Здавалка
Главная | Обратная связь

ФГОС для обучающихся с РАС (инклюзивное образование)



Значительной части детей с РАС доступно и показано цензовое образование, соотносимое по уровню «академического» компонента с образованием здоровых сверстников, получаемое совместной с ними среде обучения в те же календарные сроки. Инклюзия в наибольшей степени целесообразна для детей с РАС, имеющих формально сопоставимый с нормой уровень психоречевого развития (ориентируемся на 3 и 4 группы, по отечественной психологической классификации аутичных детей), оптимально, если до поступления в школу ребенок имеет опыт подготовки к ней в группе детей.

Вместе с тем, даже имея высокие интеллектуальные способности, эти дети для успешного освоения начального образования в условиях инклюзии нуждаются в систематической психолого-педагогической и организационной поддержке, обеспечивающей удовлетворения их особых образовательных потребностей.

· Не исключена необходимость постепенного, индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе: начиная с уроков, где он чувствует себя наиболее комфортно и успешно, до полной инклюзии[10].

· Ребенок с РАС, обладая хорошими интеллектуальными способностями при поступлении в школу может быть значительно задержан в развитии социально бытовых навыков и навыков коммуникации, он теряется в новой обстановке и может плохо ориентироваться в происходящем, недостаточно воспринимать пояснения. При выраженности этих проблем должна быть подключена дозированная и временная помощь тьютора. Поступление в школу обычно мотивирует ребенка на преодоление этих трудностей и его попытки должны быть поддержаны специальной коррекционной работой.

· В начале обучения у инклюзированного ребенка с РАС могут выявиться трудности формирования учебного поведения. В этих случаях наряду с посещением класса ребенок должен быть временно обеспечен дополнительными занятиями с педагогом (индивидуальными или в группе детей) по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и регулироваться во взаимодействии с учителем[11], адекватно воспринимать похвалу и замечания.

· Даже при успешно отработанных формах учебного взаимодействия на индивидуальных занятиях, привыкая работать в классе, ребенок с РАС нуждается в периоде постепенного перехода от индивидуальной инструкции к фронтальной, в специальном выборе для него места в классе, где он будет более доступен организации учителя, и меньше будет отвлекаться посторонними впечатлениями.

· Ребенок с РАС нуждается в четкой и осмысленной упорядоченности временно-пространственной структуры уроков и всего его пребывания в школе, дающей ему опору для понимания происходящего и самоорганизации.

· Индивидуальные педагогические занятия (циклы занятий) необходимы ребенку, даже если его поведение на уроке всех устраивает. Это нужно для контроля за освоением им нового учебного материала на уроке (что может быть трудно ему, особенно в период привыкания к школе) и для оказания, при необходимости, индивидуальной коррекционной помощи в освоении основной Программы.

· Для успешного обучения в условиях инклюзии ребенок с РАС требует индивидуального подхода:

o При организации и подаче учебного материала в условиях классных занятий должны учитываться особенности усвоения информации и специфика выработки навыков при аутизме:

o При организации самостоятельного выполнения ребенком учебных заданий на классных занятиях должны использоваться (наряду с обычными заданиями) формы, поддерживающих и организующие работу ребенка (например, вставить пропущенное).

o При оценке меры трудности задания и учебных достижений ребёнка необходим учет специфики проблем его искаженного развития, парадоксальности освоения «простого» и «сложного» при аутизме (например, легче выделить скрытые на картинке геометрические фигуры, чем раскрыть ее содержание по смыслу).

· Ребенок с РАС нуждается в начале обучения в специальной организации на перемене, включении его в занятия, позволяющие отдохнуть и получить опыт в контактах со сверстниками.

· Необходимо введение в Коррекционную Программу специальных разделов обучения, способствующих формированию представлений об окружающем, осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного; в специальной работе по оказанию помощи в развитии самосознания: проработке воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать, осмыслять причинно-следственные связи в происходящем.

· Ребенок с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и осмыслении усваиваемых на уроках знаний и умений, не допускающей их простого механического накопления.

· Необходима специальная коррекционная работа по развитию вербальной коммуникации детей, возможности вести диалог, делиться с другими своими мыслями, впечатлениями, переживаниями.

· Развитие внимания к близким взрослым и соученикам, специальной помощи в понимании происходящего с другими людьми, их взаимоотношений, переживаний;

· ребенок с РАС для получения начального образования нуждается в создании условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса), упорядоченности и предсказуемости происходящего;

· необходима специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;

· педагог должен стараться транслировать эту остановку соученикам ребенка с РАС, не подчеркивая его особость, а показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением;

· процесс его обучения в начальной школе должен поддерживаться психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками, семьи и школы;

· ребенок с РАС уже в период начального образования нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.