Здавалка
Главная | Обратная связь

Задания для самоконтроля



Ситуационные задачи

Задача 1.

Когда мы едим, мы не смешиваем разные продукты и блюда. Например, во время обеда сначала подается закуска; потом первое – суп, щи и т.д.; затем второе – мясо, рыба с гарниром и т.д.; и, наконец, сладкое, десерт – компот, кисель, мороженое и т.д. В желудке все съеденное перемешивается и превращается в единый пищевой комок.

Вопрос.

Если это так, то почему бы нам не смешать все блюда – первое, второе, третье – в одной большой тарелке и все это не съесть разом?

Задача 2.

Накануне сдачи коллоквиума по разделу «Пищеварение» проголодавшийся студент пошел в буфет поесть. Мысленно повторяя учебный материал, он вспомнил, что в среднем процесс пищеварения проходит за 5 часов, по истечению которых питательные вещества, полученные с пищей, поступают в кровь.

Вопрос.

Почему же, подумал студент, в течение 10 минут он оказался уже сытым, а когда через 5 часов произойдет процесс всасывания, он вновь захочет есть?

Задача 3.

Живут два сросшихся «сиамских» близнеца, имеющих общую систему кровообращения. Один из них играет и есть не хочет, а другой плачет и просит его покормить.

Вопрос.

Как это объяснить?

Задача 4.

Хорошо известно, что когда высшие животные и человек голодны, то у них возникает слюноотделение при виде пищи, ее приготовлении, при восприятии запаха вкусно приготовленной еды и при обсуждении ее, т.е. раньше, чем пища попадает в рот.

Вопрос.

Почему и за счёт каких физиологических механизмов слюноотделение возникает еще до поступления пищи в организм?

Задача 5.

Регуляция желудочной секреции осуществляется нервными и гуморальными механизмами. В частности, при поступлении пищи в желудок она воздействует на G-клетки, которые выделяют гастрин.

Вопрос.

Каким образом гастрин усиливает желудочную секрецию?

Проверочные тесты

Выберите один правильный ответ

1.Эмоционально окрашенное физиологическое состояние, отражающее потребность организма в питательных веществах, называется

1) пищевая потребность

2) мотивация голода

3) аппетит

4) фрустрация

5) доминанта

 

2.Центр голода находится в

1) продолговатом мозге

2) среднем мозге

3) таламусе

4) латеральном гипоталамусе

5) медиальном гипоталамусе

 

3.Стадия насыщения, обусловленная поступлением в кровь продуктов гидролиза пищи, называется

1) сенсорное насыщение

2) метаболическое насыщение

3) нутритивное насыщение

4) первичное насыщение

5) мозговое насыщение

 

4.Паракринные влияния гастроинтестинальных гормонов на клетки-мишени ЖКТ осуществляются через

1) лимфу

2) синапсы

3) кровь

4) интерстициальную жидкость

5) цитоплазму клеток

 

5.Центр слюноотделения находится

1) в промежуточном мозге

2) в продолговатом мозге

3) в среднем мозге

4) в спинном мозге

5) в коре головного мозга

 

6.Подъязычная слюнная железа получает иннервацию из парасимпатического ядра

1) блуждающего нерва

2) верхнего слюноотделительного

3) нижнего слюноотделительного

4) Дейтерса

5) красного

 

7.Бактерицидное действие слюны обеспечивает

1) амилаза

2) протеиназы

3) лизоцим

4) калликреин

5) липаза

 

8.Регуляцию желудочной секреции в кишечную фазу в основном осуществляют

1) продукты гидролиза и интестинальные гормоны

2) местные нервные механизмы

3) сложнорефлекторные механизмы

4) нейрогуморальные механизмы

5) все вышеперечисленные механизмы

 

9.Переход химуса из желудка в двенадцатиперстную кишку осуществляется сокращениями его мышц

1) тоническими

2) перистальтическими

3) маятникообразными

4) рецептивной релаксацией

5) пропульсивными

 

10.Превращение пепсиногена в пепсин активирует

1) гастрин

2) энтерокиназа

3) НСl

4) пепсин и НСl

5) секретин

Основная литература

Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник +CD.- ГЭОТАР-Медиа, 2010. - С. 510-536.

Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С. 442-451, 455-462.

Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2003. - С. 386-393, 408-422.

Дополнительная литература

Нормальная физиология. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.Н. Яковлева. – М.: ИЦ «Академия», 2006. - В 3-х т. - Т. 2 - Частная физиология. - С. 159-189.

Нормальная физиология человека. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Б.И. Ткаченко. – М.: Медицина, 2005. - С. 511-543.

Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций / Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 2000. - С. 389-414.

Корчин В.И., Шаламова Е.Ю., Данилова А.В. Лабораторный практикум по нормальной физиологии.-Ханты-Мансийск: ИЦ ХМГМА, 2010.- Ч.1 – С.44-46.

Савченков Ю.И. Нормальная физиология. Учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс; Красноярск: Издательские проекты, 2007. – С. 223-258.

Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта и Т. Тевса. Пер. с англ. – М.: Мир, 1985. - в 4-х т. - Т.4 - Обмен веществ. Пищеварение. Выделение. Эндокринная регуляция. – С. 109-124.

Физиология человека. Курс лекций / Под ред. академика РАМН Н.А. Агаджаняна, проф. В.И. Циркина. – СПб.: «Сотис», 1998. - С. 317-319, 340-343, 350-351, 475-476.

Фундаментальная и клиническая физиология / Под ред. А.Г. Камкина, А.А. Каменского. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – С. 981-1017.

Практическое занятие №9:Пищеварение в кишечнике. Роль печени в пищеварении. Всасывание

Формируемые компетенции: ОК1; ПК1; ПК5; ПК9; ПК12; ПК16; ПК27.

Учебные цели (иметь представление, знать, уметь, владеть): см. МАТРИЦУ КОМПЕТЕНЦИЙ.

Знать Уметь Владеть
1, 2, 3, 4, 5, 6 1, 2

 

Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения темы

Из гистологии, цитологии и эмбриологии:

1. Характеристика системы крипта-ворсинка как структурно-функциональной единицы кишки.

2. Железистый аппарат тонкой кишки.

3. Понятие полостного, пристеночного и внутриклеточного пищеварения.

4. Понятие о диффузном эндокринном аппарате (APUD-системе клеток) пищеварительного тракта.

5. Гистофизиология слизистой оболочки толстой кишки.

6. Железы среднего отдела пищеварительного тракта.

7. Гистофункциональная характеристика экзокринной части поджелудочной железы.

8. Морфофункциональная характеристика печени. Особенности кровоснабжения печени. Строение дольки как структурно-функциональной единицы печени. Представления о портальной дольке и ацинусе. Гепатоциты, их строение, цитохимические особенности и функции.

9. Морфофункциональная характеристика желчеотводящих путей и желчного пузыря.

Из биохимии:

1. Понятие о ферментах. Классификация и номенклатура ферментов.

2. Механизм действия ферментов.

3. Зависимость скорости реакции от рН среды.

4. Переваривание и всасывание углеводов пищи.

5. Переваривание и всасывание белков. Протеиназы поджелудочной железы.

6. Диагностическое значение биохимического анализа дуоденального сока.

7. Переваривание и всасывание жиров.

8. Роль печени в обмене липидов, углеводов, белков.

9. Роль печени в обезвреживании токсичных метаболитов, аммиака, билирубина.

10. Функциональные печеночные пробы. Желчные пигменты.

11. Роль печени в метаболизме микроэлементов и витаминов.

Из анатомии человека:

1. Особенности строения слизистой оболочки отделов тонкой кишки.

2. Экзокринная часть поджелудочной железы. Проток поджелудочной железы.

3. Строение печени: доли, сегменты, печеночная долька, желчные протоки. Желчевыводящие пути. Желчный пузырь.

4. Строение стенок отделов толстой кишки.

5. Топография и строение сфинктеров пищеварительного тракта.

Вопросы для подготовки к занятию

1. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Внешнесекреторная деятельность поджелудочной железы. Состав и свойства сока поджелудочной железы.

2. Регуляция и приспособительный характер панкреатической секреции к видам пищи и пищевым рационам.

3. Роль печени в пищеварении. Регуляция образования желчи, выделения ее в двенадцатиперстную кишку. Состав и функции желчи.

4. Состав и свойства кишечного сока. Регуляция секреции кишечного сока.

5. Полостной и мембранный гидролиз пищевых веществ в различных отделах тонкого кишечника.

6. Моторная деятельность тонкого кишечника. Виды двигательной активности. Регуляция двигательной активности.

7. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Микрофлора, ее функции и значение. Причины и последствия дисбактериоза.

8. Регуляция двигательной активности толстого кишечника. Акт дефекации.

9. Всасывание веществ в различных отделах пищеварительного тракта. Виды и механизм всасывания веществ через биологические мембраны.

10. Функции пищеварительного тракта, осуществляемые тонким и толстым кишечником.

11. Эвакуаторная функция ЖКТ. Механизмы разграничения пищеварения в разных отделах ЖКТ.

12. Возрастные особенности пищеварения в тонком и толстом кишечнике.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.