Тема II. История изучения общественного мнения
Античные мыслители о феномене общественного мнения. «Публичное мнение» Протагора и Платона. Общественное мнение в рамках филососфской науки: Н.Макиавелли, Ж.Ж,Руссо, Г.Ф.Гегель; современные концепции. Трактовка общественного мнения Ф.Гольцендорфа. Специфика понимания категории социальными психологами. Подходы Г.Тарда и Г.Лебона. Начало социологического изучения общественного мнения. Классики социологической науки об общественном мнении. Психологический подход В.Липпмана; комплексный подход К.Ясперса, Ю,Хабермаса, Т,Адорно; взгляды Ф.Тенниса. Французская школа исследования общественного мнения ( Пажес, П.Бурдье, П.Шампань). Современный этап социологии общественного мнения. История изучения общественного мнения в России. Основные предпосылки, концепция В.М. Хвостова, советский период (работы Б.А.Грушина, А.Н. Уледова, М.К. Горшкова и др.). Социология общественного мнения в современной России ( работы Д.П.Гавры, О.И. Иванова и др.). Тема III. Общественное мнение: сущность, объект и субъект Категории «мнение», «общественное мнение», «общественное сознание». Соотношение общественного мнения, общественного и массового сознания. Основные признаки общественного мнения. Соотношение общественного, группового и индивидуального мнений. Место общественного мнения в структуре общественных отношений. Понятие объекта общественного мнения. Критерии отнесения явлений к объектной сфере. Интересы как главный критерий отбора объектов. Объекты общественного мнения по степени сложности (объекты – факты, объекты – события, факты – явления). Объекты объективной и субъективной действительности. Определение субъекта общественного мнения. Соотношение понятий «носитель» и «выразитель» общественного мнения. Лидеры мнений. Общественность как социальное явление и носитель общественного мнения. Ее структура и разновидности. История формирования общественности. Основные интерпретации субъекта общественного мнения. Общественное мнение как точка зрения большинства представителей общественности. Качественная и количественная составляющая понятия «большинство».
Тема IV. Основные свойства и характеристики общественного мне- Ния. Основные количественно-качественные свойства и характеристики общественного мнения. Концепция Д.П.Гавра. Базисные свойства общественного мнения. Дихотомическая рефлексивность. Инструментальные свойства общественного мнения: масштабность (сфера охвата), субъектная распространенность, определенность, полярность (направленность), поляризованность, модальность (тип распространения), распространенность (социальный и географический ареал), интенсивность, устойчивость, скорость формирования, однородность (социальная и географическая), связность ( непротиворечивость), субстанциональная ориентированность ( характер соотношения элементов субстанциональной структуры). Институциональные свойства общественного мнения: зрелость, функциональная наполненность, функциональная ориентированность, действенность.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|