Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА



В настоящее время растет социальная значимость информации, она является важнейшим ресурсом человечества. Основные жизненные потребности личности связаны не только с природным, социальным, техническим пространством, но и с информационным пространством, так как к главным признакам информационного общества относятся:

- во-первых, максимальная информированность личности,

- во-вторых, высокий уровень владения новыми информационными технологиями и,

- в-третьих, знание основ организации социальной жизни.

По своей сути информация всегда является превращенной формой знаний, обеспечивающей их распространение и социальное функционирование. Если информация не становится достоянием индивида, то она перестает существовать. На данном этапе развития общества наблюдается огромный всплеск всех видов информации, или так называемый информационный бум. Человеку становится все труднее ориентироваться в растущем потоке сведений и сообщений. При этом возникает потребность в оптимизации поиска и отбора нужной информации, а для этого необходимо научиться регулировать ее потоки.

Важное место в теоретическом осмыслении понятия информации и механизма информационных процессов в обществе должно занять понимание того, что она (информация) функционирует в определенной информационной среде.Таким образом, информационная среда выступает:

- во-первых, как проводник, преобразователь и распространитель информации,

- а во-вторых, как источник информационных потребностей, связанных с деятельностью людей.

Организация, в которой осуществляется деятельность персонала, представляет собой место, в котором активно происходит взаимодействие личности с информационной средой. Процессы освоения и переработки информации должны быть творческими, чтобы получить новые знания. Не простое запоминание информации, а творческая ее переработка будут способствовать не только активному информационному поведению персонала, но и развитию его трудового и творческого потенциала. Развитие созидательного потенциала, в свою очередь, зависит от творческих задатков, внешних обстоятельств и характера непосредственной деятельности персонала.

Следовательно, правильно выбранная и обработанная информация с помощью новых информационных технологий становится не только определенным эвристическим потенциалом персонала, но и своеобразной помощью при постоянных изменениях реальности, поэтому одним из важных параметров профессионализма персонала современных организаций является уровень его информационной культуры.

В последнее время информационная культура персонала рассматривается с различных точек зрения. Так, Е. А. Медведева считает, что информационная культура - это уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию.

Профессиональную информационную культуру обусловливает специфика деятельности персонала. В этом аспекте формированию базисной информационной культуры личности способствуют характеристики, параметры, определяющие готовность решать широкий круг повседневных задач независимо от особенностей специальных видов деятельности, адаптация к широкому спектру социальных ролей безотносительно к конкретной деятельности.

На становление информационной культуры человека оказывает влияние не только его деятельность, но и объем информационных знаний, самообразование, определенные бытовые навыки и умения, а также информация средств массовых коммуникаций. Данный процесс сложно не только проследить, но и управлять им. Однако его можно структурировать, организовывать при целенаправленном развитии информационной культуры персонала. Уровень базовой информационной культуры персонала никоим образом не следует сводить к количественным показателям и результатам измерений. Необходима его качественная оценка, которая строится на анализе процессуально-деятельностной и субъективно-личностной сферы. Таким образом, при определении информационной культуры необходимо учитывать наличие разноуровневых ее субъектов, каждый из которых обладает своими специфическими функциями. Можно предложить следующее определение: «Информационная культура - это вырабатываемые на основе информационных возможностей представления, навыки, умения социального субъекта, проявляющиеся в его деятельности и позволяющие приобретать знания и использовать информационную компетентность для реализации своих целей и адаптации к условиям окружающей среды». В узком смысле данного слова - это рациональные способы обращения с информацией, необходимой пользователю для решения теоретических и практических задач, и одновременно с этим эффективное использование информационных средств. Эффективно овладеть информационной культурой возможно лишь через приобретение новых знаний и умений не только в процессе своей деятельности, но и путем самообразования, а также через расширение своего информативного кругозора.

Ввиду того что под информационной культурой личности понимают не только один из основных элементов профессионализма и трудовой адаптации, но и часть общей и профессиональной культуры, уровень динамичного образования личности, выделяют следующие составляющие, которые могут являться параметрами, определяющими цели и задачи ее формирования:

- информационная компетентность;

- ценностно-смысловой компонент;

- инновационный стиль мышления.

Информационную компетентность как составляющую информационной культуры персонала рассматривают в контексте развития его интеллектуальных возможностей не только в профессиональной деятельности, но и для самообразования на протяжении всей жизни. Она предусматривает как усвоение систематизированных знаний, так и приобретение навыков и умений по овладению ими, что формирует способность к получению нового знания с умелым сочетанием использования информационных технологий. Существует своеобразный барьер между миром человека и миром компьютеров, и преодолевать его можно, только будучи компетентным в сфере информационных технологий. Таким образом, можно выделить главное в информационной компетентности человека - реальное и эффективное использование знания в решении тех или иных проблем.

Более конкретно компетентность можно определить как особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности.

Ценностно-смысловой компонент информационной культуры персонала представляет собой личностно значимые и личностно ценные взгляды, которые оказывают влияние на взаимоотношения с окружающими. Следовательно, аспект общения становится на первое место. Любое общение затрагивает фундаментальные, базовые механизмы личности - ее ценностно-смысловые ориентации, поэтому высокий уровень информационной культуры персонала помогает аргументированно выражать свою мысль и адекватно воспринимать мысль собеседника. Если информационный процесс предполагает обмен значениями, знаниями, то процесс общения всегда связан с обменом мыслями, убеждениями. Таким образом, общение между персоналом и клиентом представляет особый тип коммуникации, направленный на выяснение и согласование ценностно-смысловых ориентаций в совместной деятельности и обеспечивающий им возможность координировать усилия, которые направлены на достижение цели организации. Это, в свою очередь, требует высокого уровня профессиональной подготовки современного специалиста, и прежде всего - развития его коммуникативных способностей и умений.

Инновационный стиль мышления является совокупностью трех компонентов структуры мыслительной деятельности персонала организаций, которые непосредственным образом связаны с уровнями его информационной культуры: мотивационного, операционного и прогностического.

Мотивационный компонент в структуре инновационного стиля мышления формируется за счет внутренней мотивации, познавательной деятельности, в которой мыслительные процессы систематизации и обобщения совершенствуются на уровне связей между предметными системами знаний.

Операционный компонент в структуре инновационного стиля мышления персонала организацийпроявляется в комплексе знаний и практических умений межпредметного характера. Становление данной мыслительной деятельности выражается в появлении новообразований, возникающих в учебной, научной и профессиональной деятельности персонала.

Роль правильно отобранной информации для образования прогностического компонента в инновационном стиле мышления состоит в том, что именно при переработке необходимого объема информации происходит переход от «ситуативного» к научному познанию мира. Имея высокий уровень информационной культуры, на основе правильно отобранной информации личность начинает оперировать научными понятиями, расширяет и систематизирует знания. В процессе формирования информационной культуры личности происходит развитие и совершенствование контроля и оценки решаемых задач, адекватность которых способствует более верному построению прогнозов, необходимых для развития своей деятельности. В специальной литературе отмечается, что перспективность - это один из наиболее ярких проявляющихся устойчивых признаков прогнозирования. Ее можно также отнести к инновационному стилю мышления.

Сложившиеся мотивационные, операционные и прогностические компоненты инновационного стиля мышления позволяют создать субъективные структуры управления и коррекции собственной деятельности, а также выделить внутренние механизмы контроля. Их действия направлены на трудовую адаптацию персонала к новым проблемам, стоящим перед организацией, а также на занятие собственной определенной критической позиции. Выделенные составляющие информационной культуры персонала современных организаций взаимосвязаны и не могут существовать изолированно друг от друга.

Результаты исследований ученых показывают, что сегодня процессы информатизации все активнее внедряются в современные организации и особую роль в формировании уровня информационной культуры персонала играет правильно отобранная информация и новые информационные технологии. Существуют определенные факторы, которые стимулируют или тормозят информационную культуру персонала. Высокий уровень информационной компетенции, инновационный стиль мышления являются важнейшими компонентами информационной культуры персонала. Таким образом, требования к уровню информационной культуры в определенной области могут варьироваться в зависимости от специфики деятельности конкретного специалиста в области управления. Профессионализация управленческой деятельности предъявляет к работнику определенный набор требований (рис. 1).

Рис. 1. Индивидуальные качества, определяющие успех профессиональной деятельности менеджера-экономиста

Степень соответствия управленца предъявленным ему требованиям может быть разная, поэтому качественно определенные степени соответствия работника требованиям профессиональной управленческой деятельности называются уровнями профессионализма управленцев. На основе исследований О. С. Анисимова, А. Л. Емельянова и В. М. Шепеля выделяют 10 уровней профессионализма экономистов-менеджеров:

1) информационный- способность собирать информацию, осуществлять ее первичную обработку, передачу и хранение. На этом уровне обычно происходит применение различных предписаний, а также освоение основных средств мышления и деятельности, необходимых для осуществления деятельности;

2) процедурный - способность выстраивать конкретные действия (процедуры и операции) в необходимой последовательности для решения определенных задач;

3) тактический - способность применять совокупность методов и средств для решения задач в краткосрочный период. Необходимо уметь пользоваться основными средствами мышления и деятельности для достижения согласованных целей;

4) оперативный - способность управлять деятельностью нескольких специалистов или их групп. На этом уровне происходит выработка предписаний для управленческой деятельности. Необходимо обладать способностью познавать других людей;

5) проектный - способность разрабатывать различные проекты и управлять ими. На этом уровне происходит видоизменение предписаний в управленческой деятельности. Необходимо обладать способностью к продуктивной деятельности и способностью решать проблемы, поставленные другими;

6) ситуационный- способность управлять деятельностью людей с учетом ситуационных параметров. Необходимо уметь корректировать выбранный ситуационный метод управления и принятия решений с учетом конкретных условий;

7) системный - способность придавать управленческой деятельности системность, т. е. рассматривать как совокупность взаимосвязанных ситуаций и явлений, а также превращать сложное в простое, восходить от абстрактного к конкретному. Необходимо обладать способностью ставить проблемы;

8) программно-целевой - способность вырабатывать миссию, цели организации и разрабатывать программы деятельности коллектива для достижения целей организации. На данном уровне применяется комплексный подход, при котором учитываются различные аспекты менеджмента и их взаимосвязи;

9) стратегический - способность разработки эффективной стратегии деятельности организации для достижения ее целей, а также программы развития профессионализма больших коллективов;

10) концептуальный - способность к глубинному исследованию процессов управленческой деятельности на высшем уровне. На этом этапе происходит непрерывное саморазвитие и самореализация управленца.

Каждый из представленных уровней имеет такую степень качественной определенности, которая позволяет отличать один уровень от другого. Характеристика уровня является универсальной для любой деятельности управленческого типа. Данные уровни профессиональной управленческой деятельности помогают проводить более точную оценку деятельности персонала при проведении аттестации.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.