Здавалка
Главная | Обратная связь

Изучение глобализации



Глобальное развитие и международный обмен информацией

Смирнова И. С.

 

Октября 2010

 

Структура информационной глобализации:

1) Учет (полный) материальный ресурсов;

2) Тотальный учет информационный ресурсов (знания, технологии, культурные ценности и т.д);

3) Мониторинг материальных и информационных ресурсов (создаваемые базы данных должны регулярно анализироваться и актуализироваться, т.е. все должно постоянно работать);

4) Тотальный учет населения;

5) Разграничение доступа к информационным ресурсам (модель сетевого администрирования);

6) Разработка всеобщих информационно-психологических способов на население (чтобы все люди получали одинаковую информацию, а самое главное приблизительно одинаково ее воспринимали);

7) Информационная война или информационная блокада для деятельности противников информационного прогресса.

 

Некоторые классические зарубежные концепции информационного общества.

1962г – Производство и распределение знаний в соединенных штатах, Махмут (США). Махмут в работе приходит к выводу, что в современном обществе складывается «экономика знаний».

Упоминание об информационном обществе впервые было употреблено в Японии в неких отчетах по компьютерным технологиям, о работе правительства в информационных сферах.

 

Белл – американский социолог («грядущее постиндустриальное общество, опыт социального прогнозирования»). Белл делит развития человечества на три стадии: аграрную, индустриальную и постиндустриальную (информационную). Это называется стадийным подходом. В своей работе Белл старается показать смену интересов постиндустриального общества в сторону непроизводства.

 

Тоффлер («Третья волна») отталкивался, по сути, от идей Белла. Он взял эти три этапа и назвал их волнами. Первая волна, по его мнению, была до 18 века, вторая накрыла нас в середине 18 века и существовала до середины 50х годов. И сейчас мы где-то на гребне постиндустриальной волны.

 

Большая часть ученных рассматривают на эволюции европейских цивилизаций, даже не затрудняя себя в объяснении почему они это делают. Вообще, не для всех стран ясны эти волны, так, например, некоторые страны Востока пропустили вторую волну (из аграрной – сразу в информационную, практически пропустив индустриальную волну), а какие-то африканские страны еще с третьей волной и не встретились. Все эти концепции – европейские.

 

 

Маршалл Маклюэн – автор идеи «глобальной деревни», которая заключается в четырех этапах:

1) Дописьменное варварство (в этот период люди не имели письменности, поэтому вся информация передавалась на прямую, соответственно мир человека ограничивался «деревней», в которой этот человек пребывал);

2) Письменность (человек уже способен расширять свой информационный круг, имеет возможность передавать свои знания по различным территориям, а также по временному пространству последующим поколениям в неискаженном варианте);

3) Книгопечатание (возможность адресовать информацию массам, возник феномен «печатного текста», когда печатное слово вызывает большее доверие, чем то, что сказано);

4) Возникновение новых технологий (по завершению четвертого этапа мы окажемся опять в «деревню» из-за возможности мгновенно передавать информацию).

 

Японский ученный Масуд («информационное общество, как постиндустриальное общество»). Он в каком-то смысле утопист в своих идеях, т.е. если информационное общество станет в своем идеальном воплощении, то оно будет бесклассовым и бесконфликтным. Будет создано мировое правительство с небольшим гос.аппаратом, на которое не придется тратить серьезных средств. В общем, идеальзированная концеция информационного общества.

 

Стоунер – противовес Масуда. Он считает, что знания – это некий материальный продукт, который можно продавать, отдавать в займы, под процент и т.д. Знания – ресурс, предмет обогащения, финансовый инструмент, а следовательно и будущее общество не может быть бесконфликтным.

 

Кастельс («информационный город», «информационный век») уходит от использования термина «информационного общества», он считает его не очень корректным, такое общество он называет сетевым («the net society»).

 

Герберт Шиллер не отрицает того, что общество меняется и что информационный аспект приобретает все большее и большее значение, но воспринимает все это без эйфории и считает, что все это скорее негативно, чем позитивно. И вообще информация – это дело людей, которые занимаются дезинформацией. Т.о. мир станет более дезинформирован.

С каждым днем информации производится все больше и больше (по его мнению, ее создают специально для достижения тех или иных целей), создаются все более совершенные средства и способы для создания информации, ее обработки и хранения. В современном мире создается инфраструктура, без которой человек не сможет существовать и соответственно человек станет заложником инфраструктуры. Подвергнутся не только наши нужды, но и сознания. В большинстве случаев, люди начнут работать на ТНК. Он констатирует, что главным критерием информации является ее прибыльность. Впрочем, он не говорит, что все сильно изменится, во многом, это существует уже и сегодня.

Любая информация будет подаваться под соусом привлекательности, иначе простое общество не может воспринимать информацию в сухом виде.

 

Энтони Гидденс говорит, что информация всегда имела знаение, всегда была товаром, но не видит каких-то коренных изменений. Это обычное развитие, которое не представляет из себя революцию. Это развитие он называет «радикальной модернизацией». Т.о. по его мнению, не стоит возводить информацию на пъедестал.

 

Эрнест Геллнер критикует ажиотаж по поводу новой информационной сферы.

 

11.09.10

Сама идея глобального развития появилась примерно в 20 веке. Сейчас мы в конце эпохи линейного сознания. Древним была свойственна мифологичность (сферичность) сознания. Люди не воспринимали действительность в линейном порядке (вчера – сегодня – завтра). Журналистика не могла тогда возникнуть, т.к. она опирается на факты, подлежащие??? Расследованию.

Линейное сознание – в пространстве и во времени (что, где и когда происходит). Появление и книг – носителей фактов (ранее было только устное творчество). Факт – то, что зафиксировано, даже если он шкяпает??? Действительность.

Сейчас – современное человеческое сознание – фрагментарное – развитие фрагментарного (сетчатого, ячеечного) сознания. Его возникновение появилось с новой информационной системой (Интернет) и способностью запоминать информацию фрагментами. Информации слишком много, человек всё меньше прослеживает логику и взаимосвязь между событиями. Это угрожает и системе обучения, которая существует сейчас. С каждым новым поколением способность фрагментарного сознания будем всё отчётливее доминировать над линейным. Смена сознания грозит тем, что люди будут меньше пользоваться логикой, что будет содействовать манипуляции сознанием.

СМИ создают реальность, которая может иметь мало отношения к действительности. Чем меньше развито сознание человека, тем больше он верит создаваемой реальности.

 

Глобализация

 

Глобализация – это возникновение новой системы мирового хозяйствования, что в идеальном варианте означает слияние национальных экономик в единую систему.

Идеальный вариант глобализации:

1.Максимальная мобильность движения товаров

2.Информационная открытость (нет групп, организаций, компаний, которые прячут информацию, она открыта для всех)

3.Стандартизация управления (на деле ока даже законодательство стран ЕС отличается)

4.Сближение политических интересов (взаимосвязь их настолько, что уже не отделить интересы страны/организации от др.)

5.Сближение культурных ценностей.

На практике всё это мало выполняется , есть лишь отдельные элиты???презелы???

Сторонники глобализации видят преимущества в глобализации:

1.Глобализация – естественный результат развития общества, а не насильно вводится

2.Глобализация способствует и предполагает свободные потоки капиталов, информации à экономический рост и процветание.

3.Глобализация способствует созданию единого мирового социально-экономического строя --à устранение социально-экономических конфликтов -à одновариантность развития человеческого общества

4.Всеобщее распространение единой культуры, т.к. она впитывает в себя лучшее из различных культур.

 

Глобальное развитие состоит из 3 взаимосвязанных компонентов:

1.Новое международное разделение труда

2.Международное производство

3.Глобальные процессы В политическом отношении

 

Новое МРТ. МРТ вообще существовало ещё в древности. Но даже в начале 19 века на международный обмен поступал всего 1% мирового ВВП. Большой сдвиг принесло развитие промышленности и капитализма, промышленный переворот и модернизация. Межотраслевое разделение труда на международном уровне стало развиваться интенсивнее. Сейчас же оно всё чаще замещается/дополняется внутриотраслевым разделением труда (обмен продукции, в одной отралси) . Всё чаще население работает в сфере услуг , она приносит наиболее быструю прибыль и в ней меньше риска.

 

Международное производство. Это прежде всего вынос в менее развитые страны трудоёмких и материалоёмких , экологически грязных производств. Пространственное разъединение технологического производства продукции, что уменьшает издержки (каждая страна/ производство отвечает за ту или иную фазу производства).

Увеличение значения рекламы. Характер рынков сбыта: если в 50-60-е гг. производство ещё работало на определенный рынок, то сейчас это правило уже редко соблюдается. Все компании стремятся к экспансии, быть востребованными на максимально широком рынке.

 

Глобальные процессы в политике

Политические объединения????

Распад СССР и социалистического лагеря -à ликвидация биполярной конфронтации -à возможность единой политической системы. Но этого пока не происходит.

 

18.09.2010.

 

Многие страны – члены различных МОрганизаций.

Например, Дания – член более 160 организаций, Франция – более чем 150. Любая глобализация??? имеет определённые инструменты, которые на практике помогают ощутить глобальные процессы:

1.Либерализация (у либерализации истоки – ещё в 19 веке). Либерализация протекает в 2 формах:

 

1)Межгосударственные договорённости ( о таможенных тарифах, упрощение экспортных/импортных процедур и т.д.)

Ещё в колониальном периоде начатки либерализации, страны-колонизаторы хотели облегчить движение капиталов и товаров.

 

2)Внутри государства (само гос-во определяет отмену тарифов/ограничений на иностранный капитал на внутреннем рынке и пр.). Россия – открываются предприятия для привлечения иностранных инвестиций, но квотирование у нас высокое – иностранные товары дороже стоят). На законодательном уровне - более успешна внешняя мобильность, международные договоры унифицированы, носят общий характер. Внутреннее законодательство разнится, каждое государство внутри вносит свои поправки. Интересы государства доминируют над интересами глобального общего рынка.

 

2. Приватизация. Инструмент по большей части использован???? . Переход собственности в частные руки. Приватизация – процесс 20 века. Т.к. в 40-60 гг.20 века гос-ва Европы приобрели всё больше экономической власти. Произошла национализация корпоративной собственности.

Технологически сложные предприятия почти все национализированы. Гос. сектор в Европе стал значительной частью государственной экономики. Но гос.сектор не всегда ориентирован на прибыль. В 1973-74 гг. – топливно-энергетический кризис --à стали появляться недостатки, неэффективность государственной экономики. Период неолиберальных теорий. М.Тэтчер и Р.Рейган стали проводить новые теории на практике.

Гос-во стало снимать с себя обязательства социальные, перекладывая их на национальный капитал.

Горбачёв сначала думал снагуин???? Модель в России, но Европа и США пообещали помощь, если он перейдёт к рыночной экономике через «шоковую терапию». Россия оказалась не встроенной ни в европейский, ни в азиатский сектор, при этом потеряв свой собственный, выстроенный в советский период.

Т.е. основная теория приватизация – неолиберальная (монетаризм).

 

Говорить о такой идеальной структуре, как мировая глобализация, сейчас нельзя – есть лишь глоб.празелитизм. Т.к. глобализация – это единый социально-экономмический строй для многих государств. Но пока такой системы не сложилось. Высокие темпы развития таких стран, как Китай, показывают, что можно успешно существовать вне предлагаемой социально-экономической системы.

В развивающихся странах – эволюционная тракдермация??? Капитализма. Нет однотипности развития. Развивающиеся страны – развитие даже по капиталистическому пути под серьёзным влиянием национальных интересов и особенностей.

---L> многовариантность развития в социально-экономической сфере. НТП, рост коммуникационных возможностей во второй половине 20 века внесли вклад в развитие культурной глобализации, но она принесла также много проблем.

С экономической точки зрения, доступность информации обо всём ведёт к изменению ментальности в некоторых регионах.

Инт-т и прог.???? – распространение информации о том, что происходит где-то далеко. Распространение западной культуры.

 

Не обратимый???? Процесс: возрождение религиозно-культурных ценностей регионального и локального характера – в качестве внутренне выражаемого/не выраженного??? Протеста. Национальные культуры борются за самосохранение , некоторые страны стараются оградить себя от культурного взаимопроникновения.

 

Возрождение традиционных локальных ценностей, т.к.:

1.обновление местной элиты, которая пополнялась во многих странах выходцами из непривилегированных слоёв – носителей традиционных культурных ценностей.

2.В 20 веке постепенно стал утрачиваться страх перед европейским оружием. Ряд локальных войн (вьетнамская, афганская) создали ощущение противостояния западной культуре странами с традиционной культурой.

3.Способность ряда развивающихся стран конкурировать наравне с развитыми в определённых сферах, что способствовало национальной гордости.

-à и в военной, и в экономической сферах страны ощущают свою самодостаточность и стремятся распространять уже свою собственную культуру.

 

Если в 80-х гг. стало наблюдаться расхождение векторов цивилизацинного развития, послевоенное господство единства????? стало исчезать, а к к.????90х стало появляться отчуждение, иногда перерастающее в открытую враждебность , неприятие по отношению к другой культуре, особенно при появлении экономических и социальных проблем.

 

О культурной глобальности можно говорить только на уровне информационной глобальности, которая состоялась. Доступ ко многим информационным ресурсам.

Экономическая глобализация тоже достигла некоторых результатов, хоть и с поправками , но более ген.??? политическая глобализация.

 

Но и здесь процессы интеграции сопровождаются процессами фрагментации определённых регионов.

Но – G7, страны «золотого миллиарда» - на них большая часть экономических ресурсов, 7/10 мирового товарооборота, 90% ????элитных??? акций – ОЭСР. ¾ инвестиций – эти страны в основном обладают технологическими и информационными ресурсами.

 

Другие страны тоже задействованы в мировой экономике, но их трудно вовлекать в глоб.процессы. У одних нет природных ресурсов и они неинтересны для развитых государств, у других небольшой трудовой рынок и туда нельзя перенести производство, также мешают низкий уровень грамотности и квалификации и грамотности рабочей силы.

 

70-е гг. 20 века – 31 страна, где «-« темпы ВВП на душу населения, - 11, 1% мирового населения. К 21 веку – 48 стран и 28% мирового населения.

 

Ряд стран после деколонизации оказались неспособными поддерживать те производства, которые там были во время колониального периода. Например, Конго – золото, нефть, алмазы, красное дерево есть – но после ухода Бельгии разработка ресурсов остановилась, страна сейчас бедствует.

Родезия, Намибия, Южная Африка – та же ситуация. Так, в Намибии при Германии был рыболовный флот – сейчас ничего. Сами неспособны ничего делать.

 

Т.е. в экономической глобальной зоне??? – диспропорция между численностью населения и потреблением. «Золотой миллиард» показывает??? 82% совокупного ВВП мира. А 22% беднейшего населения – лишь 1,5 % совокупного мирового продукта.

 

Интеграция развивающихся стран в глобальную экономику может идти двумя путями:

1. Полная интеграция в глобальную экономику – структура экономики страны определяется внешними рынками????. Страна действ-ро??? навязанным ей извне правилам.

 

2.Либо крупные страны – Индия, Китай, Бразилия и прочие. Либо крупные интеграционные объединения – АСЕАН, рынок Южного конуса (Бразилия, Аргентина, Чили и т.д.) – могут развиваться на своей основе, у них достаточно интеллектуальных, природных и прочих ресурсов, могут стать крупными игроками на мировом рынке. Здесь не полная интеграция, а взаимодействие с глобальной экономикой.

 

25.09.10.

 

Регионализация протекает параллельно с глобализацией. Формы регионализации:

1.Открытые формы

2Закрытые формы

 

Регионализация открытого вида – некое интеграционное взаимодействие стран какого-либо региона в контексте развития этого региона и мировой глобализации (ЕС, НАФТА). Она не противоречит глобальным мировым процессам, просто регион отстаивает свои интересы.

Регионализация закрытого вида – защита интересов региона как альтернатива глобализационным процессам, противопоставляет себя глобализации (например, бывший СЭВ).

 

Издержки глобализации

 

1.Неравномерное распределение благ и преимуществ в мировом масштабе. Выгода – у стран «золотого миллиарда», отдельных ТНК, личностей [РФ включена в глобализацию, но на внутреннем рынке есть проблемы – большинство населения не видит выгоду от глобализации, а отдельные личности получают много выгоды].

-à угроза конфликтов как на международном, так на внутринациональном уровне, конфронтации внутри населения стран, между станами.

 

2) Нестабильность некоторых экономик. Национальные экономики взаимозависимы, и при мировых кризисах могут пострадать (кризис 1997 года) – проблемы могут возникнуть лишь в одном месте, а обвал случиться везде. Меньше всего буду затронуты те страны, которые менее вовлечены в процесс глобализации (например, сейчас в ЕС при кризисе лучше ведущих стран этот кризис перенесла Польша).

 

Эти кризисы могут перерастать в конфликты (например, проблема Греции в ЕС). Одним странам жалко отдавать деньги, а другим кажется, что им мало помогают.

 

3)снижение национальные автономии, т.е. контроль над экономикой страны, зависимость её от более сильных экономик, что создаёт угрозу её суверенитету, опасность его хотя бы частичной утраты -à рост различных националистических движений, из-за боязни утратить свою национальную независимость, особенно во время кризисов (пример – Германия и Греция). Нежелание Швейцарии вступать в ЕС связано с нежеланием связывать себя обязательствами. Швейцария хочет быть в глобальных празенах???,но на своих условиях. В политической жизни Европы крайне националистические партии становятся всё более популярными, даже попадают в парламент.

 

4)Проблемы экологического характера

Глобальные продзены??? à экономические проблемы. Перенос предприятий, опасных для экологии, в менее развитые страны.

Мальдивские острова. Вся туристская индустрия сопряжена с большим количеством отходов -à мальдивское правительство выделило один из островов. Куда всё это свозится. Работают там работники из соседних стран. «Экологический шантаж» становится сейчас одним изэкономических механизмов (бедная страна просит денег за сохранение свой природы и т.д.)

 

5)Проблема занятости

В том числе в развитых странах – благодаря переносу значительной части производств в развивающиеся страны. Части населения в развитых странах нечего делать. После 2 МВ произошло повышении е уровня жизни и уровня образования. Средний европеец получал навыки производственной работы и мог идти работать. После переноса производств оказалось, что в Европе нужны госслужащие, люди с очень высоким образованием и чернорабочие. Европейцы не хотели идти на грязную работу à сначала внутриевропейская миграция, а потом стали приезжать мигранты из других стран. Поэтому средние европейцы, не желающие идти на грязную работу и неспособные получить высокую квалификацию, сидят дома -à определённая часть населения не занята в производстве и проще им платить пособие. Чем трудоустраивать.

Но после нынешнего кризиса произошло уменьшение налоговых поступлений и им труднее платить пособия.

 

Во всех европейских странах работающая часть населения снижается из-за демографической проблемы (сейчас на 3 пенсионеров 1 работающий????), но кормить надо не только пенсионеров, но и инвалидов, безработных и т.д., крупный капитал уходит из европейских стран, есть даже идеи отсрочить пенсионный возраст: пока человек живёт и может работать, пусть работает.

 

 

Изучение глобализации

 

По проблематике изучения глобализации есть несколько подходов:

  1. Культурологический
  2. Экономический
  3. Информационный ( с точки зрения неб-ии???? Информационных ресурсов)
  4. Экологический
  5. Комплексный

 

Анализ концепции глобализма.

 

Западная философия глобализма опирается на несколько теоретических концепций:

 

1.Теория открытого общества (“Открытое общество и его враги», Копер?)

2.Мир-системный подход (Валлерстайн)

3.Хантингтон – «столкновение цивилизаций»

4.Концепция «конца истории», Фукуяма (хотя он уже отказался от неё). Книга «The End of History and the Last Man».

 

2.10.10

 

Первая половина 20 века – начало концепций глобализма.

Большинство концепций имело мало отношения к реальной жизни. Он рассматривал проблему глобализма как превращение всеобщего в особенное и наоборот.

Робинсон «Постмдернизм или культурная логика позднего капитализма», «Постмодернзм или культурная логика позднего капитализма» «Постмодернизм и общество потребления».

Джеймсон тоже рассматривал вает.??? скорее с философской точки зрения проблематику глобализма:

1.Такого явления как глобализация, в природе и обществе не существует. Мир разделён на национальные сообщества, государства и т.д.

2. Можно взглянуть на глобализацию как на явление, которое существовало всегда.

3.Подход к глобализации связан с созданием мирового рынка, глобализация как конечная цель капитализма.

4.Экономический подход – но?? Глобализация рассматривается как один из этапов капитализма, а не как финал.

5)Также Джеймсон рассматривал глобализацию как коммуникационное явление, в рамках которого выстраивается культурная и экономическая составляющие.

 

Склэр.

Один из первых рассматривал глобализацию в социологическом аспекте. Современные проблемы (государства национальные проблемы) не могут быть изучены вне контекста глобализационных процессов.

Он не писал о ТНК и транснациональном капитализме – как проблеме глобальной системы. Видит необходимость локального социального протеста против глобального капитализма. Локальные социальные протесты помогут трансформировать капитализм в его позитивную форму.

Фридман. Говорит, что интеграция регионов неизбежна: либо присоединение к глобальному рынку, либо гибель в изоляции.

 

Учёные: либо пессимистичный взгляд на глобализацию, либо оптимистичный. Фридман считает , что безопасность и процветание можно достигнуть на всех уровнях, если больше людей будет принадлежать к среднему классу. Макдональдс для него – признак распространения глобализма, его посещают, как правило, представители среднего класса. Средний класс не хочет потрясений. Все представители среднего класса похожи друг на друга, хоть и живут в разных странах. На них и воздействовать можно одинаково, у них одинаковые ценности.

 

Хирст Томсон – скорее скептическое отношение. Считали, что существует лишь модель глобализма, а его по сути и нет. Модели мирового идеального хозяйствования нет., т.к. 80% товарооборота внутри ОЭСР и т.д.

 

Испанский профессор Мартинос-Альер. Рассматривает проблему глобализма, ввёл в науку понятие экологического распределения (неравномерности распространения и использования природных ресурсов) à политическая экологи и т.д. Проблемы защиты окружающей среды носят глобальный характер. Ясно, что экологические проблемы одного региона сказываются и на других , которым приходится бороться с последствиями, хотя они и непричастны к их возникновению. Движения экологические – локальный характер, деятельность экологических организаций не выходит на глобальный уровень. Глобальные изменения климата.

 

Концепция «открытого общества»

Трактовки разные. 2 основные трактовки:

  1. Элитарная (Берксон, «2 источника морали и религии» - нач. 30 гг. 20 века)
  2. эгалитарная (Копер, «Открытое общество и его враги») – 40-е гг. 20 века.

 

Бергсон. Закрытое общество – то, которое сложилось естественным образом. Такое общество возникло как принудительное, исходя из обстоятельств, это замкнутое общество. Индивидуум вынужден подчиняться этому обществу для достижения общей цели. Открытое общество – то, которое строится на идеях, возникает некий духовный прорыв. Это некое идеальное общество. Людям не надо принуждать себя и других людей к действиям. По мнению Бергсона, закрытое общество – тупик, круговорот, из него можно вырваться лишь через духовный прорыв.

 

Копер.

 

Делит общества прежде всего на 2 типа:

1.Магическое (племенное, коллективное) – закрытое. Подчинено коллективным интересам.

2)Открытое – индивидуумы сами принимают решение – рациональное, критическое общество. Закрытое общество со временем терпит крах, становится всё более открытым. Происходит унификация культурных ценностей и многообразия. Мораль и нравственность будут совпадать в рамках всеобщего восприятия.

 

Фукуяма.

 

Концепция «конца истории». Завершение идеологической эволюции человечества. Человечество делится на историю и постисторию. В постисторичный период история закончена, нет больше ни искусства, ни философии, остаётся лишь музей человеческой истории. Но может возникнуть ностальгия по историческому периоду -à возможно, начнётся что-то новое, человечество не сможет постоянно существовать в постиндустриальном периоде. Неротичные тексты – священное (Библия и т.д.)

 

Хантигтон

 

Разделение человечества на «золотой миллиард» и остальных. Процесс глобализации в рамках однополярного мира во главе с западной цивилизацией.

Различные цивилизации. «Столкновение цивилизации?» , 8 цивилизаций. Основа столкновения – противоречия межкультурные. Культурные противоречия имеют глубокие корни, даже в человеческом подсознании.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.