Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕМА: СТРЕСС. ШОК. КОМА



6.2.Цель занятия:

  • Формирование знаний вопросов этиологии, патогенеза, значения для организма общих реакций на повреждение
  • Формирование навыков составления схем патогенеза
  • Формирование навыков ведения дискуссии по вопросам темы
  • Формирвоание навыков дискуссии на трех языках

6.3.Задачи обучения:

· Сформировать знания по этиологии, патогенезу стресса, шока, комы

  • Научиться различать защитно-приспособительное и патогенное значение общего адаптационного синдрома
  • Сформировать навыки использования глоссария на трех языках при разборе теоретического материала
  • Совершенствовать коммуникативные навыки работы в группе
  • Совершенствовать знания английского и казахского языков

6.4.Основные вопросы темы:

1. Общий адаптационный синдром (стресс), причины, стадии, механизмы развития. Защитно-приспособительное и патогенное значение стресса. Понятие о болезнях адаптации.

2. Шок. Классификация по этиологии и патогенезу. Травматический шок, причины, стадии, изменения гемодинамики и микроциркуляции.

3. Кома, виды, механизмы развития.

6.5.Методы обучения и преподавания:

Дискуссия по основным вопросам занятия между учащимися с участием и под контролем преподавателя, обсуждение презентации темы, заполнение таблицы, обсуждение вопросов патогенеза комы на трех языках

Примерный хронометраж занятия

Этап занятия Время
Организационная часть. Перекличка, знакомство с целями и задачами занятия, раздача демонстрационного материала 2 мин
Дискуссия по вопросу 1, выполнение задания 1 30 мин
Дискуссия по вопросу 2 с использованием мультимедийной презентации 18 мин
Перерыв 10 мин
Дискуссия по вопросу 3 на трех языках 35 мин
Тестирование 10 мин
Подведение итогов занятия, оценивание компетенций 5 мин

 

Практическая работа

Задание № 1. Заполнить таблицу

СТАДИИ ОБЩЕГО АДАПТАЦИОННОГО СИНДРОМА

  I. Стадия тревоги – alarm reaction: а) фаза шока   б) фаза противошока Проявления, патогенез  
II. Стадия резистентности  
III. Стадия истощения  

 

Глоссарий

Стресс (анг. stress – напряжение) - неспецифическая реакция организма, возникающая под влиянием необычных и неблагоприятных раздражителей (стрессоров) и сопровождающаяся активацией неспецифических механизмов адаптации. Термин введен Г.Селье (Selye). Стресс проявляется в виде общего адаптационного синдрома, который имеет три стадии: стадия тревоги, резистентности и истощения

Стресс (ағылш. stress – ауыртпалық) – қоршаған ортаның кез келген қолайсыз әсерлеріне организмнің арнайы емес бірбеткей(біркелкі) серпілістермен көріністегі, дененің қорғану-бейімделу мүмкіншіліктерінің жаңа деңгейде қалыптасуы. Терминді Г.Селье (Selye) енгізген. Стресс немесе жалпы адаптациялық синдром сатылы түрде дамиды. Стресс 3 сатыдан тұрады: үрей, төзімділік, қалжырау.

Stress is a nonspecific organism’s response to extreme agents (stressors), is accompanied by activation of nonspecific adaptive mechanisms. The term was offered by H. Selye. Stress is described as general adaptation syndrome, which has 3 stages: alarm reaction, resistance, exhaustion

Триада Селье: инволюция тимуса и лимфоидной ткани; гипертрофия коры надпочечников; язвы желудка и 12-перстной кишки.

Селье үштігі: тимус (айырша без) және лимфа тіндерінің кері дамуы; бүйрек үсті бездерінің қыртысты қабатының гипертрофиясы; асқазан мен ұлтабардың ойық жаралары.

Selye’s triad: involution of the thymus and lymphoid tissue, hypertrophy of adrenal cortex, ulcers of the stomach and duodenum

Стресс-реализующая система- система, запускающая стресс-реакцию, включает гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую систему, симпатоадреналовую систему, прооксиданты

Стресті-дамытатын жүйе – стресс-серпілісіне жол ашатын («қамшылайтын») жүйе. Оның құрамбөлшектері - гипоталамус- гипофиз – бүйрек үсті бездер жүйесі, симпато-адреналдық жүйесі, прооксиданттар.

Stress realizing system is the system that triggers the stress response, it includes the hypothalamic-pituitary-adrenal axis, the sympathoadrenal system, prooxidants

Стресс-лимитирующая система – механизмы, предупреждающие чрезмерную активацию стресс-реализующей системы. Включает в себя гамк-ергическую систему, опиоид-ергическая систему, серотонин-ергическая систему, антиоксиданты

Стресті-шектейтін жүйе – стресс-дамытатын жүйелердің тым артық белсенділінуін шектейтін тетіктер. Оның құрамбөлшектері - гамк-ергиялық жүйе, опиоид-ергиялық жүйе, серотонин-ергиялық жүйе, антиоксиданттар.

Stress-limiting system – includes mechanisms preventing excessive activation of the stress-realizing system (g-amino butyric acid-ergic system, opiate-ergic system, serotonin-ergic system, antioxidants)

 

Болезни адаптации, дезадаптивные болезни – заболевания, возникновение которых связано с неблагоприятным воздействием стресса (дистресс):язвенная болезнь желудка, ишемическая болезнь сердца, атеросклероз, артериальная гипертензия, инсульт.

Дезадаптациялық аурулар – стресстің жағымсыз, қолайсыз әсерінен дамитын аурулар: асқазан мен ұлтабардың ойық жара ауруы, жүректің ишемиялық ауруы, атеросклероз, артериалық гипертензия, инсулт.

Diseases of adaptation - are the diseases, the occurrence of which is associated with negative effects of stress (distress):ulcers of the stomach, intestine, ischemic heart disease, atherosclerosis, stroke, arterial hypertension.

 

Шок – общее, острое, крайне тяжёлое состояние организма, возникающее под действием сверхсильных экстремальных факторов. Характеризуется стадийным прогрессирующим расстройством жизнедеятельности организма в результате нарастающего нарушения функций нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и других жизненно важных систем.

Шок (сілейме,соққы) – аса қарқынды, төтенше ықпалдардың әсерлерінен жедел (жіті) дамитын организмнің өте ауыр жағдайы. Үйткені бұл жағдай жүйке жүйесі, эндокриндік жүйе, жүрек-қан-тамыр жүйесі тағы басқада ағзаның тіршілік мұқтаждығын қамтамасыз ететін жүйелердің сатылы, үдемелі бұзылыстарымен сипатталады.

Shock is a severe pathological process, which occurs under the influence of extreme pathogenic agents, when overexcitation of the nervous system is changed by deep inhibition and that leads to severe hemodynamic, respiratory, metabolic disturbances.

Кома (от греч. koma - глубокий сон)- состояние, характеризующееся глубоким угнетением центральной нервной системы, стойкой потерей сознания, отсутствием рефлексов на внешние раздражители и расстройством регуляции жизненно важных функций организма.

Кома (греч. koma – терең ұйқы )- организм тіршілігінің маңызды қызметтерінің бұзылыстарымен, сыртқы тітіркендіргіштерге рефлекстік жауабтың болмаумен, тұрақты естен танумен, ОЖЖ –нің терең тежелістік, күйзелістік сиппаттағы көрініс.

Coma – (from Greek. Koma - deep dream) - is the condition characterized by a deep depression of the central nervous system, loss of consciousness, absence of reflexes to stimuli and dysregulation of the vital functions.

Пшенникова М.Г. Феномен стресса. Эмоциональный стресс и его роль в патологии//Пат.физиол. и экспер. Терапия.-2000.-№ 2.-С.24-31; № 3.-С.20-26.

Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960.- 254 с.

Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982.- 125 с.

Останин А.А., Черных Е.Р. Эффективность цитокинотерапии в комплексном лечении хирургических инфекций. СПб: издательство СПб университета, 2002, 28 с.

Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Общая патофизиология. СПб., 2001. – ЭЛБИ-СПб, С.-364-380

9.А.Л. Костюченко. Угрожающие жизни состояния в практике врача первого контакта. СПб: спец.литература, 1998г. с-240.

10.Ю.В.Лобзин, А.Т.Марьянович, Н.В.Цыган. Терморегуляция и лихорадка. – М.: Вузовская книга, 1998. – 64 с.

6.6.ЛИТЕРАТУРА

3. Патофизиология// Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2012., том 1, С. 197-210

4. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.

 

Дополнительная

1. Общая патологическая физиология // Фролов В.А., Дроздова Г.А., Казанская Т.А., Билибин Д.П. М.: Издательский Дом "Высшее Образование и Наука", 2013. -308 с.

 

6.7.КОНТРОЛЬ

· Устный опрос

· Контроль выполнения заданий

· Выполнение тестовые заданий - см. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 81-95; 128-138

6.1.ТЕМА:АЛЛЕРГИЯ

6.2.Цель занятия:

  • Формирование знаний по этиологии, патогенезу аллергических реакций.
  • Формирование навыков использования глоссария на трех языках
  • Применение знаний теоретического материала при заполнении таблиц
  • Формирование навыков ведения дискуссии по вопросам темы

6.3.Задачи обучения:

  • Сформировать знания о причинах, механизмах развития, проявлениях и основных принципах предупреждения аллергических реакций.
  • Научиться использовать медицинские термины при разборе теоретического материала
  • Научиться применять и обобщать теоретические знания при заполнении таблиц
  • Совершенствовать коммуникативные навыки ведения дискуссии

6.4Основные вопросы темы:

1.Аллергия, определение. Этиология (причины и условия) аллергии, классификация аллергенов, их характеристика. Источники аллергизации детей.

2.Классификация аллергических реакций по Куку, Джеллу и Р.Кумбсу.

3.Стадии аллергических реакций (иммунных реакций, патохимических изменений, патофизиологических изменений), их патогенез.

4.Сенсибилизация, виды, патогенез.

5.Особенности патогенеза аллергических реакций I, II, III, IV типов:

а) природа аллергенов, механизмы сенсибилизации;

б) основные медиаторы, их происхождение и биологические эффекты;

6. Понятие о псевдоаллергических реакциях

7. Патогенетические принципы профилактики и терапии аллергических реакций. Виды и механизмы специфической и неспецифической гипосенсибилизации.

 

6.5.Методы обучения и преподавания: собеседование и дискуссия по основным вопросам темы между учащимися с участием и под контролем преподавателя, просмотр видеороликов по патогенезу аллергических реакций и видеофильма ролевой игры «Патогенез анафилактического шока», заполнение таблиц







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.