Здавалка
Главная | Обратная связь

Трансформация организаций



Создание корпоративных объединений1 позволяет объединившимся структурам повысить конкурентоспособность как своего конечного продукта, так и бизнеса в целом.

Трансформация как организационно-экономическое преобразование организаций, при котором меняется состав юридических лиц, участвующих в преобразовании, является неотъемлемой составляющей развития организаций.

Основные виды трансформации предусмотрены ст. 57 ГК РФ: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Исходя из практики бизнеса можно назвать еще один вид трансформации — поглощение.

Слияние и поглощение представляют собой процедуры смены собственника или изменения структуры собственности организации, являясь конечным звеном в системе мер по ее реструктуризации. Цель слияния и поглощения заключается в увеличении благосостояния акционеров и достижении конкурентных преимуществ на рынке.

Слияние и поглощение — одни из основных методов реализации трансформационных стратегий. Если корпорация занимает удачное положение на рынке, имеет хорошие перспективы развития, но ей требуется усилить свои позиции для достижения конкурентных преимуществ в данной отрасли, то, используя механизм слияния и поглощения, она может достичь своей цели объединяясь или приобретая компании того же сегмента рынка.

Часто корпорации могут осуществлять слияние и поглощение компаниями из других сегментов рынка для снижения риска своей деятельности, расширения сферы своего присутствия. Если корпорация пересматривает свои позиции на рынке, находит новые приоритеты, выделяет для себя основные направления деятельности, освобождаясь от неосновных проблемных направлений, а также если корпорация испытывает недостаток в финансах, то она может эффективно использовать механизм слияния для продажи или выделения отдельных подразделений, дочерних предприятий.

Различают слияние горизонтальное, вертикальное, родовое, конгломеративное, а также национальное и транснациональное, дружественное и враждебное, корпоративные альянсы, производственное, финансовое слияние и т.д.

П1опытки понять мотивы, движущие корпорациями, активно использующими в своей деятельности стратегию слияния и по­глощения, привели к определению трех основных теорий, объяс­няющих слияние: синергетическая теория, теория агентских издержек свободных потоков денежных средств и «теория гордыни», основное содержание которых отражено на рис. 1.

Специалисты в области теории управления корпорациями рекомендуют при слиянии и поглощении компаний учитывать следующие факторы:

1. Состояние внешней окружающей среды:

♦ законодательство;

♦ налогообложение до и после слияния (налоговые льготы, изменение налогооблагаемой базы и пр.);

♦ политическое положение (стабильность, приемлемость для организации бизнеса и механизм взаимодействия бизнеса и органов государственной власти);

♦ уровень конкуренции и антимонопольное законодательство;

♦ отраслевые факторы.

2. Уровень организации и управления:

♦ качество и динамичность (гибкость) системы управления;

♦ рыночная позиция поглощаемой (поглощающей) органи­зации;

♦ состояние ресурсов производства, наличие технологичес­ких линий, технический уровень производства, обеспечен­ность трудовыми ресурсами и трудовые отношения.

1 Корпорация представляет собой организацию или союз организации созданных для защиты интересов и привилегий ее участников и образующих самостоятельное юридическое лицо. Как правило, корпорация состоит из материнской организации и дочерних предприятий, имеющих разный юридический статус и разные способы управления.

 

3. Финансовое состояние:

♦ уровень рентабельности продаж и капитала;

♦ темп роста и норма прибыли;

♦ страховые гарантии на активы организации.

 


Рис. 1. Теории, объясняющие слияние

Источниками получения экономического эффекта от слияния и поглощения являются:

♦ экономия на масштабах производства (технологическая экономия);

♦ экономия на масштабах сферы деятельности (экономия на разнообразии производимой продукции и рынков сбыта);

♦ экономия на трансакционных издержках (экономия на сделках, операциях, контрактах, договорах);

♦ конкурентные преимущества на рынках (экономия от ко­ординации рыночного поведения объединяемых организа­ций, внутрифирменного и межстранового перераспределе­ния ресурсов, регулирования цен товаров).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.