Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема№ 5.1: Этапы дыхания. Механизмы вентиляции, диффузии и перфузии. Физиологические методы исследования параметров внешнего дыхания (спирометрия, спирография).



 

Цель обучения:Формирования знаний по физиологии дыхания

Задачи обучения:

  1. Раскрыть сущность процесса дыхания для жизнедеятельности.
  2. Ознакомить с понятием внешного дыхания и методами его исследования
  3. Научить измерять показатели дыхания с помощью спирометра (спирографа и пневмотахометра).

Основные вопросы по теме:

  1. Значение дыхания для организма.
  2. Основные этапы процесса дыхания.
  3. Внешнее дыхание:
  4. Типы дыхания (брюшной, грудной, смешанный). Число дыханий в минуту, глубина и ритм дыхания.
  5. Физиология дыхательных путей (воздухоносные пути). Регуляция их просвета.Защитные дыхательные рефлексы.
  6. Дыхательный цикл (механизм вдоха и выдоха). Давление в плевральной полости, его изменения при дыхании. Факторы, обуславливающие внутриплевральное давление: эластическаятяга легких; поверхностно-активные вещества (сурфактант), тонус бронхиальных мышц.
  7. Легочные объемы и их величины.Спирометрия, спирография.
  8. Вентиляция легких (минутная, альвеолярная), ее неравномерность в разных отделах органа. Перфузия альвеол. Понятие об анатомическом и физиологическом мертвых пространствах, их функциональное значение.

Методы обучения: комбированный метод:

1. Возможные варианты (метод групповой дискуссии, устный опрос).

2. Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов:

№1 –Спирометрия. Вычисление ДЖЕЛ.

№2 –Спирография. Анализ спирограммы

№3 -Пневмотахометрия

№4 – Работа в малых группах компьютерной программой «Physiology simulators»

  • Механизм дыхания. Объёмы и ёмкости лёгких. Влияние радиуса просвета дыхательных путей на лёгочную вентиляцию
  • Влияние давления в плевральной полости на вентиляцию лёгких
  • Влияние сурфактанта на вентиляцию лёгких

№5 – Практическая работа «Определение максимальной вентиляции легких»

№6 - Практическая работа «Вычисление резерва дыхания»

 

3. Для выполнения практических работ используются следующие средства обучения: Методические рекомендации длч студентов «Общая физиология», спирометр, мунштуки, спиртные тампоны, пинцет, пневмотахометр, учебные таблицы-стенды по «Физиологии дыхания», дополнительный информационный блок.

4. Демонстрация заимствованного видео и анимационного материала

Видео

- Дыхание (11мин)

- Спирометрия

-Органы дыхания- бронхоскопия

-Легкие. Опыт Дондерса

-Внешнее дыхание (10 мин)

Анимация

- Вдох

- Дыхательные движения

- Респирация

Литература

Основная:

  1. Физиология человека: Учебник / Под ред В.М.Покровского, Г.Ф.Коротька- 2-е изд., перераб. и доп.- М: Медицина, 2007.- 656 с.:ил.- (Учеб. лит. для студ-тов мед.вузов).
  2. Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с.
  3. Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: учебник. – М., 2007. – 520 с.
  4. «Физиология мочеполовой системы» Н.С. Байжанова, Е.М.Рослякова, Р.М. Шайхынбекова - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
  5. «Система кровообращения. Часть-I. Физиология сердца» Рослякова Е.М., Бисерова А.Г., Хасенова К.Х. - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
  6. «Система кровообращения. Часть-II.Физиология сосудов»Бисерова А.Г., Рослякова Е.М., Байболатова Л.М. - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
  7. «Физиология пищеварения» К.Х. Хасенова, Н.С. Байжанова, А.С. Игибаева - Издательство «Отан», Алматы, 2014.
  8. Колесинская Р.Д., Соколов А.Д. Возрастные особенности физиологических систем растущего организма. Учебное пособие. – Алматы, 2007
  9. Частная физиология. – под ред. Соколова А.Д. - КазНМУ им С.Д.Асфендиярова .Алматы 2007. – 183 с.
  10. Общая физиология– под ред. Соколова А.Д. - КазНМУ им С.Д.Асфендиярова .Алматы 2007. – 101 с.

 

Дополнительная:

  1. Н.А.Агаджанян и др Основы физиологии человека :Учебник - Т1./.- Изд.3-е, прераб.и доп.- М: РУДН, 2007.- 443с.- (ил.)Современный курс классической физиологии (Избранные лекции) / Под. ред. Ю.В.Наточина, В.А.Ткачука.- М: ГЭОТАР-МЕДИА, 2007.- 384 с.:ил.
  2. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н.А.Агаджаняна и А.В.Коробкова.- Москва: Высшая школа, 2007.- 328с.
  3. Физиология человека: в 3 -хт . Т1.[Текст]: 3-е изд / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса.- М: Мир, 2007.-323с.
  4. Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006. – 696 с.Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А.Утебергенова, Д.А.Адильбековой. – Шымкент, 2006. – 66 с
  5. Секреты физиологии //Гершел Рафф. Санкт-Петербург, 2001 г.
  6. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. – 784 с.

Оценка знаний студента:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.