Здавалка
Главная | Обратная связь

Требования к условиям получения начального образования



В соответствии с текстом статьи 34 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся с РАС для получения начального образования в условиях инклюзии, как и другие обучающиеся с ОВЗ, имеют право на[13]:

¾ «выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность» (пункт 1);

¾ «предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции» (пункт 2);

¾ «перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» (пункт 15).

До настоящего времени механизмы реализации этих прав полностью не определены. В соответствии с этим необходима разработка правового механизма адекватного и ответственного выбора первого варианта ФГОС (инклюзии) для ребёнка с РАС, включая разработку типового контракта, фиксирующего согласованный выбор и разделение ответственности всех участников образовательного процесса, включая родителей.

Кадровое обеспечение – требования к кадровым условиям реализации

Первого варианта (А) федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с РАС.

Педагоги образовательной организации, которые реализуют программукоррекционной работы с детьми с РАС (вариант А) должны иметь квалификацию/степень бакалавра или магистра. Предусматривается:

1. бакалавр по направлению «Педагогика» должен получить образование по магистерским программам в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии] или по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;

2. бакалавр по направлениям «Педагогическое образование» «Психолого-педагогическое образование» должен получить:

· один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии] или по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»,

· либо квалификацию учителя-сурдопедагога; учителя-тифлопедагога; логопеда; учителя-олигофренопедагога по направлению специальное дефектологическое образование;

3. по специальностям тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика с обязательным прохождением профессиональной переподготовки (повышения квалификации) в области инклюзивного образования, подтвержденной сертификатом установленного образца.

Педагоги, которые реализуют основную образовательную программу (вариант А), должны иметь высшее профессиональное образование, предусматривающее:

а) получение степени/квалификации бакалавра или магистра по направлению педагогическое образование (соответствующего профиля подготовки);

б) получение специальности «Начальное образование» (квалификация ― учитель начальных классов).

Для этих категорий специалистов обязательным требованием является прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации) в области инклюзивного образования, подтвержденной сертификатом установленного образца.

В варианте А (инклюзивное образование) детям с РАС может потребоваться временное подключение тьютора (асссистента, помощника). Уровень его образования должен быть не ниже среднего профессионального:

а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» или по направлению «Педагогика» (один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии);

б) по направлениям педагогического образования с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной сертификатом установленного образца.

Финансово-экономическое обеспечение – разрабатываемый стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного образования детей с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с конституционными правами детей для реализации начального образования ребенка с РАС должно быть предусмотрено «подушевое» финансирование.

Материально-техническое обеспечение – материально-техническое обеспечение начального школьного образования детей с РАС должно отвечать не только общим, но их особым образовательным потребностям:

· к организации пространства, в котором обучается ребёнок с РАС;

· к организации временного режима обучения;

· к организации рабочего места ребёнка с РАС;

· к техническим средствам обучения, включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей детей с РАС;

· к специальным приложениям к базовым учебникам, рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям детей с РАС;

Требования к материально­техническому обеспечению ориентированы не только на ребёнка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в «норме», необходимостью индивидуализации процесса образования детей.

Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлечённые в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребёнка с РАС. Предусматривается материально­техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей) ребенка с РАС.

Информационное обеспечение должно включать необходимую нормативную правовую базу инклюзивного образования детей с РАС и информационные связей участников образовательного процесса. Инклюзивное образование ребенка с РАС требует координации действий, т. е. организации обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов массового и специального образования, возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов. Должна обеспечиваться организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии.

 

3.2. Второй вариант ФГОС для обучающихся с РАС (В)

Значительной части детей с РАС показано начальное образование, сопоставимое по своим итоговым результатам с начальным образованием здоровых сверстников, но получаемое в пролонгированные календарные сроки, по Адаптированной образовательной Программе и в среде более точно приспособленной к особым образовательным потребностям такого ребенка - вместе со сверстниками со сходными и не противоречащими его особым образовательным потребностям.

Второй вариант целесообразен для детей с РАС, чей уровень психоречевого развития к моменту поступления в школу оценивается как задержанный, но приближающийся к норме, а также для детей с РАС, чей уровень развития сопоставим с нормой, но выраженные проблемы организации учебного поведения пока не позволяют им войти в процесс инклюзии (ориентируемся на 4 и 2 группы аутизма по отечественной психологической классификации).

Второй вариант (В) ФГОС для детей с РАС отличается от первого (инклюзии), меньшим наполнением класса (6-8 учеников), созданием более четко структурированной временно-пространственной организации обучения; усилением внимания к развитию средств коммуникации; социально-бытовой адаптации; способности к развернутому речевому высказыванию, диалогу. Организация работы специального класса в образовательной организации должна исходить из особенностей развития и образовательных потребностей ребенка с РАС:

· в связи с недостаточной сформированностью учебного поведения, навыков коммуникации и социально-бытовой адаптации для оптимизации работы класса в первый год обучения детям требуется помощник учителя (тьютор);

· может возникнуть необходимость индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в специальном классе;

· создание особенно четко упорядоченной временно-пространственной среды, структуры уроков и всего пребывания ребенка в школе;

· специальная работа по подведению детей к возможности включения во фронтальную работу класса (планирование обязательного периода перехода учителя от индивидуальной инструкции каждому к фронтальной работе и др.);

· использование форм похвалы, учитывающее особенности детей с РАС и подведение их к возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес соучеников;

· учёт специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме: активное использование зрительных опор, организация материала, облегчающая включение ребенка в самостоятельную работу и т.д.;

· при планировании и оценке достижений ребенка необходим учёт особенностей освоения «простого» и «сложного» при аутизме;

· специальная организация детей на перемене, вовлечение их в занятия, позволяющие отдохнуть и, при возможности, включиться в общее взаимодействие;

· специальная работа по развитию социально-бытовых навыков ребенка;

· специальная работа по развитию средств вербальной и невербальной коммуникации;

· специальная работа по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного;

· специальная помощь в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающая их механического - формального накопления;

· обязательное создание условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса), упорядоченности и предсказуемости происходящего;

· специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;

· необходимо развития внимания детей к проявлениям близких взрослых и соучеников и специальная помощь в понимании взаимоотношений, чувств, намерений других людей;

· для социального развития ребёнка необходимо находить области, где он успешен и использовать существующие у него избирательные способности;

· процесс обучения в начальной школе должен поддерживаться психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками, семьи и школы;

· ребенок с РАС уже в период начального образования нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

В связи с неизбежной вынужденной упрощённостью специальной среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к нуждам ребёнка, но ограничивающей его контакты и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по планомерному введению ребёнка в более сложную социальную среду. Ее смыслом является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребёнка с РАС со сверстниками, не имеющими столь выраженных трудностей социального развития. Для решения этих задач требуется следующее.

· специальный класс для детей с РАС должен организовываться в составе школы, предоставляющей возможность для дальнейшего социального развития ребенка с РАС и одновременно его выхода в более сложную социальную среду, требующую от ребенка с РАС развития большей гибкости и спонтанности в поведении. Это может быть как обычная общеобразовательная школа, специальная школа, дающая цензовое образование другой категории детей с ОВЗ с более благополучной динамикой социального развития[14], что дает возможность организации регулярных контактов с ними и вовлечения в общую жизнь школы детей с РАС, обучающихся в этой школе в специальном классе;

· состав класса, где получают начальное образование дети с РАС может не быть однородным. Включение в его состав детей с иными проблемами здоровья, но имеющих сопоставимый уровень психоречевого развития, не только не противопоказан, но даже полезен ребенку с РАС[15] в его социальном развитии. Оптимально, если специальный класс для детей с РАС будет организован в общеобразовательной школе, при этом в составе этого специального класса будут как дети с РАС, так и дети с иными проблемами здоровья, но имеющими сопоставимый уровень психоречевого развития;

· при значительном прогрессе в формировании учебного поведения, в освоении академических знаний и навыков при обучении по Адаптированной образовательной Программе в специальном классе, ребенок с РАС может сменить образовательный маршрут В на маршрут А, но только при условии постепенного включения в более сложную среду - класс здоровых сверстников или в класс, где обучаются дети с иными ограничениями здоровья, получающими цензовое образование[16].

3.2.1. Требования к структуре Адаптированной образовательной Программы начального образования во втором варианте (В) ФГОС для детей с РАС

В структуре Адаптированной образовательной программы для обучающихся с РАС, осваивающих второй (В) вариант стандарта, выделяется восемь содержательных областей образования.

Каждая содержательная область включает два взаимодополняющих компонента: «академический» и «жизненной компетенции», что значимо для ребенка с РАС даже более, чем для любого другого ребенка с ОВЗ. Специфика проблем психического и социального развития детей с РАС проявляется в трудностях использования ими даже имеющихся способностей, применения знаний и умений для решения реальных, повседневных жизненных задач. Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой и важнейшей частью общего образования ребенка с РАС.

Вариант В стандарта отличаются от первого (А) тем, что работа в сфере жизненной компетенции предусматривается содержанием каждой области образования. Поэтому в определении каждой содержательной области образования в структуре Адаптированной образовательной Программы отражены обе взаимодополняющие, стороны образовательного процесса:

· Язык – знания о языке и речевая практика;

· Математика – знание математики и практика применения математических знаний;

· Естествознание – знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром;

· Человек – знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми;

· Обществознание – знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением;

· Искусство – знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве;

· Физическая культура – знания о человеке, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования;

· Технологии – основы трудовой деятельности, доступные и необходимые в жизни технологии и практика их применения.

Такая структура Адаптированной образовательной Программы поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта обучающегося с РАС. Вариативность соотношений этих компонентов и возрастание доли «жизненной компетенции» от первого варианта ФГОС ко второму, отражает вариативность соотношения общих и особых образовательных потребностей в неоднородной группе обучающихся с РАС.

Содержательные линии обучения, раскрывают как «академический» компонент, так и компонент «жизненной компетенции» начального образования детей с РАС







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.