Лабораторные работы
Лабораторная работа 1. Определение умственной работоспособности посредством корректурного теста. Умственная работоспособность человека зависит от многих факторов, совокупность которых можно разделить на три основные группы: физиологические факторы – возраст, пол, уровень физического и функционального развития, состояние здоровья, питание и др.; факторы физического характера, отражающие географические, климатические условия существования; психические факторы – мотивация деятельности, эмоциональный настрой и др. Показатели умственной работоспособности служат для интегральной характеристики функционального состояния организма. Цель работы: исследование умственной работоспособности. Оборудование: буквенные таблицы Анфимова; секундомер. Ход работы. 1. В таблице Анфимова (таблица 1) вычеркивайте заданные буквы в течение 4 минут. Таблица 1 Корректурный тест (таблица Анфимова) с х а в с х е в и а х н а и с н х в х в к с н а и с в х в х е н а и в н х и в с н а в с а в с н а е к е а х в к е х с в с н а и с а и с н х и с х в х е к в х и в х е и с н е и н а и е н к х к и к х е к е х а к н х с к а и с в е к в х н а и с н х е к х и с с н а к с к в х и с н а и х а е х к и с н а х е к е х е и с н а х к е к е к х в и с с н а и с в н к х в а и с н а х к е х с н а к с в е е в е а и с н а к х к е к н е и с н в е х с н а и с к е с и к н а е с н к х к в и х а и с н а е х к в е н н х в е а и с н к а и к е в н в н к в х а в е к а х в е и и в н к х и е н а и к в и е а к е и в а к с в е и к с в н к е с н к с в х и е с в х к н к в с к в е в к н и е с а в и е х е к е и в к а и с н а с н а и с х а к в н н а к с х а и е н а с н а и е в х а к х с н е и с н а и с к в н в к х в е к е в к в н а и с с н а в с н а к х а с е с н а и с е с х к в а и с н а с а в к х с н е и в и к в е н а и е н е к х а в и х н в и х к х е х н в и с н в с а е н к е х в и в н а е в и с н в и а е н х в х в и с н а е и е к а и в к е и н с н е с а е и х в к е в и с н а е а и с н к в х и к х н к е с а к а е к х е в с к х е к х н а и с н к а в е в е с н а и с е к х и с н е и с н в и е х к в х е и в н а к и с х а и е в к е к и е х е в х в а к с и с н а и а и е н а к с х к и в х н и к с н а и в е с н с н а и к в е х к х в е с к н с х и а с н а к с х к в х в х е а е с е к х е к н а и в к в к х е и к х и с н а и к х а к е н а и е н в к и с н а и е и к х а к е н и в а и е в к и х в а и в х е н и х в и к х в е к к с и к е х а и е х с н а и и е х с е х с к е н и с в н е к а в е н а х и а к в е и в е а и к в а в и х н а в х к с е в х х е к с и а в е с к в х е к с н а к х в с н х с в е х к а с н в х н и с а к е в с х н в и х н в к а и с е н к х и а н е к а с и в с и и х а к к и с н н е к н в и с х х а и в е н н а н а и х н и х к в х а и е к и с н к е н к х а и н а в и с и в е н к а и с х а и с е н а в н а и с к а и в к х а к и н е и в и с к х а и х в к а и с х в в с к в е н а и с и х с к в к и с н а и е н х н а и с в е х в е к а и с х и в
2. По окончании работы подсчитайте общее количество просмотренных знаков (S), количество вычеркнутых букв (М), общее количество букв, которое необходимо было вычеркнуть в просмотренном тексте (N) и количество ошибок (n). 3. Вычислите: коэффициент точности выполнения задания (А): А = М / N; коэффициент умственной продуктивности (Р): Р = А х S; объем зрительной информации (Q, бит): Q=0,5936 х S, где 0,5936 – средний объем информации, приходящийся на один знак; скорость переработки информации, бит/с: СПИ= (Q – 2,807 х n) / Т, где 2,807 бита – потеря информации, приходящейся на один пропущенный знак; Т- время выполнения задания, с; устойчивость внимания: УВ = S / N. 4. Данные расчетов занесите в таблицу 2. Определите среднегрупповые значения. 5. Ориентировочно оцените умственную работоспособность по данным таблиц 3, 4. 6. Оцените уровень индивидуальной работоспособности в сравнении со среднегрупповыми и оценочными данными.
Рекомендации по оформлению работы. Оцените полученные результаты. Таблица 2 Результаты исследования умственной работоспособности
Таблица 3 Критерии оценки умственного труда (Алипов Н.Н. с соавт., 2005 )
Таблица 4 Средние показатели умственной работоспособности у школьников разного возраста (Гуминский А.А. с соавт., 1990)
Лабораторная работа 2.Определение дисфункций вегетативной нервной системы (опросник Вейна А.М. с соавт.) Цель работы: выявление дисфункций вегетативной нервной системы. Оборудование: таблица 5. Ход работы. Внимательно прочитайте критерии оценки преобладания симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы (таблица 16). Выберите то, что Вы наблюдаете у себя. Оцените преобладание влияния симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на различные органы и системы органов Вашего организма.
Рекомендации по оформлению работы. Оцените вероятность процентного преобладания симпатических или парасимпатических проявлений. Таблица 5 Влияние симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на различные органы и системы органов Критерии, лежащие в основе исследования (А.М. Вейн и др., 1991) (сокращенный вариант).
Оценка результатов. Каждый показатель оценен по пятибалльной системе. Нужно подсчитать сумму баллов симпатических и парасимпатических симптомов и произвести расчет вероятности процентного преобладания симпатических или парасимпатических проявлений. Лабораторная работа 3. Оценка уровня физического здоровья. Работа 1. Определение индекса функциональных изменений. Тест индекса функциональных изменений (ИФИ) разработан А.Б. Берсеньевой и Ю.П. Зуихиным в 1987 г. С помощью этого теста оценивают функциональные возможности системы кровообращения. Цель работы: исследование функциональных возможностей системы кровообращения. Оборудование: медицинские весы; ростомер; секундомер; тонометр. Ход работы. 1. Испытуемый отдыхает в положении сидя в течение 5 минут. 2. После этого подсчитывают пальпаторно пульс (ЧСС) за 1 мин. и измеряют систолическое и диастолическое АД с помощью тонометра. 3. Определяют рост (Р, см) и массу тела (МТ, кг). Полученные данные, а также возраст (В, годы) подставляют в следующую формулу: ИФИ = 0,011ЧСС + 0,014АД сист.+ 0,008 АД диаст. +0,014В + 0,009МТ – 0,009Р – 0,27. Оценку ИФИ осуществляют по следующей шкале. ИФИ менее 2,6 – функциональные возможности системы кровообращения хорошие. Механизмы адаптации устойчивы: действие неблагоприятных факторов студенческого образа жизни успешно компенсируется мобилизацией внутренних резервов организма, эмпирически подобранными профилактическими мероприятиями (увлечение спортом, рациональное распределение времени на работу и отдых, адекватная организация питания). ИФИ 2,6-3,09 – удовлетворительные функциональные возможности системы кровообращения с умеренным напряжением механизмов регуляции. Это категория практически здоровых людей, имеющих скрытые или нераспознанные заболевания, нуждающихся в дополнительном обследовании. Скрытые или неясно выраженные нарушения процессов адаптации могут быть восстановлены с помощью методов нелекарственной коррекции (массаж, мышечная релаксация, дыхательная гимнастика, аутотренинг), компенсирующих недостаточность или слабость внутреннего звена саморегуляции функций. ИФИ более 3,09 – сниженные, недостаточные возможности системы кровообращения, наличие выраженных нарушений процессов адаптации. Необходима полноценная диагностика, квалифицированное лечение и индивидуальный подбор профилактических мероприятий в период ремиссии. Рекомендации по оформлению работы. Полученный результат ИФИ сопоставьте с оценочными данными и особенностями образа жизни (гипокинезия, курение, привычка к употреблению крепких кофе, чая) или с наличием заболеваний. Оцените полученные данные.
Работа 2 . Определение уровня физического здоровья по методике Апанасенко. Чем выше доступные для использования организмом резервы транспорта кислорода к клеткам, тем выше уровень здоровья и жизнеспособнее организм. Безопасными, например, для развития ишемической болезни сердца и других заболеваний являются 4-й и 5-й уровни здоровья. Работа направлена на оценку резервных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, осуществляющих транспорт кислорода, в условиях статических и динамических нагрузок. Цель работы: исследование уровня физического здоровья. Оборудование: секундомер; спирометр; медицинские весы; ростомер; динамометр; тонометр; вата; 70% спирт. Ход работы. 1. После 5 минут отдыха в положении сидя у испытуемого определяют ЧСС и АД сист. 2. Затем определяют рост, массу тела и ЖЕЛ. 3. Испытуемый выполняет 20 приседаний в течение 30 с. Частоту пульса подсчитывают за 10 с немедленно после приседаний, а затем через каждые 20 с до полного восстановления показателя. 4. Полученные результаты оценивают по данным таблиц 6, 7. Рекомендации по оформлению работы. Оцените полученные данные. Сопоставьте их с особенностями образа жизни (гипокинезия, курение, привычка к употреблению крепких кофе, чая) или с наличием заболеваний. Таблица 6 Уровень здоровья у мужчин
Таблица 7 Уровень здоровья у женщин
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|