Обработка результатов прямых измерений
Прямые измерения — это измерения, при которых измеряемая величина определяется непосредственно с помощью средства измерения.
Оценка систематической погрешности
Пусть при одинаковых условиях проведены многократные измерения. Если все результаты одинаковы, то случайная погрешность отсутствует. В этом случае истинное значение отличается от измеренного не более чем на величину систематической погрешности. При измерении с помощью прибора со шкалой систематическая погрешность состоит из погрешности отсчета и погрешности, обусловленной несовершенством измерительного прибора. Погрешность отсчета может стать незначительной при тщательном измерении. Тогда погрешность определяется по классу точности измерительного прибора. Класс точности – это выраженное в процентах отношение систематической погрешности к пределу измерения. Например, предел измерения вольтметра 200 В, класс точности 0,5, тогда систематическая погрешность = 1В. Она одинакова как в начале шкалы, так и в конце. Поэтому измерения следует вести близко к пределу измерения, так как относительная погрешность будет при этом меньше. Если класс точности или сама систематическая погрешность в паспорте прибора не указаны, то систематическую погрешность принимают равной половине или единице цены деления шкалы, а для цифровых приборов – единице последнего разряда измеряемой величины. Если в расчетах используют табличное или ранее измеренное значение, то погрешность принимается равной половине единицы последнего разряда, например для числа = 3,141, = 0,0005.
Оценка случайной погрешности
Пусть результаты измерений различны: . В силу случайности величины и знака случайной погрешности положительные и отрицательные значения погрешности одинаковой величины равновероятны, и погрешности малой величины более вероятны, чем большой. Разность между истинным и средним арифметическим значениями также случайна и теория вероятностей позволяет лишь оценить доверительный интервал – интервал значений, внутри которого находится истинное значение с некоторой вероятностью. А доверительная вероятность – это вероятность попадания истинного значения в доверительный интервал. Истинное значение может находиться и вне доверительного интервала с вероятностью (рис. 1). Половина ширины доверительного интервала имеет смысл наибольшей разности между средним арифметическим и истинным значением при данной доверительной вероятности. В дальнейшем эта величина будет являться оценкой случайной погрешности. Случайная погрешность зависит, во-первых, от разброса результатов измерений. В качестве меры разброса принимают среднеквадратичное отклонение результатов измерений от среднего арифметического: . В интервал попадает 68 % числа измерений, при . Если не возводить в квадрат, то положительные и отрицательные отклонения скомпенсируют друг друга. Во-вторых, с увеличением числа измерений среднее арифметическое значение приближается к истинному как и при случайная погрешность . Отсюда понятна необходимость многократных измерений. Разумное наибольшее число опытов должно быть таким, чтобы случайная погрешность уменьшилась бы до величины систематической погрешности. В-третьих, чем большую доверительную вероятность желает гарантировать экспериментатор, тем больше должен быть доверительный интервал. Это учитывается коэффициентом Стьюдента , который возрастает с увеличением доверительной вероятности, и зависит от числа измерений. Таким образом, расчетная формула для оценки случайной погрешности принимает вид = , (2) где – число повторных измерений, – результат некоторого измерения с номером , – среднее арифметическое результатов измерений, – коэффициент Стьюдента, определяемый по табл. 1.
Порядок обработки результатов В данном пособии знаком * отмечены формулы, которые непосредственно применяются для обработки результатов измерений. При прямых многократных измерениях в соответствии с ГОСТ 8207-76 порядок обработки результатов измерений следующий. 1. Вычисляют среднее арифметическое значение измеряемой величины (принимая его за оценку истинного значения) по формуле (1). 2. Задавшись доверительной вероятностью =0,90 или = 0,95 по табл. 1 определяют коэффициент Стьюдента. Оценивают случайную погрешность по формуле (2). Для удобства определения суммы квадратов разностей рекомендуется расчеты проводить в табл. 2. Таблица 1 Коэффициенты Стьюдента
Таблица 2 Расчет суммы квадратов разностей
3. Оценить систематическую погрешность . 4. Оценить суммарную погрешность. Если одна из погрешностей меньше другой в три или более раз, то меньшей погрешностью следует пренебречь. Если обе погрешности сравнимы, то суммарная погрешность оценивается по формуле . 5. Погрешность представляют числом, содержащим не более двух значащих цифр. 6. Записать результат измерений в виде , …, который следует понимать так: истинное значение измеряемой величины находится в интервале от до с вероятностью . При записи среднее арифметическое округляют так, чтобы разряд последней цифры совпадал с разрядом погрешности.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|