Здавалка
Главная | Обратная связь

Задания для самоконтроля



Задача 1.

У обследуемого проведена проба физической нагрузкой – степ-тест (восхождение на ступеньку высотой 45 см в течение 5 мин) с регистрацией АД и ЧСС в исходном состоянии и ежеминутно в течение 5 мин восстановительного периода.

 

Показатели Исходное состояние 1-я минута восстановления 5-я минута восстановления
АД сист.
АД диаст.
ЧСС

 

В конце проведения пробы обследуемый начал жаловаться на одышку, сердцебиение; пробу прекратили на 5-й минуте ее выполнения.

Вопросы.

1. В чем заключается физиологический смысл нагрузочной пробы с физической нагрузкой (на тестирование каких механизмов она направлена)?

2. Для каких целей ее можно использовать, и есть ли ограничения ее применения?

3. Как можно оценить реакцию пациента на физическую нагрузку, с чем она может быть связана?

Задача 2.

У пациента, страдающего венозной недостаточностью, наиболее выраженной в нижних конечностях (отечность нижних конечностей при длительном стоянии, набухание вен на ногах), при проведении ортостатической пробы произошли следующие изменения кардиогемодинамических показателей:

Показатели Исходное состояние 1-я минута пробы 5-я минута пробы
АД сист.
АД диаст.
ЧСС

 

На 4-5-й мин пробы пациент начал жаловаться на головокружение, появление темноты перед глазами.

Вопросы.

1. В чем заключается физиологический смысл нагрузочной ортостатической пробы (на тестирование каких механизмов она направлена)?

2. Как можно оценить реакцию пациента на ортостаз, и с чем она может быть связана?

Задача 3.

Обследуемый предъявляет жалобы на затруднения длительного сохранения вертикальной позы в статическом положении (стояние в общественном транспорте, очереди и т.п.), склонность к гипотонии, повышенную утомляемость, чувство зябкости в руках. При проведении у него ортостатической пробы произошли следующие изменения кардиогемодинамических показателей:

 

Показатели Исходное состояние 1-я минута пробы 5-я минута пробы
АД сист.
АД диаст.
ЧСС

 

Уже на 2-3-й мин пробы у пациента возникло чувство тошноты, «тумана в глазах», побледнение лица, холодный пот.

Вопросы.

1. Как можно оценить реакцию пациента на ортостаз?

2. Недостаточность какого отдела ВНС является доминирующей в выявленных отклонениях от нормальной ортостатической реактивности?

Задача 4.

До выполнения работы при частоте сокращения сердца 70 уд./мин. минутный объём крови (МОК) составлял 5 л.

Вопрос.

Чему будет равен МОК, если во время работы ударный объём сердца (УОС) увеличится на 20%, а частота сердцебиний – на 100%?

Задача 5.

У испытуемого во время физической нагрузки методом непрямой калориметрии определяют уровень энергозатрат. Известно, что дыхательный коэффициент у испытуемого составляет 0,98.

Вопросы.

1. Какие питательные вещества окисляются у испытуемого в данный момент в организме?

2. Можно ли рассчитать энергозатраты по объему выделенного СО2? По какому показателю рассчитывать предпочтительнее: по объему поглощенного О2 или по объему выделенного СО2?

3. Перечислите методы калориметрии.

Проверочные тесты

Выберите один правильный ответ

1. Большая часть энергии для сокращения мышц при выполнении легкой работы обеспечивается за счет окисления

1) белков

2) жиров

3) углеводов

4) все ответы верные

5) нет правильного ответа

 

2.В энергообеспечении работ предельной мощности (спринт, подъем штанги) решающую роль играет энергетическая система

1) фосфогенная

2) лактацидная

3) кислородная

4) миокиназная

5) нет правильного ответа

3.При определениифизической работоспособности прямыми методами используются нагрузки

1) максимальные

2) субмаксимальные

3) супермаксимальные

4) пороговые

5) подпороговые

 

4.Для определения физической работоспособности непрямыми методами используются нагрузки

1) максимальные

2) субмаксимальные

3) супермаксимальные

4) пороговые

5) подпороговые

 

5.Регистрация частоты пульса при определении ИГСТ (индекса Гарвардского степ-теста) проводится

1) в начале физической нагрузки

2) через одну минуту после начала физической нагрузки

3) через одну минуту после окончания физической нагрузки

4) на второй минуте после окончания работы

5) на третьей минуте после окончания работы

 

6.Стационарное состояние при тяжелой мышечной работе

1) формируется в начале физической нагрузки

2) не формируется вообще

3) формируется в конце физической нагрузки

4) формируется после периода врабатывания

5) формируется через 21 секунду после начала работы

 

7.Линейная зависимость между ЧСС и физической нагрузкой сохраняется при физической нагрузке, сопровождающейся увеличением ЧСС до

1) 70 уд./мин

2) 120 уд./мин

3) 170 уд./мин

4) 200 уд./мин

5) 240 уд./мин

 

8.Фосфогенная энергетическая система для синтеза АТФ использует механизм

1) аэробный

2) анаэробный

3) в начале работы аэробный, затем анаэробный

4) в начале работы анаэробный, затем аэробный

5) нет правильного варианта ответа

 

9.Абсолютная величина МПК (максимальное потребление кислорода) для нетренированных испытуемых составляет

1) 0,5 л/мин

2) 1,5 л/мин

3) 10 л/мин

4) 3,0 л/мин

5) 2,0 л/мин

 

10.При быстром восстановлении пульса после степ-теста ИГТС

1) выше

2) ниже

3) не меняется

4) определить невозможно

5) нет правильного ответа

 

Основная литература

Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник +CD.- ГЭОТАР-Медиа, 2010. - С. 797-811.

Орлов Р.С., Ноздрев А.Д. Нормальная физиология: учебник +CD.- ГЭОТАР-Медиа, 2005.-696 с.

Физиология человека./ Под ред. Покровского В.М. – М.: Медицина, 2003.-656 с.

 

Дополнительная литература

Нормальная физиология. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.Н. Яковлева. – М.: ИЦ «Академия», 2006. - В 3-х т. - Т. 3 - Интегративная физиология. – C. 122-132, 172-181.

Нормальная физиология человека. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Б.И. Ткаченко. – М.: Медицина, 2005. - C. 856-873.

Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций / Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 2000. - C. 771-778.

Корчин В.И., Шаламова Е.Ю., Данилова А.В. Лабораторный практикум по нормальной физиологии.-Ханты-Мансийск: ИЦ ХМГМА, 2010.- Ч.2 – С.81-84.

Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. Учебник для вузов. – СПб.: Лань, 2002. - C. 389-395.

Коробков А.В. Физиология человека.– М.: Высшая школа, 1980. – C. 470-471, 519-545.

Савченков Ю.И. Нормальная физиология. Учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс; Красноярск: Издательские проекты, 2007. – C. 352-357, 393-399.

Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта и Т. Тевса. Пер. с англ. – М.: Мир, 1985. - в 4-х т. - Т.4 - Обмен веществ. Пищеварение. Выделение. Эндокринная регуляция. – C. 47-48, 57-58.

Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта и Т. Тевса. Пер. с англ. – М.: Мир, 1996. - в 3-х т. - Т.3 – Энергетический баланс. Питание, пищеварение, выделение. Репродукция, беременность, старение. - C. 688, 697-702.

Физиология человека. Курс лекций / Под ред. проф. Л.З. Тель, чл.-корр. АМН СССР Н.А. Агаджаняна. - Алма-Ата: «Казахстан», 1992. - в 2-х кн. - Кн.1 - Общая физиология. Механизмы регуляции функций. Организм и внешняя среда. – C. 317-325.

Физиология человека. Курс лекций / Под ред. академика РАМН Н.А. Агаджаняна, проф. В.И. Циркина. – СПб.: «Сотис», 1998. - C. 432-437.

 

Практическое занятие №24: Контрольное занятие по темам: «Физиология системы кровообращения», «Сенсорные системы (анализаторы)», «Физиология высшей нервной деятельности»,«Защитные функции организма. Физиология адаптации».

Формируемые компетенции: ОК1; ПК1; ПК5; ПК9; ПК16; ПК27; ПК31; ПК32.

Учебные цели (иметь представление, знать, уметь, владеть): см. МАТРИЦУ КОМПЕТЕНЦИЙ.

Знать Уметь Владеть
1, 3, 4, 5, 6 1, 2, 4 1, 2

ПРИЛОЖЕНИЕ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.