Кафедра «Управление судном»Стр 1 из 3Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ФГОУ ВПО «МОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
Кафедра «Управление судном»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению лабораторной работы по дисциплине "Управление судном"
Тема: "Плавание на мелководье и в узкостях"
Методические указания составлены: доцентом кафедры "Управление судном" Карапузовым А.И. утверждены на заседании кафедры Протокол № , от 2008 г.
Новороссийск 2008 г. Методические указания
Движение судов на мелководье и в стесненных условиях (узкости, каналы, фарватеры) связано с увеличением сопротивления воды, изменением работы винто-рулевого комплекса, изменением осадки судна. Осадка судна увеличивается, возникает или увеличивается дифферент на корму или на нос, ухудшается управляемость судна из-за мелководья и гидродинамического взаимодействия с грунтом и другими судами (явление присасывания). Все перечисленные факторы необходимо учитывать при движении судна на мелководье, так как их неучет может привести судно к аварийной ситуации или закончится аварией (касание грунта, посадка на мель, столкновение). Изменение осадки судна (проседание) и возникающий дифферент на мелководье необходимо определять для расчета проходной осадки судна, которую должен определять судоводитель согласно требований нормативных документов. Проходная осадка учитывает запасы глубины под килем судна в зависимости от скорости, волнения, крена и вида грунта устанавливаемый каждым морским портом. В соответствии с перечисленными выше факторами запаса глубины под килем называют скоростным, волновым, креновым и минимальным навигационным запасом. Проходная осадка рассчитывается для определенной ширины полосы безопасного движения конкретного судна в зависимости от его размеров, скорости и гидрометеоусловий (ветер, течение). Расчет траверзного расстояния для расхождения судов, когда исключается явление присасывания носит рекомендательный характер и служит дополнительной информацией для безопасности плавания.
Лабораторная работа включает в себя решение трех задач: 1. Определение проходной осадки судна; 2. Определение полосы безопасного движения судна; 3. Определение траверзного расстояния между судами, исключающего явление присасывания.
Порядок выполнения лабораторной работы: 1. Ознакомиться с содержанием лабораторной работы. 2. Получить вариант задания из таблицы 6. 3. Решить задачу поставленную в разделе 1.
Для этого необходимо рассчитать: а. креновой запас глубины по формуле 2, минимальный навигационный запас глубины с помощью таблицы 1, выбрать величину волнового запаса глубины из таблицы 2; б. решить задачу, поставленную в разделе 2, т.е. определить скоростной запас глубины (по формулам 5 и 6 найти увеличение средней осадки, а затем увеличение осадки за счет дифферента); в. определить критическую скорость и потерю скорости судна из-за мелководья по формуле для Vкр и формуле 4; г. рассчитать проходную осадку судна, используя результаты предыдущих расчетов и фактическую осадку, приведенную в таблице 4; д. решить задачу, поставленную в разделе 3.
Помимо данных из таблицы 6 в задаче необходимо определить вспомогательные величины: а. отношение площади парусности к площади проекции подводной части судна на его диаметральную плоскость (ДП); б. отношение скорости течения к скорости судна; в. отношение скорости ветра и судна; г. скорость течения по формуле 10.
Результаты расчетов по пунктам «a», «b» и «c» являются аргументами для входа в таблицы 4 и 5 для нахождения угла дрейфа и угла сноса от течения. После выборки углов из таблицы 4 и 5 находят ширину полосы безопасного движения судна по формулам (7.1., 7.2.). Данные для решения задачи раздела 4 указаны непосредственно в разделе (таблица 7) и используются в формуле 11.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|