Здавалка
Главная | Обратная связь

Задания для самоконтроля



Ситуационные задачи

Задача 1.

Человек в результате травмы головы потерял способность предвидения будущих событий.

Вопросы.

1. Какая стадия системной архитектоники психической деятельности нарушена?

2. Где локализуется в мозге механизм предвидения?

Задача 2.

У человека в результате травмы головы поражено левое полушарие головного мозга.

Вопросы.

1. Какие функции при этом нарушаются?

2. Какие центры расположены в левом полушарии у правшей?

Задача 3.

В результате автомобильной аварии водитель получил травму головы и потерял возможность воспроизвести свое прошлое (ретроградная амнезия).

Вопрос.

Функция какого полушария у него нарушена?

Задача 4.

Экспериментальное животное (крыса) находится в клетке, где имеется свободный

доступ к корму и воде. Животному введена микродоза ангиотензина II в боковые желудочки мозга.

Вопросы.

1. Какое поведение животного можно будет наблюдать?

2. Какие клинические ситуации могут привести к повышению уровня эндогенного ангиотензина II в плазме крови и ликворе?

Задача 5.

В пресинаптических и постсинаптических окончаниях вегетативной нервной системы выделяются различные медиаторы и олигопептиды.

Вопросы.

1. В чем сходство и различие выделения медиаторов в пре- и постсинаптических окончаниях симпатической и парасимпатической нервной системы?

2. Какой физиологический эффект наблюдается после симпатической и парасимпатической денервации?

Проверочные тесты

Выберите один правильный ответ

1.Интегральный комплекс наличных характеристик тех качеств и свойств организма, которые прямо или косвенно определяют деятельность человека, называют

1) физиологическим статусом

2) функциональной системой

3) индивидуальным уровнем активации

4) функциональным состоянием

5) физиологическим состоянием

 

2.Уровень функционального состояния зависит от

1) уровня эмоциональной лабильности

2) частоты сердечных сокращений

3) мотивации к деятельности, обстановочной афферентации, индивидуальных особенностей

4) уровня работоспособности

5) уровня физического развития

3.Оптимальным функциональным состоянием называют

1) среднюю степень возбудимости нервных центров

2) функциональное состояние, наиболее часто наблюдаемое у данного человека

3) функциональное состояния, при котором конкретная деятельность выполняется максимально успешно

4) максимальную степень возбудимости нервных центров

5) функциональное состояние, сопровождающееся оптимальными вегетативными реакциями

4.Под индивидуальным уровнем активации понимают

1) среднюю степень возбудимости нервных центров у данного человека при выполнении деятельности

2) функциональное состояние, при котором конкретная деятельность человека выполняется максимально успешно

3) функциональное состояние, наиболее часто наблюдаемое у данного человека

4) максимальную степень возбудимости нервных центров у данного человека при выполнении деятельности

5) функциональное состояние, сопровождающееся оптимальными вегетативными реакциями у данного человека

 

5.В состоянии активного бодрствования на ЭЭГ преобладает

1) тета-ритм

2) дельта-ритм

3) альфа-ритм

4) бета-ритм

5) гамма-ритм

 

6.Усилия, которые затрачивает организм в процессе приспособления к окружающей среде или профессиональной деятельности, носит название

1) напряженность

2) эффективность

3) продуктивность

4) цена адаптации

5) мощность внешней работы

 

7.Функциональное состояние организма нельзя определить по

1) эффективности деятельности

2) физиологическим показателям

3) поведенческим проявлениям

4) внешним проявлениям эмоций

5) функциональным пробам

8.Наилучшие результаты деятельности достигаются при средних значениях функционального состояния, которое называется

1) профессиональным

2) поведенческим

3) физиологическим

4) оптимальным

5) эффективным

 

9.Социально детерминированная деятельность, направленная на создание материальных и духовных благ, называется

1) физиологической

2) поведением

3) эффективностью

4) трудом

5) целенаправленной деятельностью

 

10.Общими характеристиками любого вида деятельности являются

1) возбудимость и лабильность

2) возбуждение и торможение

3) сила и мощность

4) тяжесть и напряженность

5) лабильность и эмоциональное напряжение

 

Основная литература

Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник +CD.- ГЭОТАР-Медиа, 2010. - С. 776-796, 797-811.

Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – C. 55-57, 550-563, 664-679.

Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2003. - C. 109-111, 244-256.

Дополнительная литература

Нормальная физиология. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.Н. Яковлева. – М.: ИЦ «Академия», 2006. - В 3-х т. - Т.1 - Общая физиология. - C. 124-130.

Нормальная физиология. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.Н. Яковлева. – М.: ИЦ «Академия», 2006. - В 3-х т. - Т. 2 - Частная физиология –C. 20-34.

Нормальная физиология человека. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Б.И. Ткаченко. – М.: Медицина, 2005. - C. 363-386.

Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций / Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 2000. - C. 715-726.

Корчин В.И., Шаламова Е.Ю., Данилова А.В. Лабораторный практикум по нормальной физиологии.-Ханты-Мансийск: ИЦ ХМГМА, 2010.- Ч.2 – С.69-71, 73-80.

Коробков А.В. Физиология человека.– М.: Высшая школа, 1980. – C. 362-365.

Савченков Ю.И. Нормальная физиология. Учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс; Красноярск: Издательские проекты, 2007. – C. 47-53.

Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта и Т. Тевса. Пер. с англ. – М.: Мир, 1985. - в 4-х т. - Т.3 - Кровь. Кровообращение. Дыхание. – C. 21-25, 33-39.

Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта и Т. Тевса. Пер. с англ. – М.: Мир, 1996. - в 3-х т. - Т.1 - Общая физиология клетки. Интегративная функция нервной системы. Физиология мышц. Сенсорная физиология. - C. 222-234.

Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта и Т. Тевса. Пер. с англ. – М.: Мир, 1996. - в 3-х т. - Т.2 – Нервная и гуморальная регуляция. Кровь и кровообращение. Дыхание. - C. 440-449.

Физиология человека. Курс лекций / Под ред. академика РАМН Н.А. Агаджаняна, проф. В.И. Циркина. – СПб.: «Сотис», 1998. - C. 41, 182-193.

Физиология человека / Под ред. Г.И. Косицкого. - М.: Медицина, 1985. – C. 157-158, 208, 232-237, 428.

Фундаментальная и клиническая физиология / Под ред. А.Г. Камкина, А.А. Каменского. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – C. 751-762.

 

 

Практическое занятие №23:Оценка физической работоспособности организма.

 

Формируемые компетенции: ОК1; ПК1; ПК5; ПК9; ПК16; ПК27; ПК31; ПК32.

Учебные цели (иметь представление, знать, уметь, владеть): см. МАТРИЦУ КОМПЕТЕНЦИЙ.

Знать Уметь Владеть
1, 2, 3, 4, 5, 6 1, 2 1, 2

 

Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения темы

Из гистологии, цитологии и эмбриологии:

1. Общая морфофункциональная характеристика системы кровообращения.

2. Кровоснабжение сердца. Иннервация сердца.

3. Механизм мышечного сокращения.

Из биохимии:

1. Важнейшие белки миофибрилл: актин, миозин, актомиозин, тропонин. Молекулярная структура миофибрилл.

2. Биохимические механизмы мышечного расслабления и сокращения.

3. Особенности энергетического обмена в мышечной ткани.

4. Метаболизм сердечной мышцы. Особенности энергетики.

Из анатомии человека:

1. Строение мышцы как органа.

2. Абсолютная и относительная сила мышц, анатомический, физиологический поперечник мышц.

3. Мышцы груди. Диафрагма. Участие мышц груди в акте дыхания.

Из медицинской и биологической физики:

1. Основные гемодинамические показатели: давление крови. Распределение давления вдоль сосудистой системы.

 

Вопросы для подготовки к занятию

1. Влияние физической тренировки на силу, выносливость, работоспособность организма.

2. Виды физической нагрузки. Особенности формирования архитектоники поведенческого акта при физической нагрузке.

3. Механизм и энергетика мышечного сокращения. Роль АТФ. Сердечная деятельность при физической нагрузке. Регуляция сердечной деятельности и сосудистого тонуса при физической нагрузке.

4. Дыхание при физической нагрузке. Регуляция дыхания. Максимальное потребление кислорода. Взаимосвязь ЧСС и потребления кислорода. Кислородный запрос, кислородный долг.

5. Утомление при физической работе. Механизмы утомления. Переутомление.

6. Восстановление. Виды и механизмы восстановления. Гетерохронизм восстановительных процессов. Сверхвосстановление. Пассивный и активный отдых (И.М. Сеченов).

7. Оптимальные режимы деятельности и отдыха – основа поддержания работоспособности.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.