Мудрость Аллаха в сотворении Сатаны
В чем же смысл сотворения Сатаны? Ответ на этот вопрос требует, чтобы вопрошающий знал, что добро и любовь, как и все, что относится к добру, не могут существовать без наличия своих антиподов — противоположностей. Как сказал поэт: Все определяется своей противоположностью. Или, проще говоря: всё познается в сравнении. Поэтому нельзя знать, что некий предмет представляет собой хорошее без знания диаметрально противоположного ему дурного. Если мы будем знать зло и вред, проистекающие из предмета, мы будем в состоянии оценить добро и воздействие этого добра. И так во всех противоположных вещах. Другое, что необходимо знать, прежде чем ответить на этот вопрос: Аллах создает что-то имеющее отрицательное свойство, поставив перед собой конечную цель извлечения из этого добра. Например: Лекарство имеет неприятный вкус, но принимающий его знает, что в нем заключено исцеление от его болезни. Точно так же, если больному предстоит болезненная ампутация какой-либо части его тела, он знает, что это необходимо, чтобы спасти остальную часть его тела. Лекарство, имеющее неприятный вкус и ампутация части тела сами по себе — явления отрицательные, однако конечные цели, для которых они предназначены, имеют качество добра. Так же и Аллах создал Иблиса, который является воплощением нечестия и который путем всяческих ухищрений будет вредить тому, что Аллах любит и что для Него приятно. С этой точки зрения он ненавистен и отвратителен Аллаху и Он в отвращении проклял его за неподчинение Своему повелению: «Воистину, на тебе будет Мое проклятие до самого Судного дня». (Сад, 78) Однако в то же время Иблис является инструментом для определения качества душ, угодных Аллаху, и его существование для Аллаха лучше, чем его несуществование, т. е. Иблис является своего рода лакмусовой бумагой для определения ценности рабов Аллаха. Основываясь на вышесказанном, мы можем разъяснить высокий смысл, заложенный в сотворении Иблиса, который заключается в следующем: 1 — Тем самым перед людьми проявляется могущество Аллаха в сотворении противоположностей и противоречий. Он создал Иблиса, который является наиболее отвратительным среди созданий в противоположность Джибрилу, который является наиболее благородным из Его созданий. Он создал ночь в противоположность дню, лечение и болезнь, жизнь и смерть, что наилучшим образом доказывает совершенное могущество Аллаха, Его величие и превосходство над всем сущим. Он создал эти противоположности и предоставил Иблису власть над некоторыми из них, и заполнил безграничное пространство Своего царства всеми этими творениями, имеющими великий смысл. 2 — Проявление таких качеств Аллаха как Всепобеждающий и Воздающий, Могущественный и Наказывающий, Усмиряющий и Подчиняющий, необходимым образом требуют своих противоположностей: если бы в природе Его царства их не было, то они не смогли бы проявиться. И в противоположность упомянутым Его качествам проявились такие Его свойства, как мягкость, снисходительность, прощение и достоинство. Среди Его рабов имеются такие, кто противится Его воле, придает Ему соучастников, приравнивает Ему других. Но, даже несмотря на это, Аллах проявляет по отношению к ним милосердие, посылая им пищу, предотвращая от них несчастья и будучи готовый простить им их прегрешения. Аллах сказал: «Скажи: «Они лучше или Тот, кто удовлетворяет мольбу страждущего, когда он взывает к Нему, устраняет зло и назначает вас на Земле наследниками? Есть ли какой-либо другой бог наряду с Аллахом? Мало вы призадумываетесь!» (Ан-Намль, 62)
По поводу этих слов Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал следующие слова Аллаха: «Возводил на Меня ложь сын Адама, но ничего у него не вышло. Клеветал он на Меня, но ничего у него не вышло. Что касается лжи, то он утверждал, что Я не смогу вернуть его в то состояние, в котором он был. Что касается его клеветы, то он говорил, что у Меня есть сын, но я выше того, чтобы я взял себе сотоварища или сына». Несмотря на такую ложь и такую клевету, Аллах дает пищу и лгуну и клеветнику, зовет их в Свой рай, принимает раскаяние, если они раскаялись, а их скверные дела превращает в добрые и помогает им во всех их делах. Абу Хурайра передал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Говорю вам перед Его ликом: Если вы не будете грешить, то Аллах всегда будет с вами. Были народы, которые грешили, но когда они раскаялись в содеянном, то Аллах простил их». Чудо Аллаха проявилось в том, что Он сотворил создания, проявив в них Свою мягкость, Свое прощение, достоинство и доброту, хотя сотворил также Иблиса, который с Его позволения творит различные козни и ухищрения, чтобы сбить людей с пути этого добра. 3 — При этом проявляются качества мудрости и знания Аллаха, ибо Он — Мудрый и Знающий, Который располагает все вещи по подобающим им местам, чтобы они могли проявить себя в том, для чего они предназначены. Он никогда не располагает запретное и порицаемое там, где полагается быть дозволенному и поощряемому, равно как не помещает дозволенное и поощряемое в местах запретных и порицаемых. Аллах никогда не повелевает того, что запретно, и не запрещает того, что позволительно. Он лучше всех знает, куда послать посланническую миссию и кто лучше всех выполнит эту миссию, и никогда не поставит вместо этого человека кого-либо другого из его народа. 4 — Мудрость и чудо Аллаха проявились и в создании сопротивления Его пророкам и неверия им, что в конечном итоге приводило к тому, что ему более угодно. Аллах давал знамения людям, чтобы они ценили Его милость. Однако многие не обращали внимания на эти чудесные знамения. Эти чудесные проявления мы можем видеть в потопе, от которого погиб народ Нуха (Ноя), в уничтожении самудитов и народа Луга, в том, что пророк Ибрахим живым и невредимым вышел из огня и т. д. Аллах говорит по этому поводу: «Неужели они не видят, сколько Мы взрастили на Земле прекрасных существ? Воистину, во всем этом — знамение, но большая их часть не верует». (Аш-Шугара, 8-9) Таким образом, Иблис был тем пробным камнем, по которому определялось различие между добром и злом, точно так же, как для этого были предназначены посланники и пророки Аллаха, да благословит их Аллах и приветствует. Аллах сказал: «Аллах не оставит верующих в том состоянии, в каком вы пребываете, до тех пор, пока Он не отличит дурное от хорошего...» (Аль Имран, 179) Аллах послал своих посланников к людям, в которых присутствовали и добро, и зло. И совершенное чудо Его проявилось в том, что Он подверг их испытанию, провел отличие между ними и распределил их по местам их предназначения. Через врага Аллаха Иблиса и его войска осуществилось проявление зла и непокорности, различных страстей и чувств души в противоположность тому, что угодно Всевышнему — покорности и приложению усилий на пути Аллаха. Через него также осуществилась возможность проявления качеств на пути служения Аллаху. Самое лучшее для того, кто предан Аллаху — это доказать свою верность через страдания и превратности судьбы, которые враг Аллаха сделал возможными. Через такой путь прошли пророки и посланники Аллаха сед. Через такой же путь проходили другие Его рабы, иногда ошибаясь и совершая грехи, иногда раскаиваясь в них. Аллах не создает чистое зло во всех отношениях, так как Его чудо не желает этого, а то или иное злобное создание представляет зло и нечестие только в некотором отношении. В создании праведного Он сделал так, чтобы на чаше весов эта праведность перевешивала нечестие. В качествах Аллаха нет такого, чтобы Он захотел сделать что-то нечестивым во всех отношениях, ибо от Него исходит прежде всего добро, а не зло. Аллах предопределил, чтобы зло могло проявиться в некотором отношении у людей и у джиннов для осуществления Своих целей.
Мудрость Аллаха в отсрочке, данной Сатане до Судного дня
После того, как мы выше рассмотрели смысл сотворения Сатаны, перед нами возникает другой вопрос: В чем же смысл отсрочки, данной Сатане до Судного дня? Аллах сказал: «Иблис взмолился: «Дай мне отсрочку до того дня, когда будет воскрешен род Адама». Аллах сказал: «Воистину, ты в числе тех, кто получил отсрочку». (Аль-Аграф, 14-15) Существуют следующие мнения: 1 — Аллах сделал Иблиса критерием (пробным камнем), по которому Он позволяет Своим рабам отличать добро от зла, своего Повелителя от Его врага. Смысл отсрочки, данной Иблису, проявился в том, что вместе с ним сохранялось необходимое зло. Если бы Аллах умертвил его, то это зло бы исчезло. Аз-Замахшари сказал: «Я сказал себе: Чем объяснить отсрочку Иблиса, если она заключается в том, чтобы сбивать с пути и вводить в заблуждение рабов Аллаха? И ответил себе: Тем, что в этом заключается испытание рабов Аллаха. При разнообразии всех причин, добра в этом больше. И одна из причин также заключается в том, что Аллах создал в мире множество различных соблазнов, видов развлечений и забав и установил в душах людей страсти, чтобы с их помощью испытывать Своих рабов». Таким образом, мудрый смысл заключается в том, что Аллах испытывает детей Адама после того, как Он уже испытал их родоначальника на умение различать добро и зло. В этом заключается и милость Аллаха, и Его высшая справедливость. Когда судьба Иблиса определилась, он вступил в пререкания со своим Господом, не желая подчиниться Его повелению. Предоставление отсрочки ему в этом мире предполагало, что он все больше и больше будет умножать свои грехи, продолжая неподчинение воле своего Господа, чтобы заслужить то наказание, которое предопределено для него. И Иблис стал главой приверженцев зла, которых ожидает наказание, так же, как и главой неверующих. И нет такого наказания огнем, которое бы не зачиналось им, как проявление совершенной справедливости. 2 — Как сказано в Коране, когда Иблис попросил у своего Господа отсрочки до известного дня, он вступил в пререкания с Господом со словами: «Потом Иблис добавил: «Скажи мне, это тот, кому Ты отдал предпочтение передо мною? Если Ты дашь мне отсрочку до Судного дня, я введу в соблазн все его потомство, за исключением немногих». (Аль-Исра, 62) Аллах знал, что среди потомков Адама будут такие, которые недостойны находиться в раю, и Он ниспослал Иблиса на Землю, чтобы он подкарауливал тех, которые последуют за ним, начнут считать его своим покровителем, и станут недостойными следовать за теми, которые угодны Аллаху. Праведных же Иблис не может совратить, ибо между ним и его последователями с одной стороны и между верующими с другой находится сам Аллах. Аллах сказал: «Воистину, ему (т. е. шайтану) неподвластны те, которые уверовали и уповают на Аллаха. Воистину, подвластны ему (т. е. шайтану) те, которые признают его своим покровителем или которые ради него стали многобожниками». (Ан-Нахль, 99-100) Что касается умерщвления пророков и посланников, то это происходило не по причине их нечестия перед Аллахом, а для того, чтобы они достигли достойной для себя участи и отдохнули от мирской суеты, мирского утомления и страданий, переносимых от врагов Аллаха и последователей Иблиса. С этой точки зрения для них смерть — это благо. Что же касается блага для их народов, то они частью последовали за этими посланниками при их жизни, другие же последовали за ними после их смерти. И это подтверждается тем, что они поклоняются не самим посланникам, а Аллаху, согласно тому, к чему их призывали посланники. Из этого следует, что причина сотворения Иблиса также втом, чтобы он и его потомство осуществляли на Земле волю Аллаха, несмотря на то, что они являются Его врагами. Даже если последователей Иблиса ожидает наказание Аллаха, Он обязал их подчиняться Себе и отказываться подчиняться Иблису, к чему и призывали Его посланники на Земле. На тех народах, которые провалили этот испытание, осуществилась воля Аллаха, и нет им прощения после этого, и их ожидает справедливое наказание Аллаха. Он же ни с кем из Своих созданий не бывает несправедливым. В этом же заключалась причина избрания посланников, которые доносили до людей требования Аллаха. Всевышний наказывает согрешивших после их смерти, но никого из Своих рабов Он не наказывает без предварительного оповещения их о Своей воле через посланников, которые призывают признать Аллаха и не подчиняться Его врагу. Аллах сказал: «... Мы никогда не наказывали людей, не послав предварительно к ним посланника». (Аль-Исра, 15) И если Аллах введет Своих уверовавших в рай, то это потому, что они при жизни знали цену Его милости, терпя страдания, лишения и противостоя безбожию. Они при жизни осознали свои обязанности перед Аллахом, следовали Его повелениям и прилагали усилия на Его пути. И когда Аллах наградит их раем, они узнают уже совершенную цену этой великой милости, которую им определил Аллах, и будут благодарить Его за это. Истина заключается в том, что никто не может совершенно ценить здоровье, пока не заболеет и не пройдет через страдания. Таково разъяснение мудрых причин сотворения Иблиса, которые очевидны для всякого разумного человека и отрицать которые может только тот, кто возгордился.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|