Воздействие на организм спортсменов занятий с различными по величине и направленности воздействия нагрузками
Направленность занятий в значительной мере обусловливает особенности утомления спортсменов и продолжительность протекания восстановительных процессов. Одни занятия оказывают локальное воздействие на организм спортсмена, предъявляя высокие требования к отдельным функциональным системам, другие — достаточно широкое, вовлекая в обеспечение работы ряд функциональных систем организма. Снижение возможностей спортсмена в результате напряженной работы определенной направленности вовсе не означает, что спортсмен не в состоянии уже в ближайшее время проявить высокую работоспособность в работе принципиально иной направленности, определяемой преимущественно другими органами и функциональными механизмами. Этот подход четко может быть сформулирован в свете представлений П.К. Анохина (1974) о структуре функциональных систем. При таком подходе глубокое утомление функциональной системы, определяющей, например, уровень скоростных способностей или максимальной силы спортсмена, требующее длительных восстановительных реакций, еще вовсе не означает, что уже через несколько часов спортсмен не будет в состоянии проявить высокую работоспособность при выполнении работы, связанной с предельной мобилизацией функциональной системы, определяющей уровень аэробной производительности организма. Л.П. Матвеев еще в 1965 г. указывал, что «необходима (в принципе) такая система чередования тренировочных занятий и отдыха, чтобы основные занятия проводились на фоне восстановленной или повышенной работоспособности относительно тех упражнений, которые включены в данные занятия». Следует учесть, что продолжительность восстановления после больших нагрузок различных функциональных систем существенно различается. Возможности функциональных систем, обеспечивающих уровень скоростных качеств, координационных способностей, максимальной и взрывной силы восстанавливаются в 1,5—2 раза быстрее, чем возможности функциональных систем, определяющих уровень выносливости, связанной преимущественно с анаэробным гликолитическим и особенно аэробным путями энергообеспечения. Следует также отметить влияние индивидуальных возможностей спортсменов на интенсивность и продолжительность восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок. Например, функциональные возможности спортсменов одинаково высокой квалификации, находящихся на одном этапе подготовки и специализирующихся в одном и том же номере программы, могут восстанавливаться после занятий скоростно-силовой направленности в пределах 36—72 ч; после занятий, направленных на развитие выносливости при работе аэробного характера,— 48—120 ч. Последействие занятий со значительными нагрузками существенно отличается от влияния аналогичных занятий с большими нагрузками. Период восстановления после занятий
со значительной нагрузкой, намного меньше, чем после аналогичного занятия с большой нагрузкой, хотя объем работы в занятии со значительной нагрузкой, как правило, ниже всего на 20—30 %. Восстановительные процессы после занятий со средними нагрузками обычно завершаются менее чем через 10—12 ч, а после малых нагрузок—измеряются минутами и часами (рис. 56). Занятия избирательной направленности с большими нагрузками оказывают глубокое, но относительно локальное воздействие на организм спортсмена. Так, после занятия скоростной направленности с большой нагрузкой наблюдается значительное угнетение скоростных возможностей. Продолжительность восстановительных процессов во многом зависит от направленности отдельных занятий. Наиболее быстро восстанавливаются функциональные возможности спортсменов после занятий скоростной направленности, а также после занятий, способствующих повышению координационных и скоростно-силовых качеств. Обычно период восстановления после занятий с большими нагрузками указанной направленности завершается в течение 2—4 дней. Занятия, способствующие развитию различных видов выносливости, характеризуются более длительным протеканием восстановительных процессов. Например, после напряженных программ занятий, направленных на повышение аэробных возможностей и требующих глубокого исчерпания углеводных ресурсов организма, период восстановления может затянуться до 5—7 дней.
У спортсменов высокого класса, находящихся в спортивной форме, после идентичных по величине нагрузок восстановительные процессы протекают в 1,5—2 раза быстрее, чем у спортсменов II и 1 разрядов, и обычно завершаются в пределах 1—3 дней. Особенно быстро восстанавливают свои возможности спортсмены, в тренировке которых уделялось особое внимание совершенствованию способностей к быстрому и эффективному восстановлению. Через 5— 6 ч после работы аэробного характера скоростные возможности находятся на уровне, не отличающемся от исходного. Выносливость при работе анаэробного характера возвращается к дорабочему уровню через сутки. Способность к выполнению работы, обеспечиваемой преимущественно аэробными механизмами обмена, резко снижена на протяжении нескольких суток. После занятия с большой нагрузкой, направленного на повышение выносливости при работе анаэробного характера, резко угнетены анаэробные возможности. В то же время спортсмены в состоянии проявить высокую работоспособность при нагрузке скоростной направленности или деятельности, требующей мобилизации аэробных поставщиков энергии. Комплексные занятия с последовательным решением задач, объем работы в каждой части которых колеблется в пределах 30— 35 % доступного в соответствующих занятиях избирательной направленности, оказывают на организм спортсменов более широкое, но менее глубокое воздействие. Через 6 ч после таких занятий наблюдается достоверное угнетение функциональных возможностей организма спортсменов. Через сутки все сдвиги, вызванные работой, исчезают. Такое незначительное утомление в процессе занятия, когда выполняется большой объем работы высокой интенсивности, однако работоспособность в различных его частях преимущественно обеспечивается различными функциональными системами организма. В то же время объем работы избирательной направленности равен лишь трети того, который мог бы выполнить спортсмен, посвятивший все занятие развитию какого-либо одного качества. Поэтому такое занятие следует классифицировать как занятие со значительной, но не с большой нагрузкой. В специальных исследованиях нами был определен объем работы, который должен выполнить спортсмен в различных частях занятия комплексной направленности, вызвав в конце его снижение функциональных возможностей, соответствующее большой нагрузке. Установлено, что распределить средства в каждой из трех частей занятия и одновременно достичь воздействия на организм, соответствующего большой нагрузке, можно в том случае, когда объем этих средств равен 40—45 % доступного в занятиях избирательной направленности. Если же в каждой из частей занятия объем работы колеблется в пределах 30—35 % доступного, то в конце последней трети занятия спортсмен еще проявляет высокую работоспособность, что говорит о недостаточной нагрузке. Тренировочное занятие с разнонаправленными средствами в объеме 40— 45 % в каждой его части доступного в соответствующих занятиях избирательной направленности приводит к возникновению у спортсменов утомления, соответствующего большой нагрузке. Комплексный занятия с параллельным решением задач оказывают на организм спортсменов широкое и соответствующее большой нагрузке воздействие. Занятие, предполагающее параллельное повышение скоростных возможностей и выносливости при работе анаэробного характера, приводит к резкому снижению возможностей систем организма, обеспечивающих способности спортсмена к выполнению работы такого же рода, но не сказывается существенно на его возможностях в отношении работы аэробного характера. Занятие, в котором параллельно развивается выносливость при работе аэробного и анаэробного характера, приводит к снижению работоспособности к такой же деятельности на 2—3 суток; скоростные возможности оказываются угнетенными только в течение нескольких часов после занятия и возвращаются к дорабочему уровню обычно через сутки. Следовательно, утомление, наступающее в результате выполнения программ тренировочных занятий различной направленности, носит строго конкретный характер для каждого занятия. Занятия избирательной направленности с большими нагрузками вызывают резкое угнетение возможностей проявления тех качеств и способностей, которые обеспечивают выполнение тренировочных про- грамм. В то же время спортсмены в состоянии проявлять высокую работоспособность в условиях деятельности, обеспечиваемой преимущественно другими системами. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|