Здавалка
Главная | Обратная связь

Задания для самоконтроля



Ситуационные задачи

Задача 1.

Если надеть на испытуемого призматические очки, то в зрительном поле произойдет кажущееся смещение объектов. Это приведет к различным нарушениям сенсомоторной координации: например, человек не сможет точно положить палец на предмет, который он видит. Однако если носить очки достаточно долго, то произойдет перестройка, и приблизительно через несколько часов ошибки такого рода почти полностью исчезают.

Вопросы.

1. Какой отдел анализатора играет основную роль в такой перестройке?

2. Принимают ли участие в этом процессе другие области коры головного мозга?

3. Какой механизм лежит в основе указанной перестройки?

Задача 2.

Человек смотрит прямо перед собой. На расстоянии 2 метра от него перемещается предмет.

Вопрос.

Когда человек сможет раньше заметить движущийся мимо глаз на расстоянии 2 метра предмет – если он перемещается сверху вниз или справа налево?

Задача 3.

У пациента в результате травмы коры больших полушарий головного мозга поражено поле 17 по Бродману.

Вопрос.

Назовите основной симптом поражения поля 17 по Бродману коры больших полушарий головного мозга.

Задача 4.

Величина изображения человека на сетчатке глаза другого человека равна 1 мм. Рост первого 170 см. Расстояние от сетчатки глаза до узловой точки глаза принять за 15 мм.

Вопрос.

На каком расстоянии друг от друга они находятся?

Задача 5.

Под водой пловцы в маске видят лучше, чем без маски.

Вопрос.

Почему под водой лучше видно в маске, чем без неё?

Проверочные тесты

Выберите один правильный ответ

1.Понижение чувствительности рецепторов к раздражителю называется

1) десенсибилизацией

2) демобилизацией

3) сенсибилизацией

4) блокадой

5) мобилизацией

 

2.Сила раздражителя кодируется в рецепторе

1) амплитудой рецепторного потенциала

2) частотой возникновения рецепторного потенциала

3) амплитудой потенциалов действия

4) количеством открывающихся каналов в мембране

5) длительностью потенциалов действия

3.Рецепторы, специализированные к восприятию нескольких видов раздражителей, называются

1) специфическими

2) адекватными

3) полимодальными

4) первичночувствующими

5) вторичночувствующими

 

4.Активный отбор информации сенсорными системами при целенаправленной деятельности осуществляется путем

1) кодирования информации

2) первичного анализа

3) адаптации

4) акцепции восприятия

5) рецепции

 

5.Переход энергии стимула в нервный процесс в рецепторе называется

1) адаптацией

2) первичным кодированием

3) сенсибилизацией

4) повышающей трансформацией

5) аккомодацией

 

6.Механизм аккомодации глаза состоит в изменении

1) кривизны хрусталика

2) числа активных рецепторов

3) диаметра зрачка

4) возбудимости рецепторов

5) поля зрения

7.Пигментный слой сетчатки выполняет роль

1) отражателя света

2) стабилизатора светового потока

3) поглотителя света

4) корректора светового потока

5) излучателя света

 

8.Дейтеранопия – это аномалия цветового зрения, связанная с нарушением восприятия цвета

1) синего

2) темно-зеленого

3) оранжевого

4) фиолетового

5) желтого

 

9.Аккомодация глаза – это его приспособление к:

1) ясному видению разноудалённых предметов

2) восприятию цветов

3) длительно действующему раздражителю

4) темноте

5) свету

10.Корковый отдел зрительного анализатора располагается в:

1) височной области

2) теменной области

3) лобной области

4) затылочной области

5) задней центральной извилине

 

 

Основная литература

Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник +CD.- ГЭОТАР-Медиа, 2010. - С. 133-139, 167-189.

Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С. 117-122, 147-166, 183-193.

Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2003. - С. 541-562, 579-582.

Дополнительная литература

Нормальная физиология. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.Н. Яковлева. – М.: ИЦ «Академия», 2006. - В 3-х т. - Т. 3 - Интегративная физиология. – С. 5-12, 23-29, 35-55.

Нормальная физиология человека. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Б.И. Ткаченко. – М.: Медицина, 2005. - С. 702-733, 747-754.

Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций/ Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 2000. - С. 606-618, 625-627.

Корчин В.И., Шаламова Е.Ю., Данилова А.В. Лабораторный практикум по нормальной физиологии.-Ханты-Мансийск: ИЦ ХМГМА, 2010.- Ч.2 – С. 33-35, 40-43.

Коробков А.В. Физиология человека. – М.: Высшая школа, 1980. – C. 331-348, 358-362.

Савченков Ю.И. Нормальная физиология. Учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс; Красноярск: Издательские проекты, 2007. – С. 361-376.

Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта и Т. Тевса. Пер. с англ. – М.: Мир, 1985. - в 4-х т. - Т.2 - Органы чувств. – C. 5-27, 90-151, 192-202.

Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта и Т. Тевса. Пер. с англ. – М.: Мир, 1996. - в 3-х т. - Т.1 - Общая физиология клетки. Интегративная функция нервной системы. Физиология мышц. Сенсорная физиология. - C. 178-196, 235-283, 304-311.

Физиология человека. Курс лекций / Под ред. проф. Л.З. Тель, чл.-корр. АМН СССР Н.А. Агаджаняна. - Алма-Ата: «Казахстан», 1992. - в 2-х кн. - Кн.1 - Общая физиология. Механизмы регуляции функций. Организм и внешняя среда. – С. 95-99, 212-220.

Физиология человека. Курс лекций / Под ред. академика РАМН Н.А. Агаджаняна, проф. В.И. Циркина. – СПб.: «Сотис», 1998. - C. 76-78, 95-102.

Физиология человека / Под ред. Г.И. Косицкого. - М.: Медицина, 1985. – С. 430-458, 476-479.

Фундаментальная и клиническая физиология / Под ред. А.Г. Камкина, А.А. Каменского. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – C. 395-415, 434-439.

 

 

Практическое занятие №19: Физиология слуховой и вестибулярной сенсорных систем. Поверхностная и висцеральная чувствительность.

Формируемые компетенции: ОК1; ПК1; ПК5; ПК9; ПК16; ПК27.

Учебные цели (иметь представление, знать, уметь, владеть): см. МАТРИЦУ КОМПЕТЕНЦИЙ.

Знать Уметь Владеть
1, 5 1, 2

 

Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения темы

Из гистологии, цитологии и эмбриологии:

1. Гистофизиология наружного, среднего и внутреннего уха. Гистофизиология слуховой рецепции.

2. Гистофизиология вестибулярного аппарата.

3. Нервные окончания. Классификация, строение рецепторов и эффекторов.

Из медицинской и биологической физики:

1. Физиологические характеристики ощущения звука (высота тона, тембр, громкость).

2. Закон Вебера-Фехнера.

3. Пороги слышимости, дискомфорта, боли.

Из анатомии человека:

1. Строение наружного и среднего уха.

2. Сообщение среднего уха с носоглоткой.

3. Строение костного и перепончатого лабиринта. Спиральный орган.

4. Проводящие пути слухового и вестибулярного анализаторов.

 

Вопросы для подготовки к занятию

1. Слуховой анализатор. Звукоулавливающие и звукопроводящие аппараты. Структура и функции наружного, среднего и внутреннего уха.

2. Рецепторный отдел слухового анализатора. Механизм возникновения рецепторного потенциала в волосковых клетках спирального органа. Костная проводимость. Теории костной проводимости.

3. Особенности проводникового и коркового отделов слухового анализатора. Слуховые функции, слуховые ощущения. Бинауральная слуховая адаптация.

4. Строение и функции вестибулярного анализатора. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы. Роль в оценке положения тела в пространстве и при его перемещении, в регуляции тонуса мышц. Особенности деятельности вестибулярного анализатора при ускорениях и в состоянии невесомости. Тренировка вестибулярной сенсорной системы.

5. Проприорецепция, роль в восприятии и оценке положения тела в пространстве и в формировании движений. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы.

6. Кожная рецепция. Роль в восприятии прикосновения, давления и вибрации. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы. Теории кожной чувствительности.

7. Температурная сенсорная система. Рецепторный, проводниковый и корковые отделы. Роль в восприятии температуры окружающей и внутренней среды организма.

8. Строение и функции висцерального анализатора. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы. Классификация интерорецепторов, особенности их функционирования. Роль в поддержании постоянства внутренней среды организма.

9. Болевая (ноцицептивная) сенсорная система. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы. Биологическое значение боли.

10. Виды боли (проекционная, отраженная). Зоны Г.А. Захарьина – Г. Геда. Компоненты боли. Центральные механизмы боли.

11. Современные представления об организации, механизмах и функциях антиноцицептивной системы. Взаимодействие ноцицептивной и антиноцицептивной систем. Общее представление об обезболивании и наркозе.

12. Биологические активные точки и принцип рефлексотерапии.

13. Возрастные особенности функционирования сенсорных систем.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.