Здавалка
Главная | Обратная связь

Лабораторные работы



Лабораторная работа 1. Определение длительности сердечного цикла по пульсу.

Цель работы: научиться определять длительность сердечного цикла по пульсу.

Оборудование: секундомер.

Ход работы.

Нащупывают пульс на лучевой артерии у себя или коллеги. Подсчитывают число пульсовых ударов за 5 с несколько раз в течение 3 минут. 5 делят на каждое найденное число, рассчитывают среднюю продолжительность сердечного цикла в каждые 5 с подсчета.

Затем определяют число пульсовых ударов за 1 мин. 60 делят на найденное число и находят среднюю продолжительность сердечного цикла.

 

Рекомендации по оформлению работы. Отметьте, есть ли разница в найденной продолжительности сердечного цикла при разных способах подсчета.

Определите, есть ли преимущество у методики определения длительности сердечного цикла путем дробного подсчета пульса (каждые 5 с) перед методикой подсчета в 1 мин.

Сопоставьте длительность сердечного цикла у отдельных студентов и у новорожденного ребенка (у последнего частота сердцебиения 130-140 уд./мин.).

 

Лабораторная работа 2. Определение длительности сердечного цикла у человека по пульсу после физической нагрузки.

Цель работы: проследить влияние физической нагрузки на длительность сердечного цикла.

Оборудование: секундомер.

Ход работы.

1. Подсчитывают пульс у испытуемого в условиях мышечного покоя.

2. Испытуемый выполняет 20 приседаний за 30 с.

3. Сразу после выполнения нагрузки пульс подсчитывают за 15 с и умножают это число на 4; так определяют пульс за 1 мин.

4. Продолжительность сердечного цикла = 60 / пульс в 1 мин.

Так как продолжительность систолы не изменяется и равна 0,33 с, находят продолжительность диастолы.

5. Сравнивают результаты, полученные в покое и после выполнения нагрузки.

 

Рекомендации по оформлению работы. Отметьте, какая фаза деятельности сердца изменилась в результате выполнения физической нагрузки, и на какую величину.

 

Лабораторная работа 3. Наблюдение дыхательной аритмии сердца.

Цель работы: пронаблюдать дыхательную аритмию сердца.

Оборудование: секундомер.

Ход работы.

У испытуемого подсчитывают количество пульсовых ударов в течение ряда глубоких вдохов и выдохов, продолжающихся в течение 10 с каждый. Находят среднее значение, заполняют таблицу 1. Сравнивают результаты и делают выводы.

Рекомендации по оформлению работы. Отметьте, есть ли разница в числе сокращений сердца во время вдоха и выдоха.

Таблица 1

Дыхательная аритмия сердца

Изменение частоты пульса при вдохе и выдохе
№ наблюдения частота пульса в 1 минуту
при вдохе при выдохе
1. 2. 3. и т.д.    

Задания для самоконтроля

Ситуационные задачи

Задача 1.

При проведении велоэргометрической субмаксимальной пробы у двух пациентов было отмечено значительное увеличение ЧСС – до 160 уд./мин, при этом у первого пациента МОК (минутный объем кровообращения) увеличился с 4,5 л до 20 л, а у второго МОК снизился с 4,8 до 4,2 л.

Вопросы.

1. Объясните полученный результат. Оцените реакцию на пробу у первого пациента.

2. Адекватна ли реакция второго пациента?

3. С чем может быть связан эффект уменьшения МОК у второго пациента?

Задача 2.

Проницаемость клеток миокарда предсердий для ионов калия повысилась.

Вопрос.

Как изменится возбудимость, скорость проведения возбуждения, длительность фаз абсолютной и относительной рефрактерности, сила сокращения клеток миокарда? Объясните эти изменения.

Задача 3.

ПД (потенциал действия) клеток сократительного миокарда отличается от ПД волокон поперечнополосатой скелетной мышечной ткани.

Вопрос.

Какая часть ПД клеток сократительного миокарда отличает его от ПД волокон поперечнополосатой скелетной мышечной ткани?

Задача 4.

Клетки рабочего миокарда имеют длительный абсолютный рефрактерный период.

Вопросы.

1. Кто и в каком опыте открыл явление рефрактерности в сердечной мышце?

2. Какое физиологическое значение имеет длительный абсолютный рефрактерный период клеток рабочего миокарда?

3. Какова продолжительность абсолютного рефрактерного периода клеток рабочего миокарда в покое?

Задача 5.

В опыте Станниуса на сердце лягушки накладывают три лигатуры.

Вопросы.

1. Между какими отделами сердца лягушки и с какой целью накладывают 1-ю лигатуру в опыте Станниуса? Как изменяется при этом работа сердца?

2. Между какими отделами сердца лягушки и с какой целью накладывают 2-ю лигатуру в опыте Станниуса? Как изменяется при этом работа сердца?

3. Куда на сердце лягушки и с какой целью накладывают 3-ю лигатуру в опыте Станниуса? Как изменяется при этом работа сердца?

Проверочные тесты

Выберите один правильный ответ

1.Способность миокарда переходить в возбужденное состояние под действием раздражителя называется

1) раздражимостью

2) сократимостью

3) автоматией

4) возбудимостью

5) пейсмекерной активностью

 

2.Фазу быстрой деполяризации ПД типичного кардиомиоцита определяют ионные токи

1) кальция

2) калия

3) натрия и кальция

4) натрия

5) калия и кальция

3.Фазу плато ПД типичного кардиомиоцита определяют ионные токи

1) натрия, кальция и калия

2) натрия, кальция и хлора

3) калия и хлора

4) кальция и хлора

5) калия и хлора

 

4.Медленная диастолическая деполяризация свойственна клеткам

1) типичным кардиомиоцитам

2) пейсмекерам проводящей системы сердца

3) волокнам скелетных мышц

4) волокнам Пуркинье

5) нейронам интрамуральных ганглиев сердца

 

5.Потенциал действия типичного кардиомиоцита желудочка длится

1) 0,3 с

2) 0,02 с

3) 0,001 с

4) 0,03 с

5) 0,27 с

 

6.Абсолютная рефрактерность типичного кардиомиоцита желудочка длится

1) 0,1 с

2) 0,001 с

3) 0,03 с

4) 0,27 с

5) 0,3 с

 

7.Аортальный клапан открывается при давлении крови в левом желудочке

1) более 120-130 мм рт. ст.

2) более 70-80 мм рт. ст.

3) более 25-30 мм рт. ст.

4) менее 7-10 мм рт. ст.

5) менее 5-30 мм рт. ст.

 

8.Протодиастолический период – это

1) время от начала расслабления желудочков до захлопывания полулунных клапанов

2) время сокращения предсердий

3) время изгнания крови из желудочков

4) время изгнания крови из предсердий

5) время от начала до конца расслабления желудочков

 

9.Створчатые клапаны в период общей паузы

1) закрыты

2) левый закрыт, правый отрыт

3) открыты

4) левый открыт, правый закрыт

5) сначала открыты, потом закрыты

 

10.На вершине систолы в левом желудочке кровяное давление достигает

1) 120-130 мм рт. ст.

2) 25-30 мм рт. ст.

3) 70-80 мм рт. ст.

4) 5-8 мм рт. ст.

5) 10-12 мм рт. ст.

Основная литература

Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник +CD.- ГЭОТАР-Медиа, 2010. - С. 550-563, 570-576.

Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С. 472-483, 490-495.

Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2003. - С. 274-288.

Дополнительная литература

Нормальная физиология. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.Н. Яковлева. – М.: ИЦ «Академия», 2006. - В 3-х т. - Т. 2 - Частная физиология. - С. 57-69, 80-85.

Нормальная физиология человека. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Б.И. Ткаченко. – М.: Медицина, 2005. - С. 113-122, 397-407.

Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций / Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 2000. - С. 319-327.

Корчин В.И., Шаламова Е.Ю., Данилова А.В. Лабораторный практикум по нормальной физиологии.-Ханты-Мансийск: ИЦ ХМГМА, 2010.- Ч.2 – С.16-18.

Морман Д., Хеллер Л. Физиология сердечно-сосудистой системы / Под ред. Р.В. Болдырева. - СПб.: Питер, 2000. - С. 27-31, 60-66.

Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта и Т. Тевса. Пер. с англ. – М.: Мир, 1985. - в 4-х т. - Т.3 - Кровь. Кровообращение. Дыхание. – C. 44-54, 74-79.

Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта и Т. Тевса. Пер. с англ. – М.: Мир, 1996. - в 3-х т. - Т.2 – Нервная и гуморальная регуляция. Кровь и кровообращение. Дыхание. - C. 454-462, 478-482.

Физиология человека. Курс лекций / Под ред. проф. Л.З. Тель, чл.-корр. АМН СССР Н.А. Агаджаняна. - Алма-Ата: «Казахстан», 1992. - в 2-х кн. - Кн.2 - Внутренняя среда. Система внутренних органов и их регуляция. – С. 55-71.

Физиология человека. Курс лекций / Под ред. академика РАМН Н.А. Агаджаняна, проф. В.И. Циркина. – СПб.: «Сотис», 1998. - C. 204-214.

Физиология сердца. Учебное пособие / Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб.: «Специальная литература», 1998. – С. 5-49.

Физиология человека / Под ред. Г.И. Косицкого. - М.: Медицина, 1985. – С. 241-257.

Фундаментальная и клиническая физиология / Под ред. А.Г. Камкина, А.А. Каменского. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – С. 520-543, 565-570.

Практическое занятие №15: Регуляция деятельности сердца. Регуляция кровообращения.

Формируемые компетенции: ОК1; ПК1; ПК5; ПК9; ПК16; ПК27.

Учебные цели (иметь представление, знать, уметь, владеть): см. МАТРИЦУ КОМПЕТЕНЦИЙ.

Знать Уметь Владеть
1, 3, 4, 5, 6 1, 2 1, 2

 

Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения темы

Из гистологии, цитологии и эмбриологии:

1. Строение миокарда: кардиомиоциты, вставочные диски. Типичная и атипичная сердечная мышечная ткань, роль в работе сердца.

2. Гистофункциональная характеристика проводящей системы сердца.

Из биохимии:

1. Важнейшие белки миофибрилл. Молекулярная структура миофибрилл.

2. Метаболизм сердечной мышцы. Особенности энергетики.

 

Вопросы для подготовки к занятию

1. Внутриклеточные механизмы регуляции деятельности сердца. Миогенная регуляция. Гетерометрическая регуляция. Исследования О. Франка, Е. Старлинга. «Закон сердца» (закон Франка-Старлинга).

2. Гомеометрическая регуляция. «Лестница Боудича». Эффект Анрепа.

3. Межклеточные механизмы регуляции деятельности сердца. Креаторные связи. Регуляция межклеточных взаимодействий.

4. Внутрисердечные периферические рефлексы, их роль в регуляции деятельности сердца.

5. Нервная экстракардиальная регуляция. Влияние симпатической системы на сердечную деятельность. Медиаторы. Хроно-, ино-, батмо-, дромотропный эффекты.

6. Влияние блуждающего нерва на сердечную деятельность. Медиаторы. Хроно-, ино-, батмо-, дромотропный эффекты. Ускользание сердца из-под влияния блуждающего нерва. «Парадоксальные» хронотропные эффекты раздражения блуждающего нерва.

7. Вагусные рефлексы (Гольца, Данини-Ашнера).

8. Взаимодействие внутрисердечных и внесердечных нервных регуляторных механизмов.

9. Рефлекторная регуляция деятельности сердца. Сосудистые рефлексогенные зоны и их значение. Пусковые влияния нервной системы на ритм сердца.

10. Химический механизм передачи нервных импульсов в сердце. Гуморальная регуляция деятельности сердца.

11. Условно-рефлекторная регуляция деятельности сердца.

12. Возрастные изменения регуляции деятельности сердца.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.