Тема 8. Общественное мнение и политическая власть.
План 1. Взаимосвязь и взаимодействие общественного мнения и власти: природа и характеристика. 2. Типология отношений общественного мнения и власти. 3. Режимы взаимодействия общественного мнения и власти. Темы докладов 1. «Биполярные» классификации взаимодействия общественного мнения и власти: подход О.И.Иванова. 2. Понятие «режима» взаимодействия власти и общественного мнения: подход Д.П.Гавра. 3. Режим взаимодействия общественного мнения и власти в СССР и современной России. Литература 1. Гавра, Д.П. Общественное мнение и власть: режимы и механиз- мы взаимодействия / Д.П.Гавра // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1998. – Т.1. - №4. 2. Иванов, О.И. Общественное мнение и власть / О.И.Иванов // Со- циально-политический журнал. – 1993. - №7. 3. Левада, Ю.А. Феномен власти в общественном мнении: парадок- сы и стереотипы восприятия / Ю.А.Левада // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. – 1998. - №5. 4. Руткевич, М.Н. Социология, власть, общественное мнение / М.Н. Руткевич // СОЦИС: Социологические исследования. – 1993. – №7.
Тема 9. СМИ и общественное мнение. План 1. Средства массовой инфоромации: субъект формирования и выра- зитель общественного мнения. 2. Возможности использования СМИ с целью манипулирования мас- совым общественным сознанием. 3. Особенности взаимодействия СМИ и общественного мнения в сов- ременной России. Темы докладов 1. Доверяют ли россияне СМИ (обзор результатов социологических исследований)? 2. Пресса и общественное мнение. 3. PR и общественное мнение. Литература 1. Андреев, Э.М. Средства массовой информации и реформирование России / Э.М.Андреев // Социально-политический журнал. -1996. - №4. 2. Долгова, Ю.И. Модели политической пропаганды на ТВ: выбор России / Ю.И. Долгова // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 19. Журналис- тика. – 2002. – №1. 3. Почепцов, Г.Г. Коммуникационные технологии / Г.Г.Почепцов. – М., 2002. 4. Средства массовой информации постсоветской России: учебное пособие. – М., 2002. 5. Шампань, П. Делать мнение: новая политическая игра / П. Шам- пань. – М.,1997.
Тема 10. Общественное мнение и слухи. План 1. Слухи в социальной коммуникации. 2. Формирование общественного мнения под воздействием слухов. Темы докладов 1. Роль СМК в распространении слухов. 2. Психология искажения сообщения в процессе передачи слухов. 3. Борьба со слухами. Литература 1. Дмитриев, А.В. Неформальная политическая коммуникация / А.В. Дмитриев, В.В. Латыпов, А.Т. Хлопьев. – М.: «Российская полити- ческая энциклопедия (РОССПЭН), 1996. 2. Дубин, Б.В., Толстых, А.В. Феноменальный мир слухов / Б.В. Ду- бин, А.В. Толстых // СОЦИС: Социологические исследования. – 1995. -№1. – С.17-20. 3. Латыпов, В.В. Слухи: социальные функции и условия появления / В.В.Латыпов // СОЦИС: Социологические исследования. – 1995. - №1. –С.12-17. 4. Попкова, О.В. Онтология слухов / О.В.Попкова. – Тольятти: Акцент; ПТИС МГУС, 2002. 5. Социология. – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2004. 6. Хлопьев, А.Т. Кривые толки России / А.Т. Хлопьев // СОЦИС: Социологические исследования. – 1995. - №1. – С.21-33.
Тема 11. Центры изучения общественного мнения в современ- Ном мире ( 4 часа ). Занятие первое План 1. Возникновение негосударственных институтов изучения общест- венного мнения в 30-е ХХ века в США. Институт изучения об- щественного мнения Дж. Гэллапа. 2. Деятельность современных зарубежных центров изучения об- щественного мнения. Тематика докладов 1. Методологический и методический опыт изучения общественного мнения институтом Гэллапа. 2. Методические подходы к изучению общественного мнения у служб Гэллапа и Харриса: сравнительный анализ. 2. История и методический опыт изучения общественного мнения в Германии и Франции. Литература 1. Докторов, Б. Джордж Гэллап: « В жизни нет «среднего» челове- ка / Б.Докторов // Экономические и социальные перемены: мони- торинг общественного мнения. – 2000. - №5. 2. Маршак, А.Л. Социология: Учебное пособие / А.Л.Маршак. – М.: Высшая школа, 2002. 3. Федотова, Л.Н. Паблик Рилейшнз и общественное мнение / Л.Н. Федотова. – СПб.: Питер, 2003. Занятие второе План 1. Первые опросы общественного мнения в дореволюционной Рос- сии. 2. Социологические центры изучения общественного мнения в СССР. 3. Ведущие российские научные коллективы в сфере эмпирического изучения общественного мнения. Темы докладов 1. Институт общественного мнения Б.А.Грушина как первый исследовательский институт в СССР. 2. Профиль исследовательской фирмы ВЦИОМ. 3. Профиль исследовательской фирмы РОМИР. Литература 1. Беляева, Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе: учебное пособие / Л.А.Беляева. – М.: Издательский дом ГУВШЕ,2004. 2. Грушин, Б.А. К истории изучения общественного мнения в России / Б.А.Грушин // Вопросы философии. – 2004. - №8. 3. Малышева, П.В. Социологические исследования на рынке услуг / П.В.Малышева // СОЦИС: Социологические исследования. – 2000. - №6. 4. Социология в России. – М., 1998. 5. Федотова, Л.Н. Паблик Рилейшнз и общественное мнение / Л.Н. Федотова. – СПб.: Питер, 2003.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|