей.

При использовании данного метода сначала определяют удель­ную цену (Цуд) продукции по формуле

Цуд = Цб : Пб,

где Цб — цена базисного изделия;

Пб — величина параметра базисного изделия.

Затем рассчитывают цену нового изделия (Цн):

Цн = Цуд х Пн,

где Пн — значение основного параметра нового изделия в соответствую­щих единицах измерения.

Балловый метод.

На основе экспертных оценок значимости параметров изделия для потребителей каждому параметру присваи­вается определенное число баллов, которые затем суммируются, что в результате дает оценку технико-экономического уровня продукции. Основным достоинством данного метода является возможность учета таких показателей, как надежность, качество и внешний вид изделия, т.е. возможность учета характеристик продукции, которые не имеют количественного выражения, и объективная оценка которых зависит от представлений и мнения многих потребителей (экспертов).

При использовании данного метода сначала определяют цену одного балла (Цу) по формуле

Цу = Цб : ∑(Ббi х Vi),

где Цб — цена базового изделия;

Ббi, — балловая оценка i-го параметра базового изделия;

Vi— весомость параметра.

Затем рассчитывают цену нового изделия по формуле

Цн = ∑(Бнi х Vi)Цу,

где Бн, — балловая оценка i-го параметра нового изделия.

Агрегатный метод.

Согласно этому методу суммируется стои­мость конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли.

Данный метод применяется при определении цен товаров, кото­рые состоят из сочетания отдельных элементов, деталей, узлов, а так­же товаров, которые продаются вместе.

Достоинством метода является простота расчетов, в случае когда предприятие ведет учет издержек па производство каждого изде­лия или элемента; недостаток — возможность перенесения ошибки исчисления себестоимости изделия на цену всего товара.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.