Здавалка
Главная | Обратная связь

Задания для самоконтроля



Ситуационные задачи

Задача 1.

Молодой человек, имеющий смешанный характер питания, при соотношении по массе белков, жиров и углеводов в его пищевом рационе 1:1:4, выполнил интенсивную физическую работу: в течение двух часов посадил в саду 10 яблоневых деревьев.

Вопросы.

1. Как изменятся энергозатраты данного человека при выполнении физической работы по сравнению с его уровнем энергозатрат в состоянии покоя?

2. Чему равен усредненный дыхательный коэффициент данного человека в состоянии покоя? Как дыхательный коэффициент изменится: во время физической работы; сразу после физической работы; в течение первого часа после физической работы?

Задача 2.

Человек, проживающий в условиях средней полосы, переехал на постоянное место жительства на Север.

Вопросы.

1. Изменится ли у данного человека уровень основного обмена?

Таблица 6 «Второе число» по данным роста, возраста и по полу (мужчины) Возраст в годах - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - -
- - - - -
- - -   - - -
- - - - - - - -
- - - - - - - - -
-4 +6 - - - - - - - - - -
Рост, См

2. Какие факторы приводят к отклонению показателя энергозатрат от величины основного обмена?

3. Чему равна средняя величина основного обмена в сутки у мужчины и у женщины одинакового возраста, роста и массы тела?

Задача 3.

Пациент, пришедший на прием к врачу, жалуется на сердцебиение, потливость, раздражительность, слабость и снижение массы тела. При обследовании пациента частота сердечных сокращений составила 95 ударов в минуту, артериальное давление 130/70 мм рт. ст. Процент отклонения уровня основного обмена данного пациента составил 33 %, что значительно превышает норму.

Вопросы.

1. С чем может быть связано отклонение уровня основного обмена от нормы у данного пациента?

2. В каких условиях должно производиться измерение уровня основного обмена у человека?

Таблица 7 «Второе число» по данным роста, возраста и по полу (женщины) Возраст в годах - - - - - - - - - - -2
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - -
- - - - -
- - - - -54 - - -
-195 -153 -114 -74 -34 - - - - - -
-234 -194 -154 -114 -74 -60 - - - - - - - -
-344 -305 -264 -224 -184 -104 - - - - - - - - - -
Рост, См

3. Какие факторы определяют уровень основного обмена?

Задача 4.

У одного из обследуемых после приёма пищи обмен энергии увеличился на 0,5%, у второго – на 10%. В таблице в одном из столбцов приведены значения показателей, свойственных ребёнку. Расход энергии в сутки в состоянии покоя принят за 100%.

 

ОБЩИЙ ОБМЕН 100%
В том числе:
- обмен веществ 60% 60%
- рост и отложение веществ 15% 1%
- специфически-динамическое действие пищи 0,5% 10%
- работа мышц (тонус) 15% 25%
- потери тепла с экскрементами 9,5% 5%

 

Задача 5.

Питательные вещества могут окисляться в организме человека, а также в калориметрической бомбе Бертло. При сжигании в калориметре 1 г белка выделяется 5,6 ккал тепла, а в организме – 4,1 ккал.

Вопросы.

1. Почему физические и физиологические калорические коэффициенты для белков отличаются?

2. Охарактеризуйте физические и физиологические калорические коэффициенты для жиров и углеводов.

3. На окисление 1 г какого питательного вещества расходуется наибольшее количество кислорода?

Проверочные тесты

Выберите один правильный ответ

1.Единство организма и среды проявляется в непрерывном

1) обмене энергией между клетками организма

2) обмене веществами между клетками организма

3) обмене веществами и энергией между организмом и средой

4) поступлении в организм питательных веществ и выделении токсичных веществ

5) выделении из организма питательных веществ

 

2.Энергозатраты организма в условиях физиологического покоя в положении лежа, натощак, при температуре комфорта, составляют

1) обмен рабочий

2) обмен основной

3) обмен энергии

4) обмен веществ

5) специфическое динамическое действие пищи

 

3.Метод определения расхода энергии по количеству образовавшегося в организме тепла называется

1) полный газоанализ

2) неполный газоанализ

3) калориметрия

4) теплопродукция

5) энергообеспечение

 

4.Исходя из соотношения объемов выделенного углекислого газа и поглощенного кислорода, можно определить величину основного обмена методом

1) неполного газоанализа

2) полного газоанализа

3) прямой калориметрии

4) теплопродукции

5) энергообеспечения

 

5.Преимущественное действие на углеводный обмен оказывает гормон

1) тироксин

2) глюкагон

3) антидиуретический

4) альдостерон

5) эстроген

6.Образование сложных органических соединений из простых с затратой энергии называется

1) основным обменом

2) рабочим обменом

3) диссимиляцией

4) ассимиляцией

5) специфическим динамическим действием пищи

 

7.Соотношение количества азота, поступившего в организм с пищей, и его количества, выведенного из организма, называется

1) азотистым равновесием

2) азотистым балансом

3) белковым минимумом

4) ретенцией (задержкой) азота

5) специфическим динамическим действием пищи

 

8.Влияние приема пищи, усиливающее обмен веществ и энергетические затраты, называется

1) изодинамией

2) усвояемостью пищи

3) основным обменом

4) специфическим динамическим действием пищи

5) дыхательным коэффициентом

 

9.В организме жиры и углеводы окисляются до конечных продуктов

1) углекислый газ, вода

2) мочевина, мочевая кислота, креатинин

3) углекислый газ, вода, аммиак

4) мочевина, сера

5) углекислый газ, сера

 

10.Значительнее всего увеличивают обмен энергии гормоны

1) вазопрессин, тироксин

2) адреналин, тиреотропин

3) тироксин, трийодтиронин, адреналин

4) АКТГ, соматотропин

5) эстроген

Основная литература

Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник +CD.- ГЭОТАР-Медиа, 2010. - С. 476-490.

Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С. 414-435.

Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2003. - С. 451-479.

Дополнительная литература

Нормальная физиология. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.Н. Яковлева. – М.: ИЦ «Академия», 2006. - В 3-х т. - Т. 2 - Частная физиология. - С. 205-224.

Нормальная физиология человека. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Б.И. Ткаченко. – М.: Медицина, 2005. - С. 563-591.

Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций / Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 2000. - С. 199-238.

Корчин В.И., Шаламова Е.Ю., Данилова А.В. Лабораторный практикум по нормальной физиологии.-Ханты-Мансийск: ИЦ ХМГМА, 2010.- Ч.2 – С.6-11.

Коробков А.В. Физиология человека.– М.: Высшая школа, 1980. – C. 174-189.

Савченков Ю.И. Нормальная физиология. Учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс; Красноярск: Издательские проекты, 2007. – С. 268-273.

Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта и Т. Тевса. Пер. с англ. – М.: Мир, 1985. - в 4-х т. - Т.4 - Обмен веществ. Пищеварение. Выделение. Эндокринная регуляция. – C. 5-17, 86-107.

Физиология человека. Курс лекций / Под ред. академика РАМН Н.А. Агаджаняна, проф. В.И. Циркина. – СПб.: «Сотис», 1998. - C. 269-301, 354-369, 473-475.

Физиология человека / Под ред. Г.И. Косицкого. - М.: Медицина, 1985. – С. 374-396.

Фундаментальная и клиническая физиология / Под ред. А.Г. Камкина, А.А. Каменского. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – C. 68-77.

Практическое занятие №11:Теоретические основы рационального питания.

Формируемые компетенции: ОК1; ПК1; ПК12; ПК16; ПК27; ПК31; ПК32.

Учебные цели (иметь представление, знать, уметь, владеть): см. МАТРИЦУ КОМПЕТЕНЦИЙ.

Знать Уметь Владеть
1, 3, 4, 5 1, 3

 

Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения темы

Из биохимии:

1. Основные углеводы пищи, их источники. Суточная потребность. Переваривание и всасывание углеводов.

2. Основные липиды пищи, их источники. Суточная потребность. Переваривание и всасывание липидов.

3. Резервирование и мобилизация жиров в жировой ткани, гормональная регуляция мобилизации.

4. Основные белки пищи, их источники. Суточная потребность. Критерии пищевой ценности белков. Переваривание и всасывание белков.

5. Классификация витаминов. Водорастворимые витамины: суточная потребность, распространенность, роль в обменных процессах.

6. Жирорастворимые витамины: суточная потребность, распространенность, роль в обменных процессах.

7. Роль печени в обмене белков, жиров, углеводов.

 

Вопросы для подготовки к занятию

1. Физиологическая роль белков в организме. Аминокислотный состав пищевых белков. Незаменимые и заменимые аминокислоты. Полноценные белки. Пищевые продукты, содержащие полноценные белки.

2. Среднесуточная потребность организма в белках. Белковое голодание.

3. Физиологическая роль жиров в организме. Жировое депо, его физиологическое значение. Среднесуточная потребность организма в жирах. Последствия недостатка и избытка жиров в пище в течение длительного времени.

4. Физиологическое значение углеводов для организма. Среднесуточная потребность человека в углеводах. Последствия недостатка и избытка углеводов в пище в течение
длительного времени. Понятие о гипогликемии и гипергликемии.

5. Среднесуточная потребность организма человека в воде. Физиологическое значение воды для организма.

6. Потребность организма человека в минеральных солях. Физиологическая роль минеральных солей.

7. Понятие о питании. Пищевые вещества.

8. Теоретические основы питания. Сбалансированное питание. Адекватное питание. Виды клинического питания. Альтернативные теории питания.

9. Нормы питания для различных групп людей. Особенности питания в период выздоровления.

10. Энергетические затраты организма и физиологические нормы питания при проживании в северных широтах.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.