Здавалка
Главная | Обратная связь

Технологии – основы трудовой деятельности, доступные и необходимы в жизни технологии и практика их применения



1. Овладение основами элементарной трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, в том числе информационно-коммуникационными, для развития коммуникации.

2. Попытки применять в жизни освоенные трудовые навыки и технологии.

3. Формирование положительного опыта использования освоенных технологий и навыков для коммуникации, бытовой адаптации, помощи близким.

Требуется оценка результатов продвижения ребенка в развитии жизненной компетенции и предлагается использовать метод экспертной группы. Экспертная группа объединяет всех участников процесса начального образования ребенка с РАС, близких членов его семьи - всех кто с ним тесно контактирует и может характеризовать его поведение в разных жизненных ситуациях, в школе и дома. Задачей является выработка согласованной оценки динамики достижений ребенка в сфере жизненной компетенции и социальном развитии. Для удобства она может быть представлена в форме понятных условных единиц: 0 баллов – положительного продвижения нет; 1 – малое 2 – среднее; 3 – значительное продвижение. Такая оценка поможет членам экспертной группы выработать ориентиры для описания, сравнения и оценки динамики развития разных сторон жизненной компетенции ребенка.

Экспертная группа ориентируется на оценку динамики развития жизненной компетенции ребенка по тем же позициям, что и в других вариантах стандарта:

· адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

· способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

· владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;

· владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

· осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации;

· осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Образование обучающегося с РАС по четвертому варианту стандарта может считаться качественным и удовлетворять взрослых прежде всего при условии прогресса его жизненной компетенции.

3.4.3. Требования к условиям получения образования детьми с РАС по четвертому варианту ФГОС (Д)

В соответствии с текстом статьи 34 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся с РАС для получения начального образования в условиях инклюзии, как и другие обучающиеся с ОВЗ, имеют право на[22]:

¾ «выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность» (пункт 1);

¾ «предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции» (пункт 2);

¾ «перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» (пункт 15).

До настоящего времени механизмы реализации этих прав для детей с РАС, осваивающих четвертый третий вариант стандарта не определены:

· необходима разработка механизмов правового и финансово-экономического обеспечения организации малокомплектных специальных классов для детей с РАС, осваивающих Специальную индивидуальную образовательную Программу (четвертый вариант ФГОС для детей с ОВЗ) в составе Образовательных Организаций, не предполагающих цензовый уровень образования;

· необходима разработка правового и финансово-экономического обеспечения комбинированного комплектования специального класса для детей с РАС, осваивающих Специальную индивидуальную образовательную Программу (четвертый вариант ФГОС для детей с ОВЗ), позволяющего объединять их в процессе обучения с детьми с ОВЗ, нуждающимися в этом же варианте ФГОС, но не имеющими столь тяжких нарушений социального развития;

· при достижении значительного прогресса в освоении Специальной индивидуальной образовательной Программы необходима разработка правового обеспечения перехода ребенка в специализированный класс для детей с РАС, осваивающих третий вариант ФГОС:

· необходима разработка правового механизма выбора третьего варианта ФГОС для ребенка с РАС, включая разработку типового контракта, фиксирующего согласованный выбор и разделение ответственности всех участников образовательного процесса, включая родителей.

Кадровое обеспечение – для реализации Специальной индивидуальной образовательной Программы ребенку с тяжелыми РАС необходимы:

Педагоги, реализующие специальные индивидуальные образовательные программы (вариант Д), имеющие квалификацию/степень не ниже бакалавра,предусматривающую получение высшего профессионального образования:

а) по направлению специальное (дефектологическое) образование;

б) по направлению «Педагогика» [один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии];

в) по одной из специальностей: тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика.

г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению специальной (дефектологическое) образование (степень/квалификация бакалавр).

В варианте Д детям с РАС обязательно требуется подключение тьютора (ассистента, помощника). Уровень его образования должен быть не ниже среднего профессионального:

а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» или по направлению «Педагогика» (один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии);

б) по направлениям педагогического образования с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной сертификатом установленного образца.

Музыкальный работник, учитель физкультуры, рисования и другие педагоги, занятые в начальном общем образовании детей с РАС в варианте Д должны иметь уровень образования не ниже среднего профессионального по профилю преподаваемой дисциплины с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной сертификатом установленного образца.

Для обеспечения варианта Д для детей с РАС обязательной является разработка нового профиля в направлении специального (дефектологического) образования «Обучение и воспитание детей с расстройствами аутистического спектра»; нового профиля «Психологическое сопровождение детей с РАС».

Финансово-экономическое обеспечение – разрабатываемый стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного образования детей с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с конституционными правами детей для реализации начального образования ребенка с РАС должно быть предусмотрено «подушевое» финансирование.

Материально-техническое обеспечение – материально-техническое обеспечение начального школьного образования детей с РАС должно отвечать не только общим, но их особым образовательным потребностям:

· к организации пространства, в котором обучается ребёнок с РАС;

· к организации временного режима обучения;

· к организации рабочего места ребёнка с РАС;

· к техническим средствам обучения, включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей детей с РАС;

· к специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения, электронным приложениям к учебникам, отвечающим особым образовательным потребностям детей с РАС;

Требования к материально­техническому обеспечению ориентированы не только на ребёнка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в «норме», необходимостью индивидуализации процесса образования детей.

Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлечённые в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребёнка с РАС. Предусматривается материально­техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей) ребенка с РАС.

Информационное обеспечение должно включать необходимую нормативную правовую базу инклюзивного образования детей с РАС и информационные связей участников образовательного процесса. Инклюзивное образование ребенка с РАС требует координации действий, т. е. организации обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов массового и специального образования, возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов. Должна обеспечиваться организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии.


[1] Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 03.05.2012.

[2] Закон РФ «Об образовании», ст. 12.6.

[3] Закон РФ «Об образовании», ст. 5.

[4] Особенно в случаях, если ребенок не проходил подготовку к школе в группе детей в период дошкольного детства.

[5]В особенности, если такая работа не велась до школы.

[6] Он лучше чувствует себя в контактах со взрослыми, чем со сверстниками, и в структурированной ситуации урока лучше, чем, в более свободной на перемене. Контакты со сверстниками сложнее для него, чем контакты с более старшими или младшими детьми.

[7] Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

[8] Пункт 13 статьи 59 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

[9] Не имеется в виду надомное обучение.

[10] В набольшей степени это касается детей, не прошедших подготовку к школе в группе детей в дошкольном возрасте.

[11] В особенности, если такая работа не велась до школы

[12] Пункт 13 статьи 59 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

[13] Статья 34 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)..

[14] Это могут быть, например, школы для слабослышащих детей, с нарушением опорно-двигательного аппарата и др. при этом не предполагается, что ребенок с РАС будет получать начальное образование в условиях интерната, так как это не соответствует его нуждам.

[15] Исключение составляют дети с выраженным возбуждением и трудностями организации учебного поведения, котрые дезорганизуют четкий порядок работы класса необходимый ребенку с РАС

[16] При этом требуется снижение наполнения класса.

[17] Статья 34 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)..

[18] Исключение составляют дети с выраженным возбуждением и трудностями организации учебного поведения, котрые дезорганизуют четкий порядок работы класса необходимый ребенку с РАС

[19] При этом требуется снижение наполнения класса.

[20] Статья 34 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)..

[21] Не имеется ввиду надомное обучение

[22] Статья 34 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)..







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.