Тема 9. Энергетический обмен. Питание.
2. Цель: На основе теоретической знаний основ энергетического обмена, источников поступления свободный энергии в организм и путей ее расхода, научиться расчитывать энерго затраты организма и составить адекватный пищевой рацион. 3. Задачи обучения: Студент должен знать: - составляющие энергетического баланса; - источники энергии в организме; - энергетические затраты при различных видах деятельности; - методы исследования энергетического баланса; Студент должен уметь: - расчитатьрасход энергии по таблицам; - расчитать расход основного обмена по формуле и номограмме; - определить суточный рацион энергии; - уметь составит пищевой рацион, соответствующий принципам рационального питания. 4. Основные вопросы темы: 1. Обмен веществ. Энергетический баланс источники энергии и расход энергии. 2. Методы исследования энергетического обмена. 3. Основной и рабочий обмен веществ. Регуляция обмен веществ. 4. Понятие о рациональном, сбалансированном питании. 5. Теории питания. (сбалансированный, адаптивное, адекватное). 6. Суточные нормы потребления пищевых веществ. 7. Основные принципы сбалансированного питания. Пищевые и непищевые вещества. 8. Требования составления суточных рационов. Принципы составления пищевого рациона. 5. Методы обучения и преподавания: А) Выполнение практических работ. 1. Определение основного обмена по формулам и таблицам. Определение основного обмена по формуле Гарриса-Бенекдита. для мужчин – ОО= (665,1 +13,8*В) + (5,0*С) – (6,8*А) для женщин – ОО =(655,1 + 9,6*В) + (1,8*С) – (4,7*А). где В – вес, С – рост, А – возраст. - определение ОО по таблице Гарриса-Бенекдита (см. таблицы) - определение отклонения от ОО по формуле Рида. - отклонение от ОО = 0,75*(ЧП+ПД* 0,74)-79; (норма +10%) -определение основного обмена по данным поверхности тела. Определяют по программе поверхность тела (S). Затем к соответствии с полом и возрастом испытуемого находят величину К – расход энергии на 1 кв.м. поверхности в час и умножают К на S и на количество часов в сутках (24) Т. Обр. ОО = К* S*24. Полученные результаты заносят в таблицу.
2. Определение основного обмена. Раб. 86, 87 ст. 213-217.
3. Определение суточного расхода энергии у студентов.
4. Составление пищевого рациона и его оценка. Для расчета рациона необходимо учесть всю принятую пищу за сутки, выяснить вес каждого продукта и пользуясь справочной таблицей подсчитать сколько энергии и сколько различных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) получает испытуемый за сутки. Пищевой рацион каждый студент составляет для себя за прошедший день. Все расчеты заносят в таблицу №1.
Заполнив таблицу студенты должны подсчитать: 1. общую калорийность пищевого рациона за сутки. 2. Калорийность завтрака, обеда и ужина отдельно. 3. рассчитать сколько белка, жира, углевода входит в рацион. 4. Сопоставить калорийность рациона с энергозатратами. 6. Литература: Основная: На русском языке: 1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. – М.: изд-во РУДН, 2001. – 409 с. 2. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А.Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986. 3. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем / Под ред. К.В.Судакова. – М.: Медицинское информационное агентство, 1999. – 718 с. 4. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. – 784 с. 5. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2003. – 656 с. 6. Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник.- М., 2006. – 696 с. 7. Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной,иллюстрированный): учебное пособие.- М., 2007.- 520 с. 8. .Яковлев В.Н.; и соав.Методы исследования физиол. функции.Воронеж 1991 Дополнительная: 1. Гладинец А.М. Интегративная деятельность организма. - Караганда, 2001. - 63 с. 2. Начала физиологии /Под ред. А.Д.Ноздрачева. - С-Пб.: Изд-во "Лань", 2001. 3. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И.Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II. 4. Физиология человека /Н.А.Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I,II. 5. Практикум по норм.физиологии. Ред. В.И.Торшин 2004 На английском языке: 1. Guiton / Hall. Medical physiology /Eddited by W.B. Saunders compan 7. Контроль(вопросы, тесты, задачи и пр.)
Ф ЗКГМУ 703-06-09. Методические рекомендации для занятий (практических, семинарских, лабораторных). Издание второе
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|