Здавалка
Главная | Обратная связь

Мудрость Аллаха в сотворении Сатаны



 

В чем же смысл сотворения Сатаны?

Ответ на этот вопрос требует, чтобы вопрошающий знал, что добро и любовь, как и все, что относится к добру, не могут суще­ствовать без наличия своих антиподов — противоположностей. Как сказал поэт:

Все определяется своей противоположностью.

Или, проще говоря: всё познается в сравнении.

Поэтому нельзя знать, что некий предмет представляет собой хорошее без знания диаметрально противоположного ему дурно­го. Если мы будем знать зло и вред, проистекающие из предмета, мы будем в состоянии оценить добро и воздействие этого добра. И так во всех противоположных вещах.

Другое, что необходимо знать, прежде чем ответить на этот вопрос:

Аллах создает что-то имеющее отрицательное свойство, поставив перед собой конечную цель извлечения из этого добра.

Например:

Лекарство имеет неприятный вкус, но принимающий его зна­ет, что в нем заключено исцеление от его болезни. Точно так же, если больному предстоит болезненная ампутация какой-либо части его тела, он знает, что это необходимо, чтобы спасти ос­тальную часть его тела. Лекарство, имеющее неприятный вкус и ампутация части те­ла сами по себе — явления отрицательные, однако конечные це­ли, для которых они предназначены, имеют качество добра. Так же и Аллах создал Иблиса, который является вопло­щением нечестия и который путем всяческих ухищрений будет вредить тому, что Аллах любит и что для Него приятно.

С этой точки зрения он ненавистен и отвратителен Аллаху и Он в отвращении проклял его за неподчинение Своему повелению:

«Воистину, на тебе будет Мое проклятие до самого Судного дня».

(Сад, 78)

Однако в то же время Иблис является инструментом для оп­ределения качества душ, угодных Аллаху, и его существование для Аллаха лучше, чем его несуществование, т. е. Иблис является своего рода лакмусовой бумагой для определения ценности рабов Аллаха.

Основываясь на вышесказанном, мы можем разъяснить вы­сокий смысл, заложенный в сотворении Иблиса, который заклю­чается в следующем:

1 — Тем самым перед людьми проявляется могущество Аллаха в сотворении противоположностей и противоречий. Он создал Иблиса, который является наиболее отвратительным среди созданий в противоположность Джибрилу, который является наиболее благородным из Его созданий. Он создал ночь в про­тивоположность дню, лечение и болезнь, жизнь и смерть, что наилучшим образом доказывает совершенное могущество Аллаха, Его величие и превосходство над всем сущим. Он создал эти противоположности и предоставил Иблису власть над некоторыми из них, и заполнил безграничное пространство Сво­его царства всеми этими творениями, имеющими великий смысл.

2 — Проявление таких качеств Аллаха как Всепобеж­дающий и Воздающий, Могущественный и Наказывающий, Ус­миряющий и Подчиняющий, необходимым образом требуют сво­их противоположностей: если бы в природе Его царства их не было, то они не смогли бы проявиться.

И в противоположность упомянутым Его качествам прояви­лись такие Его свойства, как мягкость, снисходительность, про­щение и достоинство. Среди Его рабов имеются такие, кто про­тивится Его воле, придает Ему соучастников, приравнивает Ему других. Но, даже несмотря на это, Аллах проявляет по отно­шению к ним милосердие, посылая им пищу, предотвращая от них несчастья и будучи готовый простить им их прегрешения.

Аллах сказал:

«Скажи: «Они лучше или Тот, кто удовлетворяет мольбу страждущего, когда он взывает к Нему, устраняет зло и назнача­ет вас на Земле наследниками? Есть ли какой-либо другой бог наряду с Аллахом? Мало вы призадумываетесь!»

(Ан-Намль, 62)

 

По поводу этих слов Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал следующие слова Аллаха:

«Возводил на Меня ложь сын Адама, но ничего у него не вышло. Клеветал он на Меня, но ничего у него не вышло. Что касается лжи, то он утверждал, что Я не смогу вернуть его в то состояние, в котором он был. Что касается его клеветы, то он го­ворил, что у Меня есть сын, но я выше того, чтобы я взял себе сотоварища или сына».

Несмотря на такую ложь и такую клевету, Аллах дает пищу и лгуну и клеветнику, зовет их в Свой рай, принимает рас­каяние, если они раскаялись, а их скверные дела превращает в добрые и помогает им во всех их делах.

Абу Хурайра передал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Говорю вам перед Его ли­ком: Если вы не будете грешить, то Аллах всегда будет с вами. Были народы, которые грешили, но когда они раскаялись в соде­янном, то Аллах простил их».

Чудо Аллаха проявилось в том, что Он сотворил созда­ния, проявив в них Свою мягкость, Свое прощение, достоинство и доброту, хотя сотворил также Иблиса, который с Его позволе­ния творит различные козни и ухищрения, чтобы сбить людей с пути этого добра.

3 — При этом проявляются качества мудрости и знания Ал­лаха, ибо Он — Мудрый и Знающий, Который располагает все вещи по подобающим им местам, чтобы они могли проявить себя в том, для чего они предназначены. Он никогда не распола­гает запретное и порицаемое там, где полагается быть дозволен­ному и поощряемому, равно как не помещает дозволенное и по­ощряемое в местах запретных и порицаемых. Аллах никогда не повелевает того, что запретно, и не запрещает того, что позво­лительно. Он лучше всех знает, куда послать посланническую миссию и кто лучше всех выполнит эту миссию, и никогда не по­ставит вместо этого человека кого-либо другого из его народа.

4 — Мудрость и чудо Аллаха проявились и в создании сопротивления Его пророкам и неверия им, что в конечном итоге приводило к тому, что ему более угодно. Аллах давал знаме­ния людям, чтобы они ценили Его милость. Однако многие не обращали внимания на эти чудесные знамения. Эти чудесные проявления мы можем видеть в потопе, от которого погиб народ Нуха (Ноя), в уничтожении самудитов и народа Луга, в том, что пророк Ибрахим живым и невредимым вышел из огня и т. д. Ал­лах говорит по этому поводу:

«Неужели они не видят, сколько Мы взрастили на Земле прекрасных существ? Воистину, во всем этом — знамение, но большая их часть не верует».

(Аш-Шугара, 8-9)

Таким образом, Иблис был тем пробным камнем, по которо­му определялось различие между добром и злом, точно так же, как для этого были предназначены посланники и пророки Алла­ха, да благословит их Аллах и приветствует. Аллах сказал:

«Аллах не оставит верующих в том состоянии, в каком вы пребываете, до тех пор, пока Он не отличит дурное от хороше­го...»

(Аль Имран, 179)

Аллах послал своих посланников к людям, в которых присутствовали и добро, и зло. И совершенное чудо Его прояви­лось в том, что Он подверг их испытанию, провел отличие между ними и распределил их по местам их предназначения.

Через врага Аллаха Иблиса и его войска осуществилось про­явление зла и непокорности, различных страстей и чувств души в противоположность тому, что угодно Всевышнему — покорно­сти и приложению усилий на пути Аллаха. Через него также осуществилась возможность проявления качеств на пути служения Аллаху. Самое лучшее для того, кто предан Аллаху — это доказать свою верность через страдания и превратности судьбы, которые враг Аллаха сделал возможными. Через такой путь про­шли пророки и посланники Аллаха сед. Через такой же путь про­ходили другие Его рабы, иногда ошибаясь и совершая грехи, иногда раскаиваясь в них.

Аллах не создает чистое зло во всех отношениях, так как Его чудо не желает этого, а то или иное злобное создание пред­ставляет зло и нечестие только в некотором отношении. В созда­нии праведного Он сделал так, чтобы на чаше весов эта правед­ность перевешивала нечестие. В качествах Аллаха нет такого, чтобы Он захотел сделать что-то нечестивым во всех отношени­ях, ибо от Него исходит прежде всего добро, а не зло. Аллах предопределил, чтобы зло могло проявиться в некотором отно­шении у людей и у джиннов для осуществления Своих целей.

 

Мудрость Аллаха в отсрочке, данной Сатане до Судного дня

 

После того, как мы выше рассмотрели смысл сотворения Са­таны, перед нами возникает другой вопрос:

В чем же смысл отсрочки, данной Сатане до Судного дня?

Аллах сказал:

«Иблис взмолился: «Дай мне отсрочку до того дня, когда бу­дет воскрешен род Адама». Аллах сказал: «Воистину, ты в числе тех, кто получил отсрочку».

(Аль-Аграф, 14-15)

Существуют следующие мнения:

1 — Аллах сделал Иблиса критерием (пробным камнем), по которому Он позволяет Своим рабам отличать добро от зла, своего Повелителя от Его врага. Смысл отсрочки, данной Иблису, проявился в том, что вместе с ним сохранялось необходимое зло. Если бы Аллах умертвил его, то это зло бы исчезло.

Аз-Замахшари сказал:

«Я сказал себе: Чем объяснить отсрочку Иблиса, если она за­ключается в том, чтобы сбивать с пути и вводить в заблуждение рабов Аллаха? И ответил себе: Тем, что в этом заключается ис­пытание рабов Аллаха. При разнообразии всех причин, добра в этом больше. И одна из причин также заключается в том, что Аллах создал в мире множество различных соблазнов, видов раз­влечений и забав и установил в душах людей страсти, чтобы с их помощью испытывать Своих рабов».

Таким образом, мудрый смысл заключается в том, что Аллах испытывает детей Адама после того, как Он уже испытал их родоначальника на умение различать добро и зло. В этом заклю­чается и милость Аллаха, и Его высшая справедливость.

Когда судьба Иблиса определилась, он вступил в пререкания со своим Господом, не желая подчиниться Его повелению. Пре­доставление отсрочки ему в этом мире предполагало, что он все больше и больше будет умножать свои грехи, продолжая непод­чинение воле своего Господа, чтобы заслужить то наказание, ко­торое предопределено для него. И Иблис стал главой привержен­цев зла, которых ожидает наказание, так же, как и главой неве­рующих. И нет такого наказания огнем, которое бы не зачиналось им, как проявление совершенной справедливости.

2 — Как сказано в Коране, когда Иблис попросил у своего Господа отсрочки до известного дня, он вступил в пререкания с Господом со словами:

«Потом Иблис добавил: «Скажи мне, это тот, кому Ты отдал предпочтение передо мною? Если Ты дашь мне отсрочку до Судного дня, я введу в соблазн все его потомство, за исключени­ем немногих».

(Аль-Исра, 62)

Аллах знал, что среди потомков Адама будут такие, ко­торые недостойны находиться в раю, и Он ниспослал Иблиса на Землю, чтобы он подкарауливал тех, которые последуют за ним, начнут считать его своим покровителем, и станут недостойными следовать за теми, которые угодны Аллаху. Праведных же Иблис не может совратить, ибо между ним и его последователя­ми с одной стороны и между верующими с другой находится сам Аллах. Аллах сказал:

«Воистину, ему (т. е. шайтану) неподвластны те, которые уверовали и уповают на Аллаха. Воистину, подвластны ему (т. е. шайтану) те, которые признают его своим покровителем или которые ради него стали многобожниками».

(Ан-Нахль, 99-100)

Что касается умерщвления пророков и посланников, то это происходило не по причине их нечестия перед Аллахом, а для того, чтобы они достигли достойной для себя участи и отдохнули от мирской суеты, мирского утомления и страданий, переносимых от врагов Аллаха и последователей Иблиса. С этой точки зрения для них смерть — это благо. Что же касается блага для их народов, то они частью последовали за этими посланниками при их жизни, другие же последовали за ними после их смерти. И это подтверждается тем, что они поклоняются не самим посланникам, а Аллаху, согласно тому, к чему их призывали посланники.

Из этого следует, что причина сотворения Иблиса также втом, чтобы он и его потомство осуществляли на Земле волю Аллаха, несмотря на то, что они являются Его врагами. Даже

если последователей Иблиса ожидает наказание Аллаха, Он обязал их подчиняться Себе и отказываться подчиняться Иблису, к чему и призывали Его посланники на Земле. На тех народах, которые провалили этот испытание, осуществилась воля Аллаха, и нет им прощения после этого, и их ожидает справедливое наказание Аллаха. Он же ни с кем из Своих созданий не бы­вает несправедливым.

В этом же заключалась причина избрания посланников, которые доносили до людей требования Аллаха. Всевышний наказывает согрешивших после их смерти, но никого из Сво­их рабов Он не наказывает без предварительного оповещения их о Своей воле через посланников, которые призывают признать Аллаха и не подчиняться Его врагу. Аллах сказал:

«... Мы никогда не наказывали людей, не послав предвари­тельно к ним посланника».

(Аль-Исра, 15)

И если Аллах введет Своих уверовавших в рай, то это потому, что они при жизни знали цену Его милости, терпя стра­дания, лишения и противостоя безбожию. Они при жизни осознали свои обязанности перед Аллахом, следовали Его повелениям и прилагали усилия на Его пути. И когда Аллах награ­дит их раем, они узнают уже совершенную цену этой великой милости, которую им определил Аллах, и будут благодарить Его за это. Истина заключается в том, что никто не может совер­шенно ценить здоровье, пока не заболеет и не пройдет через страдания.

Таково разъяснение мудрых причин сотворения Иблиса, ко­торые очевидны для всякого разумного человека и отрицать ко­торые может только тот, кто возгордился.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.