Есть ли посланники и пророки среди джиннов?
Из приведенных выше аятов мы поняли, что джиннов можно подразделить на три слоя: праведные, неправедные и неверующие. В связи с этим возникает вопрос: Есть ли посланники и пророки среди джиннов? Ад-Даххака спросили, были ли среди джиннов пророки до Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, ниспосланные свыше? Он ответил: «Разве вы не знаете слов Аллаха: «О сонмище джиннов и людей! Разве к вам не приходили посланники из вас самих...?». (Аль-Ангам, 130) По мнению ад-Даххака, этот аят доказывает, что Аллах посылал пророков джиннам. Однако этот аят не указывает ясно, были ли пророки джиннами или людьми, так как слова «из вас самих» могли относиться равно как к джиннам, так и к людям. Они могли означать пророков или только из джиннов, или только из людей, или же пророков из джиннов и людей как единой группы. Но то, что пророки появлялись среди людей, было подтверждено. Среди ученых по поводу этого существуют две точки зрения. Большинство исламских ученых прошлого и современности придерживаются мнения, что среди джиннов никогда не было пророков, что все пророки были людьми. Меньшая часть ученых утверждает, что среди джиннов тоже были пророки. Ад-Даххак тоже сторонник этой точки зрения. Что касается пророка Мухаммеда, да благословит его Аллах и приветствует, то мусульманские ученые едины во мнении, что он был послан Аллахом как для джиннов, так и для людей. Сподвижники, последователи, духовные лидеры мусульман и все мусульманские общины согласны с этим основным принципом, как заявил ибн Таймия. Призыв в Коране, обращенный к джиннам и людям, подтверждает это: «Скажи: Если бы все люди и джинны объединились, чтобы создать подобие Корану, они бы никогда не создали подобного ему, даже если бы поддерживали друг друга». (Аль-Исра, 88) Группа джиннов немедленно уверовала, когда услышала Коран: «Скажи: мне открылось, что некоторые джинны, услышав чтение, сказали: «Поистине, мы слышали дивный Коран, подобного которому мы не слышали прежде. Он наставляет на прямой путь и призывает к истине. И мы уверовали в него, и мы не будем поклоняться никому, кроме нашего Господа, Который создал и наставлял нас». (Аль- Джинн, 1-2) Аллах упоминает джиннов, которые услышали Коран и поверили в него в суре «Аль-Ахкаф»: «И когда Мы обратились к группе джиннов, желающих услышать Коран, тогда они все собрались и им сказали: «Тише!» Затем, когда все было окончено, они возвращались к своему народу с предупреждениями». (Аль-Ахкаф, 29) Эти аяты Корана доказывают, что миссия Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, равнозначна как для людей, так и для джиннов. Что касается сказаний, подтверждающих это, одно из них можно найти в двухтомнике «Сахих» аль-Бухари. Это сказание от Джабира ибн Абдуллы: в нем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что ему было даровано пять вещей, которых не было до него еще ни у кого из пророков. Одной из них было то, что предыдущие пророки были посланы к своим собственным народам, а он был послан ко всему человечеству. Следовательно, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, — посланник Аллаха к джиннам и к людям, предупреждающий и приносящий благие вести. В этом заключается его превосходство над другими пророками. А что касается разделения джиннов на праведных, неправедных и неверующих, то эти слои сродни со слоями, существующими среди детей Адама, ибо их тоже три слоя: благочестивые, умеренные и неверующие. Праведные подобны благочестивым, не относящиеся к ним — умеренным, а отступившиеся подобны неверующим. Но, поскольку люди были совершеннее и более разумны, чем джинны, им были добавлены еще три категории, которых нет у джиннов, а именно: посланники, пророки и приближенные. У джиннов же таковых нет, а есть только праведные. В доказательство того, что среди них есть праведные, можно привести следующий пример: «Передают со слов Язида ибн ар-Рукками, что когда Сафуан ибн Мухриз аль-Мазани становился для совершения ночной молитвы, становились также вместе с ним и обитатели его дома из джиннов. Они совершали с ним молитву и слушали чтение Корана. Услышав об этом, ас-Сари сказал ему: «О, Язид, как ты узнал об этом?» Язид ответил: «Когда я приготавливался совершать молитву, слышал их шум, и становилось мне от этого не по себе. Заметив мое смятение, они сказали мне: «Не бойся, о, раб Аллаха! В действительности, мы братья твои, совершаем с тобой молитву». Абу аз-Зубайр сказал: «В то время, когда Абдулла ибн Сафуан был рядом с Каабой, вдруг увидел змею, направившуюся к Каабе со стороны Иранских ворот. Совершив семь обходов вокруг Каабы, она приблизилась к черному камню и прикоснулась к нему. Посмотрел на нее Абдулла ибн Сафуан и сказал: «О, джинн! Ты закончил свою умру. Мы боимся за своих детей и хотим, чтобы ты ушел». После этого змея вышла и направилась туда, откуда пришла».
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|