Здавалка
Главная | Обратная связь

Задания для самоконтроля



Задача 1.

На экспертизу привезли человека, который утверждал, что не слышит звуков. Однако анализ ЭЭГ, зарегистрированной от височных областей коры мозга, помог опровергнуть ложное утверждение обследуемого.

Вопросы.

1. Что увидел врач на ЭЭГ при включении звонка?

2. Почему врач регистрировал ЭЭГ от височных областей мозга?

3. Волны какой частоты и амплитуды появились на ЭЭГ при включении звонка?

Задача 2.

Обездвиженной эфирным наркозом лягушке произвели одностороннее разрушение полукружных каналов с левой стороны. После того, как лягушка оправилась от наркоза, ее опустили в ванночку с водой.

Вопросы.

1. В какую сторону будет плыть лягушка?

2. В состав какого анализатора входят полукружные каналы?

3. Что является специфическим раздражителем для рецепторов полукружных каналов?

4. Как можно охарактеризовать основные функции вестибулярного аппарата?

Задача 3.

Если лягушку поместить на стол, ритмически наклоняющийся каждые 5 с, животное будет делать компенсаторные движения, направленные на сохранение нормальной пространственной ориентации. Эти компенсаторные движения продолжаются в течение длительного времени, не затухая. В основном эта реакция опосредована через полукружные каналы. Однако если перерезать зрительный нерв, реакция затухает.

Вопросы.

1. Какой механизм распространения возбуждения в ЦНС лежит в основе указанного явления?

2. Как называются зоны коры головного мозга, в которые поступают возбуждения от разных анализаторов?

3. Может ли стимуляция в сфере одной сенсорной модальности влиять на чувствительность другой?

Задача 4.

Человек длительное время находился в условиях постепенного и медленного снижения температуры окружающей среды. Он не испытывал ощущения холода, но произошло обморожение конечностей.

Вопросы.

1. Какие параметры изменения температурного воздействия являются необходимыми для появления соответствующего температурного ощущения?

2. Почему чувствительность холодовых рецепторов была снижена?

3. Дайте физиологическую интерпретацию описанному отсутствию ощущения холода при наличии обморожения.

Задача 5.

При операциях на органах брюшной полости при общем обезболивании хирурги обязательно производят новокаинизацию брыжейки, блокируя таким образом проведение возбуждения по нервным волокнам.

Вопросы.

1. С какой целью это делается?

2. Какие рефлекторные вегетативные реакции могут наблюдаться при механическом раздражении органов брюшной полости?

3. Нарисуйте схему рефлекторной дуги одного из таких вегетативных рефлексов.

2. Может наблюдаться остановка сердца, изменения моторики и секреции разных

 

Проверочные тесты

Выберите один правильный ответ

1.К звукопроводящим образованиям среднего уха относятся

1) барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко

2) кортиев орган, полукружные каналы

3) преддверие и полукружные каналы

4) евстахиева труба, преддверие улитки

5) барабанная перепонка, евстахиева труба

 

2.Слуховая сенсорная система человека воспринимает звуки в диапазоне частот

1) 6-2000 Гц

2) 16-20000 Гц

3) 6-10000 Гц

4) 10-2000 Гц

5) 0-20000 Гц

 

3.Возбуждение рецепторов в кортиевом органе возникает при

1) деформации барабанной перепонки

2) деформации волосков волосковых клеток

3) колебаниях евстахиевой трубы

4) колебаниях ушной раковины

5) деформации улитки

 

4. Рецепторами растяжения мышц являются

1) тельца Мейснера

2) диски Меркеля

3) мышечные веретена

4) колбы Краузе

5) тельца Руффини

 

5.К медленно адаптирующимся тактильным рецепторам относятся

1) тельца Пачини

2) ноцицепторы

3) диски Меркеля

4) колбы Краузе

5) рецепторы волосяного фолликула

 

6.Информация от терморецепторов проводится по волокнам типа

1) А-дельта, С

2) А-бета

3) А-альфа, А-бета

4) А-альфа

5) А-альфа, В

 

7. Рецепторный отдел болевого анализатора представляет собой

1) осязательные тельца – конусовидной формы, покрытые капсулой

2) пластинчатые тельца

3) ноцицепторы – свободные нервные окончания

4) колбы Краузе

5) фоторецепторы

 

8.Минимальное расстояние между двумя точками, при одновременном раздражении которых возникает ощущение двух прикосновений, называется порогом

1) чувствительности

2) раздражения

3) пространственным

4) минимальным

5) возбуждения

 

9. Максимальным пространственным порогом обладает кожа

1) тыльной стороны кисти

2) предплечья

3) спины

4) пальцев рук

5) ладони

 

10.Тельца Руффини воспринимают

1) давление

2) вибрацию

3) холод

4) тепло

5) прикосновение

 

 

Основная литература

Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник +CD.- ГЭОТАР-Медиа, 2010. - С. 190-207, 146-166.

Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С. 129-146, 167-182.

Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2003. - С. 562-578, 582-584.

Дополнительная литература

Нормальная физиология. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.Н. Яковлева. – М.: ИЦ «Академия», 2006. - В 3-х т. - Т. 3 - Интегративная физиология. – С. 12-23, 29-34, 57-74.

Нормальная физиология человека. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Б.И. Ткаченко. – М.: Медицина, 2005. - С. 711-717, 733-746.

Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций / Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 2000. - С. 618-625.

Корчин В.И., Шаламова Е.Ю., Данилова А.В. Лабораторный практикум по нормальной физиологии.-Ханты-Мансийск: ИЦ ХМГМА, 2010.- Ч.2 – С.44-46.

Коробков А.В. Физиология человека. – М.: Высшая школа, 1980. – C. 171-174; 348-362, 443-457.

Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта и Т. Тевса. Пер. с англ. – М.: Мир, 1985. - в 4-х т. - Т.2 - Органы чувств. – C. 27-88, 155-182.

Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта и Т. Тевса. Пер. с англ. – М.: Мир, 1996. - в 3-х т. - Т.1 - Общая физиология клетки. Интегративная функция нервной системы. Физиология мышц. Сенсорная физиология. - C. 197-221, 283-297.

Физиология человека. Курс лекций / Под ред. проф. Л.З. Тель, чл.-корр. АМН СССР Н.А. Агаджаняна. - Алма-Ата: «Казахстан», 1992. - в 2-х кн. - Кн.1 - Общая физиология. Механизмы регуляции функций. Организм и внешняя среда. – С. 99-107, 195-211.

Физиология человека. Курс лекций / Под ред. академика РАМН Н.А. Агаджаняна, проф. В.И. Циркина. – СПб.: «Сотис», 1998. - C. 78-94.

Физиология человека / Под ред. Г.И. Косицкого. - М.: Медицина, 1985. – С. 458-475, 479-480.

Фундаментальная и клиническая физиология / Под ред. А.Г. Камкина, А.А. Каменского. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – C. 416-433.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.