Здавалка
Главная | Обратная связь

Уровень доступа к информации



В соответствии с интересами обеспечения национальной безопасности и степенью ценности для государства, госу­дарственного учреждения, организации или предприятия информационные ресурсы (информация, документы) мо­гут быть:

– открытыми;

– ограниченного доступа.

Открытая информация,то есть общедоступная (публикуемая в средствах массовой информации, оглашаемая на кон­ференциях, в выступлениях, интервью и т.п.).

К открытой можно отнести также информацию, составля­ющую интеллектуальную собственность ее владельца и за­щищенную нормами авторского, патентного или иного смежного права (исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Запрещается относить к информации с ограниченным дос­тупом:

законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государствен­ной власти, органов местного самоуправления, органи­заций, общественных объединений, а также устанавливающие права, сво­боды и обязанности граждан, порядок их реализации;

• документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демог­рафическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопас­ного функционирования населенных пунктов, произ­водственных объектов, безопасности граждан и населе­ния в целом;

• документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного само­управления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоя­нии экономики и потребностях населения, за исключе­нием сведений, относящихся к государственной тайне;

• документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов го­сударственной власти, органов местного самоуправле­ния, общественных объединений, организаций, пред­ставляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Информация ограниченного доступа,то есть защищаемая, охраняемая.

Под документами, отнесенными законом к категории ог­раниченного доступа, подразумевается документированная на любом носителе (бумажном, магнит­ном, фотографическом и т.п.) текстовая, изобразительная или электронная информация, КОТОРАЯ от­ражает приоритетные достижения в экономической, поли­тической, военной, научной и иной сферах деятельности, разглашение которой может нанести ущерб интересам го­сударства или собственника информации.

Особенностью документа ограниченного доступа является то, что он представляет собой одновременно:

• массовый носитель ценной, защищаемой информации;

• основной источник накопления и распространения этой информации, в том числе ее разглашения (утечки);

• обязательный объект защиты.

 

К информации ограниченного доступа, относится информация, содержащая государственную тайну; коммерческую и служебную тайну.

 

Государственная тайна – государственные секреты, разглашение или утрата которых может повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности, обороноспособности, экономических и политических интересов Республики Беларусь, а также создать реальную угрозу безопасности либо правам и свободам граждан.

 

Коммерчес­кая тайна – этотайна собственника на ценную предпринимательскую информацию.

Информация составляет коммерческую тайну в случае если:

– информация имеет действи­тельную или потенциальную ком­мерческую ценность в силу неизве­стности ее третьим лицам;

– к ней нет свободного досту­па на законном основании;

– обладатель информации при­нимает меры к охране ее конфи­денциальности.

Меры по защите конфиденци­альности информации, составляю­щей коммерческую тайну предпри­ятия, имеют правовой, организаци­онный и технический характер и в совокупности образуют целостную систему.

Слу­жебная тайна — это некоммерческая тайна ведомства, уч­реждения, аппарата управления предприятий и организа­ций, которая должна быть известна строго определенному кругу должностных лиц.

К служебной тайне нельзя относить сведения, которые не могут быть информацией ограниченного доступа или не подлежат засекречиванию, которые нарушают или ограни­чивают права человека, нарушают требования законода­тельных актов о средствах массовой информации.

Состав сведений, относящихся в учреждении к служебной тайне, регламентируется специальным перечнем, утверж­даемым руководителем учреждения. Нижестоящим руково­дителям и исполнителям не разрешается самовольно до­полнять перечень или относить к служебной тайне сведе­ния, не включенные в перечень.

К служебной тайне можно отнести следую­щие сведения, не подлежащие откры­тому опубликованию, оглашению или разглашению:

– информацию о гражданах (персональные данные), в том числе данные о сотрудниках и членах их семей данного учреж­дения, подведомственных учреждений, организаций и предприятий, общественных объединений и т.д.;

– интеллектуально ценные управленческие решения не­экономического, организационного характера, не реа­лизованные в виде конкретных документов;

– проекты и варианты распорядительных, договорных и организационных документов, неоформленные прото­колы, соглашения, переписка и т.д.;

– документы и материалы, составляющие служебную или коммерческую тайну других учреждений, а также поступившие в учреждение от юридических лиц с грифом ограничения доступа;

– сведения, материалы и документы, относящиеся к про­фессиональной тайне (врачебной тайне, тайне страхо­вания, тайне вклада в банке, тайне переписки, тайне телефонных переговоров и т.п.);

– сведения, относящиеся к тайне голосования, поимен­ного анкетирования и опросов;

– сведения о технических и технологических системах обес­печения информационной безопасности учреждения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.