Здавалка
Главная | Обратная связь

Выполнить практические задания

Семинарское занятие №1

 

Тема: Психодиагностический процесс

Подготовить ответы на вопросы:

  1. Этапы психодиагностического процесса.
  2. Психологическое заключение.
  3. Понятие «норма в психодиагностике».
  4. Психологический диагноз.

 

Методические рекомендации:

Отвечая на первый вопрос, выделите основные этапы психодиагностического процесса, отражающие его ре­альное содержание в моделях предложенных И.В. Дубровиной, Ю.З. Гильбуха, обобщенной модели А.Ф. Ануфриева.

Рассматривая второй вопрос, раскройте содержание видов психологического заключения (первичное и вторичное заключение). Определите специфику заключения применительно к целям обследования. Проанализируйте схему психологического заключения по М.Н. и Н.Я. Семаго.

Ответ на третий вопрос начните с определения «норма», далее дайте характеристику таким видам нормы как: статистическая норма, социально-психологический норматив, функциональная норма, идеальная норма, типологический норматив. Отдельно рассмотрите вопрос отклоняющегося развития.

При ответе на четвертый вопрос раскройте характеристики психологического диагноза (его определение и предназначение). Рассмотрите виды психологического диагноза (клинический и функциональный) и его уровни (симптоматический (эмпирический), этиологический, типологический).

Литература:

1. Ануфриев, А. Ф. Психологический диагноз / А.Ф. Ануфриев. – М : «Ось-89», 2006. – 192 с.

2. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике: словарь / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2003. – 519 с.

3. Основы психодиагностики / под ред. А. Г. Шмелева – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 544 с.

4. Психолого-педагогическая диагностика: учеб.-метод. пособие / сост. Н. Н. Баль, И. Н. Логинова. – Минск: БГПУ, 2005. – 41 с.

5. Семаго, М. М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго – М : Айрис-пресс, 2004. – 288 с.

6. Шаповал, И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие / И.А. Шаповал. – М : ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.

 

 

Составить конспект

Михеева, Н. Д. Факторы успешности психодиагностического процесса / Н. Д. Михеева // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2010. – № 3. – С. 19-30.

 

Выполнить практические задания

 

Задание 1. Схематично представьте обобщенную модель психодиагностического процесса (по А.Ф. Ануфриеву).

Задание 2.В представленном тексте, описывается консультативная работа педагога-психолога с учащейся образовательного учреждения. Анализируя данный текст, вам необходимо обозначить этапы психодиагностического процесса, используя обобщенную схему А.Ф. Ануфриева.

 

К педагогу-психологу обратился классный руководитель. Ученица 5 класса Света уклоняется от участия во внеурочных мероприятиях, неохотно идет на контакт с одноклассниками.

Педагог-психолог провел беседу с классным руководителем, учителями-предметниками и мамой девочки. Учителя-предметники немного могли сообщить о Свете. В учебе ничем не выделяется, пожалуй, только аккуратностью ведения записей в тетрадях. Отметки – "3"-"4". Она не любит выступать с докладами, ее не отличают оригинальность мышле­ния или развитая фантазия, но чувствуется, что к занятиям девочка всегда готовится. На уроках ведет себя спокойно, практически не получает замечаний. Классный руководитель обратила внимание на то, что Света держится на некоторой дистанции от других девочек, на переменах часто пребывает в одиночестве. Однако тихоней ее не назовешь: если она видит несправедливость, то обязательно будет с ней бороться, вплоть до применения кулаков. Конфликты у нее бывают как с девочками, так и с мальчиками. Особенно настораживает классного руководителя то, что Света, побывав на первых классных "Огоньках", на последующие перестала ходить, хотя все остальные дети эти мероприятия любят. Девочка имеет свою точку зрения по многим вопросам и практически разубедить ее невозможно.

Мама не удивилась приглашению к психологу: характер дочери всегда ее беспокоил: "она одинока". Во дворе не гуляет, говорит, что ей неинтересно, рассказывает матери о недостатках детей, живущих в их доме. На ее возражения, что не бывает людей без недостатков, дочь упрямо молчит. Мама отчаялась ее переубедить. Все свободное время она проводит дома, читает, занимается рукоделием, смотрит телевизор. Очень аккуратна, сама следит за чистотой в своей комнате, обижается на мать, если та что-нибудь переставляет или забывает какую-либо вещь у дочери. Света трепетно относится к своей комнате, чувствует себя там хозяйкой. Девочка любит проводить свободное время с отцом, они вместе занимаются физкультурой: ходят на лыжах, бегают трусцой, играют в бадминтон. Правда, времени у папы мало: он увлечен работой (преподает физику в вузе). Дружбу с отцом мама объясняет сходством характеров: "Муж такой же "правильный": чистюля, домосед, не пьет, не курит". По ее мнению, единственный его недостаток – то, что он молчалив. "Они замечательные, – признается она, – но мне с ними иногда скучно". С матерью Света советуется по поводу рукоделия (мама швея), а также рассказывает обо всех событиях в школе за день, так что она заочно знает весь класс, ей известны все Светины переживания. Устав после работы, мама не всегда в состоянии выслушивать ежевечерние рассказы дочери и обсуждать события в классе. "Тебе бы с подружкой об этом поговорить", – часто говорит она девочке. С другой стороны, мама, конечно, довольна, что дочь полностью ей доверяет. Света очень принципиальная, максималистка, всегда жалеет и защищает слабых, обиженных. Мама смирилась с замкнутостью дочери, объясняя это наследственной предрасположенностью (отец и дед по отцовской линии).

Далее педагог-психолог провел беседу с ученицей. Света – крепкая, физически развитая девочка, довольно рослая. К беседе с психологом отнеслась настороженно, но отвечать на вопросы не отказывалась. Света хотела учиться в гимназическом классе, но, получив "3" по русскому языку, не прошла по конкурсу. Новый класс не нравится. Не устраивают ее и отношения между детьми: мальчики часто дерутся, некоторые девочки "задаются". Па недостойное поведение одноклассников она предпочитает не реагировать, старается не замечать его. Самое неприятное в школе, по ее мнению, – неаккуратность ребят. Если бы Свете разрешили, она сидела бы одна за партой, чтобы сосед не отвлекал. Общественных поручений иметь не хочет, объяснить это не смогла.

Больше всего девочке нравится жить летом в деревне, где родители купили дом. Она с удовольствием работает на приусадебном участке, занимается хозяйством: приносит воду из колодца, топит печь и т.д. В деревне есть ребята ее возраста, они ей ближе, чем одноклассники: "не воображают", однако и с ними Света не каждый день видится: самое интересное – хозяйственные хлопоты. Когда вырастет, хочет стать юристом, чтобы устанавливать справедливость. В речи употребляет много слов-паразитов: "вот", "это" и т.д.

Педагог-психолог поинтересовался возможными причинами подобного поведения Светы. Классный руководитель ответил, что возможно, это психическое заболевание, припоминает одну свою ученицу, которая на всех "Огоньках" сидела около взрослых и не принимала участия в детских играх, та девочка стояла на учете у психоневролога. Мама объяснила это наследственной особенностью характера. Сама девочка ответила, что дети слишком плохо себя ведут, чтобы с ними дружить.

После проведенных бесед, педагог-психолог резюмировал: девочка характеризуется замкнутостью, отсутствием дружеских и приятельских отношений как в школе, так и за ее пределами, конфликтностью из-за повышенной требовательности к другим и предположил, что указанные негативные особенности общения со сверстниками могут быть вызваны: 1) эпилептоидными чертами характера; 2) неблагоприятными коммуникативными установками; 3) отсут­ствием мотивации общения; 4) отсутствием коммуникативных навыков.

Педагог-психолог провел психодиагностическое обследование девочки с помощью тематического апперцептивного теста (ТАТ), (10 картинок с изображением людей).

Результаты теста:

- стереотипное начало всех 10 рассказов – морализаторские тенденции по отношению к взрослым;

- неудовлетворенность отношениями с родителями, прежде всего недостатком внимания к себе.

Результаты наблюдения и беседы с учителями, мамой и ребенком: Обостренное чувство справедливости, ригидность установок, категоричность суждений, максимализм в требованиях к моральным качествам других, а также особенности физической конституции, чрезмерная приверженность чистоте и порядку и факт наличия сходных характерологических особенностей в семье подтверждают наличие выраженных эпилептоидных черт характера, а также некоторую неудовлетворенность девочки отношениями с родителями.

Педагог-психолог сделал вывод: нарушение отношений со сверстниками – следствие эпилептоидних черт характера. Чрезмерная требовательность, присущая эпилептоидам, препятствует установлению дружеских связей и провоцирует конфликты с ними. Эпилептоидные черты заостряются из-за неудовлетворенности девочки отношениями с родителями.

Педагог-психолог рекомендовал классному руководителю обращаться со Светой спокойно, доброжелательно, не повышая голоса. При подготовке внеурочных мероприятий поручать Свете выполнять конкретные задания. Делая замечания, стараться доказать, объяснить ей свою точку зрения, ссылаясь на установленные правила или нормы.

Маме было рекомендовано обратить внимание на неудовлетворенность дочери содержанием общения с родителями.

В конце учебного года Света больше не расстраивалась, что не прошла в гимназический класс: привыкла к ребятам. Конфликтов с детьми стало значительно меньше. Когда в классе появилась новенькая, девочка стала опекать ее, но через какое-то время они поссорились, и Света по-прежнему держится особняком. Классный руководитель больше не пытается заставить ее участвовать во внеурочных развлекательных мероприятиях, за что она стала выказывать ей свое расположение.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.