Здавалка
Главная | Обратная связь

Лабораторные работы



Лабораторная работа 1. Психодиагностика функциональных состояний.Исследование состояния личности.

Цель работы: оперативная оценка самочувствия, активности и настроения.

Оборудование: текст опросника САН (самочувствие, активность, настроение) (таблица 1).

Ход работы.

При плохом настроении снижается жизненная активность, результатом чего является плохое самочувствие. Исследование настроения, активности, самочувствия проводится при помощи опросника САН (самочувствие, активность, настроение).

 

Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния.

Экспериментатор зачитывает инструкцию.

Инструкция. «Вам предлагается описать свое состояние, которое Вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».

Обработка данных. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение (сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже 4 свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 балла. При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.

Таблица 1

Типовая карта методики САН

Ф.И.О.______________Пол_____Возраст________Дата_______Время______

 

1. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
2. Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым
3. Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный
4. Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный
5. Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный
6. Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение
7. Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый
8. Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный
9. Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый
10. Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный
11. Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный
12. Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный
13. Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный
14. Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной
15. Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный
16. Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный
17. Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый
18. Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный
19. Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый
20. Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный
21. Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный
22. Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать
23. Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный
24. Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный
25. Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомляемый
26. Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый
27. Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко
28. Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный
29. Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный
30. Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный

 

Рекомендации по оформлению работы. Оцените свое психоэмоциональное состояние по каждой шкале. Запишите вывод.

 

Лабораторная работа 2. Исследование объема памяти.

Работа 1. Пиктограмма.

Цель работы: исследование особенностей и продуктивности опосредованного запоминания, характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления.

Оборудование: карточки с перечнем слов и словосочетаний, секундомер.

Ход работы.

1. Испытуемому зачитывается следующая инструкция.

Инструкция: «Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи Вы можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве «узелка на память» любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний».

2. После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение. Каждое слово или словосочетание должно отчетливо произноситься, во избежание повторения.

В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов испытуемому не рекомендуется. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить. Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется спустя 40 - 60 минут или более.

3. По прошествии времени испытуемому предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова, которые фиксируются в протоколе.

 

Интерпретация. При оценке результатов исследования подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с результатами работы.

Содержание самих рисунков отражает запас знаний и представлений испытуемого, особенности его индивидуального жизненного опыта, а также его способности к отвлечениям, абстрагированию.

Особенности опосредованного запоминания выражаются через качество рисунков испытуемого. Изображения могут быть:

• абстрактными (А) - в виде линий, не оформленных в какой-либо узнаваемый образ;

• знаково-­символическими (З) - в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки и т.п.);

• конкретными (К) - конкретные предметы;

• сюжетными (С) - изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-либо деятельность;

• метафорическими (М) - изображение в виде метафор, художественного вымысла.

Если испытуемый пользуется А и З видами изображения, то он может быть отнесен к типу «мыслителя». Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно-логического мышления.

Испытуемые, у которых преобладают С и М изображения, составляют группу людей с творческим мышлением, сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся художественным творчеством.

В случае предпочтения К вида изображений можно предположить преобладание у испытуемого конкретно-действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями, либо так называемого практического мышления, направленного на разрешение частных конкретных задач в практической деятельности.

Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует то, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисунку.

Если в качестве опосредованных стимулов часто изображаются человечки, и при этом воспроизведение словесного материала проходит успешно, это может расцениваться как проявление общительности, но если воспроизведение таких изображений затруднено, то это может служить признаком инфантильности.

Можно проследить по качеству рисунков наличие у испытуемого быстрой истощаемости нервной системы. Об этом свидетельствуют нарастающая небрежность, ослабление нажима при рисовании к концу выполнения задания.

 

Рекомендации по оформлению работы. Проанализируйте выполненные рисунки. Сделайте вывод об особенностях и продуктивности опосредованного запоминания, а также о характере мыслительной деятельности и уровне формирования понятийного мышления испытуемого.

 

Работа 2. Исследование кратковременной механической памяти.

Цель работы: определение объема кратковременной механической памяти различными способами.

Оборудование: таблицы с цифровыми рядами, с двузначными числами, секундомер.

Ход работы.

Опыт 1. Определение объема кратковременной механической памяти с помощью цифровых рядов.

1. Испытуемому дается инструкция: «Сейчас будут названы несколько цифр. Постарайтесь запомнить эти цифры и повторить их в том же порядке. Внимательно слушайте и старайтесь запомнить».

2. Зачитываются ряды цифр, каждый из которых содержит на одну цифру больше, чем предыдущий. Наименьший ряд состоит из трех, наибольший – из 9 цифр (каждый основной ряд имеет свой дубль с аналогичным набором цифр). Цифры читаются по одной, с равными (1 с) интервалами между ними. Группировка цифр по 2 или 3 не допускается.

3. После зачтения каждого ряда экспериментатор просит повторить его. Если ряд не был повторен правильно, зачитывается соответствующая строка дубль-ряда.

4. Если испытуемый не повторяет и дубль-ряд – тест заканчивается.

5. Показатель объема кратковременной механической памяти равен максимальному количеству правильно воспроизведенных цифр (например, 5713 – 4 балла).

6. Оценивают объем механической кратковременной памяти, учитывая, что для взрослого человека средний уровень – 6-7 баллов.

 

Основные ряды Дубль-ряды

 

973 629

1406 5713

39418 75941

067285 306253

3516927 9501837

58391204 91037162

764580129 301729584

 

Опыт 2. Определение объема кратковременной механической памяти с помощью таблицы двузначных чисел.

1. Подготовить таблицу 40х20 см с двенадцатью двузначными цифрами, крупно и четко написанными без запятых. Например:

 

64 26 98 57

73 67 91 43

54 93 71 58

 

2. На стол перед испытуемым кладется карточка и чистый лист бумаги. Карточка поворачивается так, чтобы испытуемый не мог заранее видеть цифры.

3. Испытуемому дается следующая инструкция: «На карточке, которую Вы перевернете по моему сигналу, 12 двузначных чисел. Вы должны внимательно прочесть и постараться запомнить как можно больше чисел. Для этого Вам будет дано только 30 сек. Когда я скажу, отложите карточку в сторону, перевернув ее, и по памяти запишите все эти числа в любом порядке.

Внимание, приготовиться! Переверните карточку. Читайте… Переверните карточку. Запишите числа, которые запомнили».

4. Оценка результатов. Показателем уровня механической памяти является количество правильно воспроизведенных чисел. Рассчитайте процент запоминания по формуле:

 

% запоминания = количество правильно воспроизведенных чисел х 100%

общее количество чисел

 

Рекомендации по оформлению работы. Запишите свои результаты. Сделайте вывод об уровне кратковременной механической памяти по результатам обоих тестов.

 

Работа 3. Определение объема кратковременной словесной логической памяти.

Цель работы: определение объема кратковременной словесной логической памяти различными способами.

Оборудование: карточки с десятью логически связанными парами слов, с первыми словами пар; секундомер; карточка с возрастающими по длине фразами.

Ход работы.

Определение логической памяти с помощью логически связанных пар слов.

1. Перед испытуемым кладется закрытая карточка со словами:

замок – дверь

день – сутки

пруд – плотина

зверь – лиса

глаз – ухо

ночь – звезда

путь – дорога

сад – цветы

пуля – война

дождь – зонтик

2. Дается следующая инструкция: «На карточке, которую вы перевернете по моему сигналу, 10 пар слов. Вы должны внимательно прочесть их и постараться запомнить как можно больше пар слов. Для этого Вам будет дано только 30 сек. Когда я скажу, отложите карточку в сторону, перевернув ее. Возьмите затем другую карточку и допишите к словам на ней те, которые были на первой карточке».

3. Дается команда: «Переверните карточку. Читайте…»

4. Через 30 сек дается команда: «Переверните карточку, допишите вторые слова».

Количество правильно воспроизведенных пар является показателем уровня кратковременной словесной логической памяти в баллах. Так, если правильно воспроизведено 6 пар слов – 6 баллов.

Оценивают процент запоминания по следующей формуле:

 

% запоминания = количество правильно воспроизведенных пар слов х 100%

общее количество пар слов

 

Примечание. Этот тест может выполняться иначе: экспериментатор сначала зачитывает пары слов, а затем – первые слова из пар, испытуемый вспоминает и называет вторые.

 

Рекомендации по оформлению работы. Запишите свои результаты. Сделайте вывод об уровне кратковременной логической памяти, сравните его с уровнем механической памяти.

 

Работа 4. Изучение продуктивности памяти.

Цель работы: определение продуктивности кратковременной и долговременной памяти.

Оборудование: карточки со словами, двузначными числами, фигурами, связным текстом; секундомер.

Ход работы.

Опыт 1. Продуктивность запоминания отдельных слов (ПЗОС).

1. Испытуемому предлагается за 40 с запомнить 20 слов:

1. Украинец 2. Экономка 3. Каша 4. Татуировка 5. Нейрон 6. Любовь 7. Ножницы 8. Совесть 9. Глина 10. Словарь 11. Масло 12. Бумага 13. Пирожное 14. Логика 15. Стандарт 16. Глагол 17. Прорыв 18. Дезертир 19. Свеча 20. Вишня

2. Предлагается воспроизвести слова, записав их в протокол исследования. После этого при помощи карточек проверить правильность воспроизведения; отметить и подсчитать правильно воспроизведенные слова.

3. Рассчитать ПЗОС:

 

ПЗОС= количество правильно воспроизведенных слов х100%

общее количество слов

 

Опыт 2. Продуктивность запоминания отдельных чисел (ПЗОЧ)

1. Испытуемому предлагается за 40 с запомнить 20 чисел:

 

1. 43 6. 72 11. 37 16. 6

2. 57 7. 15 12. 18 17. 78

3. 12 8. 44 13. 86 18. 61

4. 33 9. 96 14. 58 19. 83

5. 81 10. 7 15. 47 20. 73

2. Предлагается воспроизвести числа, записав их в протокол исследования. После этого при помощи карточек проверить правильность воспроизведения, отметив и подсчитав правильно воспроизведенные числа.

3. Рассчитать ПЗОЧ:

ПЗОЧ= количество правильно воспроизведенных чисел х 100%

общее количество чисел

 

Опыт 3. Продуктивность запоминания фигур (ПЗФ).

1. Испытуемому предлагается за 10 с запомнить карточку с 10 квадратами, содержащие различные геометрические фигуры (рисунок 1).

2. Предлагается нарисовать эти квадраты. При помощи карточки определить, какие фигуры воспроизведены правильно. Подсчитать их количество.

3. Рассчитать ПЗФ:

 

ПЗФ = количество правильно воспроизведенных фигур х 100%

общее количество фигур

 

Рисунок 1.

 

Опыт 4. Продуктивность запоминания осмысленных фрагментов текста (ПЗОФ).

1. Испытуемому предлагается в течение одной минуты запомнить выделенные в тексте фрагменты.

В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский пароход «Титаник», шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой – айсбергом /1/, получил большую пробоину и стал тонуть /2/. «Спустить шлюпки!» - скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно /3/. Их хватило только на половину пассажиров. «Женщины и дети – к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса» /4/ - раздалась вторая команда. Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду /5/. Одна за другой отвалили от гибнущего судна лодки с женщинами и детьми. Вот началась посадка в последнюю шлюпку /6/.

И вдруг к сходням, крича и воя, бросился какой-то толстяк с перекошенным от страха лицом /7/. Расталкивая женщин и детей, он совал матросам пачки денег и пытался вскочить в переполненную людьми шлюпку /8/. Послышался негромкий сухой щелчок – это капитан выстрелил из пистолета /9/. Трус упал на палубу мертвым /10/, но никто даже не оглянулся в его сторону.

2. Предлагается воспроизвести выделенные фрагменты текста. Отметить воспроизведенные правильно.

3. Рассчитать ПЗОФ:

ПЗОФ = правильно воспроизведенные фрагменты х 100%

общее количество фрагментов

4. Рассчитать интегральный показатель продуктивности краткосрочной памяти (ИП1):

ИП1 = (ПЗОС + ПЗОЧ + ПЗФ + ПЗОФ)/ 4

5. Оценить результаты каждого теста и ИП1 по шкале:

90% - 100% - отлично

70% - 90% - очень хорошо

50% - 70% - хорошо

30% - 50% - удовлетворительно

10% - 30% - плохо

0% - 10% - очень плохо

6. Долговременная память проверяется через неделю. Нужно без опоры на что-либо воспроизвести материал четырех тестов. В соответствии с результатом определяется качество долговременной памяти ИП2:

ИП2 = (ПЗОС + ПЗОЧ + ПЗФ + ПЗОФ)/ 4

 

Рекомендации по оформлению работы. Запишите свои результаты. Сделайте вывод о продуктивности кратковременной и долговременной памяти разных видов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.