Здавалка
Главная | Обратная связь

Задания для самоконтроля



Ситуационные задачи

Задача 1.

На опыты по изучению пищевых условных рефлексов привели двух собак. Перед началом опыта одна из них выпила большое количество воды. Затем началось исследование. Вначале у обеих собак пищевые условные рефлексы протекали нормально. Но через некоторое время у собаки, пившей воду, пищевые условные рефлексы исчезли. Никаких случайных внешних воздействий отмечено не было.

Вопросы.

1. Какой процесс в ЦНС вызвал исчезновение пищевых условных рефлексов?

2. Как называется данный процесс в этой ситуации?

3. Какой фактор вызвал исчезновение условных рефлексов?

Задача 2.

Для проверки предположения о наличии у животного цветового зрения провели следующий эксперимент. Вырабатывали пищевой условный рефлекс на свет зеленой лампы мощностью 150 Вт. Результат был положительный.

Вопросы.

1. К какому виду торможения относится дифференцировочное торможение?

2. Можно ли утверждать о наличии у животного цветового зрения?

Задача 3.

У собаки выработали условный пищевой рефлекс (выделение слюны) на условный раздражитель в виде светящегося круга. При включении раздражителя в виде светящегося эллипса так же выделялась слюна (пища не предъявлялась). После нескольких включений светящегося эллипса слюна перестала выделяться.

Вопросы.

1. Что произошло с условным рефлексом при включении светящегося эллипса?

2. Можно ли восстановить условный рефлекс при включении светящегося эллипса?

3. Как изменится поведение собаки, если постепенно светящийся эллипс приближать по форме к светящемуся кругу?

Задача 4.

У собаки выработали пищевой условный рефлекс на световой раздражитель в камере с двусторонним подкреплением. С одной стороны в камеру подавалась вода, а с другой стороны подавалась пища.

Вопросы.

1. В какую сторону и в зависимости от чего побежит собака при включении условного раздражителя?

2. Как называется состояние мозга, которое формирует соответствующее поведение?

3. Как изменится поведение экспериментальной собаки при появлении рядом другой собаки?

Задача 5.

Собака в течение суток не получала пищу и воду. Затем ее ввели в комнату, в одном углу которой для нее была приготовлена пища, а в другом – вода.

Вопросы.

1. Каково наиболее вероятное поведение животного?

2. Какая мотивация будет доминировать и почему?

 

Проверочные тесты

Выберите один правильный ответ

1.Для формирования произвольного внимания необходимо участие

1) лобных долей коры, ретикулярной формации мозга

2) гипоталамуса, продолговатого мозга

3) затылочной и височной долей коры, спинного мозга

4) ретикулярной формации среднего мозга, бледного шара и полосатого тела

5) миндалины, гиппокампа

 

1. Различают следующие формы внимания

1) социальное и биологическое

2) произвольное и непроизвольное

3) эмоциональное и индифферентное

4) стеническое и астеническое

5) устойчивое и неустойчивое

 

3.Мышление выполняет функции

1) анализа и синтеза сигналов первой сигнальной системы

2) формирования кратковременной памяти

3) потребности и мотивации

4) отражения явлений окружающего мира в понятиях, суждениях, умозаключениях

5) формирования внимания

 

4.В основе долговременной памяти лежит

1) возникновение доминантного очага в коре

2) активация синтеза РНК и белков в нейронах

3) реципрокное торможение

4) пресинаптическое торможение

5) эмоциональное возбуждение

 

5.К условному торможению относится

1) реципрокное, латеральное, возвратное, поступательное

2) запредельное, гаснущий тормоз

3) угасательное, дифференцировочное, условный тормоз, постсинаптическое

4) угасательное, дифференцировочное, условный тормоз, запаздывающее

5) внешнее, дифференцировочное

 

6.К безусловному торможению относится

1) запредельное

2) запаздывающее, запредельное

3) угасательное, дифференцировочное, постоянный тормоз

4) внутреннее, угасательное

5) гаснущий тормоз, постоянный тормоз

 

7.Ослабление или исчезновение условного рефлекса происходит в результате торможения

1) внешнего (безусловного)

2) пессимального

3) внутреннего (условного)

4) запредельного

5) реципрокного

 

8.У бегуна перед стартом учащается дыхание за счет формирования рефлекса

1) ориентировочного

2) статокинетического

3) условного

4) позно-тонического

5) вестибулярного

 

9.Сложной цепью безусловных рефлексов является

1) динамический стереотип

2) ориентировочно-исследовательская реакция

3) оборонительный рефлекс

4) инстинкт

5) функциональная система

 

10.Рефлексы, возникающие в процессе эволюции живого организма и наследственно передающиеся, называются

1) динамическим стереотипом

2) условными

3) безусловными

4) 3 порядка

5) 1 порядка

 

Основная литература

Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник +CD.- ГЭОТАР-Медиа, 2010. - С. 269-284.

Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С. 239-255.

Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2003. - С. 585-598.

Дополнительная литература

Нормальная физиология. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.Н. Яковлева. – М.: ИЦ «Академия», 2006. - В 3-х т. - Т. 3 - Интегративная физиология. – С. 78-84, 102-108.

Нормальная физиология человека. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Б.И. Ткаченко. – М.: Медицина, 2005. - С. 761-771, 817-824.

Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций / Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 2000. - С. 568-571.

Корчин В.И., Шаламова Е.Ю., Данилова А.В. Лабораторный практикум по нормальной физиологии.-Ханты-Мансийск: ИЦ ХМГМА, 2010.- Ч.2 – С.60-65.

Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. Учебник для вузов. – СПб.: Лань, 2002. - С. 15-17, 46-65, 235-333.

Савченков Ю.И. Нормальная физиология. Учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс; Красноярск: Издательские проекты, 2007. – С. 125-126, 307-321.

Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта и Т. Тевса. Пер. с англ. – М.: Мир, 1985. - в 4-х т. - Т.1 - Нервная система. – C. 228-232, 250-260.

Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта и Т. Тевса. Пер. с англ. – М.: Мир, 1996. - в 3-х т. - Т.1 - Общая физиология клетки. Интегративная функция нервной системы. Физиология мышц. Сенсорная физиология. - C. 136-143, 158-167.

Физиология человека. Курс лекций / Под ред. академика РАМН Н.А. Агаджаняна, проф. В.И. Циркина. – СПб.: «Сотис», 1998. - C. 103-120.

Физиология человека / Под ред. Г.И. Косицкого. - М.: Медицина, 1985. – С. 480-495.

Фундаментальная и клиническая физиология / Под ред. А.Г. Камкина, А.А. Каменского. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – C. 503-512.

 

Практическое занятие №21:Физиологические основы психических функций

Формируемые компетенции: ОК1; ПК1; ПК5; ПК9; ПК16; ПК27.

Учебные цели (иметь представление, знать, уметь, владеть): см. МАТРИЦУ КОМПЕТЕНЦИЙ.

Знать Уметь Владеть
1, 5 1, 2

Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения темы

Из гистологии, цитологии и эмбриологии:

1. Цито- и миелоархитектоника коры больших полушарий.

Из анатомии человека:

1. Конечный мозг: плащ (борозды, извилины, цито-, миелоархитектоника).

Из философии:

1. Материя и сознание.

2. Человек, индивид, личность.

3. Современная наука о сущности антропогенеза. Процессы индивидуализации и социализации в антропосоциогенезе.

Вопросы для подготовки к занятию

1. Донервные теории индивидуальности. Типы темперамента Гиппократа. Исследования Шелдона, Кречмера. Представление о мозге и психике до И.П. Павлова. И.М. Сеченов и проблема «мозг и психика».

2. Роль И.П. Павлова в создании учения о физиологии ВНД.

3. Типы ВНД животных и человека. Роль генотипа и воспитания в формировании типа ВНД. Возрастные особенности высшей нервной деятельности.

4. Специфические человеческие виды ВНД. Первая и вторая сигнальные системы. Роль социальных факторов в развитии второй сигнальной системы. Значение второй сигнальной системы в развитии абстрактного мышления.

5. Значение функционального состояния ЦНС для осуществления психической деятельности. Нарушение ВНД. Неврозы.

6. Представление о локализации функций в коре. Речь. Функции речи. Функциональная асимметрия коры больших полушарий, связанная с развитием речи.

7. Бодрствование. Физиология сна, его виды и фазы. Активный и пассивный сон. Физиологические изменения во время сна. Механизмы сна. Сновидения.

8. Физиология мотиваций. Сенсорные и метаболические механизмы возникновения и удовлетворения мотиваций. Роль мотиваций в формировании поведения животных и человека.

9. Физиология эмоций. Классификация эмоций. Биологическая роль эмоций.

10. Теории эмоций. Роль структур мозга в формировании эмоционального состояния.

11. Влияние эмоций на состояние здоровья. Эмоциональный стресс (эмоциональное напряжение). Психосоматические заболевания.

12. Мышление. Абстрактное мышление. Образное и вербальное мышление.

13. Проблема сознания. Подсознание. Сверхсознание.

14. Взаимоотношение между процессами ВНД, обеспечивающими возникновение сознания и подсознания.

15. Память. Виды памяти. Механизмы памяти. Теории памяти.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.