Здавалка
Главная | Обратная связь

Задания для самоконтроля



Ситуационные задачи

Задача 1.

У обследуемого для оценки периферического кровотока и реактивности сосудов конечностей в положении сидя зарегистрированы реовазограммы предплечий в состоянии покоя и после аппликации предплечья на 3 мин пузырем со льдом. Исходно выявлено, что амплитуды реографических волн с обоих предплечий снижены по отношению к нормативам в 2 раза, длительность анакроты превышает возрастную норму, высота дикротической части почти равна высоте основной волны реограммы. После аппликации холода существенных изменений в параметрах реовазограмм обоих предплечий не произошло.

Вопросы.

1. Дайте физиологическую интерпретацию указанным сдвигам реографических показателей.

2. Какова цель проведения холодовой пробы, и какова нормальная сосудистая реакция, отслеживаемая по реографическим показателям?

3. Как можно охарактеризовать периферический кровоток в предплечьях и сосудистую реактивность обследуемого?

Задача 2.

Человек внезапно потерял сознание. Через некоторое время нахождения в горизонтальном положении сознание пострадавшего восстановилось, но сохраняется его спутанность, слабость, головокружение. При обследовании: дыхание ровное, 20 в мин; пульс слабого наполнения; ЧСС – 260 уд./мин; АД – 85/65 мм рт. ст.

Вопросы.

1. Какова вероятная причина потери сознания?

2. С чем могут быть связаны выявленные изменения кардиогемодинамики (АД и ЧСС)?

3. Каким образом (без применения лекарственных средств) можно уменьшить тахикардию? Изменится ли при этом АД?

4. Какие физиологические механизмы лежат в основе предложенных манипуляций?

Задача 3.

У экспериментального животного перерезаны депрессорные нервы, в результате чего произошло стойкое повышение артериального давления.

Вопросы.

1. Какую ситуацию, возникновение которой возможно в естественных условиях, моделирует эксперимент с перерезкой нервов-депрессоров?

2. Охарактеризуйте указанные нервы (расположение, физиологическое значение и др.).

3. С чем связано повышение давления?

Задача 4.

В опыте Клода Бернара при перерезке постганглионарных симпатических нервных волокон, иннервирующих артерию уха кролика, отмечено покраснение уха на стороне перерезки. При раздражении периферического отрезка перерезанного нерва с частотой 1-3 Гц отмечено восстановление окраски уха, а при увеличении частоты раздражения до 8-10 Гц ухо побледнело (в сравнении с интактным ухом).

Вопросы.

1. С чем связаны выявленные эффекты?

2. Что доказывает эксперимент?

3. Можно ли получить аналогичные (или противоположные) эффекты при перерезке парасимпатических нервов?

Задача 5.

На ЭКГ больного наблюдаются экстрасистолы, после которых идут длительные компенсаторные паузы.

Вопросы.

1. Что называют экстрасистолой?

2. В фазу сокращения или расслабления миокарда должен действовать раздражитель, чтобы вызвать экстрасистолу в эксперименте? Почему?

3. В каком отделе сердца находится патологический очаг?

 

Проверочные тесты

Выберите один правильный ответ

1.К емкостным сосудам относятся

1) аорта

2) крупные артерии

3) вены

4) капилляры

5) шунтовые сосуды

 

2.Основным звеном в системе микроциркуляции являются

1) капилляры

2) артериолы

3) крупные артерии

4) вены и венулы

5) шунтовые сосуды

 

3.Линейная скорость кровотока в аорте равна

1) 0,5 см/с

2) 50 см/с

3) 25 см/с

4) 0,5 см/с

5) 50 см/мин

4.Время полного оборота крови по сердечно-сосудистой системе равно

1) 1,5-2 мин

2) 20-23 с

3) 40-45 с

4) более 60 с

5) менее 10 с

 

5.Сосудодвигательный центр расположен

1) в спинном мозге

2) в варолиевом мосту

3) в продолговатом мозге

4) в гипоталамусе

5) в коре больших полушарий

 

6.Просвет периферических сосудов увеличивается под действием

1) вазопрессина

2) ацетилхолина

3) серотонина

4) норадреналина

5) адреналина

7.Сплошные капилляры располагаются

1) в мышцах, легких, жировой и соединительной ткани

2) в почках, железах внутренней секреции

3) в печени, костном мозге

4) в ЦНС, печени

5) в легких, печени

 

8.По электрокардиограмме можно судить о

1) характере возникновения и распространения возбуждения по миокарду

2) сердечном выбросе

3) силе сокращений сердца

4) величине систолического АД

5) величине диастолического АД

 

9.Электроды для регистрации ЭКГ в I-ом стандартном отведении располагаются так

1) правая рука – левая нога

2) левая рука – левая нога

3) правая рука – левая рука

4) правая нога – левая нога

5) правая и левая нога – левая рука

10.I-й тон сердца возникает

1) в фазу быстрого пассивного наполнения желудочков

2) при захлопывании полулунных клапанов

3) при захлопывании створчатых клапанов

4) в фазу медленного наполнения

5) в систолу предсердий

 

Основная литература

Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник +CD.- ГЭОТАР-Медиа, 2010. - С. 563-570, 581-596.

Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С. 497-525.

Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2003. - С. 280-293, 307-342.

Дополнительная литература

Нормальная физиология. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.Н. Яковлева. – М.: ИЦ «Академия», 2006. - В 3-х т. - Т. 2 - Частная физиология. - С. 85-94, 95-109.

Нормальная физиология человека. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Б.И. Ткаченко. – М.: Медицина, 2005. - С. 387-396, 407-412, 421-468.

Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций / Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 2000. - С. 334-337, 337-364.

Корчин В.И., Шаламова Е.Ю., Данилова А.В. Лабораторный практикум по нормальной физиологии.-Ханты-Мансийск: ИЦ ХМГМА, 2010.- Ч.2 – С. 26-33.

Морман Д., Хеллер Л. Физиология сердечно-сосудистой системы / Под ред. Р.В. Болдырева. - СПб.: Питер, 2000. - С. 46, 65-66, 79-94, 103-174.

Савченков Ю.И. Нормальная физиология. Учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс; Красноярск: Издательские проекты, 2007. – С. 166-172, 178-201.

Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта и Т. Тевса. Пер. с англ. – М.: Мир, 1985. - в 4-х т. - Т.3 - Кровь. Кровообращение. Дыхание. – C. 59-82, 96-160, 182-188.

Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта и Т. Тевса. Пер. с англ. – М.: Мир, 1996. - в 3-х т. - Т.2 – Нервная и гуморальная регуляция. Кровь и кровообращение. Дыхание. - C. 498-544, 466-485, 560-565.

Физиология человека. Курс лекций / Под ред. проф. Л.З. Тель, чл.-корр. АМН СССР Н.А. Агаджаняна. - Алма-Ата: «Казахстан», 1992. - в 2-х кн. - Кн.2 - Внутренняя среда. Система внутренних органов и их регуляция. – С. 73-76, 76-100, 101-136.

Физиология человека. Курс лекций / Под ред. академика РАМН Н.А. Агаджаняна, проф. В.И. Циркина. – СПб.: «Сотис», 1998. - C. 216-270.

Физиология человека / Под ред. Г.И. Косицкого. - М.: Медицина, 1985. – С. 239-240, 245-257, 267-292.

Фундаментальная и клиническая физиология / Под ред. А.Г. Камкина, А.А. Каменского. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – C. 591-690.

Физиология сердца. Учебное пособие / Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб.: «Специальная литература», 1998. – C. 50-86.

 

 

Практическое занятие №17:Контрольное занятие по темам: «Физиология пищеварения», «Физиология обмена веществ и энергии. Питание», «Физиология выделения», «Физиология системы кровообращения».

Формируемые компетенции: ОК1 ПК1 ПК5 ПК9 ПК12 ПК16 ПК27 ПК 31 ПК 32

Учебные цели (иметь представление, знать, уметь, владеть): см. МАТРИЦУ КОМПЕТЕНЦИЙ.

Знать Уметь Владеть
1, 2, 3, 4, 5, 6 1, 2, 3, 4 1, 2

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.