Здавалка
Главная | Обратная связь

ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА



Уже более столетия научное психологическое знание о труде и трудящемся используется для того, чтобы повысить эффективность решения задач организации. Направленность психологических исследований, востребованных обществом в сфере хозяйственной деятельности, зависела от особенностей общественно-политической обстановки и исповедуемых на конкретных исторических этапах управленческих концепций. Так, когда на предприятиях внедрялись принципы научного управления и классической школы управления, использование научного психологического знания в этой сфере общественной практики хотя и имело место, но обращение к достижениям экспериментальной психологии, по мнению Гюго Мюнстерберга, выдающегося немецкого психолога и философа, было еще ограниченным. Наиболее часто применяются знания по психологии при общении.

В мировой экономике многие компании создают подразделения или нанимают отдельных сотрудников для разработки этических кодексов. Главной сферой реализации человеком своих деловых и личностных качеств является трудовой коллектив.

Издавна в трудовой морали выделяется профессиональная этика, которая определяет этические принципы и нормы поведения людей в рамках конкретного вида трудовой деятельности. Она отражает особенности нравственного сознания, взаимоотношений и поведения людей, обусловленные спецификой профессиональной деятельности. Имеется немало различных рекомендаций, касающихся человеческих отношений, этических кодексов для управляющих, интересно написанных книг по этике служебного и внеслужебного общения. В основном это отработанный идейно-психологический инструментарий управленческого воздействия на сознание подчиненных. Менеджеры относятся к нему уважительно, неоднократно на практике убеждаясь в эффективности его применения для решения экономических и социальных проблем предпринимательской деятельности, обеспечения успеха в бизнесе.

Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды и т. д.).

Речь способна точно и беспристрастно фиксировать интеллектуальные соображения человека, служить средством передачи однозначно трактуемых сообщений. Она успешно используется для закрепления и передачи разного рода научных идей, а также координации совместной деятельности, для осмысления переживаний человека, его взаимоотношений с людьми.

К невербальным элементам общения относятся:

1) позы, жесты, мимика - общая моторика различных частей тела (рук - жестикуляция, лица - мимика, позы - пантомима), которая отображает эмоциональные реакции человека. Именно эти особенности и называются кинесикой;

2) качество голоса, его диапазон, тональность, в том числе особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость - паралингвистика, или просодика;

3) темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации контакта - экстралингвистика;

4) организация общения, учитывающая взаимную ориентацию и пространственные потребности его участников, - проксемика. Ее основатель Эдвард Холл называл ее пространственной психологией;

5) визуальное общение - контакт глаз.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы представляют собой «добавки» к вербальному общению. Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

Невербальные средства общения чаще всего используют в целях установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, фиксации того, насколько хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.