Лексическое значение слова «джинн»Стр 1 из 67Следующая ⇒
Ибрахим Mалик Параллельный мир или многое, но не все о джиннах Научно-популярное издание
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Хвала Аллаху, Господу миров!»
Это первый аят первой суры Корана, из которого мы узнаем, что помимо нашего мира — мира людей, существуют еще много других миров. Есть мир растений, мир животных, мир ангелов, мир джиннов и еще, возможно, много других, о которых мы можем не знать. Мы, люди, привыкли ко всему, что нас окружает в нашей повседневной жизни, и многое в ней объяснимо. Но иногда под влиянием неизвестных нам существ происходят такие явления, которые порой бывает невозможно объяснить. К ним можно отнести явления, связанные с миром джиннов. Мир джиннов — это целая невидимая нам цивилизация, местом существования которой Аллах определил те же просторы планеты Земля, где живут и люди. Но джиннов намного больше, чем нас. В одном из своих хадисов пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что один из десяти — это человек, а другие девять — это джинны. И, конечно же, такое окружение достойно изучения. К сожалению, некоторые люди берутся объяснять и решать проблемы, связанные с миром джиннов, полагаясь лишь на свой разум. В связи с этим совершается много ошибок, последствия которых непредсказуемы. Данный труд — это попытка дать некоторую информацию о мире джиннов и дать объяснения явлениям, связанным с этими существами, в свете Корана и сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Впервые интерес к этому миру у меня появился намного раньше, когда, еще будучи студентом педагогического института, в качестве туриста посетил так называемый «музей чертей» в городе Вильнюсе. А теперь, с позволения Аллаха и с Его помощью, спустя много лет, после более подробного изучения данной области, хочу предложить некоторую информацию об этом своему дорогому читателю. «Господь мой, раскрой мое сердце и облегчи мне мое дело. Аминь». ПОНЯТИЕ О ДЖИННАХ
Лексическое значение слова «джинн»
Слово «джинн» — это имя нарицательное. Оно происходит от слова «иджтинан», что означает «скрытность, невидимое сокрытие». Джинны были так названы потому, что они скрываются от людей и невидимы. Во множественном числе также используются слова «джиннан» и «джинна». Тем самым они противопоставляются людям, поскольку люди называются «людьми» из-за их явности и видимости. Говорят: «какая-то вещь проявилась», т. е. стала видимой (здесь объяснения на основе арабской лексикологии: корень «джанна» по-арабски означает «скрывать», а глагол «анаса», родственный слову «инс» — «люди, род человеческий», означает «заметить, видеть; ощутить»). И еще говорят: «Нет джиннов в этом деле», то есть в нем нет тайн и скрытности. Однокоренное слово «миджанн» разъясняется как «щит», ибо воин прикрывается им от стрелка, копьеносца и т. п. Любая вещь, с помощью которой защищают и прикрывают себя — это «джунна» («щит; прикрытие»). Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пост — это щит...», подразумевая защиту, так как пост защищает постящегося от прегрешений. Если человек сошел с ума («джунна»), или Аллах свел его с ума («аджанна»), то он называется «маджнун» (безумец, сумасшедший): имеется в виду, что его ум скрылся. Зародыш («джанин») называется так потому, что он скрывается в лоне матери. По этому поводу Аллах сказал: «... которые избегают тяжких грехов и мерзких прегрешений, навлекающих мучительную кару. Но незначительные проступки Аллах прощает. Ведь твой Господь велик в прощении! Он лучше знает ваши дела и состояние, когда создал вас из земли, и когда вы были еще зародышами в утробах ваших матерей, и когда вы развивались в них. Так не говорите, восхваляя себя и хвастаясь, что ваши души очищены. Ведь Аллах лучше знает, кто богобоязнен и чья душа действительно очищена богобоязненностью!» (Ан-Наджм, 32). Абу Абид сказал: «Его покрыла («джанна») ночь» — покрыла его тьмой и окутала. И еще фразы: «ночная тьма («джунун»)» — покров ночи и ее мрак; «меня поглотила тьма («аджанна»)» — «скрыла меня и окутала». Арабы говорят: «трава буйно разрослась («джунна джу-нунан»)», когда она созревает и вытягивается в длину. Эта фраза может использоваться, когда речь идет обо всем, что созревает и его становится много. Сад («джанна») тоже называется так из-за множества деревьев, причем одно из них прикрывает другое. Слово «джанан» означает сердце, дух. Говорят: «такой-то укрепил свой дух», то есть стал твердым духом. По объяснениям, он становится таким из-за своей целомудренности и потому, что дух защищает его. Заботы, думы и опасности для него исчезают, а все, что устраняет от нас что-либо, можно назвать духом («джанан»). Слово «джанан» означает могилу, ибо скрывает в себе похороненного. Это слово может еще означать «саван». Слово «джинни» означает «имеющий отношение к джиннам и духам». О джиннах Аллах сказал: «Но те, которых помиловал Аллах из-за их благонравия и подготовил для веры, были единого мнения относительно того, что им повелено Аллахом, и они уверовали во всех Его посланников, Писания и в Судный день. Так Аллах по Своей мудрости создал мир, и создал людей, чтобы они были готовы к награде и к наказанию. Этим исполняется обещание твоего Господа о том, что Он наполнит геенну последователями Иблиса из джиннов и людей вместе». (Худ, 119). Таким образом, слова «джинна» и «джинн» родственны. Слово «джинны» иногда используется и по отношению к ангелам, из-за того, что они невидимы для глаз. Аллах рассказывая о курайшитских безбожниках сказал: «Они так далеко зашли в своих измышлениях, что устанавливают родство между Аллахом и джиннами, скрытыми от них. Джинны знают, что те, которые не уверовали, неизбежно предстанут перед Аллахом для воздаяния — наказания». (Ас-Саффат, 158) Объясняют, что ангелы — питомцы Аллаха. Муджахид, Икрима, Абу Салих, Абу Малик и Катада объясняли, что в аяте под джиннами подразумеваются ангелы, имея в виду, что ангелы — это питомцы Аллаха; ангелы знали, что говорящим такое уготовано место в аду. Аль-Кади Бадруддин аш-Шибли сказал: «Из слов ас-Сухайля можно сделать вывод, что слово «джинны» включает в себя ангелов и других существ, невидимых для глаз. ... Из того, что представлено для пользы и блага — это представление отличия джиннов от людей, которое содержится во многих источниках, ибо джинны включают в себя ангелов и других». Слово «джинна» употребляется равнозначно слову «джинны». Аллах сказал: «Измыслил ли этот человек на Аллаха ложь о том, что Аллах воскресит мертвых, или же он — одержимый, который не осознает, что говорит?» На самом деле дело не таково, как они говорят; те, которые не верят в Судный день и в будущую жизнь, будут подвергнуты тогда наказанию и пребудут в муках, а в земном мире они находятся в заблуждении и далеки от прямого пути истины». (Саба, 8) В соответствующем хадисе Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, отвечая на вопрос своих близких об этом аяте, сказал: «То есть сетуют на то, что он — одержимый («джинна»)». Таким образом, слова «джинна» и «джунун» означают одно и то же. «Аль-Джан» — это отец джиннов, который был создан из огня и от которого затем произошел его род. Это слово используется как синоним слова «джинны». Так, в Священном Коране сказано: «Будут там девы с потупленными очами, которых прежде не касался ни человек, ни джинн». (Ар-Рахман, 56) Это слово также означает вид змеи с черными глазами, укус которой безболезненный, но может вызвать желчь. Эта змея часто встречается в домах людей. Сибаввайх сказал: «Множественное число от этого слова — «джиннан». В хадисе сказано: «Воистину, Мухаммад , да благословит его Аллах и приветствует, запретил убивать змей», объясняя, что здесь подразумеваются домашние змеи, такие как «аль-джан» — мелкая быстрая тварь. Дальше, ссылаясь на слова Аллаха: «Брось свои посох, чтобы ты смог передать свое послание!» Бросив посох, Муса увидел, что он быстро и легко извивается, как змея. Он отвернулся и обратился вспять, и не возвратился к посоху. Аллах успокоил его, говоря: «О, Муса, не бойся! Ведь Мои посланники ничего не боятся при Мне!» (Ан-Намль, 10) Он объясняет, что «аль-джан» — это белая змея. Аз-Заджадж говорит, что палка начала быстро двигаться, будто быстрая аль-джан, и она была в виде угря — змеевидной рыбы. Абу Аббас также сравнивает ее по величине с угрем, а по быстроте — с аль-джаном. Аллах сообщает об этом: «Муса бросил свой посох пред Фараоном, и он превратился в змею, которая с живостью передвигалась, сильно извиваясь». (Аль- Аграф, 107) Слово «аль-джан» также используется в значении «шайтан». Таким образом, во всех разнообразных употреблениях слова «джинн» и его производных присутствует значение скрытое и невидимости, поскольку джинны обитают в невидимом мире и людям в своем обычном виде не показываются.
Терминологическое значение слова «джинн»
Слово «джинны» встречается во многих аятах Священного Корана, и этим словом даже названа отдельная глава — сура «Джинны». Мы встречаем это слово в достоверной сунне Пророка , да благословит его Аллах и приветствует, а также во многих других источниках. Все это указывает на важность этих созданий; они по предназначению сравнимы с людьми, на что указал Аллах: «Я создал джиннов и людей лишь ради того, чтобы они поклонялись Мне». (Аз-Зариат, 56)
Что же за существа эти джинны? Существует множество определений джиннов. Одно из них: «Вид разумных духов, созданных по подобию людей из материи, которая не воспринимая чувствами, истинная природа и их форма невидимы, имеют способность к перевоплощению; они едят, пьют, совершают брак и имеют потомство; дают отчет в своих действиях в день Страшного суда». Следовательно, природа джиннов устроена иначе в плане формы и основной материи, из которой они созданы, так как они — существа созданные из огня, в противоположность человеку, который был создан из глины (земли). Аллах Всевышний сказал: «Он сотворил человека из густой, сухой и звонкой глины, как гончарная, и создал джиннов из чистого пламени огня». (Ар-Рахман, 14-15). Доказательство существования джиннов Доказательства из Корана и сунны Священный Коран и сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, много раз приводят рассказы о джиннах и их состоянии. Коран упоминает о них примерно 40 раз, не считая множества аятов, которые рассказывают о шайтане. Есть целая сура, которая рассказывает о группе джиннов, слушавших Коран от Посланника в Мекке — это сура «Джинны». В связи с тем, что эта группа джиннов слушала Коран, Аллах сообщил Своему пророку , да благословит его Аллах и приветствует: «Скажи: мне открылось, что некоторые джинны, услышав чтение, сказали: «Поистине, мы слышали дивный Коран, подобного которому мы не слышали прежде. Он наставляет на прямой путь и призывает к истине. И мы уверовали в него, и мы не будем поклоняться никому, кроме нашего Господа, Который создал и наставлял нас». (Аль-Джинн, 1-2) Коран рассказывает и о другой группе джиннов, которые сходны с людьми в духовном созревании, отличаясь от них по своим качествам. Достаточно много сообщений о духовном созревании, включающих и джиннов, и людей. Аллах сказал: «Я создал джиннов и людей только ради того, чтобы они поклонялись Мне». (Аз-Зарият, 56), «О сонмище джиннов и людей! Разве к вам не приходили посланники Аллаха из ваших братьев, которые пересказывали вам Мои аяты и предупреждали вас о наступлении Судного дня?» Они ответят: «Мы свидетельствуем против себя». Жизнь в этом мире обольстила их, и они признались в том, что были неверными». (Аль-Антам, 130) В Священном Коране Аллах предсказывает им наказание с учетом их деяний в этом мире: «Если бы Нам было угодно, то Мы наставили бы на прямой путь каждого человека, однако стало истиной Мое слово: «Непременно Я наполню ад джиннами и людьми — всеми вместе!». (Ас-Саджда, 13) и в ходе описания райских наслаждений говорит: «Будут там девы с потупленными очами, которых прежде не касался ни человек, ни джинн». (Ар-Рахман, 56) Аллах мысленно объединил джиннов и людей в том, что если бы они пытались сочинить нечто подобное Корану, то это занятие оказалось бы безуспешным: «Скажи: Если бы все люди и джинны объединились, чтобы создать подобие Корану, они бы никогда не создали подобного ему, даже если бы поддерживали друг друга». (Аль-Исра, 88)
Аллах порицает необоснованные утверждения о том, что джинны сведущи в тайном, и в ходе описания смерти Сулеймана, говорит: «Когда же Мы послали ему [Сулейману] смерть, то об этом догадался лишь земляной червь, который источил его посох. Когда же он свалился с трона, уразумели джинны, что если бы им было ведомо сокровенное, то они не пребывали бы в унизительных мучениях». (Саба, 14) Имеется и множество других аятов, рассказывающих о положении этих существ. Общеизвестно, что достоверность Корана уже доказана, ибо он дошел до нас по цепочке надежнейших передатчиков. По этой причине нет оснований отрицать существование джиннов: сообщения о них правдивы. И голое отрицание их существования является лживым по отношению к сообщениям Корана может исходить только от невежд или неверных. Предметно-объективное существование джиннов является убедительно доказанным фактом, а не чьим-то предположением. Что касается сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то джинны упоминаются также во многих хадисах, которые в целом описывают состояние этих созданий: из какого материала они сотворены, как они едят, пьют, размножаются и достигают зрелости с ответственностью за свои поступки, а также дают отчет о содеянных действиях в потустороннем мире. Кроме того, хадисы разъясняют места их обитания, их явление в различных образах и другие их состояния. Ад-Дамири сказал: «Общеизвестно, что хадисам о джиннах и шайтанах нет числа, так же, как и сообщениям арабских поэтов о них, и споры об этом просто неуместны в виду того, что передавалось по достоверной цепочке передатчиков». Что касается сути материи, из которой сотворены джинны, имам Муслим в своем «Сахихе» приводит достоверный хадис со слов Аиши, которая сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ангелы созданы из света, джинны — из пламени огня, а люди — из того, что было вам разъяснено (Кораном)». В хадисах также со слов Посланника говорилось о том, что он читал им Коран и много раз призывал их к вере. Ибн Мас'уд, как упоминалось, подтвердил эти хадисы, часть из которых будет еще приведена во время описания достижения ими зрелости. Большинство этих хадисов являются достоверными хадисами, которые передали сподвижники и их последователи из уст правдивейшего из правдивых, да благословит его Аллах и приветствует, и нет никакой необходимости в измышлениях о них или личных их трактовках. Эти хадисы, достоверность которых доказана, дают множество описаний джиннов и их разновидностей, и считать их лживыми — это все равно, что считать лживым Коран, в котором предписана обязательная вера в то, о чем сообщает Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Вот что говорится об этом в Священном Коране: «О вы, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника, Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, а также в писание, которое Он ниспослал прежде. Тот, кто не верует в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников и в Судный день, впал в глубокое заблуждение». (Ан-Ниса, 136) Еще о фактах: Джинны являлись к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и к группе его сподвижников, которые были рядом с ним, когда они пришли для того, чтобы послушать Коран. Точно так же к Абу Хурайре являлся шайтан в образе бедного человека и стал просить милостыню из имущества собранного зяката, о чем мы будем говорить в главе «Перевоплощение и видимость джиннов». Также ибн Аббас передавал, что к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, приходила женщина с ребенком и сказала: «О, посланник Аллаха! Этот мой сын одержим джинном. Кто-то забирает у нас пищу во время обеда и ужина. «И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прикоснулся к его груди, прочитал молитву и вызвал у него рвоту. И он вышел из его нутра в виде черного щенка и убежал. И этот рассказ, одновременно авторитетный и фактический, доказывает действительное явление джинна в виде убежавшего черного щенка. Еще пример: К Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, приходил шайтан, чтобы нарушить его молитву и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, душил его, что даже почувствовал холод его слюны на своих благословенных руках. Имеется также много других достоверных преданий, которые не оставляют сомнений в существовании джиннов.
Рациональные доказательства
Наш ум не отрицает существования миров, скрытых от наших чувств, ибо в нашем бытии уже подтвердилось множество вешей, которые человек не может видеть, но воспринимает их существование. Неспособность человека видеть какое-либо явление вовсе не означает, что этого явления не существует. Научное положение гласит: «Отсутствие знаний о чем-либо не означает отсутствие его существования», то есть если ты ищешь, но не видишь чего-то, отсюда не следует, что этого не существует. Не все вещи поддаются восприятию зрением или восприятию иными органами чувств. Кораном, в котором ничего ложного никогда не было замечено, а также достоверной сунной доказано существование мира, отличающегося от мира людей, и этот мир называется миром джиннов. Разумный человек не станет утверждать, что он видел невооруженными глазами микробы, которые можно увидеть только при тысячекратном их увеличении, ибо зрение человека ограничено, и он не способен их увидеть. Мухаммад Рашид Риза сказал: «Чтобы доказательство отсутствия чего-либо на основе его невидимости было верным и основательным, ученым нужно подтвердить это. Когда ученые искали вещества и неизвестные силы, имеющиеся в этом мире, ими были открыты микробы, благодаря чему медицина и хирургия достигли нынешнего высокого уровня; эти науки продолжают развиваться дальше на основе подобных открытий. Подобное же огромное влияние на современность имело и открытие электричества. Однако если бы о существовании микробов кто-либо заявил в прошлых веках, его бы считали сумасшедшим и говорили о невероятности наличия невидимых существ, которых может быть много тысяч в одной капле воды и которые могут проникать в тела как слонов, так и блохи... и т. д. Такую же реакцию вызвало бы у ученых, не знавших электричества и его воздействия на структуру вещей, сообщение о том, что люди могут общаться с людьми из далеких стран через телеграф и сетевой телефон. Все это было бы тогда чем-то невообразимым для ума, однако все это теперь действительно существует». Дальше он говорит: «Нас не удивляют слова доктора Фандиля, который, описывая пять чувств, говорит, что если бы у нас были еще чувства, кроме этих пяти, то, возможно, мы могли бы воспринимать вещи, недоступные тем пяти чувствам, которыми мы владеем. И если бы наши чувства были острее, чем они есть, мы могли бы пользоваться ими в большей степени, чем сейчас. Если бы наш слух, например, был острее, то мы, возможно, могли бы воспринимать звуки, поступающие из космоса». Эксперименты доказали существование многих вещей в этом мире, которые человек не в состоянии видеть. Электричество, проходящее по цепи, существует, но мы не видим его. Точно так же звуковые волны, передаваемые на расстояние, мы не можем воспринять с помощью своих чувств. В XX веке появилось особенно много таких понятий и знаний о вещах, неподвластных восприятию нашими чувствами. Человек очень плохо знает даже те явления, которые он хорошо видит. Разве не говорят, что небосвод — это синее небо, хотя фактически это не так? Сколько еще неизвестного ему ранее открывает человек по мере того, как развивается? И будет продолжать открывать и дальше, но все время будет чувствовать недостаток знаний относительно созданий вокруг него, хотя существование этих созданий вовсе не зависит от знания или невежества человека. Доказательства, используемые для подтверждения вещей, которые человек не видит, но может воспринимать оставляемые ими следы, подходят и для подтверждения существования джиннов, которых в обычных условиях человек не видит. Тем не менее подтверждено их явление к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и к некоторым другим людям, которые видели их в различных обликах. Наличие других существ в этом мироздании, в том числе и на Земле, где живет человек, вовсе не противоречит разуму. Вот что говорит по этому поводу Сайид Кутуб: «Что касается тех, которые, основываясь на своем разуме, отрицают то, что подтвердил Аллах в этом отношении, то есть наличие других существ в этом мироздании, — разве мы не знаем, на какие сведения они опираются? Их человеческое знание не ручается, что охватывает все живые существа на планете Земля, и не знает, что находится на других планетах. Такие люди несведущи во всем этом, и они отрицают наличие других живых существ только из-за собственного высокомерия и хвастовства». Не исключено, что известные в наши дни «летающие тарелки» — именно такие существа, которые живут в мироздании. Не исключено также, что это джинны, живущие на Земле и отправляющиеся в космос, особенно если учесть, что по имеющимся сведениям эти «тарелки» могут принимать различные, быстро меняющиеся формы и цвета, с огромной скоростью улетатьв космос и исчезать из поля зрения. Поэтому весьма вероятно, что эти «тарелки» из мира джиннов, опять же учитывая, что джинны созданы из языков пламени. Джинны отличаются мобильностью, и свидетели этих летающих тарелок видели, как из них выходили различные существа, похожие на людей. Этот факт подтверждает множество людей на всех уровнях. Многие естествоиспытатели отрицают существование таких созданий как ангелы и джинны, оправдывая это тем, что их нельзя увидеть под микроскопом или поместить в пробирку, чтобы проводить над ними эксперименты. В то же время они сообщают человечеству о существовании магнитного и электрического притяжения и о других фактах, неподвластных нашему чувственному восприятию. «Западная (так и хочется сказать «западня»!) цивилизация и другие материалистические общества совершили ошибку, поверив в рационализм и отвергнув все остальное, и жили во тьме рационального идолопоклонничества. Что касается того, что выходит за пределы чувств и наблюдений, рациональный ум считает это выдумками и измышлениями. Одновременно с тем, что эти материалистические общества создали в сфере материи, мы видим, насколько они низко пали в сферах духа, морали и религии, особенно, когда дело касается таких таинственных понятий, как дух, вдохновение и откровение, поскольку они являются понятиями сверхчувственными и сверхэкспериментальными». Сайид Кутуб по этому поводу говорит: «Что касается абсолютно отрицающих существование этих созданий, то разве они не строят свои размышления на том, что всякое колдовство недостойно доверия и должно быть квалифицировано как суеверие? Разве они не считают, что знают все существа в этом мире, однако никаких джиннов среди них не обнаружили? До сегодняшнего дня ни один из ученых не отрицает этого, хотя даже только на этой Земле изо дня в день обнаруживаются новые существа, о которых еще вчера никто не подозревал. Ученые претендуют на превосходное знание сил на земном шаре и на свою ведущую роль в их открытии, хотя остаются в неведении относительно этого мира. Видели ли они сами те силы, которыми пользуются, утверждая, что джиннов среди них не обнаружилось? С тех пор, как им стало известно расщепление атома, они говорят об электроне с фактическим его научным описанием, однако никто из них этого электрона не видел. И никакой их научный прибор не может зафиксировать этот электрон и протон, о которых они так много говорят. Так зачем же тогда так упорно отрицать существование джиннов? Если учесть, что сведения человечества об этом мире, его силах и обитателях во многом ошибочны, стоит ли придавать значение тому, что отрицают естествоиспытатели? Не потому ли существует так много различных суеверий и мифов, связанных с этими существами, называемыми джиннами? В таком случае наш путь заключается в том, чтобы устранить эти суеверия и мифы, как это сделал Священный Коран. Огульное отрицание этих существ без аргументов и доказательств — это не достижение. Что касается таинственных фактов, нам следует обращаться за сведениями к единственному источнику, достойному доверия, как к нему обращались и раньше, и этому источнику принадлежит последнее решающее слово». Если отрицающие существование джиннов большей частью ссылаются на множество суеверий, связанных с ними, то нам следует отдалиться от этих суеверий. Наша задача состоит в том, чтобы привести действительные, достойные доверия факты о них и объяснить их значение, а не ограничиваться наивными догадками, как это делали некоторые мусульмане, потерпевшие поражение перед материалистами в двадцатом веке. Нам следует разъяснить истинный взгляд Ислама на эти существа, опирающийся на достоверные источники, без измышлений, своевольных трактовок и отступления перед отрицающими их. Уже приводилось множество доказательств существования джиннов, которые вполне укладываются на весах разума. Невежество отдельных людей относительно этих существ вовсе не оправдывает отрицания их существования, ибо знания человека весьма ограничены. Ученый Эйнштейн остановился перед маленьким выдвижным ящиком в самом низу своего письменного стола и сказал: «Относительность того, что я знаю, к тому, чего я не знаю, подобна относительности этого выдвижного ящичка ко всему моему письменному столу». Ограниченность человеческого ума ставит его в беззащитное положение перед тайнами бытия. Высшее невежество, однако проявляется тогда, когда человек отрицает аяты Корана, говорящие о созданиях и чудесах мира, оправдываясь тем, что они непостижимы умом и не поддаются представлению. Человеку следует смиренно вернуться в мир веры и духа, вернуться с преобладанием веры над умом, поставив доказательства Корана выше того, что можно постигнуть органами чувств или увидеть воочию: «О да! Клянусь тем, что вы видите, и тем, чего не видите!» (Аль-Хакка, 38-39). Что касается всего невидимого, как, например, ангелы и джинны, нам следует подчинить свой ум тому, что пришло в виде откровения, ибо мы впадем в заблуждение, пытаясь понять духовное и тайное только с помощью ума. И сколько людей из числа мусульман впали в суеверие, пытаясь постигнуть умом священные тексты, и отвергли их, оказавшись на опасных санях, уводящих их все дальше и дальше от Ислама. Все приведенные примеры, возможно, для некоторых не являются убедительным доказательством существования мира джиннов, но нашим намерением было показать, что для постижения мира тайного недостаточно полагаться только на ум и органы чувств, и мы привели примеры, что в мире много невидимого, неподвластного нашим чувствам. И ее пи отрицающие существование джиннов все же будут упорствовать в своем отрицании, аргументируя тем, что нет умственных доказательств их существования, то мы хотим им сказать следующее: также нет умственных доказательств и их собственного существования или не существования. Даже если они попытаются доказать свое существование, то для ума все равно останутся лазейки, чтобы невежды и возгордившиеся могли отрицать их собственное существование.
Точки зрения различных народов и обществ на существование джиннов
Точка зрения людей Писания
Достоверно, что люди Писания из христиан и иудеев хорошо осведомлены о существовании джиннов, о чем упоминает ибн Таймия: «Что касается людей Писания из христиан и иудеев, то они убеждены в их существовании так же, как и мусульмане, хотя среди них есть и отрицающие их». Правда, их убежденность в существовании джиннов носит искаженный и суеверный характер, как на то указал имам ат-Табари: «Катада передает, что по поводу слов Аллаха: «Они так далеко зашли в своих измышлениях, что устанавливают родство между Аллахом и джиннами, скрытыми от них. Джинны знают, что те, которые не уверовали, неизбежно предстанут перед Аллахом для воздаяния — наказания». (Ас-Саффат, 158) Иудеи сказали: «Всевышний и Всеславный Аллах женился на джиннах, и от них родились ангелы — дочери Аллаха». Иудеи придали Аллаху сотоварища и искаженно описали Его, говоря о том, что Аллах женился на джиннах, и что у Него родились дети от них. Это ложное представление, выходящее за рамки исламской веры в отношении Аллаха и по отношению к джиннам. Иудейская вера считает, что у аль-Джана есть духи-женщины, которые сопровождают человека и могут завладеть ими, и она запрещает людям общение с ними. В Торе сказано: «Не обращайтесь к аль-Джану, не ищите духов-женщин и не совокупляйтесь с ними. Душа, обратившаяся к аль-Джану и к духам-женщинам, будет грешить вслед за ними, отверни же лицо от такой души. Если же мужчина или женщина одержимы аль-Джаном или духом-женщиной, то их следует убить. Упоминается в преданиях, что царь Иуда пользовался услугами аль-Джана и духов-женщин». Что касается иудейской точки зрения на Шайтана, то она в некоторой степени совпадает со взглядом части мусульман, как объясняли ибн Джарир ат-Табари и другие. Иудеи также считают, что Шайтан был повелителем ангелов, но когда Аллах повелел ему преклониться перед Адамом, он почувствовал ревность к Адаму за это, и восстал против Аллаха. Шайтан на иврите еще называется именем Вельзевул, то есть повелитель мусора, или навоза. Ему приписывали знание колдовства, и иудеи запрещали поклоняться ему или призывать его на помощь, так как отрицали Ваала и поклонялись Яхве или Алаилу. Когда они услышали о чудесных исцелениях больных Исой (Иисусом), они говорили: «Воистину, он лечит их с помощью повелителя шайтанов Вельзевула». Аль-Аккад говорит: «У иудеев был обычай бросать жребий на две жертвы: одну из них они преподносили богу Яхве, а другую отпускали, нагруженную грехами, к Азазилу, повелителю Земли и разрушений». В некоторых книгах по истории Ислама и в жизнеописаниях пророков слово «Азазил» также приводится как одно из имен Шайтана — по всей видимости, заимствованное из иудейских преданий. Вариант этого же слова «Азазелло» использовал Булгаков как имя одного из своих персонажей в «Мастере и Маргарите». Иудейская вера упоминает и другие имена Шайтана, такие, как Муштим и Валаал, дух лжи и обмана, которого по-арабски называют Билагуль, то есть такой, на которого нельзя полагаться, У которого нет нравственности и в котором нет добра. Что касается христианства, то оно понимает Шайтана как действительное существо, которое было создано до человека, и которое является повелителем злых духов и божеством на Земле. Мухаммад Рашид Риза описывает христианское понимание сущности Шайтана следующим образом: «Что касается природы Шайтана, то это дух и повелитель, характеризующийся всем тем, чем характеризуются джинны. Кроме того, что он был изгнан в мир тьмы, в его занятия также входит управление этим миром и вражда с человеческим родом». Несомненно, что такое представление искаженно и отвратительно, ибо оно уподобляет его носителей язычникам, которые придают этому миру двух богов: бога света и бога тьмы. И если они считают Иблиса богом тьмы, то тем самым сравнивают его с Аллахом, повелителем всех миров. Новый Завет упоминает, что Иса, мир ему, имеет власть над шайтанами, и те подчиняются ему, ибо он — якобы сын Аллаха. В Евангелии от Луки сказано (4 : 33-36): «Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: «Оставь; что тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю тебя, кто ты, Святый Божий. И Иисус запретил ему, сказав: Замолчи, и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему. И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: Что это значит, что он со властью и силою повелевает нечистым духом, и они выходят?» Там же описывается, как Иблис пытался совратить Ису: «Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был в пустыню. Там сорок дней он был искушаем дьяволом, и ничего не ел в эти дни; а по прошествии их, напоследок взалкал. И сказал ему дьявол: Если ты — сын божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: Написано, что не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих. И возвел его на высокую гору, дьявол показал ему все царства вселенной в мгновение времени, и сказал ему дьявол: Тебе дам власть над сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; Итак, если ты поклонишься мне, то все будет твое. Иисус сказал ему в ответ: Отойди от меня, сатана! Написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему Одному служи». И повел его в Иерусалим, и поставил его на крыле храма, и сказал ему: Если ты — сын божий, бросься отсюда вниз; ибо написано: «Ангелам своим заповедает о тебе сохранить тебя; и на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою своею». Эти тексты содержат заблуждения относительно истины по важным фактам. В первом отрывке Иса, который является одним из пророков в цепи пророков, ставится под власть Шайтана, который переносит его в пространстве, и уговаривает его преклониться перед ним. Это заблуждение. Пророки непогрешимы. Что же касается способности шайтанов обманывать людей и переносить их на дальние расстояния, то эти способности представителей нечистой силы неприменимы к пророкам Аллаха. Вместе с тем в тексте упоминается правильное указание на то, что поклоняться следует только одному Аллаху и нельзя преклоняться перед Шайтаном. Оно находит подтверждение и в исламской вере. Из всего сказанного видно, что представление о джиннах у иудеев и христиан в некоторой степени сходно с исламским взглядом, но отличается от него целым рядом заблуждений. Например, и в Ветхом, и в Новом Завете смешано представление о материи, из которой созданы ангелы и джинны: «Сотворивший ангелов своих могущественных, и предписавший им служение огню и почитание его». И из Ветхого, и из Нового Завета следует, что ангелы созданы из огня; между тем Священный Коран объясняет, что из огня сотворены джинны, а сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сообщает нам, что ангелы сотворены из света. Заблуждения иудеев и христиан относительно джиннов и шайтанов происходят по той причине, что и Тора, и Евангелие потеряли свой чистый первоисточник и были переписаны в более поздние времена, после их ниспослания. Люди, написавшие их, смешали ложь с правдой в соответствии с их собственными потребностями, представлениями и фантазиями.
Точка зрения язычников
Язычники подтверждают существование джиннов, но приписывают им соучастие в сотворении мира и управлении им наряду с Аллахом. Аль-Фахр ар-Рази сказал: «От ибн Аббаса, да будет им доволен Аллах, то, что он сказал в связи со словами Аллаха: «Они поклонялись наряду с Аллахом и джиннам — а ведь именно Он и создал джиннов. Они, ничего о том не ведая, утверждали, что у Него есть сыновья и дочери. Пречист Он и превыше того, что Ему приписывают». (Аль- Ангам, 100) «Они поклонялись наряду с Аллахом и джиннам»: Впали в ересь сказавшие: «Воистину, Аллах и Иблис братья. Аллах сотворил людей, домашний скот, вьючных животных и добро, а Иблис — создатель хищников, зверей, скорпионов и зла». В Коране сообщается: «Они так далеко зашли в своих измышлениях, что устанавливают родство между Аллахом и джиннами, скрытыми от них. Джинны знают, что те, которые не уверовали, неизбежно предстанут перед Аллахом для воздаяния — наказания».(Ас-Саффат, 158) Здесь надо учесть, что слово «джинны», включающее и Ибли-са, образовано от понятия «скрываться». Поскольку ангелы и духовные существа тоже невидимы для глаза, они были причислены к джиннам. Это взгляд язычников, которые впали в ересь. Язычники считают, что Аллах и ангелы воюют с Иблисом, причем Аллах представляет силы Добра, а Иблис — воплощение Зла. Аль-Фахр ар-Рази сказал: «Известно, что язычники говорят: все, что есть добро в этом мире, — от Яздана, а все, что есть зло, — от Ахрумана (так они называют Иблиса). Затем они разошлись во мнениях. Многие из них стали говорить, что Ахруман каким-то удивительным образом обновился, другие (их меньшинство) продолжали считать,что он — извечен и участвовал наряду с Аллахом в сотворении мира, причем Аллах создавал все доброе, а Иблис — все вместе со своим ангельским войском воюет против войска шайтанов Иблиса. По этой причине Аллах сказал о них, что они придали Ему сотоварищей из числа джиннов». Язычники ошибаются относительно сотворения Шайтана, полагая, что он был создан не по чудесному волеизъявлению Аллаха. Аль-Фахр ар-Рази об этом сказал: «Среди язычников есть те, которые говорят: Воистину, Аллах размышлял о Своем царстве и о его величии. И произошло какое-то удивление, и из этого удивления родился Шайтан. Другие говорят: Он засомневался в Своем могуществе, и из этого сомнения родился Шайтан. Утверждающие, что Ахруман возродился, считают, что его возродил Аллах, и что слова Аллаха «и сотворил их» подразумевают именно это. И подтвердив, что Шайтан создан Аллахом, они приписали ему управление этим миром. Но ставить слабого и несовершенного соучастником могущественного и совершенного — просто абсурд». Таково искаженное и ошибочное представление язычников о джиннах, противоречащее здравому рассудку и полное недостатков: оно подразумевает, что Аллах; устал от управления этим миром, а такое представление придает Ему человеческие качества и потому несовместимо с величием Аллаха. Приписывание власти над злом в этом мире Иблису показывает, что язычники считают Иблиса соучастником Аллаха в миросозидании, что Аллах, по их мнению, не является повелителем всего, в то время как в действительности Аллах является Творцом всего в этой Вселенной — и добра, и зла. Он желает добра своим созданиям и предупреждает, чтобы они не принимали зла.
Точка зрения древних греков и римлян
Что касается древних греков и римлян, то они признают существование джиннов, но так же, как и остальные язычники, пребывают в заблуждении и суевериях в своих представлениях о них, ибо поклоняются им наряду с Аллахом. Они разделили джиннов на три группы: Первая: Боги. И главный среди них, породивший их всех (агинус) Зевс, или Юпитер. Вторая: Духи народов и стран, у каждого из этих духов есть свой повелитель из числа джиннов. Римляне даже соорудили золотой памятник джинну Рима. Третья: Отдельные духи, т. е. двойники из числа джиннов. Из этого видно, что древние греки и римляне считали джиннов богами, живущими на Земле и управляющими делами народов и стран, но джинны из третьей группы подчинялись отдельным личностям как их личные двойники. Это близко к взгляду Ислама о том, что у каждого человека есть свой джинн-двойник и двойник-ангел. Но общее представление древних греков и римлян о джиннах остается представлением о них как о священных существах, поскольку они будто бы распоряжаются и управляют этим миром. Как видно из сравнения с исламскими представлениями о джиннах, это опасное заблуждение.
Точка зрения древних индийцев
Взгляд древних индийцев на джиннов близок к исламскому взгляду по некоторым пунктам, например, в разделении джиннов на добрых и злых. Однако в целом их понятия о джиннах содержат множество заблуждений и искаженных представлений. Индийцы подразделяют джиннов на две группы: добрые и злые. Добрые называются «дэвами». Наиболее известными среди них являются кинары, главная обязанность которых — петь хвалебные гимны (паваси-та) высшим божествам-небожителям из числа дэв; божество Кубера со своей многочисленной свитой из числа полулюдей-полузмеев вкупе с богиней счастья Лакшми, которые распределяют богатства среди людей; гандхарвы — музыканты Солнца, которые образуют небесные оркестры, куда также входят кинары, и пленяют умы своим пением; апсары — супруги гандхарвов, избираемые Индрой для того, чтобы они танцевали чудесные танцы на небесах под золотыми и яхонтовыми деревьями рая (мандана); раджинии — певицы, уполномоченные петь на небесах Брахмы, количеством 16 000; божественные строители джи-дары, строящие божественные дворцы и чудесные строения в мире. Из этого мы видим, что в представлении древних индийцев у добрых джиннов все заботы заключаются в том, чтобы танцевать, петь, восхвалять богов, строить дворцы и распределять богатства среди людей, в то время как мы знаем, что добрые джинны в Исламе таких обязанностей не имеют. Такое понимание джиннов у древних индийцев напоминает ангелов в Исламе, которые имеют некоторые сходные обязанности. Злых джиннов называют «асурами» и также подразделяют на разные группы: данавы, асуры, данары и ракшасы. Индийцы говорят, что место их обитания — тьма. Когда-то они нападали на дэвов, чтобы скинуть их с трона и отобрать у них древо жизни, но бежали затем от них в подземные миры. Взгляд индийцев на злых джиннов схож со взглядом Ислама в том, что касается их злобы и испорченности, но во всем остальном отличается от него. К этому можно добавить упоминание аль-Фахра ар-Рази о том, что «существование джиннов признавало подавляющее большинство древних философов и духовных деятелей, которые называли их низшими духами и утверждали, что они более быстры в исполнении, хотя и слабее. Что касается небесных духов, то они более медленны в исполнении, хотя и более могущественны». Ясно, что под низшими духами они имеют в виду джиннов, а под небесными духами — ангелов. Что касается их суеверного и искаженного представления о джиннах и об ангелах по сравнению с тем, что принято в Исламе, они считают, что джиннам и ангелам можно поклоняться, и что те отвечают на молитвы. Несомненно, что такой взгляд является проявлением многобожия.
Точка зрения арабов-многобожников
Что касается арабов-многобожников, то они были хорошо осведомлены о джиннах. Но их сведения были полны суеверий и ложных представлений, которые впоследствии отверг Ислам. Случаи с джиннами широко упоминаются в арабской литературе и поэзии. Сообщая нам об их представлении о джиннах, Аллах говорит: «Они поклонялись наряду с Аллахом и джиннам — а ведь именно Он и создал джиннов. Они, ничего о том не ведая, утверждали, что у Него есть сыновья и дочери. Пречист Он и превыше того, что Ему приписывают». (Аль-Ангам, 100) Имам аль-Куртуби сказал: «Этот аят был ниспослан по поводу арабов-многобожников. Смысл того, что они поклонялись джиннам наряду с Аллахом, заключается в том, что они им поклонялись как Аллаху, о чем упоминают аль-Хасан и другие». «Они так далеко зашли в своих измышлениях, что устанавливают родство между Аллахом и джиннами, скрытыми от них. Джинны знают, что те, которые не уверовали, неизбежно предстанут перед Аллахом для воздаяния — наказания».(Ас-Саффат, 158) Имам ат-Табари так объяснял данный аят: «То есть эти многобожники проводили родство между Аллахом и между джиннами. Комментаторы разошлись во мнениях относительно слова «родство»: какое родство проводили многобожники между джиннами и Аллахом? Ведь некоторые из них утверждали, что Аллах и Иблис — братья. Также от ибн Аббаса известно, что другие говорили: Ангелы — это дочери Аллаха. И по поводу слов «Проводили родство между Ним и между джиннами» Муджахид упоминает, что неверующие курайшиты говорили: «Ангелы — это дочери Аллаха». И Абу Бакр спросил их: «Кто же тогда были их матерями?» Они ответили: «Дочери вождей джиннов, которые созданы из того же, из чего создан Иблис». Кроме того, они верили, что у джиннов на Земле есть повелитель. Аллах сказал: «Некие мужи из числа людей искали покровительства у некоторых мужей из джиннов, но те только ввели их в большее смятение». (Джинны, 6) Сайид Кутуб по этому поводу сказал: «Арабы, к которым с этими словами обращается Коран, раньше верили, что у джиннов на Земле есть повелитель. И если кого-либо из них ночь заставала в долине, то, укладываясь на земле, обращался за помощью к главному повелевающему джинну со словами: «Прибегаю к помощи повелителю этой долины от глупых его рода», а затем ночевал там, чувствуя себя в безопасности». Обращение за помощью и покровительством к джиннам было свойственно многим племенам арабов на Аравийском полуострове до призыва Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Имам аль-Куртуби сказал: «Первыми, кто обращался за помощью к джиннам были йеменцы, затем — племя бану ханифа, а потом это распространилось среди всех арабов. Когда же пришел Ислам, они стали поклоняться Аллаху и бросили их». Кардам ибн Абу Саиб сказал: «Я с отцом отправился в Мекку, когда впервые был упомянут Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Мы остановились на ночь у пастуха овец. Когда наступила ночь, пришел волк и утащил ягненка. Тогда хозяин овец воскликнул: «О, повелитель долины! Это я, твой сосед». И мы услышали чей-то голос: «Волк, верни его!». И ягненок вернулся живым и здоровым, и присоединился к остальным. И в Мекке Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, был ниспослан аят: «Некие мужи из числа людей искали покровительства у некоторых мужей из джиннов, но те только ввели их в большее смятение». (Аль- Джинн, 6) Аль-Фахр ар-Рази, обобщая, сказал: «Что касается слов «ввели их в большее смятение», комментаторы говорят: Это означает, что добавили им греха, вреда, заблуждений, ошибок, зла — все это синонимы... Смысл заключается в том, что люди прибегали к помощи джиннов, боясь, что к ним могут прийти эти же джинны. Этим они только усиливали возможность их прихода. А когда они прибегали к их помощи, а не к помощи Аллаха, то джинны только наносили им вред, и усиливали заблуждение, в котором люди пребывали». Арабы-многобожники не ограничивались только этим, а даже доходили до поклонения джиннам. Рассказывая об ангелах в день Страшного суда, Аллах говорит: «Ангелы ответят: «Пречист Ты! Ты — наш покровитель, а не они. Они поклонялись джиннам, и большая их часть веровала в них». (Саба, 41) Аль-Алуси сказал: «То есть они поклонялись джиннам». Муджахид объясняет, что арабы-многобожники подчинялись шайтанам и поклонялись им, а не Аллаху. Также говорят, что шайтаны представляли им образы шайтанов и говорили: Это образы ангелов, поклоняйтесь им. И те поклонялись. Еще говорят: Шайтаны входили внутрь идолов, когда люди молились, так что те молились им. Также считают, что шайтаны с помощью хитрости принимали те образы, на которые люди молились, так что они молились шайтанам, думая, что молятся ангелам». Чтобы не показаться голословным, обратимся еще раз к историческим фактам. В Испании в 1919г. в городе Лимпиасе сотни людей дали под присягой показания, что своими глазами наблюдали, как изображения некоторых святых на картинах совершали «чудеса», выходя, например, из рам, совершали те или иные действия. Профессор Е. Р. Йеши, который дал краткое описание этого случая в своей книге «Эйдетические изображения» (1930 г.) попытался объяснить это и другие видения наличием эйдетических образов, т. е. весьма сложных изображений на сетчатке человеческого глаза, продолжающих существовать в нашей зрительной памяти и как бы накладывающихся на обычные зрительные образы. Однако он так и не смог объяснить, как этот непростой процесс, определяемый многими индивидуальными факторами, смог происходить у столь значительного количества людей в одно и то же время. Осталось непонятным и то, почему эти оживающие образы подчиняются определенным стереотипам, появляясь на протяжении всей человеческой истории перед представителями разных культур. Древнегреческий писатель-сатирик и философ Лукиан в 155 г. н. э. писал, что однажды на его глазах жрецы храма в Периполисе подняли статую Аполлона. Вдруг она вырвалась из рук, поднялась в воздух и улетела, оставив пораженных служителей культа внизу. Несколько источников сообщают, что когда индейцы в 1600 г. осаждали чилийский город Консенсьон, статуя мадонны таинственным образом покинула здание церкви, начала забрасывать наступавших индейцев камнями и комьями земли. В древнееврейской магии (считают, что она сохранилась в нынешних ритуальных обрядах) использовался «голем», т. е. глиняный человек, оживающий от вложенного ему в рот кусочка пергамента с нанесенной формулой, включающей мистическое имя «божества». В некоторых случаях формулу писали не на пергаменте, а на голове чудовища. И в ряде легенд, в которых сохранилось упоминание об этом магическом обряде, говорится, что «голем» уничтожал своего создателя и неистовствовал. Все сказанное доказывает, что многобожники подчинялись джиннам и поклонялись им наряду со своими идолами. Кроме того, они считали, что джинны сведущи в тайном, и сообщают об этом предсказателям, которые затем объявляют эти ложные сведения. Аиша, да будет ею доволен Аллах, передает: «Люди спросили Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, о предсказателях, и он сказал: «Что именно вы хотите знать?» Они ответили: «О, посланник Аллаха! Они иногда рассказывают нам что-нибудь, что оказывается правдой». И Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что это правдивое слово джинн похищает и повторяет с позволения своего повелителя. Этим правдивым словом они прикрывают сотню ложных сообщений». Рассказывая о джиннах, Аллах сказал: «Мы прежде сидели в засаде на небе, чтобы подслушивать. Но того, кто подслушивает в наше время, подстерегает падучая звезда». (Аль-Джинн, 9) Аль-Куртуби говорит: «Вероотступники из числа джиннов сидели в засаде, чтобы подслушать небесные сведения от ангелов и затем их передать предсказателям. Аллах поразил их огненной падучей звездой, и после этого джинны стали говорить: «Но того, кто подслушивает в наше время, подстерегает падучая звезда». Таким образом, арабы-многобожники были убеждены в существовании джиннов, но их представление о них было искаженным. Это выражалось в том, что они обращались к джиннам за помощью и утверждали, что существует родство между джиннами и между Аллахом. Они считали, что у джиннов на Земле есть повелитель, к помощи которого они прибегали в случаях, когда ночь заставала их в безлюдной долине или они впадали в бедность. Кроме того, они считали, что джинны сведущи в тайном. Когда пришел Ислам, он исправил все эти невежественные взгляды на джиннов и объяснил, что джинны — создания среди других творений Аллаха, которым предписаны поклонение Аллаху и отчет о содеянном в день Страшного Суда так же, как и людям. Мнение о том, что джинны или люди сведущи в тайном, неверно, и об этом упоминает Священный Коран, рассказывая о смерти Сулеймана, мир ему: «Когда же Мы послали ему [Сулейману] смерть, то об этом догадался лишь земляной червь, который источил его посох. Когда же он свалился с трона, уразумели джинны, что если бы им было ведомо сокровенное, то они не пребывали бы в унизительных мучениях». (Саба, 14) «Скажи: «Из тех, кто на небесах и на земле, только Аллах ведает сокровенное, а люди не знают даже, когда их воскресят».(Ан-Намль, 65) Таким образом, из вышеизложенного нам ясно, что за исключением философов, медиков и еретиков, отрицающих существование джиннов, представление о джиннах у разных народов и обществ разное. Тора и Евангелие признают, что шайтаны могут вселяться в некоторых людей и исцеление таких людей зависит от силы веры, и это верно: Ислам тоже признает одержимость некоторых людей злыми джиннами, люди с сильной верой исцеляются путем произнесения коранических аятов или молитв Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Но во взглядах людей Писания есть также отклонения от правильного направления Ислама. В Торе и Евангелии мы находим множество измышлений и фантазий, зиждущихся на суеверии, на основе чего большинство ученых усмотрели в них нарушение единобожия. Тора считает, что Аллах женился на джиннах и породил от этого брака ангелов, но превыше Аллах всего этого; а изгнание бесов Иисусом, мир ему, в Евангелии объясняется тем, что он был сыном Аллаха, а это великая клевета по отношению к Аллаху. Аллах сказал: «Скажи: «Он — Аллах, единый, Аллах вечный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему». (Аль-Ихлас) Что касается Иблиса, то и Тора, и Евангелие единодушны в том, что он был изгнан из рая из-за отказа преклониться перед Адамом, мир ему. Однако взгляд иудеев ближе к канонам Ислама, чем взгляд христиан, ибо они считают, что Иблис — это один из падших ангелов, который был изгнан из рая из-за отказа преклониться перед Адамом. И несовпадение взгляда иудеев с взглядом Ислама заключается в том, что они считают Иблиса одним из ангелов (что будет рассмотрено дальше). Что касается христиан, то у них Иблис стал повелителем Земли и воплощением зла в этом мире, вследствие чего они уподобились язычникам, которые придают этому миру двух богов: бога Добра и бога Зла. А это уже означает, что они придали сотоварища Аллаху. Тем самым христиане уподобились язычникам: древним грекам, римлянам, индийцам и другим. У народов- язычников боги весьма сходны с шайтанами, как по внешнему облику, так и по характеру. Они озабочены лишь распределением благ среди людей и их выбор зависит от того, насколько обильные жертвоприношения им подносятся: они могут рассердиться, если жертвоприношений недостаточно, или быть добродушными, если их в достаточном количестве. Имеются также и другие заблуждения, которые объясняются тем, что и христиане, и иудеи очень тесно общались с язычниками и невольно перенимали их ошибочные взгляды. Кади Абдулджаббар аль-Хамзани говорит, что не римляне приняли христианство, а христиане оримлянились, то есть римляне не стали настоящими единобожниками под влиянием христианского учения, а напротив, их языческие взгляды оказали больше воздействия на христиан, в результате чего у христиан возникла идея Троицы. Несомненно, что истинные Тора и Евангелие, которые были ниспосланы Мусе и Исе, мир им обоим, признавали существование джиннов и дали в отношении их правильные сообщения, далекие от измышлений и фантазий более поздних переписчиков. В результате чего в этих книгах появилось множество уродливых переделок того, что было ниспослано от Аллаха относительно устройства вселенной, ее существ и пророков, мир им всем, и так далее. Кроме того, во все века безбожники старались «изъять» из них все факты, говорящие о единобожии, оставляя эти божественные религии лишенными их духовной основы. Если перейти к вере арабов-многобожников до Ислама, мы видим те же искаженные представления о джиннах и шайтанах, но взгляд арабов-многобожников все же чуть ближе к истине, чем у народов-язычников. Они поклонялись джиннам наряду с Аллахом, но, в отличие от народов-язычников, не считали их соучастниками Аллаха в сотворении мира и управлении им. Они прибегали к помощи джиннов, когда останавливались на ночь в долине, предохраняя себя от их зла, а предсказатели молились им, желая получить от них тайные сведения. Когда пришел Ислам, он устранил все эти суеверные представления о джиннах у всех народов, и объяснил, что джинны — существа, способные принять веру и отвечающие за свои поступки, у которых нет повелителя, что они недостойны поклонения, ибо поклоняться следует только одному Аллаху, и никому больше.
Точка зрения философов и атеистов
Имам аль-Куртуби сказал: «Атеисты и философы отрицали существование джиннов. Но им нельзя верить, ибо это измышление и клевета против Аллаха, а Коран и сунна дают им ответ». Ибн Таймия сказал: «Все атеистические течения требуют доказательств существования джиннов. Что касается людей Писаний из числа христиан и иудеев, то среди них есть убежденные в существовании джиннов, как это подтвердил Ислам, есть и отрицающие их». Ар-Рази упоминал, что большинство древних философов и духовных деятелей признавали существование джиннов, называя их низшими духами, и утверждали, что низшие духи более быстры в исполнении, хотя и слабее. А что касается небесных духов, то они медленнее в исполнении, хотя и могущественнее. Что касается коммунистов и им подобных, то они вообще отрицают явления потустороннего мира, борются со всеми религиями и называют их опиумом для народа. В основе отрицания ими явлений потустороннего мира, включая джиннов, лежит неверие во все, что не может быть воспринято чувствами, с помощью экспериментов или зрительно. Их позиция не может устоять перед множеством доказательств, говорящих о существовании джиннов, и ответ им был дан в исследовании рациональных доказательств.
Сомнения в существовании джиннов и ответ сомневающимся
Сомнения в существовании джиннов: 1 — «Если бы джинны существовали в виде плотных или тонких тел, то в случае обладания ими плотными телами, их мог бы видеть любой человек, имеющий здоровые органы чувств. Если бы они обладали тонкими телами, то они рассеялись бы при появлении ветра или бурь. Из этого ясно, что они не обладают теми сверхъестественными способностями, которые им приписывают подтверждающие их существование». Ответ на это сомнение: Джинны лишены тех форм материи и телесности, которые мы можем воспринимать с помощью наших органов чувств, как воспринимаем, например, животных, деревья и т. д. Но это не исключает то, что Аллах дал им способность к перевоплощению в разные образы «Когда Он хочет чего-либо, то стоит только Ему произнести: «Будь!» — и оно возникает». (Йа Син, 82) Существует множество достоверных хадисов о перевоплощении джиннов в разные формы. Ответ на утверждение «Если бы они обладали тонкими телами, то они рассеялись бы при появлении ветра или бурь». Можно привести пример: огонь, происходящий из молний, в мгновение ока проникает внутрь деревьев и железа и выходит с другой стороны. Разве здесь происходит не то же самое?! Точно так же джинны проникают внутрь людей и пребывают там определенное время, творя недоброе, и это вполне вероятное явление. И нет доказательств, отвергающих это явление. 2 — «Если бы эти существа, называемые джиннами, действительно имелись в нашем мире и общались с людьми, то совершенно ясно, что это общение было бы основано или на дружбе, или на вражде. Если бы оно было основано на дружбе, то ясно, что человек извлекал бы из этого пользу. Если бы оно было основано на вражде, то происходило бы явное противостояние. Однако мы не видим никаких следов такой дружбы или вражды». Ответ на это сомнение: Общение людей с джиннами не обязательно должно приводить к появлению дружбы или вражды с последующим извлечением пользы из этого или установления враждебных отношений. Тем не менее достоверные случаи, описанные в сунне Пророка, доказывают, что некоторые джинны причиняли вред отдельным людям. Мы знаем, что Пророк изгонял джиннов из людей. Точно так же известно, что некоторые джинны помогали определенным людям, как мы знаем из случая с Абу Хурайрой. К нему приходил шайтан, прося пищу, и это повторилось три раза. Он обещал, что больше не вернется, однако возвращался. Абу Хурайра был вынужден обратиться за помощью к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и после этого шайтан сказал ему, что научит его словам Аллаха, которые будут очень полезны для него. И научил его аяту аль-Курси. И сказал: «Читай его, и к тебе не приблизится шайтан». Также имеется много других доказательств, подтверждающих, что некоторые джинны помогали определенным людям, а другие наносили вред. 3 - «Узнать о существовании джиннов можно или через органы чувств, или же через доказательства. Наши чувства не подтверждают их наличия. Говорящие, что видели их или слышали их голоса — это сумасшедшие, которым все это пригрезилось; ничего подобного не было». Ответ на это сомнение: Что касается чувственных доказательств, то джиннов видел Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, а он — пророк, свободный от ошибок и лжи. Также их видел ибн Мас'уд, когда шел вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. И видел Абу Хурайра, когда шайтан пришел к нему в образе бедняка и начал отсыпать себе из имущества закята. Имеется множество других случаев, когда джиннов видели и другие сподвижники до них, и они не сумасшедшие, как предполагают отрицающие существование джиннов, а вполне здравые и достойные доверия люди. Что касается фактических сведений, то их сообщает нам во множестве Священный Коран, дошедший до нас в чистом виде, в истинности которого невозможно усомниться. Также об их существовании нам говорит сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, дошедшая до нас по цепи достоверных передатчиков. Сведения, переданные этими источниками, развеивают любые сомнения и низводят на нет утверждения отрицающих существование джиннов. Что касается тех, кто отрицает существование джиннов из-за их невидимости, подобно еретикам и материалистам, то они отрицают вообще все, что нельзя воспринять с помощью органов чувств. Как отмечалось нами выше, восприятия органами чувств недостаточно для доказательства или отрицания чего бы то ни; было. Рационально мы знаем о существовании в нашем мире множества вещей, которые невозможно постичь с помощью органов чувств, и мы убеждены в их существовании. Кроме того, мы знаем, что человеческий ум не может познать все явления в этом мире из-за своей ограниченности. Воистину, то что знает человек в наши дни — это всего лишь капля в море. И на этом мы завершаем обсуждение сомнений отрицающих существование джиннов.
СОТВОРЕНИЕ ДЖИННОВ
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|