Лабораторная работа 2. Операторы переходаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Лабораторная работа 1. Организация линейной программы
Цель работы: Ознакомиться с алфавитом языка Паскаль, операторами присваивания и ввода-вывода.
Теоретические сведения
Алфавит языка Паскаль составляют следующие символы: 1) буквы латинского алфавита A, B, C… ; 2) буквы русского алфавита А, Б, В,…Я (кроме Ъ); 3) цифры 1,2,3,4,5,6,7,8,9; 4) знаки арифметических операций: +- сложение; -- вычитание; *- умножение; / - деление; 5) специальные символы: . – точка; , − запятая; ;− точка с запятой; : − двоеточие; ’ – апостроф; ( ) – круглые скобки; [ ] – квадратные скобки; _−пробел; { }– фигурные скобки; 6) знаки операций: > - больше; <- меньше; >=- больше или равно; <= -меньше или равно; = - равно; <>- не равно; := -присвоить. Из символов алфавита строят более сложные конструкции – слова, словосочетания, предложения. В языке Паскаль под словом понимают число, строку, имя. Минимальная конструкция языка, представляющая собой законченную мысль, есть предложение. Предложение либо задает полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить, и называется оператором, либо описывает структуру и организацию данных – объектов языка, над которыми эти действия производятся, и называется описанием. Совокупность описаний и операторов образует программу. Для того, чтобы научиться писать программы, необходимо изучить синтаксис языка (правила записи его конструкций) и его семантику (смысл и правила использования этих конструкций). Пример: Составить программу вычисления общей поверхности и объёма круглого конуса, имеющего радиус основания 12,54 см и длину образующей 24,88 см. При вычислении используем равенства: S=πR2+πRL; V=1/3πR2H, где H-высота конуса, определяемая по формуле Программа будет иметь вид: {Вычисление объёма конуса} PROGRAM CONUS; CONST PI=3.1415926; VAR R,L,H,S,V:REAL; BEGIN READ(L,R); S:=PI*R*R+PI*R*L; H:=SQRT(L*L-R*R); V:=PI*R*R*H/3; WRITELN(‘Параметры конуса’); WRITELN(‘R=’,R,’L=’,L,’H=’,H); WRITELN(‘Поверхность конуса’’); WRITELN(‘S=’,S); WRITELN(‘Объём конуса’’); WRITELN(‘V=’,V); END. Программа начинается с комментария. В заголовке программы после служебного слова PROGRAM указывается имя программы CONUS. Далее идёт раздел определения констант, обозначаемый словом CONST . В этом разделе константа π =3.1415926 обозначается именем PI, которое отождествляется с указанным числовым значением. Раздел описания переменных начинается со служебного слова VAR, где переменные R, L, H, S, V описаны как вещественные. В операторной части программы (после BEGIN) первым оператором является оператор ввода исходных данных L и R. В результате его выполнения переменная получает значение 12,54, а L= 24,88. В первом операторе присваивания вычисляется значение переменной S, во втором- H и в третьем- V. Далее следуют операторы вывода на печать текстов, заключённых в апострофы, и значений переменных R, L, H-во втором операторе вывода, S-в четвёртом, V-в шестом. Вывод значений переменных будет осуществлён в стандартной форме. Конец программы обозначается словом END, после которого ставится точка.
Задание
1. Взять задание из таблицы 1 и написать программу для вычисления переменной R, используя для ввода данных операторы READ и READLN. Вывести значения исходных данных, подобрав к ним форматы по операторам WRITE и WRITELN. Значение переменной R вывести в стандартной форме. 2. Взять задание из таблицы 2 и записать математическую запись арифметического выражения.
Содержание отчёта
Отчёт должен содержать: 1. задание к работе; 2. программу; 3. результаты расчётов.
Контрольные вопросы
1. Алфавит языка Pascal. 2. Какие типы величин используются в языке Pascal, как они записываются. 3. Как обозначаются переменные в Паскале? 4. Операторы описания типа переменных. 5. Порядок выполнения действий в арифметическом выражении. 6. Общий вид оператора присваивания. 7. Какова структура программы на языке Паскаль? 8. В чем различие операторов ввода READ и READLN? 9. Каким образом в программу включаются комментарии? 10. В чем различие операторов вывода WRITE и WRITELN? 11. Стандартная форма вывода данных. 12. Каким образом происходит управление формой вывода данных?
Таблица 1
Таблица 2
Лабораторная работа 2. Операторы перехода
Цель работы: Ознакомиться с разветвляющимися вычислительными процессами и изучить работу операторов перехода.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|