Здавалка
Главная | Обратная связь

Лабораторная работа 2. Операторы перехода



Лабораторная работа 1. Организация линейной программы

 

Цель работы: Ознакомиться с алфавитом языка Паскаль, операторами присваивания и ввода-вывода.

 

Теоретические сведения

 

Алфавит языка Паскаль составляют следующие символы:

1) буквы латинского алфавита A, B, C… ;

2) буквы русского алфавита А, Б, В,…Я (кроме Ъ);

3) цифры 1,2,3,4,5,6,7,8,9;

4) знаки арифметических операций:

+- сложение;

-- вычитание;

*- умножение;

/ - деление;

5) специальные символы:

. – точка;

, − запятая;

;− точка с запятой;

: − двоеточие;

– апостроф;

( ) – круглые скобки;

[ ] – квадратные скобки;

_−пробел;

{ }– фигурные скобки;

6) знаки операций:

> - больше;

<- меньше;

>=- больше или равно;

<= -меньше или равно;

= - равно;

<>- не равно;

:= -присвоить.

Из символов алфавита строят более сложные конструкции – слова, словосочетания, предложения. В языке Паскаль под словом понимают число, строку, имя. Минимальная конструкция языка, представляющая собой законченную мысль, есть предложение. Предложение либо задает полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить, и называется оператором, либо описывает структуру и организацию данных – объектов языка, над которыми эти действия производятся, и называется описанием. Совокупность описаний и операторов образует программу. Для того, чтобы научиться писать программы, необходимо изучить синтаксис языка (правила записи его конструкций) и его семантику (смысл и правила использования этих конструкций).

Пример: Составить программу вычисления общей поверхности и объёма круглого конуса, имеющего радиус основания 12,54 см и длину образующей 24,88 см. При вычислении используем равенства:

S=πR2+πRL; V=1/3πR2H,

где H-высота конуса, определяемая по формуле

Программа будет иметь вид:

{Вычисление объёма конуса}

PROGRAM CONUS;

CONST PI=3.1415926;

VAR R,L,H,S,V:REAL;

BEGIN

READ(L,R);

S:=PI*R*R+PI*R*L;

H:=SQRT(L*L-R*R);

V:=PI*R*R*H/3;

WRITELN(‘Параметры конуса’);

WRITELN(‘R=’,R,’L=’,L,’H=’,H);

WRITELN(‘Поверхность конуса’’);

WRITELN(‘S=’,S);

WRITELN(‘Объём конуса’’);

WRITELN(‘V=’,V);

END.

Программа начинается с комментария. В заголовке программы после служебного слова PROGRAM указывается имя программы CONUS. Далее идёт раздел определения констант, обозначаемый словом CONST . В этом разделе константа π =3.1415926 обозначается именем PI, которое отождествляется с указанным числовым значением. Раздел описания переменных начинается со служебного слова VAR, где переменные R, L, H, S, V описаны как вещественные. В операторной части программы (после BEGIN) первым оператором является оператор ввода исходных данных L и R. В результате его выполнения переменная получает значение 12,54, а L= 24,88. В первом операторе присваивания вычисляется значение переменной S, во втором- H и в третьем- V. Далее следуют операторы вывода на печать текстов, заключённых в апострофы, и значений переменных R, L, H-во втором операторе вывода, S-в четвёртом, V-в шестом. Вывод значений переменных будет осуществлён в стандартной форме. Конец программы обозначается словом END, после которого ставится точка.

 

Задание

 

1. Взять задание из таблицы 1 и написать программу для вычисления переменной R, используя для ввода данных операторы READ и READLN. Вывести значения исходных данных, подобрав к ним форматы по операторам WRITE и WRITELN. Значение переменной R вывести в стандартной форме.

2. Взять задание из таблицы 2 и записать математическую запись арифметического выражения.

 

Содержание отчёта

 

Отчёт должен содержать:

1. задание к работе;

2. программу;

3. результаты расчётов.

 

Контрольные вопросы

 

1. Алфавит языка Pascal.

2. Какие типы величин используются в языке Pascal, как они записываются.

3. Как обозначаются переменные в Паскале?

4. Операторы описания типа переменных.

5. Порядок выполнения действий в арифметическом выражении.

6. Общий вид оператора присваивания.

7. Какова структура программы на языке Паскаль?

8. В чем различие операторов ввода READ и READLN?

9. Каким образом в программу включаются комментарии?

10. В чем различие операторов вывода WRITE и WRITELN?

11. Стандартная форма вывода данных.

12. Каким образом происходит управление формой вывода данных?

 

 

Таблица 1

№ варианта Задание Исходные данные
1. с=3 x=0,64 y=5,1  
2. m=0,8 t=4 a=2,25
3. y=0,8 x=3,0 i=4,6 a=1.5
4. a=3,1 b=1,4 d=0,06
5. m=0,2 x=0,17
6. g=0,91 a=3 x=1 i=2,4
7. m=0,8 p=1,7 k=4 x=0,005
8. k=3,7 a=2,61 x=10
9. c=1,2 s=2 a=6  
10. t=5,6 k=2,8 x=0,7
11. b=5,8 a=2 x=1,62
12. y=2 m=3,25
13. f=2,81 c=-2
14. y=3 k=5,6 x=1,8
15. a=0,15 k=4,8
16. k=0,6 y=2,31 a=3
17. b=3,8 m=1,73 t=2,4 z=1,4
18. y=9,41 a=5,1 k=4
19. b=-3 c=5,6 k=0,14
20. m=0,6 a=-2 w=1,38
21. b=3,7 a=0,6 z=2,52
22. x=-5,8 i=2 y=0,25
23. k=2,34 b=1,05 a=0,03
24. m=0,08 x=1,9 a=2 b=4,4

 

Таблица 2

 

№ вар-та Задание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

 

Лабораторная работа 2. Операторы перехода

 

Цель работы: Ознакомиться с разветвляющимися вычислительными процессами и изучить работу операторов перехода.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.