Здавалка
Главная | Обратная связь

Задания для самоконтроля



Ситуационные задачи

Задача 1.

В эксперименте на животном исследовали роль афферентных волокон блуждающего нерва в регуляции дыхания. Эксперимент состоял из нескольких этапов: а) регистрация пневмограммы животного до и после перерезки блуждающего нерва, несущего от механорецепторов легких информацию о степени растяжения альвеол и воздухоносных путей в отдел дыхательного центра, расположенный на уровне продолговатого мозга; б) регистрация пневмограммы на фоне низкочастотной электростимуляции центрального отрезка перерезанного блуждающего нерва; в) регистрация пневмограммы на фоне высокочастотной электростимуляции центрального отрезка перерезанного блуждающего нерва.

Вопросы.

1. Опишите, какие изменения наблюдались на пневмограммах на всех этапах эксперимента (а, б, в).

2. Объясните причины наблюдаемых изменений.

3. Какова роль блуждающего нерва в регуляции дыхания?

Задача 2.

Проведены исследования по изучению влияния на организм человека дыхания в замкнутом пространстве (мешок Дугласа). Проанализированы два варианта: а) испытуемый совершает вдох и выдох через очень короткую трубку, соединенную со специальным мешком Дугласа, который заполнен атмосферным воздухом; одновременно регистрируется пневмограмма, содержание оксигемоглобина в крови и частота сердечных сокращений (исследование прекращается при возникновении одышки); б) испытуемый также дышит через короткую трубку, соединенную с мешком Дугласа, но при этом выдыхаемый воздух проходит через поглотитель углекислого газа; также регистрируется пневмограмма, содержание оксигемоглобина и частота сердечных сокращений (исследование прекращается при возникновении одышки).

Вопросы.

1. Какое исследование продолжалось дольше – первое (а) или второе (б)?

2. Какие изменения регистрируемых показателей наблюдаются в первом и втором вариантах исследования, и почему, и у какого испытуемого они начнутся раньше?

3. Изменения каких гомеостатических параметров в организме приводят к одышке?

Задача 3.

У двух собак под наркозом провели операцию по формированию перекрестного кровообращения. После такой операции голова первой собаки получала кровь из туловища второй собаки, а голова второй – из туловища первой собаки.

У первой собаки частично пережимали трахею и таким образом вызывали асфиксию; гипервентиляция развивалась у второй собаки. У первой собаки, несмотря на увеличение в артериальной крови напряжения двуокиси углерода и снижение напряжения кислорода начиналась гиповентиляция.

Вопросы.

1. Как объяснить полученные изменения дыхания у экспериментальных животных?

2. Какой механизм регуляции дыхания подтверждается этим экспериментом?

3. Кто автор описанного эксперимента?

Задача 4.

В эксперименте на животных спинной мозг перерезают: а) между I и II шейными сегментами; б) между шейным и грудным отделами.

Вопросы.

1. Что произойдет с дыханием в первом случае (а)?

2. Что произойдет с дыханием во втором случае (б)?

Задача 5.

Вследствие передозировки барбитуратами у больного нарушилось дыхание. Врач назначил дыхание чистым кислородом.

Вопрос.

Согласны ли вы с решением врача?

 

 

Проверочные тесты

Выберите один правильный ответ

1.Центральные хеморецепторы, участвующие в регуляции дыхания, локализуются

1) в спинном мозге

2) в продолговатом мозге

3) в коре головного мозга

4) в варолиевом мосту

5) в гипоталамусе

 

2.В рефлексе Геринга-Брейера принимают участие рецепторы

1) растяжения

2) юкстакапиллярные

3) хеморецепторы

4) ирритантные

5) терморецепторы

 

3.Апноэ после произвольной гипервентиляции возникает в результате развития

1) гиперкапнии

2) гипероксии

3) гипоксемии

4) гипокапнии

5) гипоксии

 

4.Прекращение вдоха и начало выдоха обусловлено преимущественно влиянием рецепторов

1) хеморецепторов продолговатого мозга

2) хеморецепторов дуги аорты и каротидного синуса

3) растяжения легких

4) юкстакапиллярных

5) ирритантных

5.Газовый гомеостаз в условиях высокогорья сохраняется благодаря

1) снижению кислородной емкости крови

2) увеличению количества эритроцитов

3) уменьшению частоты дыхания

4) снижению частоты сокращений сердца

5) увеличению количества лейкоцитов

 

6.Нормальный вдох обеспечивается за счет сокращения

1) внутренних межреберных мышц

2) внутренних и наружных межреберных мышц

3) наружных межреберных мышц и диафрагмы

4) диафрагмы

5) наружных межреберных мышц

 

7.Газовый состав крови, поступающей в головной мозг, контролируют рецепторы

1) бульбарные

2) каротидных синусов

3) аортальные

4) ирритантные

5) юкстаальвеолярные

 

8.Главным стимулом, управляющим дыханием, является

1) гипоксический

2) гипероксический

3) гиперкапнический

4) гипокапнический

5) гипоксемический

 

9.Наиболее опасным для организма является состояние

1) эйпноэ

2) гиперпноэ

3) гипокапнии

4) гипоксии

5) гипоксии и гипокапнии одновременно

 

10.При перерезке выше моста мозга дыхание

1) останавливается в фазе вдоха

2) проявляется как длительный вдох, прерываемый короткими выдохами

3) протекает по типу дыхания Чейн-Стокса

4) не изменяется

5) характеризуется увеличением частоты и глубины

Основная литература

Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник +CD.- ГЭОТАР-Медиа, 2010. - С. 692-717..

Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С. 593-604.

Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2003. - С. 366-384.

Дополнительная литература

Нормальная физиология. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.Н. Яковлева. – М.: ИЦ «Академия», 2006. - В 3-х т. - Т. 2 - Частная физиология. - С. 132-144.

Нормальная физиология человека. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Б.И. Ткаченко. – М.: Медицина, 2005. – С. 497-510.

Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций / Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 2000. - С. 376-388.

Корчин В.И., Шаламова Е.Ю., Данилова А.В. Лабораторный практикум по нормальной физиологии.-Ханты-Мансийск: ИЦ ХМГМА, 2010.- Ч.1 – С. 41-44.

Коробков А.В. Физиология человека. – М.: Высшая школа, 1980. – С. 119-125.

Савченков Ю.И. Нормальная физиология. Учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс; Красноярск: Издательские проекты, 2007. – С. 212-217.

Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта и Т. Тевса. Пер. с англ. – М.: Мир, 1985. - в 4-х т. - Т.3 - Кровь. Кровообращение. Дыхание. – С. 226-238.

Физиология человека. Курс лекций / Под ред. академика РАМН Н.А. Агаджаняна, проф. В.И. Циркина. – СПб.: «Сотис», 1998. - С. 279-284.

Физиология человека / Под ред. Г.И. Косицкого. - М.: Медицина, 1985. – С. 304-323.

Фундаментальная и клиническая физиология / Под ред. А.Г. Камкина, А.А. Каменского. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – С. 823-828.

Практическое занатие №7:контрольное занятие по темам: «Введение. Основные понятия физиологии», «Физиология возбудимых тканей», «Физиология эндокринной системы», «Физиология системы крови», «Физиология дыхания».

Формируемые компетенции: ОК1; ПК1; ПК5; ПК9; ПК16; ПК27.

Учебные цели (иметь представление, знать, уметь, владеть): см. МАТРИЦУ КОМПЕТЕНЦИЙ.

Знать Уметь Владеть
1, 2, 3, 4, 5, 6 1, 2, 4 1, 2






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.