Практическое занятие №8⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27
Ответы к ситуационным задачам Задача 1. Голод и пищевое поведение формируются в организме на основе пищевой потребности, т.е. потребности в питательных веществах – белках, жирах, углеводах и пр., необходимых для непрерывного обеспечения метаболизма. В нормальных условиях существования человека пищевая потребность и ощущение голода проявляют избирательный характер в отношении тех или иных дефицитных для организма пищевых веществ. Имеет место пищевое предпочтение или специфический аппетит, который удовлетворяется выбором для еды определенных продуктов – горьких, сладких, соленых, острых и пр. Благодаря вкусовым рецепторам мы выявляем те или иные специфические пищевые продукты, в которых испытываем потребность. Поэтому при еде мы не смешиваем разные продукты и блюда в одной тарелке. Если голод сильный и пищевая потребность велика, то избирательности и последовательности в приеме пищевых продуктов не будет. Во время голода человек способен съесть все съедобное вместе и сразу. Задача 2. Поступившая в ротовую полость, пищевод и желудок пища вызвала активацию соответствующих рецепторов этих органов. По нервным волокнам афферентная импульсация от рецепторов поступила к гипоталамическому центру «насыщения», который под влиянием этой импульсации возбудился и затормозил центр «голода». В результате пищевая мотивация угасла, процесс еды прекратился. Этот вид насыщения называется «сенсорным». Задача 3. Формирование пищевой мотивации и связанного с ней чувства голода определяется тремя основными факторами: наличием пищи (пищевого комка) в желудке, биохимическим состоянием крови, отражающем содержание питательных констант, и сложившимся стереотипом (временным биоритмом) приема пищи. Наряду с этим индивидуально могут влиять и другие факторы, такие как эмоциональное состояние, температура окружающей среды, состояние здоровья и пр. В данном случае, возможно, один близнец недавно поел, и в его желудке есть пища, поэтому он не хочет есть. А у другого близнеца желудок пустой, и он испытывает чувство голода. Задача 4. Образование и выделение слюны происходит на основе сложного рефлекторного механизма, включающего условный и безусловный компоненты. Такие характеристики пищи, как вид, запах, вкус являются ее натуральными компонентами. Обсуждение еды является условно-рефлекторным стимулом слюнообразования. Благодаря этим механизмам опережающее прием пищи слюнообразование способствует инициации начала пищеварения при поступлении пищи в полость рта: смачивание пищи слюной, пережевывание, проглатывание. Задача 5. Гастрин действует как гормон, он выделяется в кровь и с током крови приносится к секреторным железам желудка, вызывая выделение желудочного сока.
Ответы к тестам 1 - 2; 2 - 4; 3 - 2; 4 - 4; 5 - 2; 6 - 2; 7 - 3; 8 - 1; 9 - 5; 10 - 4. Практическое занятие №9 Ответы к ситуационным задачам Задача 1. Открытие и закрытие сфинктера определяется процессом пищеварения в желудке. Открытие сфинктера происходит под действием переваренного в желудке пищевого субстрата, который, воздействуя на механо- и хеморецепторы пилорической части желудка, вызывает открытие сфинктера. При достаточном поступлении пищевого субстрата в двенадцатиперстную кишку происходит закисление ее содержимого и ответное закрытие сфинктера. Задача 2. Функции желчи в пищеварении многообразны. Она способствует сохранению необходимой слабощелочной реакции в двенадцатиперстной кишке, активизирует поджелудочную липазу, способствует эмульгированию жиров, активизирует перистальтику и влияет на процессы всасывания. Задача 3. Пристеночное пищеварение протекает значительно быстрее. Для ускорения ферментативного процесса необходима встреча молекул фермента и субстрата. Эти условия лучше обеспечиваются непосредственно у стенки кишки в микроворсинках эпителия кишечника, который обладает каталитической функцией. Задача 4. Жиры являются мощными стимуляторами желчевыделения и ее секреции. При этом повышается давление в желчевыводящих путях, и желчные камни, раздражая слизистую и препятствуя выходу желчи, вызывают приступы печеночной колики. Задача 5. 1. В результате этой циркуляции в гепатоциты из тонкого кишечника обратно поступает 80-85 % желчных кислот, которые вновь включаются в механизм желчеобразования. Циркуляция позволяет также поддерживать пул желчных кислот на относительно низком уровне, т.к. многократная циркуляция покрывает дефицит желчных кислот при пищеварении. 2. Частота, с которой пул желчных кислот совершает полный цикл, зависит от пищевого режима и составляет от 4 до 12 циклов в сутки. 3. В результате расщепления конъюгатов желчных кислот и гидроксилирования последних кишечными бактериями повышается их растворимость в липидах и облегчается пассивная диффузия. Таким путем всасывается около 50 % желчных кислот. Активное всасывание происходит только в концевом отделе подвздошной кишки. Так всасываются желчные кислоты, которые обладают большой полярностью, например, конъюгаты с таурином.
Ответы к тестам 1 - 2; 2 - 3; 3 - 5; 4 - 1; 5 - 5; 6 - 2; 7 - 4; 8 - 3; 9 - 4; 10 - 1.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах.- Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1999.-352 с. 2. Нормальная физиология человека. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Б.И. Ткаченко. – М.: Медицина, 2005. - 928 с. 3. Нормальная физиология. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.Н. Яковлева. – М.: ИЦ «Академия», 2006. - В 3-х т. - Т.1 - Общая физиология. - 240 с. 4. Нормальная физиология. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.Н. Яковлева. – М.: ИЦ «Академия», 2006. - В 3-х т. - Т. 2 - Частная физиология. - 288 с. 5. Нормальная физиология. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.Н. Яковлева. – М.: ИЦ «Академия», 2006. - В 3-х т. - Т. 3 - Интегративная физиология. – 224 с. 6. Нормальная физиология: Методическое пособие для преподавателей медицинских вузов.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003.-366 с. 7. Нормальная физиология. Ситуационные задачи и тесты / Под ред. К.В. Судакова.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006.-248 с. 8. Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник +CD.- ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 832 с. 9. Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 696 с. 10. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. – Алипов Н.Н., Ахтямова Д.А., Афанасьев В.Г. и др. - М.: Академия, 2005. - 336 с. 11. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. – Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с. 12. Типовые тестовые задания для контроля знаний студентов по нормальной физиологии / Под ред. В.П. Дегтярева. - : ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2005.-448 с. 13. Физиология человека. Учебник / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2001. - В 2-х т. - Т.1. – 448 с. 14. Физиология человека. Учебник / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2001. - В 2-х т. - Т.2. – 368 с. 15. Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2003. - 656 с. 16. Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций / Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 2000. - 784 с.
СОДЕРЖАНИЕ
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|