Здавалка
Главная | Обратная связь

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ТЕМЕ «ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ КЛЕТКИ»



7.2.Цель занятия:

  • Формирование практических навыков интерпретации клинико-лабораторных данных
  • Совершенствование коммуникативных навыков работы в группе

7.3.Задачи обучения:

· Научиться применять полученные теоретические знания при интерпретации клинико-лабораторных данных

· Совершенствовать коммуникативные навыки работы в группе

7.4.Форма проведения

Работа в малых группах: кейс-стади, тестирование

7.5.ЗАДАНИЯ:

Кейс-стади

Задача №1

В токсикологической лаборатории исследовали клеточные эффекты токсического вещества, входящего в состав отходов одного из химических производств. Вещество вносили в монокультуру нормальных эпителиальных клеток в токсической концентрации. Наличие признаков повреждения клеток оценивали каждые 30 минут на протяжении 3 часов. Через 3 часа инкубации наблюдали гибель 85% клеток.

Вопросы:

1. Какие морфологические и биохимические критерии (признаки) можно предложить для оценки обратимого (А) и необратимого (Б) повреждения эпителиальных клеток в данном эксперименте?

2. Приведите последовательность патологических изменений в клетке и их механизмы, основываясь на предложенных критериях оценки состояния клетки?

Задача №2

Для экспериментального моделирования гемолитической анемии мышам вводили фенилгидразин, который, как известно, стимулирует свободнорадикальные реакции в клетках. Через полчаса после введения фенилгидразина в крови животных обнаружено снижение количества эритроцитов, присутствие свободного Hb и метгемоглобина.

Объясните возможные механизмы повреждения мембран эритроцитов, появления свободного гемоглобина и метгемоглобина в крови.

Задача № 3

В печени пациента Т. с острым вирусным гепатитом В выявлены следующие изменения: гепатоциты значительно увеличены в размере, цитоплазма их заполнена крупными светлыми вакуолями. Отдельные гепатоциты уменьшены, цитоплазма их интенсивно окрашена эозинофильным красителем, ядро сморщено (кариопикноз). Портальные тракты и синусоиды инфильтрированы лимфоцитами и гистиоцитами. В биоптате печени обнаружено повышение активности каспаз и большое количество фрагментов ДНК. В плазме крови повышена активность аланинтрансаминазы (АЛТ) и аспартаттрансаминазы (АСТ).

1. Объясните изменения размеров гепатоцитов (увеличение, уменьшение, вакуолизация), интенсивное окрашивание при повреждении их вирусами гепатита В.

2. О чем свидетельствует повышение активности каспаз и накопление в ткани печени фрагментов ДНК?

3. Какую роль в повреждении гепатоцитов играет вирус гепатита В, а какую – лимфоциты и макрофаги?

Задача № 4

Можно ли установить тип поврежденных клеток на основании следующих показателей? Концентрация калия в плазме крови – 5,5 ммоль/л (норма 3,5-5,0 ммоль/л), концентрация АСТ и АЛТ повышена, в моче обнаружен миоглобин.

Задача 5.

При радиационном поражении произошло повреждение клеток. Какие из перечисленных средств и почему будут способствовать, а какие препятствовать развитию лучевой болезни?

· Ингибиторы Na/K АТФ-азы

· Активаторы Na/K АТФ-азы

· Антиоксиданты

· Блокаторы Ca каналов

· Буферные растворы

 

Задача № 6

Укажите по каким маркерам в крови можно судить о повреждении:

· гепатоцитов

· мышечных клеток скелетной мускулатуры

· кардиомиоцитов

 

Задача № 7

В поликлинику обратился пациент для прохождения профосмотра. Жалоб не предъявлял, при объективном обследовании не было выявлено каких-либо патологичесих отклонений. Для принятия окончательного решения он был направлен в биохимическую лабораторию для сдачи общего анализа крови и мочи. Врач-лаборант выявил выраженный гемолиз эритроцитов, в мазке крови неразрушенные эритроциты имели сферическую форму. При выяснении ситуации установлено, что при заборе крови для разведеня использовали гипотонический раствор хлорида натрия.

· Укажите механизм гемолиза эритроцитов

· Почему оставшиеся эритроциты имели сферическую форму?

 

7.6.Демонстрационный материал: ситуационные задачи

ЛИТЕРАТУРА:

Основная

1. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. Уразовой О.И.– Москва: Изд-во ГЭОТАР, 2012., том 1, с. 145-196

2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. - С. 43-60.

3. Ә.Нұрмұхамбетулы. Патофизиология. – Алматы; РПО «Кітап», 2011. – С. 293-311.

Дополнительная

1. Общая патологическая физиология // Фролов В.А., Дроздова Г.А., Казанская Т.А., Билибин Д.П. М.: Издательский Дом "Высшее Образование и Наука", 2013. -308 с.

 

7.7.КОНТРОЛЬ:

· Патофизиологический анализ ситуационных задач

·

 
Выполнение тестовые заданий - см. Тестовые задания по патологической физиологии / под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой – Алматы.: изд-во «Эффект», КазНМУ, 2007.- С. 63- 81







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.