Здавалка
Главная | Обратная связь

Под руководством преподавателя



Методические рекомендации

Для самостоятельной работы

под руководством преподавателя

Тема:Язык как средство общения будущих медиков

Курс: 1

Дисциплина:Русский язык

Составитель:

д.п.н. проф. Жанпейс У.А.

 

2015.

I.Тема:Язык как средство общения будущих медиков

II.Цель:дать представление о системе здравоохранения РК

III. Практические навыки:выработать навыки нормированной устной и письменной речи в различных видах речевой деятельности.

IV. Форма проведения:практикум.

V.Задания по теме:

Задание 1. Прочитайте текст. Сформулируйте кратко мысль о различии языка и речи.

 

Речь – это использование человеком запаса слов во время общения друг с другом, т.е. речь – это язык в действии, способность говорить. Чтобы передать свою мысль, чувство другому человеку, мы обращаемся к языку и с помощью его средств строим речь.

Язык - это система знаков, а речь – реализация данной системы знаков. Если язык – это средство общения, то речь - способ общения с использованием этого средства.

Задание 2. Переведите устно казахские пословицы на русский язык. О чем они? Какая тема их объединяет?

1) Денсаулық - зор байлық. 2) Тәні саудың жаны сау. 3) Денің сау болса, жарлымын деме; жолдасың көп болса, жалғызбын деме. 4) Қай жерің ауырса, жаның сол жерде. 5) Аурудың жақсысы жоқ, дәрінің тәттісі жоқ. 6)Бас аманда мал тәтті, бас ауырса жан тәтті. 7) Тумақ бар да өлмек бар.

Для справок: В здоровом теле – здоровый дух; Здоровье – клад бесценный; Где болит, там и душа находится; Рожденному смерти не миновать; Пока здоров –добро дорого, заболеешь – жизнь дорога; Когда здоров, не говори о нужде; когда друзей много, не говори об одиночестве; Как нет приятной болезни, так нет и сладкого лекарства от нее.

Задание 3.Прочитайте отрывок статьи из Закона Республики Казахстан о системе здравоохранения и выполните задания 1- 13.

1) Здравоохранение — совокупность медицинских, социально-экономических, политических и иных мер, направленных на охрану здоровья граждан.

2) Система здравоохранения — совокупность государственных органов и субъектов здравоохранения, деятельность которых направлена на обеспечение прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи.

3) Врачебная деятельность — профессиональная деятельность физических или юридических лиц, направленная на охрану здоровья граждан, осуществляемая специалистами с высшим медицинским образованием, имеющими соответствующий сертификат.

4) Диагностика — комплекс медицинских услуг, направленных на установление диагноза заболевания.

5) Лечение — комплекс медицинских услуг, направленных на устранение и (или) приостановление заболевания, а также предупреждение его прогрессирования.

6) Медицинская помощь — комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение и восстановление здоровья населения.

7) Медицинские услуги — действия медицинских работников, имеющих профилактическую, диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность по отношению к конкретному человеку.

8) Медицинские организации — организации здравоохранения, основной деятельностью которых является оказание медицинской помощи и медицинских услуг населению.

9) Профилактика — комплекс медицинских услуг, направленных на формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения заболеваний (и их прогрессирования).

10) Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи — единый по перечню медицинских услуг объем медицинской помощи, оказываемой гражданам Республики Казахстан, определяемый Правительством Республики Казахстан.

11) Народная медицина (целительство) — совокупность накопленных народом эмпирических сведений о целительных средствах, а также лечебных и гигиенических приемов и навыков и их практическое применение для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней.

2.Укажите форму и вид речи.

3.Прочитайте 1-ое предложение. Каким оборотом оно осложнено?

4.Выпишите 2-ое предложение. Докажите, что это сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

5.Объясните устно расстановку знаков препинания в 3-ем предложении.

6.Выпишите из 4-ого предложения однокоренные существительные.

7. Переведите на родной язык выделенные слова в 5-ом предложении и запишите.

8.От каких глаголов образованы выделенные существительные в 6-ом предложении?

9.Подберите к выделенным в 7-ом предложении прилагательным однокоренные существительные и глаголы.

10.Выпишитеиз 8-ого предложения словосочетания «прилагательное +существительное».

11.Укажите сложносокращенное слово к выделенному словосочетанию в 9-ом предложении и запишите.

12. Найдите в 10-ом предложении слова с лексическим значением «содействие кому-нибудь в чем-нибудь, участие в чем-нибудь, приносящее облегчение кому-нибудь», «такой, за который не платят», «один, общий».

13. Какие слова в 11-ом предложении переводятся как емдеу, сақтау, тәсіл, дағды?

Задание 4.Прочитайте текст. Объясните его название. Какие умения необходимы медицинскому работнику? Обоснуйте свое мнение. Законспектируйте последний абзац.

Как слушать?

Главная цель слушания в профессиональной деятельности - получение информации. Наблюдение за речью других учит человека более внимательно относиться к собственной речи.

Чтобы слушание приносило пользу, необходимо развивать в себе следующие умения: умение концентрироваться; умение анализировать содержание; умение слушать критически; умение конспектировать.

Умение концентрироваться позволяет постоянно следить за ходом изложения мысли и всеми деталями сообщаемого. Это умение предполагает следующие приёмы: 1)займите объективную позицию по отношению к говорящему; 2)вспомните, что вы уже знаете о предмете речи;3)продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий будет её развивать;4)подумайте, чем содержание речи может помочь вам.

Умение анализировать опирается на следующие приёмы:1)определение цели речи;2)определение композиции речи; 3)определение главной темы речи; 4)определение главных идей говорящего; 5)определение форм аргументации; 6)определение форм заключительных выводов.

Умение слушать критически можно развить, если выполнять следующие действия: 1)связывайте то, что говорит выступающий, со своим собственным опытом; вы можете соглашаться с ним, откладывать решение до получения дальнейших сведений, подвергать сомнению его слова; 2)резюмируйте и систематизируйте то, что услышали; 3)анализируйте и оценивайте то, что услышали.; соотносите высказывания говорящего с действительностью, друг с другом и с целями речи.

Умение конспектировать требует соблюдения следующих принципов:1)используйте короткие предложения и абзацы; 2)записывайте только важные положения и фактический материал;3)используйте сокращения и символы; 4)делайте разборчивые записи; 5)подчёркивайте важные идеи; 6)периодически просматривайте записи.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.